Культура русского зарубежья кратко в 1930

Обновлено: 02.07.2024

В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

Возникли литературно-художествен­ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

-Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);

Наиболее известные учёные:

-физика (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе, С. А. Чаплыгин);

-математика (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш);

-физиология (И. П. Павлов); биология (Н. И. Вавилов);

-селекция растений (И. В. Мичурин); -химия (Н. Д. Зелинский);

-геохимия и био­химия, теория ноосферы (В. И. Вернадский).

Просвещение. Госу­дарство, испытывая нужду в квалифици­ро­ван­ных кадрах, открыло сотни но­вых вузов, где обучалось в 6 раз больше студентов, чем в царской России. Среди студентов доля выходцев из рабочих составляла 52 %, из крестьян – 17 %.

Советскими архитекторами были построены: плотина Днепрогэса (архитекторы – уроженцы Ивановской обл. братья Л., В. и А. Весни­ны), Мавзолей В. И. Ленина (А. Щýсев), театр Красной Армии (К. Алабян и В.Н. Симбирцев), Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВДНХ), станции московского метрополитена, Крымский мост через Мо­сква-реку и др. В это же время в 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя, уничтожены Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Сухарева башня, Красные ворота, разрушены памятники царям и т.д. На нужды индустриализации были распроданы ценнейшие экспонаты Эрмитажа и других музеев. В результате Эрмитаж по богатству собраний с 3-го места в мире скатился на 17-е.

Выдающиеся деятели искусства 1930-х годов:

-композиторы С. Прокофьев (1891–1953), Д. Шостакович (1906–1975), И. Дунаев­ский (1900–1955);

-актёр В. И. Качалов, певец-тенор Л.В. Сóбинов.

В то же время подвергались гонениям писатели и по­эты М. Булгаков, С. Есенин, Е. Замя­ти­н, А. Платонов, художники П. Корин, К. Малевич, П. Фи­лонов. Были репрессированы О. Мандельштам, Б. Пиль­няк, И. Бабель и др.

Русское зарубежье. В революцию и Гражданскую войну около 2 млн. россиян, в том числе многие представители куль­турной и политической элиты, покинули страну. Центрами культуры русской эмиграции были: Париж, Берлин, Прага, Белград, на востоке – Харбин (Китай). В Париже возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). С их помощью создавались русскоязычные школы и гимназии. Русская гимназия в Париже просущест­вовала 40 лет.

Наиболее крупные деятели русской культурной эмиграции:

-писатели и поэты А. И. Куприн, И. А. Бунин, М. И. Цветаева, Д. С. Мережковский, З. Н. Ги́ппиус, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замя­ти­н. М. Горький в 1921–1928 гг. жил в эмиграции на о. Кáпри (Италия);

-художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, В.В. Кандинский, М.З. Шагáл, скульптор С.Т. Конёнков;

-композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский;

-пе­вец-бас Ф.И. Шаляпин, балерина А.П. Павлова;

Впоследствии в Россию вернулись: А. Куприн, М. Цве­таева, А. Толстой, М. Горький, С. Конёнков и др.

Культура русского зарубежья, развиваясь вдали от Родины, являлась неотъемлемой частью общерус­ской культуры.

Таким образом, в результате осуществления культурной революции были достигнуты опредёленные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения составила 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. человек; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии, согласно официальной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Читайте также: