Культура ранних цивилизаций кратко

Обновлено: 04.07.2024

Признаками, по которым можно судить о наступлении эпохи цивилизации, принято считать следующее: 1) письменность; 2) монументальные сооружения; 3) города; 4) социально-дифференцированное общество, государство; 5) структурированность и институциональность культуры.

1 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. — М.-СПб. 1995. С. 33.

Внешними, репрезентирующими признаками цивилизации являются монументальные сооружения: храмы, дворцы, крепости, погребальные комплексы и т. п. Они свидетельствовали, с одной стороны, о качественно новом уровне строительной техники и технологии, а с другой — о рождении нового вида искусства — архитектуры. Такие сооружения всегда имели особый социокультурный смысл, несли большую идеологическую нагрузку. Порой их создание приписывали богам или другим мифическим существам.

В отличие от первобытности, цивилизация связана с имущественной и социальной дифференциацией, появлением публичной власти и государства. Это привело к важным изменениям в заказчике культуры. В лице богатых, знатных и наделенных властью людей культура нашла мощный источник своего материального обеспечения. Это стало достаточным условием появления группы лиц, профессионально занимающихся умственным творческим трудом. Часть из них (высшие жрецы и чиновники, военачальники) входили в состав социальной верхушки, другие — и их было большинство — занимали, как правило, невысокое социальное положение (артисты, певцы, танцоры), некоторые даже были рабами. Однако здесь мы имеем дело с началом длительного процесса становления интеллигенции как особого социального слоя.

Появление профессиональных создателей духовных ценностей, свободных от других видов деятельности, резко повысило эффективность духовного производства, произвело подлинную революцию в культуре. Выделилась ее элитарная часть, связанная с особыми потребностями господствующих слоев общества и создающая знаки их высокого социального статуса. Параллельно с элитарной развивалась народная культура (фольклор) и другие ее проявления, доступные широким массам населения. Таким образом, впервые возникает социальная дифференциация культуры. Последняя дополняется и отраслевой структурой — начинают формироваться особые области: позитивные знания о мире с элементами научных представлений, религия, искусство, философские и социально-политические идеи, система образования. Они постепенно становятся социальными институтами, т. е. устойчивыми формами организации совместной деятельности людей, инфраструктурой духовного производства.

* Этнос (греч.) — народ.
1 Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. — М., 1986. С. 1 24.

Идеология тесно переплетается с иными формами общественного сознания. В древности и в эпоху средневековья она не мыслилась вне религии. Большинство политических движений в это время принимало в той или иной степени религиозный характер, проходило под религиозными лозунгами. Идеологически-религиозную санкцию имели многие войны (крестовые походы XI-XIII вв., Реформация и религиозные войны XVI-XVII вв. и др.). Любая религия, официально утвержденная властью в качестве господствующей или единственной, тем самым уже становится в той или иной степени идеологией.

Особенности ранних цивилизаций и их общая характеристика

Ранние цивилизации — это исторический тип культуры, который стал определяющим для целой эпохи, продолжавшейся с III по начало I тыс. до н.э. Ее специфика состоит в том, что территориально в это время преобладает первобытная часть человечества, а сами ранние цивилизации возникают впервые и, как правило, самостоятельно в виде отдельных очагов, обычно не связанных между собой. Это можно считать первой и второй особенностями рассматриваемого типа культуры.

Его третья особенность связана с экономико-технической основой, которую составляет ирригационное (поливное) земледелие и медно-бронзовая металлургия. И первое, и второе являются обязательным условием зарождения цивилизации даже в самых простых ее формах.

Культура рассматриваемого типа, как правило, связана с дворцом и храмом — возникшими тогда новыми социокультурными феноменами. И это можно считать четвертой особенностью ранних цивилизаций. Пятой особенностью было то, что духовные ценности, ими созданные, не получали широкого распространения, носили элитарный характер, оставаясь достоянием узкого слоя общества.

Структурообразующим элементом ранних цивилизаций была религия, которая сама с этого времени стала представлять самостоятельную систему. Это был политеизм (многобожие) с существенными пережитками первобытных верований. Такие религии, как правило, не выходили за рамки общины или небольшого государства, по их поводу не было конфликтов, существовала полная веротерпимость.

Важное место в системе религиозных воззрений и действий людей этой эпохи занимали жертвоприношения. Их цель состояла в том, чтобы задобрить богов, обеспечить выполнение ими желаемых действий: вызвать дождь, излечить больного, послать детей бездетным и т. п. Во время обряда обычно сжигалась только часть жертвенного животного, остальное шло на праздничный стол участников ритуала. Это давало возможность людям хотя бы иногда есть мясо, которое не входило в обычный рацион того времени. 1

1 История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. — М., 1983. С. 141.

По представлениям той эпохи, некоторые божества требовали человеческих жертв; печальную известность в связи с этим приобрел финикийский Молох. В целом религии ранних цивилизаций носили ритуально-магический характер и были довольно примитивными.

Одно из важнейших культурных достижений ранних цивилизаций — школа. Формируются основные элементы системы образования: профессиональные преподаватели, контингент учащихся, учебный процесс, специальные помещения для занятий и т.д. Основная задача школы состояла в том, чтобы научить грамоте и счету, передать религиозные, мифологические и другие знания, подготовить квалифицированных чиновников и служителей культа.

Первые известные цивилизации — Египет и Шумер — возникли на грани IV-III тыс. до н.э. Вслед за ними государственные образования появились и в других районах мира: Элам (на территории современного Ирана), в Малой Азии (государство Эбла), в Индии (ха-раппская или индская, цивилизация), крито-микенская культура (юг Балканского полуострова и прилегающие острова) и др. В середине II тыс. до н.э. сложилась первая цивилизация в Китае (Инь).

В рассматриваемую эпоху появляется первая глобальная культурная биполярность — центры цивилизаций и первобытная периферия, — существование которой растянулось на тысячелетия, вплоть до нового времени. Отношения между ними составляли важную сторону культурного развития человечества.

Между цивилизациями и первобытной периферией происходило активное взаимодействие, экономический и культурный обмен. Порой, однако, натиск воинственных племен приводил к гибели некоторых очагов высокой культуры. У самих этих племен также формировались предпосылки перехода к цивилизации. Это было результатом не только их собственного внутреннего развития, но и влияния более развитых соседей. Таким образом, в рассматриваемую эпоху темпы культурных изменений неизмеримо возросли, резко усилилась неравномерность и конфликтность развития человеческих обществ.

Как уже отмечалось, ранние цивилизации рассматриваются и как эпоха, и как тип общества и культуры. В этом последнем качестве они дожили до XVI в. (например, в Центральной и Южной Америке — ацтеки, майя, инки).

Таким образом, переход от первобытности к цивилизации явился крупнейшим скачком в истории культуры. Равного ему по значимости последствий, думается, не было ни до, ни после.

Из многих упомянутых нами древнейших цивилизаций остановимся на двух. На примерах древнеегипетской и крито-микенской цивилизаций будет показано то специфическое преломление, которое получили общие черты рассматриваемого типа культуры в исторически реальных и конкретных его случаях.

Культура Древнего Египта

Древние египтяне, создавая свою цивилизацию, начинали с халколита — медно-каменного века, т.е. с того уровня, на котором тогда уже находилось не одно человеческое сообщество. Они не могли испытывать решающего влияния более развитых народов, потому что таковых просто не было. Напротив, древнеегипетская культура оказывала огромное и плодотворное воздействие на многие области Африки, Азии, Европы, хотя и сами египтяне в процессе общения с другими народами также обогащались. Есть предположение, что они уже в IV тыс. до н.э. на своих ладьях совершали торговые экспедиции по Средиземному морю.

Элементы древнеегипетской цивилизации были в своей основе общими для культур подобного типа, однако она имела существенные особенности: глубокий консерватизм; влияние на культуру экстремальных природных условий долины Нила и самой реки; относительная изолированность на протяжении длительного времени; а также своеобразие историко-культурной динамики; резкий подъем на ранней стадии (начало III тыс. до н. э.), расцвет в сочетании с консервацией основных принципов и форм (III-II тыс. до н.э.), постепенное угасание под натиском других культур и в результате внутреннего кризиса (I тыс. до н. э.).

* В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды (все даты даны в гг. до н.э.): 1) Раннее царство (ок. 3000-ок. 2800), 2) Древнее царство (ок. 2800-ок. 2500), 3) Первый распад Египта (ок. 2250-ок. 2050), 4) Среднее царство (ок. 2050-ок. 1700), 5) Второй распад Египта (ок. 1700-ок. 1580), 6) Новое царство (ок. 1580-ок. 1070), 7) Позднее царство (ок.1070 −332). В 525 Египет был покорен персами, после чего закончилась его история как самостоятельного государства. В 332-331 Египет вошел в державу Александра Македонского, а египетская культура включилась в эллинистическую цивилизацию.

В XIV в. до н.э. фараон Эхнатон попытался ввести в Египте единобожие, культ солнечного бога — Атона. Это была попытка централизовать египетскую религию и полностью подчинить ее государству. Такая религия ненадолго пережила своего создателя, но идеи монотеизма, а также дуализма, божественной троицы — соединение функционально близких богов — стали одним из важнейших достижений древнеегипетской цивилизации. 1

В древнеегипетской религии присутствовали элементы фетишизма и тотемизма. Многие божества изображались в виде человека с головой животного. Священными существами были жук скарабей, крокодил, корова, сокол, кошка, ибис и многие другие; их убийство могло стоить человеку жизни.

Всеобщей в Египте была вера в магию, полагали, что с ее помощью можно творить как добро, так и зло. Большим почетом пользовались маги, к услугам которых тогда обращались очень часто.

Загробная жизнь, как полагали древние египтяне, является непосредственным продолжением земного существования. Положение человека в загробном мире определялось не только его социальным и имущественным статусом при жизни, но и тем, насколько он соблюдал моральные нормы, т.е. речь идет о посмертном воздаянии.

1 Кобищанов Ю. М. На заре цивилизации: (Африка в древнейшем мире). — М., 1981. С. 209 — 211.
* В Древнем Египте мумификации подвергали тела не только фараонов и других знатных лиц, но и многих представителей средних слоев.

Общие представления египтян о мире — как и других древних народов — носили мифологический характер. В Древнем Египте сложилась довольно развитая система космогонических и теогонических мифов, повествующих о рождении Вселенной и богов, а также о создании ими человека. С другой стороны, потребности производства, социально-политического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний — математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность позволяла их фиксировать и передавать следующим поколениям. До наших дней дошли тексты с математическими задачами, методиками лечения болезней, картами звездного неба и др. Египтяне научились исчислять площадь поверхности шара, определять время солнечных затмений; они разработали календарь, который позже попал в Древний Рим, а сегодня им пользуется большинство народов мира. Деление суток на 24 часа также принадлежит египтянам. Наиболее высокого уровня в Древнем Египте достигла медицина, авторитет египетских медиков в соседних странах был непререкаем. 1

1 Культура древнего Египта. — М., 1976. С. 250.

Египтяне, наряду с шумерами, создали древнейшую в мире литературу. Они разработали принципы архитектуры и изобразительного искусства, оригинального и грандиозного по масштабам сделанного. Древний Египет обладает приоритетом в строительстве монументальных каменных сооружений (пирамиды, храмы), там впервые появились такие архитектурные элементы, как колонны и портики. Произведения скульптуры и фресковой живописи, в большом количестве дошедшие до наших дней, свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. По своему целевому назначению они были связаны с культом, прежде всего погребальным. Однако появляются и произведения явно светского характера, среди которых есть настоящие шедевры, подобные знаменитым бюстам Нефертити, приписываемые скульптору Тотмосу. В погребениях фараонов и других знатных лиц найдены прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства: художественное оружие, мебель, ювелирные украшения, великолепно выполненные саркофаги, маски и многие другие предметы, сделанные из золота, слоновой кости, ценных пород дерева и камня.

К числу наиболее известных памятников древнеегипетской культуры относятся пирамиды, которые представляют собой гробницы фараонов. Самые значительные сооружения подобного рода были построены в период Древнего царства для фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса имела высоту 1 46,6 м, другие гораздо меньше. Они были частью архитектурных комплексов, включавших также более скромные гробницы придворных, фигуру сфинкса, огороженные стенами поминальные храмы.

Также к числу крупнейших монументальных сооружений Древнего Египта, возведенных уже в эпоху Нового царства, относятся храмы трех типов: скальные (храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле); полускальные (частично вырубленные в скале), например храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; и открытые. Наиболее известные их последних храмы бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Их идеологическое значение также выходило за сугубо религиозные рамки — стены храмов покрыты рельефами с изображением военных побед фараонов.

Создателями египетской цивилизации были, конечно же, сами египтяне, в основном безвестные люди, имена которых история не сохранила. Однако некоторые их них дошли до нас благодаря найденным надписям и другим документам. Живший в начале III тыс. до н. э. Имхотеп был визирем, верховным жрецом, придворным врачом и архитектором фараона Джосера, для которого он построил первую (ступенчатую) пирамиду. Египтяне его обожествили и особенно почитали в Поздний период. Вообще, в Древнем Египте умственный труд и те, кто им занимался, ценились очень высоко. Государство уделяло большое внимание организации крупных художественных работ. Архитекторы, скульпторы, художники получали довольно высокое вознаграждение за свой труд и пользовались привилегиями. Некоторые из них, получив придворные должности, приобретали высокий социальный статус. Известны гробницы скульпторов, по размерам и оформлению не уступавшие усыпальницам знати.

Культурное наследие Древнего Египта поистине огромно, трудно переоценить влияние этой страны на ближних и дальних соседей, на современников и тех, кто жил тысячелетия спустя. Египетские божества вошли в пантеоны других народов. Богиня Исида стала покровительницей Лютеции (современный Париж), когда территория, где расположен этот город, входила в состав Римской империи. В греко-римском мире ее культ просуществовал до VI в. н.э. В современных языках сохранились некоторые древнеегипетские слова: базальт, ибис, оазис, папирус, химия. Древнеегипетская цивилизация сыграла выдающуюся роль в истории человечества.

Крито-микенская цивилизация — древнейшая в Европе

* Названа так, поскольку Эгейское море омывает все территории ее распространения.

Крито-микенская цивилизация зародилась около 2200 г. до н.э. (в это время на Крите появилась первая, иероглифическая, письменность). Еще раньше на материке были построены укрепленные городские поселения и стали использоваться орудия из меди. Монументальная архитектура представлена неукрепленными дворцами на Крите и укрепленными — в материковой Греции. Остатки критских дворцов — в Кноссе, Маллии, Фесте — были раскопаны археологами. Они служили центрами образующихся вокруг них городских поселений и средоточием культурной жизни. Это были огромные сооружения: один из дворцов занимал площадь 10 тыс. м , имел 2 или 3 этажа и около 1 000 помещений, многие из которых были украшены фресками. Дворцы на материке представляли собой мощные крепости, например в Тиринфе и Микенах. Стены Микенской крепости имели толщину до 1 0 м и высоту до 1 8 м.

Религия формировалась на основе верований местного населения и пришельцев. У первых выделялось божество Мать Земля и хтонические (подземные) боги, у вторых мы имеем начальную стадию формирования античной религиозной системы: Посейдон — верховный бог, Зевс — в то время бог ясного неба, Арес, Артемида, Афина и др. Богам приносились жертвы, включая человеческие. Имелись святилища и жрецы, но нет свидетельств о существовании больших храмов. Существовал культ мертвых, с которым были связаны шахтовые и купольные гробницы знати. В них оказалось много высокохудожественных предметов (золотые маски, драгоценное оружие и сосуды), свидетельствовавших о богатстве их владельцев.

Важную сторону жизни населения составляли праздники и соревнования — явные предшественники Олимпийских игр. Сохранились изображения девушек, играющих с быками, мальчиков-боксеров и др.

До нас дошло большое количество памятников крито-микенского искусства. Оно существенно отличается от искусства современных ему других цивилизаций. Сохранилось большое множество произведений живописи, мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства. Замечательны крито-микенские фрески и вазопись. Сюжеты их чаще всего светские. Это сцены войны и охоты, изображения прекрасных женщин и морских животных (например, осьминогов). Крито-микенское искусство отражало вкусы и запросы обитателей дворцов, аристократов, украшало их жизнь и быт. Ему присущи живописность и естественность, правдивое, подчас натуралистическое, воспроизведение окружающего мира, декоративность, и в то же время строгая функциональность. 1 Поражает изящество и легкость творческой манеры древних художников.

Расцвет крито-микенской культуры пришелся на середину II тыс. до н.э. В это время возникли древнейший греческий язык и народность, которая им пользовалась (греки-ахейцы). Тогда же появляется ранний пласт греческой мифологии, которая известна нам по более поздним источникам.

Неоднократно крито-микенские центры разрушались в результате сильнейших землетрясений и извержений вулканов. В конце XIII — XII вв. до н. э. блестящее развитие этой культуры было прервано очередным вторжением с севера — теперь уже греков-дорийцев, и с моря. В условиях внутренних раздоров и социальных катаклизмов крито-микенцы не смогли организовать сопротивление, и их цивилизация была уничтожена. 1

1 Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. — М., 1972. С. 218.

Читайте также: