Спецэффекты в кино кратко

Обновлено: 30.06.2024

Долгий путь от мультиэкспозиции до компьютерной анимации.

Спецэффекты — технология такая же старая, как и сам кинематограф. Со времён первых немых короткометражек именно они помогают воплощать в жизнь самые невероятные фантазии режиссёров и делать кино реалистичным.

За более чем столетнюю историю в арсенале кинопроизводителей накопилось такое количество разных приёмов по созданию спецэффектов, что уместить их все в один текст вряд ли получится. Но мы постараемся.

Прежде чем перейти к истории спецэффектов в кино, необходимо определиться с тем, что под этим понятием скрывается. В общем смысле, спецэффекты — технологические приёмы, применяемые в кино для визуализации объектов, явлений или событий, которые не могут быть сняты обычным способом или не существуют в реальности.

Приёмы эти бывают двух видов: визуальные и механические. Первые предполагают обработку видеоряда после съёмки, например, монтаж или компьютерная анимация; вторые — до съёмки, то есть грим, декорации, искусственные погодные условия. Оба вида спецэффектов начали использовать ещё в XIX веке.

Вот как это работало:

  1. Актриса, изображавшая королеву Марию, подошла к плахе, а актёр, игравший палача, поднял над её головой топор.
  2. Камеру поставили на паузу, а актёров заставили замереть на месте.
  3. Королеву Марию заменили на манекен в идентичной одежде.
  4. Камеру запустили снова, и уже ненастоящей Марии отрубили голову.

Во время премьеры этот фильм произвёл настоящий фурор: многие думали, что ради записи убили реальную женщину.

Другой популярный визуальный спецэффект конца XIX — начала XX века — двойная или мультиэкспозиция, то есть объединение двух или нескольких кадров в одном. Для создания этого эффекта на одну плёнку записывали несколько видеодорожек с разным уровнем экспозиции.

Применять спецэффекты в фильмах пытались многие кинопроизводители, однако эффективнее всего делать это получалось у Жоржа Мельеса.

Новаторским решением Мельеса был приём разделённого экрана, то есть склеивание половинок или нескольких частей разных кадров для создания нового изображения. Этот спецэффект позволял легко создать иллюзию того, что актёр находится в кадре с самим собой или своим двойником.

Чтобы сделать флаг красным на протяжении всей сцены, Эйзенштейну пришлось нанести краску на 108 кадров

В течение следующих трёх десятилетий спецэффекты в кино развивались в основном в сторону визуального наполнения фильмов.

Новый этап в развитии спецэффектов начался вместе с появлением цветного кино. Тогда первым делом кинопроизводители занялись переработкой уже изобретённых приёмов. И первой из-за цвета пришлось меняться дорисовке.

Роль хромакея сейчас выполняет зелёный экран, а в первых фильмах он был голубым. Такие цвета были выбраны не случайно — они меньше всего представлены в естественных оттенках кожи людей, поэтому отделить их без вреда для реального изображения проще всего.

Следующая прогрессивная технология в спецэффектах — dynamation— была придумана мастером stop-motion Рэем Харрихаузеном. Этот приём использовался для совмещения кукольной анимации и реальной актёрской игры. Dynamation напоминает рирпроекцию, но всё же значительно отличается от неё. Съёмка при помощи этой технологии состояла из нескольких этапов.

  1. Продумывание последовательности действий куклы в фильме.
  2. Съёмка игровой сцены с актёрами и статистом, изображающим действия куклы.
  3. Запись кукольной анимации на фоне проекции с игрой актёров.

Съёмочная площадка для создания dynamation состояла из трёх последовательно расположенных элементов: экран для проекции, стол для кукол и стекло, частично закрашенное чёрной матовой краской. Последнее помогало закрывать от камеры сначала актёров, а затем куклу.

С распространением телевидения кинематограф стал сдавать позиции: люди предпочитали проводить время дома, кинотеатры несли убытки и закрывались. Вернуть интерес аудитории к фильмам пытались разными способами, один из них — развитие спецэффектов.

Первый кинотрюк, появившийся в 60-е — дублирование. Это приём, благодаря которому один актёр может сыграть двух идентичных близнецов.

На производство спецэффектов студии в этот период начали тратить огромные бюджеты. Это позволило делать декорации уже не при помощи миниатюр, а выстраивая их в реальную величину или даже больше.

  1. Камера устанавливалась на операторскую тележку, движущуюся вперёд-назад.
  2. Перед камерой устанавливался экран с разрезом.
  3. За экраном влево-вправо двигались рисунки.

Чтобы создать этот эффект, снятые на плёнку кадры делили на маленькие квадраты, затем определяли усреднённый цвет каждого из них. Процесс был жутко трудоёмкий и долгий: для создания одной сцены длиною 10 секунд требовалось около 8 часов.

Она была создана в студии спецэффектов ILM (одно из подразделении Lucasfilm) специально для съёмок полётов космических кораблей. Dykstraflex управлялась при помощи прописанной для неё компьютерной программы. Это позволяло перемещать камеру по невероятным траекториям и создавать ощущение скоростного полёта.

Начиная с 90-х основным направлением в развитии спецэффектов стала компьютерная графика. Специалисты по визуальному оформлению фильмов начали усиленно работать над качественным преобразованием CGI и изобретением новых способов её применения.

Для создания этого эффекта на актёра Энди Сёркиса надели костюм с датчиками движения. Они передавали сигналы, которые фиксировались 13 камерами. Затем информация со всех устройств загружалась на компьютер и сводилась в единую трёхмерную модель, обладающую основными чертами актёра.

Сейчас при помощи CGI можно показывать на экране всё, что угодно: выдуманные миры, жуткие катастрофы и космические путешествия. Однако компьютерная графика не всегда получается удачной и иногда только мешает воспринимать фильм как единое целое. Поэтому многие режиссёры стараются по минимуму прибегать к её использованию.

Спецэффекты в кино появились более ста лет назад. За это время они значительно изменились внешне, поменялся и процесс их создания. Зрителя постоянно нужно удивлять, а потому специалисты по спецэффектам постоянно работают над чем-то новым. Возможно, нас удивят уже совсем скоро.

Великолепная статья! Мастрид!

Увидел слово в статье — знал, что в комментах будет это видео :)

История моей жизни в одном клипе, гениально)

Сначала читаешь статью + потом смотришь видео = идеально

Автору просто нужно разочек покеить растения с гринскрина )))

На самом деле при получении модели из фото еще нужно убить немало времени/нервов/кофе на то, чтобы модель почистить. Хотя вроде зависит от качества камер и количества снимков, но все равно артефактов будет много..

Ну мне кажется, это уже лишние подробности для такой обзорной стать. Уверен, что у всех описанных в материале методов есть подводные камни.

Хотелось бы почитать про игры в таком же ключе — развитие технологий, начиная от эпохи динозавров, кончая инопланетянами. Если уже есть такой материал на DTF, киньте, пожалуйста, ссылку.

Конечно, "brief", но лучше материала про развитие видеоигровой графики не встречал

В сиквел у него под водичкой что то будет.

Вода будет из экрана брызгать в зрителей. Хотя нет, что-то такое я видел в 150D-кинотеатрах. А вдруг он заставит зрителей плавать — кинотеатр в бассейне!

Их спецэффектами по сегодняшним меркам сложно назвать. Кропнуть кадр, передвинуть/подрисовать гору на фоне, чтоб композиционно выстроить.

Спецэффектами они от этого быть не перестанут. Графона во многих фильмах сейчас полно, а уж в крупнобюджетных и подавно. В "Максе" не только мэттпейнтинг, но и куча других вполне себе визуальных эффектов – та же песчаная буря, куча клинапа и проч.

Поэтому и не пишут что обходились совсем без VFX. И в этом посте тоже так не написано. Тут уже как каждый сам воспринимает, на то и делает упор. Меня, например, больше поражает количество и качество именно практических эффектов, на их фоне теряются визуальные. Скажем так: они воспринимаются настолько банальными, как цветокоррекция. Спецэффект ли цветокоррекция?

Буря да, единственное что сильно выбивается. Но если ее выкинуть, фильм ничего не потеряет, а количество использованного VFX уменьшится вдвое.

Возможно, вы просто не представляете уровень проделываемой работы :)
Тот факт, что вы не воспринимаете визуальные эффекты в "Максе" за визуальные эффекты, не делает их от этого меньше визуальными эффектами. И повторю, там весь спектр: зачистка, цифровые декорации, цифровые дублёры, дорисовка кучи элементов, и так далее. Это как в случае с первым Дэдпулом, когда создатели кричали направо и налево, что у фильма был низкий бюджет, а в итоге чуть ли не половина всего фильма – Full CGI. Создателям "Макса" надо отдать должное, они приняли решение использовать реальные автомобили и снимать на натуре, и это было отличное решение, и именно данный факт и имеется в виду, когда речь заходит про съёмки этого фильма. Но утверждать, что в нём почти нет VFX, очень странно)

Спецэффекты бывают визуальные и механические. Первые – это компьютерная графика в чистом виде плюс всевозможные оптические иллюзии. Вторые – обработка уже отснятого материала. Первые спецэффекты были достаточно примитивными. Например, наплыв, который использовался для превращения одного объекта в другой посредством уменьшения или увеличения экспозиции. К числу простейших и старейших приемов, позволяющих добиться того или иного эффекта, относятся также замедленная и ускоренная съемка. Первые чудовища вроде того же Кинг-Конга появились благодаря покадровой съемке, а обратная съемка позволяла сделать многие действия проще и естественнее – например, гораздо легче снять человека, прыгающего вниз, нежели наверх, а затем промотать пленку задом наперед.

Взрывы никто не снимает в городских декорациях – это было бы слишком опасно. Эффект, который используется в этом случае, предполагает наложение кадров, снятых разными камерами в разных местах. Но при просмотре готовой сцены догадаться об этом невозможно.

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Тогда для достижения эффекта камеру просто ставили на штатив, снимали два дубля, не сдвигая её с места, а затем накладывали кадры друг на друга при монтаже. Сложности возникали только тогда, когда героям было необходимо взаимодействовать друг с другом.

Краткая история спецэффектов в кино

Система управления движением камеры

Краткая история спецэффектов в кино

Чтобы зритель мог буквально пронестись между декорациями и моделями кораблей, сотрудники зародившейся тогда студии спецэффектов ILM во главе с Джоном Дайкстрой позаимствовали технологии у промышленных систем контроля, использовавшихся в сборочных цехах, и создали Dykstraflex — автоматическую систему управления съёмками.

С её помощью кинематографисты могли запрограммировать движения камеры на компьютере и показать на экране самые невероятные пролёты, которые не мог бы выполнить ни один оператор.

Краткая история спецэффектов в кино

Поскольку у студии не было цветного сканера, количество работы увеличивалось в несколько раз: весь процесс было необходимо повторять для одного чёрно-белого кадра, а также ещё для трёх, содержащих в себе красный, зелёный и голубой цвета. Обработка на компьютере 10-секундной сцены занимала около 8 часов, но полученный результат стал настоящим прорывом.

Краткая история спецэффектов в кино

В каком-то смысле они недалеки от истины, ведь из 14 минут с участием динозавров в классической картине лишь четыре были реализованы с помощью компьютерной графики. Всё остальное время, включая знаменитую сцену с появлением тираннозавра, Стивен Спилберг полагался на аниматронику и переодетых в динозавров людей.

Модель альфа-хищника с короткими передними лапками, используемая в фильме, весила почти шесть тонн, но игра стоила свеч: картина до сих пор выглядит вполне убедительно и современно. А вдохновил режиссёра на использование аниматроники аттракцион студии Universal под названием King Kong Encounter, в котором зрители могли столкнуться лицом к лицу с полноразмерной копией легендарного примата.

Краткая история спецэффектов в кино

Полнометражная компьютерная анимация

Чтобы оценить, какой прогресс сделала Pixar прежде, чем решиться на свой кинотеатральный дебют, достаточно посмотреть их первую анимационную короткометражку 1984 года выпуска.

Краткая история спецэффектов в кино

Краткая история спецэффектов в кино

Полноценная 3D-съёмка до сих пор остаётся настоящей головной болью для кинематографистов (особенно, если речь идёт о солнечных бликах и крупных планах), поэтому многие студии предпочитают работать в 2D, а эффект объёма создавать уже на стадии пост-продакшна с помощью компаний, специализирующихся на подобных работах.

Даже те, кто говорит, что кино должно иметь какой-то посыл, а не красивую графику, все равно время от времени любят посмотреть что-то зрелищное. Например, как мстители наваляют Таносу или как тонет Титаник. Происходящее на экране редко бывает правдой, и часто создатели кино просто слегка нас обманывают, но смотрится это все равно интересно. Мы привыкли к спецэффектам, а сами они сейчас стали такого качества, что их просто не отличить от реальности. Даже некоторые фильмы, вроде ”2012”, снятые много лет назад, уже выглядели сверх реалистично. Но технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. Вот только основа эффектов и трюков за многие годы так и не изменилась.


Спецэффекты умеют делать уже давно, но с каждым годом они становятся все круче.

Что используют для создания спецэффектов

Зеленый фон для съемки кино

Главным инструментом того, кто занимается спецэффектами, является правильный фон. Все знают про хромакей, который натягивается за актерами, чтобы его потом было легко заменить на любой другой фон. В основном используются яркие цвета – оттенки, которые не присутствуют в одежде актеров или цвете их грима. В основном снимают на зеленом, синем или красном фоне. Последний используется только для костюмированных сцен, так как кожа человека сама имеет красные оттенки. И замещать такой фон будет очень сложно.


Если что, это голова дракона. Потом его дорисуют.

В ткань цвета фона иногда одевают и ассистентов съемок, которые бегают в кадре и помогают что-то делать. Например, они могут придерживать страховку каскадера или придвигать такие же ”хромакейные” ящики, если герой прыгает по скалам. Монтажер потом сведет все воедино и картинка будет выглядеть очень реалистично, а лишние люди в кадре будут просто незаметны.

Иногда они наоборот должны быть в кадре, но не целиком. Так, например, снимали некоторых персонажей фильма ”Алиса в стране чудес”. Они были одеты так, чтобы их потом было проще обработать. Отметки на их костюмах тоже являются обычным делом, чтобы проще было отследить движение персонажей и сделать графику объемной.


Эти двое потом станут персонажами.

Куклы в кино

Широко используются в кино и куклы. Они могут быть полноразмерными, масштабными или вообще не полными. Например, в фильме ”Книга джунглей” Маугли обнимал Багиру, но это была только ее голова, которая потом была дорисована.


Пока только голова, потом это станет полноценной сценой.

Все помнят, как во второй части Терминатора Т-1000 качался на фоне расплавленного металла, когда его разорвало взрывом. В этой сцене использовалась силиконовая кукла, которая была частично моторизована. Если присмотреться, лицо актера угадывается очень условно.


Эту сцену помнят все.

Джейсон Кемерон, который снимал Терминатора вообще не очень любил анимацию и графику, которая в то время уже зарождалась, а предпочитал натуральные съемки. Кроме этого, бюджет первой части легендарного фильма был настолько мал, что денег на графику просто не было и приходилось выкручиваться.

Например, во время сцены взрыва грузовика в кадре разнесло макет в масштабе, который сделали из подручных средств. В кадр он заезжал на тросе. А в сцене, где терминатора раздавило прессом и у него двигалась рука, ее собрали из металлолома с простейшими приводами. Многие даже утверждают, что решение снимать сцену именно так было принято буквально на съемочной площадке и ее не было в сценарии. Нарисованными в той сцене были только молнии.

Позже Кэмерон часто старался избегать графики, когда это было можно. Например в фильме ”Правдивая ложь” сцена на мосту, когда его взрывали ракетами, выпущенными с истребителя, была полностью снята в реальности. Для этого на берегу залива построили макет моста и, ходя по пояс в воде, съемочная группа подгоняла сцену. Даже взрыв грузовика при падении не был ”нарисован”.


Этот мост взрывали не по-настоящему.

Рирпроекция

При съемке в ”движущейся” машине часто используется именно рирпроекция, когда на фоне мелькает заранее снятый город или загородное шоссе. Сама машина раскачивается ассистентами или специальным вибростендом. Для того, чтобы не было мерцания, проектор синхронизируется с работой камеры.

Как раскрашивают старые фильмы и сколько это стоит.

Большим любителем реализма является и Кристофер Нолан. Он даже Интерстеллар снял без графики. Все было построено в виде макетов, включая плоских шагающих роботов. ”Дорисовки” можно сосчитать по пальцам. Например, в конце, когда главный герой летал между бесконечными книжными полками. Для этой съемки выстроили огромную декорацию высотой несколько этажей, а на компьютере просто визуально продлили картинку до бесконечности.


Эту сцену снимали в настоящих декорациях.

Как снимают кино на зеленом фоне

Сейчас хромакей или как его еще называют ”зеленка” стал нормой. Им пользуются даже начинающие блогеры. Все из-за того, что мощности компьютеров хватает на нормальную обработку, а сам фон стоит всего пару тысяч рублей.

Для обработки картинка пропускается через редактор видео и он сам при помощи встроенного алгоритма делает заданный фон прозрачным. Дальше все зависит от того, насколько надо качественным сделать готовый результат.

Блогеру хватит и статичного фона с минимальной обработкой, а голливудскому монтажеру надо добиться максимального погружения. Поэтому он будет использовать десятки, если не сотни фильтров, а подложка будет или снята отдельно и обработана, или полностью нарисована на компьютере другим специалистом.

Так снимали некоторые сцены в фильме ”Пираты Карибского моря”

Когда результат почти готов, его показывают всем причастным. Для этого в студиях есть небольшие комнаты с проектором, куда приглашаются режиссёр, ассистент, звуковики и даже актеры. После просмотра вносятся замечания и работа продолжается. Для выгрузки готового видео, даже минимальной продолжительности, нужно очень много времени и огромные вычислительные мощности. Так, один компьютер монтажера может стоить десятки и сотни тысяч долларов. Это тоже вносит свой вклад в увеличение бюджета картины.

Когда все готово, создается ”мастер” картины и он уже тиражируется для кинотеатров, прокатных сервисов и производителей дисков. Раньше мастер-копия, которую на сленге иногда называют тряпкой, всегда была на пленке и хранилась отдельно, чтобы не портить качество при бесконечном копировании. С приходом цифровых технологий с этим стало попроще.

Проще стало и с эффектами. Раньше специалисты физически подрезали пленку, чтобы ее склеить, а также рисовали анимацию на каждом кадре. Та еще была работенка

Как взрывают машины в кино

Есть такой анекдот, в котором говорится, что в дорогом кино в кадре взрывается Мерседес. В среднем кино Мерседес выезжает из кадра и потом звучит взрыв. В дешевом кино идут два человека и один говорит:”Слышал? Мерседес взорвался”.


В реальной жизни машины так не взрываются.

Примерно так и взрывают машины в кино. Например, в сериале ”Бригада” в конце реально взорвали Мерседес, в котором якобы ехал Саша Белый. В реальности он должен был взорваться и красиво упасть с моста, но он просто подпрыгнул и замер на проезжей части. Взрывать второй Мерседес было не по бюджету и решили обойтись другой машиной, которую подожгли и столкнули в реку. В итоге в склейке этого было почти незаметно, если не знать, куда смотреть.

Так часто делают. А еще для экономии часто взрывают списанные машины, у которых нет даже двигателя. Их просто приводят в нормальный вид и можно снимать. Учитывая, как киношники любят взрывать машины, приходится как-то выкручиваться, иначе будет очень дорого.

Стоит отметить, что в реальной жизни машины не взрываются, как в кино. Просто в кино не будет красиво смотреться облако пыли, которое вылетит из-под кузова. Поэтому пиротехники используют бензин и другие горючие вещества, чтобы все было более эффектно.

Как озвучивают сцены в кино

Звуковое сопровождение является отдельной темой в кино. Именно звук способен создать настроение, и именно поэтому ему уделяют столько внимания. Например, попробуйте посмотреть салют или выстрел из пушки без звука. Не то, да? Ну, вот и в кино так.

Музыка (наравне с цветами картинки) создает общее настроение сцены, заставляя зрителя расслабиться или быть в напряжении. Звуки дают представление о том, что происходит, а объем заставляет буквально погрузиться в происходящее на экране. Чем объемнее будет звук и чем шире физически разнесены его источники, тем лучше будет эффект погружения.


Озвучка дело очень сложное.

Диалоги в кино это отдельная тема. Часто даже на родном языке их записывают отдельно. Если речь о дубляже, то подбирается человек, который немного похож внешне на актера. Ни для кого не секрет, что голос часто соответствует внешности и такой подход максимально логичен.

В немецкой версии терминатора Арнольда Шварцнегера озвучивал другой актер. Сам Арни австриец и прекрасно знает немецкий язык, но у него слишком деревенский акцент. Было бы нелогично, чтобы машина-убийца из будущего говорила, как фермер. На английском языке этот акцент не слышен, но немцы точно его узнали бы.

Во время записи звука диктор чуть ли не отыгрывает сцену целиком, стоя перед микрофонном. Только так можно воссоздать эмоции. А еще ему надо следить за питанием, так как некоторые продукты приводят к повышенному слюноотделения и в итоге на записи будут слышны щелчки.


Они создают очень много шума.

Для озвучки событий используется буквально все подряд. Палки, мешки, бутылки, подушки, ведра, гвозди и так далее. Шумовики смотрят сцену и думают, как можно воссоздать в ней звуки. Например, падение чего-либо или удар. После этого они со своим инвентарем экспериментируют и ищут этот звук. Когда результат всех устроит, его записывают.

Этот процесс только кажется легким. На самом деле, найти правильные звуки не легче, чем подготовить сцену к съемке, а сама озвучка не менее важна, чем картинка.

Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?

Когда говорят, что на съемку нового фильма потратили 200 миллионов долларов, это только кажется большой суммой. Во-первых, огромная ее часть является гонорарами актеров, которые могут получать миллионы долларов. Во-вторых, не надо забывать о том, что над фильмом работают сотни людей, используется дорогущее оборудование и высококвалифицированные специалисты. Кроме этого, есть еще права на сценарий, которые надо выкупить, и франшиза, если съемкой занимается не ее владелец.

Весь фильм это как единое целое, созданное по крупицам. Я участвовал в съемках для различных телешоу. Даже там для съемки сюжета на несколько минут может потребоваться несколько дней подготовки и покупка дорого инвентаря. Кино снимается куда сложнее.


Такие фильмы стоят очень дорого, но они окупаются.

Читайте также: