Культура русского зарубежья кратко в 1930
Обновлено: 02.07.2024
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. Под руководством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, разведка нефти между Волгой и Уралом. Академик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ракетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáндер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основоположник самолётостроения Н.Е. Жуковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.
Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней (1-я ступень – четыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориентированы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обществоведение.
Возникает множество новых литературных групп и организаций:
Возникли литературно-художественные объединения пролетарско-большевистской коммунистической ориентации:
-Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);
Наиболее известные учёные:
-физика (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе, С. А. Чаплыгин);
-математика (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш);
-физиология (И. П. Павлов); биология (Н. И. Вавилов);
-селекция растений (И. В. Мичурин); -химия (Н. Д. Зелинский);
-геохимия и биохимия, теория ноосферы (В. И. Вернадский).
Просвещение. Государство, испытывая нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, где обучалось в 6 раз больше студентов, чем в царской России. Среди студентов доля выходцев из рабочих составляла 52 %, из крестьян – 17 %.
Советскими архитекторами были построены: плотина Днепрогэса (архитекторы – уроженцы Ивановской обл. братья Л., В. и А. Веснины), Мавзолей В. И. Ленина (А. Щýсев), театр Красной Армии (К. Алабян и В.Н. Симбирцев), Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВДНХ), станции московского метрополитена, Крымский мост через Москва-реку и др. В это же время в 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя, уничтожены Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Сухарева башня, Красные ворота, разрушены памятники царям и т.д. На нужды индустриализации были распроданы ценнейшие экспонаты Эрмитажа и других музеев. В результате Эрмитаж по богатству собраний с 3-го места в мире скатился на 17-е.
Выдающиеся деятели искусства 1930-х годов:
-композиторы С. Прокофьев (1891–1953), Д. Шостакович (1906–1975), И. Дунаевский (1900–1955);
-актёр В. И. Качалов, певец-тенор Л.В. Сóбинов.
В то же время подвергались гонениям писатели и поэты М. Булгаков, С. Есенин, Е. Замятин, А. Платонов, художники П. Корин, К. Малевич, П. Филонов. Были репрессированы О. Мандельштам, Б. Пильняк, И. Бабель и др.
Русское зарубежье. В революцию и Гражданскую войну около 2 млн. россиян, в том числе многие представители культурной и политической элиты, покинули страну. Центрами культуры русской эмиграции были: Париж, Берлин, Прага, Белград, на востоке – Харбин (Китай). В Париже возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). С их помощью создавались русскоязычные школы и гимназии. Русская гимназия в Париже просуществовала 40 лет.
Наиболее крупные деятели русской культурной эмиграции:
-писатели и поэты А. И. Куприн, И. А. Бунин, М. И. Цветаева, Д. С. Мережковский, З. Н. Ги́ппиус, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин. М. Горький в 1921–1928 гг. жил в эмиграции на о. Кáпри (Италия);
-художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, В.В. Кандинский, М.З. Шагáл, скульптор С.Т. Конёнков;
-композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский;
-певец-бас Ф.И. Шаляпин, балерина А.П. Павлова;
Впоследствии в Россию вернулись: А. Куприн, М. Цветаева, А. Толстой, М. Горький, С. Конёнков и др.
Культура русского зарубежья, развиваясь вдали от Родины, являлась неотъемлемой частью общерусской культуры.
Таким образом, в результате осуществления культурной революции были достигнуты опредёленные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения составила 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. человек; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии, согласно официальной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Читайте также: