Культура смоленского княжества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура самостоятельного Смоленского княжества, обра­зовавшегося в начале XII в., отразила в себе общие для древ­ней Руси черты и имела ряд характерных местных особен­ностей.

Для укрепления господства светских и церковных феода­лов над массой сельского и городского посадского населения Смоленские князья учреждают в Смоленске самостоятельную епископскую кафедру. Развертывается усиленное строитель­ство каменных храмов.

Из них до наших дней сохранилось три. Это церковь Пет­ра и Павла (1146 г.), церковь Иоанна Богослова (1173 г.) и церковь Михаила Архангела (Свирская, 1194 г.). Эти уни­кальные памятники архитектуры XII в., а также фрагменты росписей, найденные при раскопках на месте несохранившихся храмов — свидетельство высокого искусства смоленских зодчих и живописцев домонгольского периода.

Смоленск был одним из немногих городов, избежавших разорения во время татаро-монгольского нашествия, что спо­собствовало сохранности шедевров ранней русской архитек­туры.

При Иоаннобогословекой церкви находилось и училище, созданное князем Романом Ростиславовичем, где учились де­ти духовенства и бояр.

В Смоленске в то время было много образованных людей, знавших греческий и латинский языки. Среди них были не только ученые монахи вроде известного в истории древнерус­ской литературы Климента Смолятича и проповедника Авраамия Смоленского, но и люди торговые и посадские. Находки в Смоленске берестяных грамот с письменами бытового со­держания — свидетельство распространения грамотности и среди рядового городского населения.

В период образования и укрепления русского централизо­ванного государства смоленской земле пришлось пережить много невзгод. С 1404 г. она после упорной борьбы была на­долго включена в состав Великого княжества Литовского.

В начале XVI в. смоленские земли были воссоединены с общерусским государством во главе с Москвой. Замечатель­ным памятником русской архитектуры конца XVI в. стал Смоленский кремль. Строитель его — Федор Конь — предпо­ложительно смоленский уроженец.

C 1611 по 1655 гг. Смоленск и большая часть Смолен­ских земель (кроме Вязьмы с уездом) находились под вла­стью Польши. Польские феодалы и католическая церковь стремились к полонизации края, но успеха не имели.

К первой половине XVIII в. относятся первые театральные представления в Смоленске.

В Вознесенском монастыре была организована школа-кол­легиум. Ученики ее три раза в год разыгрывали так называе­мые мистерии — театральные представления на религиозные темы.

Конец XVII в. и первая половина XVIII в. характерны рас­пространением грамотности и начального образования среди разных слоев населения. В Смоленске в XVII в. существова­ла школа для детей духовенства. Но в ней учились и дети купеческие и шляхетские (дворянские), поскольку развиваю­щаяся мануфактурная промышленность и усложнившиеся 4 условия военной и гражданской службы требовали людей с некоторыми минимальными знаниями.

B конце XVIII — начале XIX вв. Смоленск был одним из немногих губернских городов, где процветало книгоиздатель­ское дело. Издатель И. Я. Сытин печатал в Смоленске сочи­нения французских просветителей , часто в переводе Смолен­ского поэта и переводчика И. И. Виноградова (1765 —-1801) . И.И.Виноградов издавался так же в Москве и Петербурге.

Среди декабристов-смолян были поэты, писатели и фило­софы.

Здесь же родился и его брат - известный писатель и жур­налист Сергей Николаевич Глинка (1776—(1847 гг.).

В деревне Казулино в детстве в течение нескольких лет жил у своих родственников Льжошиных будущий декабрист И. Д. Якушкин (1793—1867 гг.), родившийся недалеко от этих мест - в селе Жуково. С детства И. Д. Якушкин был знаком с А. С. Грибоедовым, с которым встречался в Казулине и в имении Грибоедовых Хмелите. И.Д.Якушкин, А.С. Грибоедов в одно и то же время обучались в Москов­ском университете, а лето проводили обычно на Смоленщине.

Был связан со Смоленской землей и поэт-декабрист В.К.Кюхельбекер. Здесь постоянно жила его сестра, а сам поэт бывал неоднократно: первый раз после возвращения с Кавказа в 1822 г., последний - после восстания декабристов, по пути к западной границе России.

В.К. Кюхельбекер был дальним родственником великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Во время учебы в благородном пансионе в Петербурге юный Глинка на­ходился под его особым попечением. От декабристов, и в частности, от Кюхельбекера, он воспринял высокие нравст­венные гражданские идеалы любви и уважения к трудовому народу, веру в грядущее свободное национальное сообщество, в котором угнетенный и бесправный в его время народ зай­мет достойное место.

Смолянином считал себя, ученик и продолжатель дела Глинки, в создании русской национальной музыки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869 гг.), который провел детские годы в смоленской деревне Твердуново. А.С. Дарго­мыжский приезжал сюда будучи знаменитым композитором в 1861 г. при освобождении крестьян от крепостной зависимо­сти.

Со Смоленскими местами связаны жизнь и творчество не­которых известных литераторов первой половины XIX в. Сре­ди них известный писатель и теоретик славянофильства Алек­сей Степанович Хомяков (1804—1860 гг.) , сторонник осво­бождения крестьян от крепостной зависимости. А.С. Хомя­ков жил в Москве, но нередко бывал и в своем смоленском имении селе Липецах. Здесь им написаны некоторые произведения.

С середине XIX в. подолгу жил в своем смоленском име­нии Григорий Николаевич Геннади (1826—11680 гг.) - автор многих библиографических трудов по географии, этнографии, статистике, истории, археологии, краеведению, истории рус­ской литературы, по произведениям отдельных русских пи­сателей.

Перечисленные факты из истории культуры на Смоленщи­не свидетельствуют о ее значительных достижениях. Но в ус­ловиях крепостнического строя возможности для ее развития были крайне ограничены.

В Смоленске первой половины XIX в. так и не удалось соз­дать постоянный театр, было всего два средних учебных за­ведения (из них одно церковное), не было художественных и музыкальных школ, в 1812 г. прекратилась издательская дея­тельность И.Я. Сытина. Несколько выдающихся представите­лей русской культуры принадлежат к дворянству и изредка являются выходцами из духовенства. Поэтому памятники, связанные с их жизнью и деятельностью - это, главным об­разом, усадьбы, сохранившиеся лишь в редких случаях.

После отмены крепостного права на смоленской земле появляются оснащенные машинами предприятия: текстильная фабрика, стекольные заводы, предприятия по обработке сель­скохозяйственного сырья. Через губернию пролегли линии не­скольких железных дорог. Но несмотря на это губерния в про­мышленном отношении, по сравнению с центральными райо­нами России, была отсталой. Развитие же сельского хозяй­ства по капиталистическому пути на нечерноземных почвах губернии требовало применения новых рациональных методов его ведения.

Не случайно во второй половине XIX - начале XX вв. Смо­ленщина дала России так много ученых, посвятивших свою деятельность сельскому хозяйству, его научным основам. Е смоленском селе Милюкове родился, в Смоленске получил среднее образование и в Смоленской губернии выполнил ряд научных исследований основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев (1846 -1903 гг.). Смолянином был и другой крупнейший ученый-почвовед, основатель института им. В. В. Докучаева, академик Константин Дмитриевич Глинка (1867-1927 гг.). Во второй половине XIX в. в деревне Бессоново Смоленской губернии протекала деятельность извест­ного зоотехника Д. А. Путяты, которому удалось вывести но­вую породу крупного рогатого скота.

В смоленской деревне Шиловичи родился и провел детские годы выдающийся русский зоолог Николай Михайлович Ку­лагин (1860—11940). В начале XX в. ученый организовал в родной деревне сельскохозяйственные курсы для крестьян. В конце жизни Н.М.Кулагин - действительный член ВАСХНИЛ, заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Белорусской АН. В течение многих лет в имении Батищево вел научно-исследовательскую и практическую работу по внедрению в сельское хозяйство новейших достижений агрохимии знаменитый ученый и публицист Александр Ни­колаевич Энгельгардт.

Стремление к распространению среди крестьян необходи­мых им знаний для ведения хозяйства было свойственно не только ученым специалистам, но и вообще демократической интеллигенции. Примером этого может служить открытая в 1693 г. на средства поэта-петрашевца А. Н. Плещеева сель­скохозяйственная школа в селе Шанталово , которая ставила целью распространение в народе знаний по молочному жи­вотноводству, полевому хозяйству и огородничеству, обучение крестьян плотничьему, кузнечному, столярному, слесарному и другим ремеслам. В советское время на ее базе было созда­но сельскохозяйственное училище, а затем - техникум.

Смолянином был и пролетарский поэт, участник трех революций Владимир Тимофеевич Кириллов (1890-1943 гг.). В.Т.Кириллов родился и вырос в деревне Харино Духовщинского уезда. За участие в революционном движении моряков в1905-1906 гг. был предан суду. В Усть-Сысольской ссылке вступил в социал-демократический кружок.

На Смоленщине родился замечательный скульптор С.Т.Коненков.

Культурное строительство в 20-е годы шло очень интенсивно. К середине 20-х гг. в университете обучалось более 1100 студентов и около 800 человек училось на рабфаке. В 1921г. была создана и в июне 1922г. открыта губернская публична библиотека, насчитывав-шая 250 тыс. томов.

В бывшем доме губернатора в Смоленске был открыт Дом крестьянина. В нем размещались сельскохозяйственный музей, пропагандировавший агрономические знания, библиотека, кино, юридическая консультация.

Неизменно повышается культурный и образовательный уровень широких масс трудящихся области. В одном только Смоленске было построено в 1934 -1940 гг. 12 школьных зда­ний. Всего в 1940 г. в городе было 39 средних, 7 семилетних и 11 начальных школ, в которых обучалось 30 тыс. школьни­ков. В 1941 г. Смоленская область получила переходящее Красное Знамя Наркомата просвещения РСФСР за хорошую работу по ликвидации неграмотности и малограмотности.

После освобождения Смоленской области, наряду с огромными усилиями по восстановлению экономики, были приняты неотложные меры к ремонту и реставрации исторических зданий.

Но наряду с восстановлением старых зданий (театра, Мединститута, Дворца труда, Дома книги и др.) в Смоленске и области строятся новые школы, дома культуры, клубы, кинотеатры.

В области возрождается интенсивная творческая жизнь отделения Союза советских писателей, возглавлявшегося долгие годы замечательным русским советским поэтом Н. И. Рыленковым.

Тысячелетние культурные традиции Смоленского края обогащенные в наше время новым содержанием продолжают жить и развиваться.

Архитектура

Первоначально город Смоленск размещался в районе современного Гнездиловского могильника. Из-за постоянных угроз разлива Днепра в конце XI века город был перенесен на современное место. Как и положено на новом месте в первую очередь стали возводить крепостные стены и храмы.

Опираясь на работы современных археологов можно с полной уверенностью сказать, что на территории города к моменту прихода монгол существовало двадцать шесть каменных храмов, другие считают сорок шесть, и еще четыре вне его пределов. К сегодняшнему дню их осталось три.

Один из сохранившихся храмов – это Свято-Успенский кафедральный Собор (храм Успения Пресвятой Богородицы или Успенский Собор). Строительство собора была начато, по приказанию Владимира Мономаха, в 1101 г. во время его поездки в Суздаль. Этот храм был первым каменным культовым сооружением в княжестве. Храм был выстроен в подражание собору Киево-Печерского монастыря.

На берегу реки Сядынь погиб один из первых русских святых – князь Глеб. Смоленские князья, пользуясь эти фактом, хотели поднять значение своей столицы. Поэтому начиная с сороковых годов XII века в городе начинается массовое строительство. По свидетельствам летописцев, князья, обустраивая свою резиденцию хотели из нее сделать второй Вышгород (первый был в Киеве).

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Архитектура Смоленска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для всех Смоленских церквей характерна крестово-купольная четырех-шестистолповая постройка. Архитектурные сооружения, выполненные в Смоленском княжестве, напоминают сооружения, сделанные в Киеве, но при детальном рассмотрении можно увидеть, что только в общих чертах. Смоленские архитекторы и зодчие, изучая киевскую архитектуру, перекладывали ее произведения с учетом местных особенностей.

Архитектуру этого региона отличает наличие романских элементов – пучковых пилястров, аркатурных поясов, перспективных порталов. Этот вид влияния обусловлен наличием западных мастеров, работавших в Смоленске на строительстве и украшении городских зданий и сооружений.

Живопись

К сожалению, аутентичных произведений смоленской живописной школы сохранилось очень мало. Этому в первую очередь способствовало местоположение региона. За последнюю тысячу лет через территорию, где располагалось княжество, не раз и не два проходили все войны, которые Россия вела в западном направлении.

В начале 60-х годов 20 века были проведены археологические раскопки монастырского храма на Протоке. В результате раскопок собора, в нижней части стен были открыты росписи декоративного характера. На этих росписях были представлены святитель Николай, святая Параскева и трое мучеников в белых одеждах. Живописные произведения датируются концом 12 – началом 13 веков.

Найденные произведения отличались свободой и живописностью выполнения. По своему стилю исполнения лики святых ближе к киевской школе, чем к новгородской. В росписях мало использованы белильные линии и блики и им присуща спокойная светотеневая лепка.

Смоленские росписи отличаются и по технике исполнения от киевских и новгородских произведений этого же времени. Подготовка пространства для росписи выполнена во фресковой технике, а вот собственно роспись осуществлена по сухой штукатурке при помощи связующего элемента.

Если же говорить о миниатюрных живописных произведениях, созданных в пределах Смоленского княжества, то здесь стоит остановиться на следующих сохранившихся произведениях:

Литература

Все ныне существующие литературные произведения Смоленского княжества по времени создания относятся к периоду наибольшего расцвета государства – 12-13 векам. К современному читателю пришло три основных смоленских произведения (не считаю отрывочных летописей):

История Смоленска играет важную роль в истории древнерусских земель. Смоленск относился к одному из крупнейших торговых городов. Именно его роль торгового города и географическое расположение сыграли решающую роль в истории княжества. Город становился объектом притязаний не только удельных князей, но и иностранных государств (Литва, Польша). Постоянная внешняя и внутренняя угрозы превратили Смоленск в крепость.

Развитие культуры Смоленского княжества

Развитие культуры Смоленского княжества было непосредственно связано с политической историей. Уже после смерти Владимира Красное Солнышко началась борьба за власть, в которой Смоленские земли играли важную роль. Святополк в 1015 году первоочередным делом постарался устранить наместника Смоленска - князя Глеба. Убийство князя Глеба произошло на реке Смядыни. В память о трагическом событии в 1115 году в Смоленске был воздвигнут деревянный Борисоглебский монастырь. Позже, в 1145 году, он был перестроен в каменный.

В 1136 году князь Ростислав Мстиславович учредил епископию во главе с греком Мануилом. Этот шаг стал большим толчком для развития культуры и просвещения. При монастырях появляются большие библиотеки, начинается летописание, формируется городская община.

Ростислав возвел новую крепостную стену вокруг города. Повсюду начинается монументальное строительство, возводятся храмы Петра и Павла, Иоанна Богослова, Михаила Архангела. Княжество переживает период расцвета.

Культура Смоленского княжества начала формироваться в рамках древнерусского государства, но уже в XII веке приобрела свои характерные особенности:

  • широкое распространение грамотности среди населения;
  • большое влияние смоленского духовенства на культурную жизнь княжества;
  • влияние направлений западноевропейского стиля архитектуры (романский стиль).

Согласно народной легенде, несколько смоленских дружинников нанесли тяжелое оскорбление Авраамию, после чего в городе внезапно началась чума. Как только Авраамий великодушно простил обидчиков, эпидемия пошла на спад.

Архитектура Смоленского княжества

До настоящего времени сохранилось три архитектурных памятника Смоленского княжества: церковь Петра и Павла (1146 год), церковь Иоанна Богослова (1173 год), церковь Михаила Архангела (Свирская, 1194 год). Все эти шедевры смоленской архитектуры представляют особенности архитектурной школы княжества.

Храм Петра и Павла - классический образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Фасады храма украшены лопатками, храм имеет перспективные порталы и фасадные аркатуры. Фасады церкви были обмазаны розовато-белым раствором с оставлением открытыми кирпичных деталей декора. Церковь Иоанна Богослова имеет много схожих черт с церковью Петра и Павла.

Придворный княжеский храм Михаила Архангела является наиболее ярким произведением смоленских архитекторов. Храм четырехстолпный, его центральная часть значительно вытянута вверх. Боковые апсиды прямоугольной формы. Композиция объемов церкви отличается четко выраженной центричностью. Роспись церкви отличалась яркостью, роскошное художественное оформление вызывало удивление не только у русских посетителей, но даже иностранцы стремились попасть в эту церковь.

Искусство и литература Смоленской земли

Ослабление связи с Византией в XII веке привело к проникновению западноевропейских влияний в культуру Смоленского княжества. Это влияние ярко отражено в искусстве списывания книг и рисовании (в миниатюрах).

Одним из памятников письменности и искусства Смоленского княжества является псалтырь Онежского монастыря, списанный в 1395 году Лукой Смоляниным. Псалтырь переписан полууставом, рисунки сделаны в разных стилях иконописания: византийский, романский, кельтский, скандинавский.

Отдельным аспектом культурной жизни Смоленского княжества является литературная деятельность. Среди известных памятников письменности и литературы можно выделить следующие:

  • Смоленская торговая правда;
  • Повесть о святом и победоносном мученике Меркурии, чудотворце Смоленском;
  • Хождение Игнатия Смолнянина;
  • Слово летом вкратце.

Таким образом, культура Смоленского княжества развивалась в рамках единого культурного пространства русских земель, при этом испытывала значительное влияние западноевропейской культуры.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".


Ты, буй Рюриче и Давыде!
Не ваю ли вой злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
Рыкают акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме?
Вступита, господина, в злат стремень
За обиду сего времени, за землю Рускую,
За раны Игоревы, буего Святославлича!


Смоленское княжество — древняя земля кривичей — занимало срединное положение, было окружено со всех сторон русскими областями. Через Смоленск проходили важные магистральные дороги в Западную Европу и Византию: путь вверх по Днепру завершался у Смоленска; далее через систему волоков он мог вывести и в Западную Двину (к Полоцку и в Балтику), и в Ловать, и затем в Новгород.

Торговое значение Смоленска отражено в договоре Смоленска с Ригой и Готландом 1229 года. Смоленское княжество, выделявшееся время от времени в удел ещё в XI веке, обособилось от Руси при Ростиславе Мстиславиче (1127-1159), внуке Мономаха и отце упоминавшихся выше Рюрика и Давыда.


Смоленск имел очень удобную связь с Киевом — вниз по Днепру можно было пустить флотилию любых размеров, и всего лишь через восемь дней она была уже под стенами столицы. Единственным препятствием на этом пути был Любеч, принадлежавший черниговским князьям, но и оно было устранено.


От времени Ростислава до нас дошёл интереснейший документ, подробно вводящий нас в княжеское феодальное хозяйство. Это грамота Ростислава Мстиславича епископу Мануилу, данная по случаю учреждения в Смоленске епархии около 1137 года. Здесь перечислены статьи княжеского дохода с разных городов Смоленского княжества, десятая часть которого (десятина) передавалась церкви. В 36 пунктах собралось различных поборов на 4 тысячи гривен; здесь были и виры, и продажи, и полюдье, торговые пошлины, мыт (таможенные сборы), гостевые и др.

Епископ получал земельные владения с феодально зависимым населением (изгои, бортники и др.) и доходы с церковных судов по особым видам преступлений. В то время во всех образовавшихся княжествах учреждались самостоятельные епархии и оформлялись имущественные права епископов. Происходило это по инициативе князей, закрепившихся в определенных землях и хотевших усилить княжеские позиции поддержкой церкви.

Собор Петра и Павла Смоленск 12 век


Смоленск- церковь архангела. Михаила, 12 век


Церковь Иоанна Богослова-12 век. Смоленск

Смоленское княжество, укрытое внутри русских земель от всех внешних врагов, долго, до начала XV века, сохраняло самостоятельность. Батый во время похода 1237 — 1238 годов направился было к Смоленску, но затем обошел его стороной. Очевидно, богатый торговый город, украшенный десятками великолепных зданий и обнесенный крепкими стенами, представлял непреодолимую преграду для войска, измотанного сопротивлением русских городов, и кровожадный завоеватель не посмел показаться под его стенами.

Далее… СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ XIII ВЕКА. Новгород Великий

Читайте также: