Культура русского централизованного государства кратко

Обновлено: 28.06.2024

Расцвет культуры Руси в 14-15-м вв. связывают с экономическим и политическим улучшением страны, с возрастанием сопротивляемости народа к внешним агрессорам, победой в Куликовской битве. Искусство русской живописи достигло наивысшего уровня развития, русский художник Андрей Рублев способствовал возведению новой школы.

Сергий Радонежский, преподобный, известный своим участием в подготовке к Куликовской битве, борьбой за прекращение междоусобиц и содействием в присоединении русских земель к Москве, был духовным наставником одного из главных художников того времени.

Главная роль в живописи в 14-15-го вв. принадлежала иконописи. В 14-м в. в Новгороде появился художник из Константинополя — Феофан Грек, имевший большое значение для развития московских школ живописи.

Во время формирования централизованного государства перед архитекторами стояла главная задача: улучшить строительство крепостей в городах и монастырях, а в Москве воздвигать новые храмы и дворцы. Для этих целей были приглашены каменщики и зодчие из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры.

Возник каменный Кремль, Красная площадь, монастыри-крепости, защищавшие доступ к Москве. Были построены Успенский и Архангельский соборы.

В русской культуре 14-15-го вв. обширное строительство влияло и на навыки в области техники. Появившиеся позднее в Москве и Новгороде часы говорят о том, что русские мастера были знакомы с системой зубчатых колес.

Русская культура 15-16-го вв.

Кузнечное дело, производство оружия, чеканка монет, изготовление труб для добычи соли, создание известкового грунта для настенной живописи — все это развивалось благодаря росту знаний в прикладном искусстве. В России пытались дать объяснение явлениям окружающего мира: летописцы делали записи наблюдаемых астрономических явлений, развивались и знания в медицине.

Освобождение от татаро-монгольского ига и создание национального государства положительно отразились на иных отраслях русской культуры 15-го в. Развивается образованность жителей, книжность. Геннадий Новгородский предложил Ивану 3-му построить училища для обучения людей грамоте и богословию.

С освобождением государства от Золотой Орды росла и крепла русская культура.

Жилища и поселения

Одежда и пища

В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан — понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи — богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны — летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной — здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.

Религия

Народное творчество

Грамотность и письменность

Книгопечатание

Общественно-политическая мысль

Зачатки научного знания и борьба церкви с ними

Зодчество

Живопись

Музыка и театр


Появление в 13 веке отдельного Московского княжества и расширение его территорий в 14-15 веках стало основным шагом к образованию Русского централизованного государства, этапы и особенности создания которого представлены в нашей статье.


Условия для образования

Поговорим кратко о предпосылках образования Русского централизованного государства:

  • Развитие сельского хозяйства, ремесленничества, торговли (особенно в новообразованных городах):
    усовершенствование ведения хозяйства привело к появлению продуктов и изделий не только для личного пользования, но и для продажи;
  • Возросшая необходимость в централизации власти для сдерживания антифеодальных выступлений крестьян:
    увеличение принудительных работ и выплат вынуждали крестьян оказывать серьезное сопротивление помещикам (разбои, поджоги);
  • Появление сильного центра (Москвы), объединяющего вокруг себя все больше ранее раздробленных княжеств (далеко не всегда честным путем):
    выгодное территориальное расположение позволило Москве стать крупным княжеством, контролирующим взаимосвязи других русских земель;
  • Потребность в совместном выступлении против Литовского княжества и монголо-татаров для отвоевания исконно русских территорий:
    в этом было заинтересовано большинство представителей всех сословий;
  • Существование на Руси единой веры и языка.

Надо отдать должное монголо-татарам: они не насаждали на захваченных землях свою веру, позволяя простому народу исповедовать православие, а церкви развиваться. Поэтому, освободившись от захватчиков, к XVI веку Россия стала единственным независимым православным государством, что позволило ей считала себя преемницей не только Киевской Руси, а и Византийской империи.

Русская церковь 16 века

Рис. 1. Русская церковь 16 века.

Периоды формирования

Считается, что централизованное государство сформировалось уже в XV веке в период правления князя Ивана ΙΙΙ Васильевича (1462-1505 гг.).

Позже русские территории существенно расширились за счет политики Василия ΙΙΙ (1505-1533 гг.) и завоеваний Ивана ΙV Грозного (формально с 1533 года; официально – 1547-1584 гг.). Последний в 1547 году принял титул царя, он венчался на царствование в Успенском соборе в г. Москва. Грозный смог присоединить к своим владениям земли, которые ранее не были русскими.

Процесс создания единого государства можно условно разделить на такие основные этапы:

Укрепление государственности происходило также за счет принятия законодательных актов, направленных на централизацию власти. Основой для этого было формирование феодальной системы: князь-помещик. Последние получали земли в управление на период несения княжеской службы, становясь зависимыми от представителя вышестоящего сословия. При этом сами помещики стремились к закрепощению крестьян. Отсюда – создание Судебника (свод законов 1497 года).

Государь Иван ΙΙΙ

Рис. 3. Государь Иван ΙΙΙ.


14-15вв.- первые каменные постройки.

1367-впервые белокаменные стены Московского Кремля. (Д.Донской)

Началось гражданское строительство.

1302- в Новгороде каменный Кремль

Завершение ансамбля Московского Кремля: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алезий Новый

1485-1495- кирпичные стены, украшенные зубцами - в виде ласточкиных хвостов-мерлоны.

Архитектурный ансамбль Соборной площади:

1475-1479- Успенский собор (Фиораванти)- по примеру успенского собора во Владимире.

Светские постройки:

- Княжеский дворец (сохранилась Грановитая палата-ит. Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.

Архитектурный центр- колокольня Ивана Великого- 1505-1508 и надстроенная в 1600.- самая высокая до 19 века( 81 метр) Построил Бонон Фрязин.

Новый стил ь- шатровое строительство.( традиции народного деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи).В отличие от крестово-купольных храмов- не имеет внутри столбов. А держится на фундаменте.

Первая- церковь Вознесения в селе Коломенском.1532.

( Василий 3- в честь рождения Ивана Грозного).

Покровский собор- Храм Василия Блаженного.1555-1561- рус. Барма и Постник (в честь взятия Казани). Назван по имени юродивого, погребённого под ним).

Много построено крепостей (фортификационное строительство).

В Москве- стены Кремля – 20 башен.(1516).

1585-1593-третья - Белый город- Фёдор Конь.( Сейчас- Бульварное кольцо).

В конце 16в- деревянные стены на Земляном валу( сейчас- Садовое кольцо).- построена при Борисе Годунове в 1591-1592. Названа Скородомом, т.к. быстро построена.

Строительство небольших и вотчинных храмов, в архитектуре которых выделяются светские мотивы (Церковь Благовещения на Ваганькове, 1574, Николы в Мясниках. Сер.16 в.)

Читайте также: