Культура при николае 1 кратко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Помимо осознания большинством образованных людей России необходимости преобразований, другим положительным итогом эпохи правления Николая I стал небывалый взлет русской духовной культуры. Наиболее сильно этот взлет выразился в сфере философии и художественной культуры.

Именно на эпоху правления Николая I приходится возникновение и развитие двух значительных направлений в русской философии - славянофильство и западничество. Достаточно сказать, что крупнейший исследователь русской философии Н.О.Лосский в своей "Истории русской философии"(1948 г.) само возникновение русской философии связывал с философскими дискуссиями славянофилов и западников, и развитием этих двух направлений. Об основных положениях славянофильства и западничества было уже сказано во II теме этой книги, особенно в отношении их взглядов на прошлое и будущее в истории России, поэтому не имеет смысла вновь повторять эти идеи. Но следует заметить, что в своей философской деятельности эти философы выходили далеко за рамки социально - философских и политических проблем. Например, в творчестве философа И.В. Киреевского некоторые исследователи находят многие принципиальные положения, характерные для философии экзистенциализма, получившего распространение в XX веке в Западной Европе и США. Обычно, предшественником экзистенциализма называют датского философа Сёрена Кьеркегора, творившего в середине XIX века. Но в трудах Ивана Киреевского, написанных ранее работ Кьеркегора, можно встретить выражение важнейших принципов экзистенциализма, например отказ от возвеличивания рассудочного мышления из всех духовных способностей человека, в ущерб таким факторам как эмоции, воображение, воля, надежда, симпатия, антипатия. Иван Киреевский очень рано уловил основной недостаток известных западноевропейских философов, таких, как Гегель, например, которые не видели, или не хотели видеть, что духовный мир человека - это сложное переплетение различных элементов, среди которых мышление не может считаться главным. Можно сказать, что Киреевский один из первых мыслителей в мире сформулировал идею менталитета, ментальности человека, столь распространенную в XX - XXI веках.

Идеи Киреевского свидетельствовали о важном качественном изменении в истории русской культуры. До начала XIX века русская культура в основном впитывала в себя лучшие достижения мировой культуры, лучшие достижения национальных и региональных культур, и обогащала эти особенности, перекладывая на русскую почву. Так обстояло дело во многих сферах духовной культуры. Отчетливее всего это видно на примере архитектуры Петербурга, на примере творчества Б.Растрелли и других архитекторов, приглашенных в Россию. Екатерининский дворец - это фактически новый Версаль, бывший резиденцией французских королей. Аналогичные тенденции имели место в русской литературе, скульптуре, музыке, живописи, где активно использовались художественные приемы, формы и стили, заимствованные в основном из Западной Европы. Но, начиная со времени правления Николая I, начинается обратный процесс. В русской духовной культуре создаются оригинальные и значительнейшие явления мирового значения, которые потом интенсивно используются в других национальных и региональных культурах.

Но творчество Достоевского и Толстого стало возможно, благодаря творчеству их не менее гениальных предшественников, среди которых стоит особняком такая гениальная личность как А.С.Пушкин. Следует заметить, что Пушкин не был явлением только русской литературы, хотя и во многом определил ее дальнейшую судьбу. Пушкин стал значительнейшим явлением в духовной культуре России в целом. Именно благодаря Пушкину определились такие приоритеты русской культуры, как внимательное и уважительное отношение к любой человеческой жизни, судьбе самого простого человека, независимо от его происхождения, социального положения, талантов и способностей. Начиная с Пушкина, в русской духовной культуре ставится вопрос о недопустимости жертвования человеком, ради каких - то интересов: политических, государственных, религиозных.




Эта проблема была поставлена поэме Пушкина "Медный всадник", герой которой, простой человек Евгений, хотя бы на миг восстает против деспотизма, подавляющего личность. Деспотизм олицетворен в памятнике Петру 1, которому Евгений грозит: "Ужо тебе…..". В конце концов Евгений погибает, но сама идея Пушкина будет развита другими русскими писателями, прежде всего Гоголем. Идея доведена до логического конца Достоевским, в знаменитом принципе: "Будущее счастье не стоит слезинки ребенка".(?)

Другой особенностью творчества Пушкина была его способность синтезировать достижения культуры самых различных народов, национальных культур, синтезировать как утонченную культуру высших слоев общества, так и культуру простого народа. В дальнейшем эта особенность творчества Пушкина станет особенностью русской культуры в целом, что поможет ее мировому распространению. Эта особенность была выражена уже самим Пушкиным в его знаменитом завещании, стихотворении "Памятник":

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

РРРРРРРР Тунгус, и друг степей калмык.

Еще одной характерной чертой Пушкина, определившей духовное развитие культуры России, было то исключительное внимание, которое он уделял ценности свободы. Недаром, крупнейший знаток русской культуры Г.П.Федотов как-то назвал Пушкина "Певцом империи и свободы". Певцом империи можно было назвать за его любовь к России, а певцом свободы за то, что Пушкин воспевал свободу во многих своих произведениях. В том же "Памятнике" Пушкин сам подчеркнул свою роль в распространении идеи свободы в России:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Свободе были посвящены многие произведения Пушкина, некоторые из подобных ранних произведений сыграли свою роль в том, что Пушкин при Александре I многие годы пробыл в ссылке. Пушкин был знаком со многими декабристами, но они не вовлекали его в свои тайные сообщества, понимая всю ценность Пушкина для истории России, для ее культуры. Ценность Пушкина понимал и Николай I, который покровительствовал поэту и после личной встречи с Пушкиным назначил себя "личным цензором поэта".

Пушкин оказался вершиной поэтической культуры России. Пушкин же стоял у истоков той великой художественной прозы России, которая покорила весь мир. Неслучайно, что сюжеты своего важнейшего прозаического произведения "Капитанская дочка" Пушкин избрал события пугачевского восстания. Можно напомнить знаменитое выражение: "И стал суровый русский бунт началом русской прозы". Пушкин был прекрасным знатоком исторической науки и даже претендовал на звание официального дворцового историка, после смерти А.Н. Карамзина. Пушкин был прекрасным знатоком философских учений прошлого и современности, прекрасно разбирался в социальных и политических процессах. Самое удивительное, что его художественные произведения не были политически тенденциозны. Он творил как художник и философ, а не как политик и пропагандист. В его "Капитанской дочке" с одинаковой симпатией выписаны Емельян Пугачев и его противники.

Характерна в этом отношении та высочайшая оценка творчества Пушкина, которую дал крупнейший знаток русской литературы и русской культуры в целом, русский философ и писатель XIX - XX веков Владимир Набоков: "Вероятно, он все более бы отходил от поэтического литературного творчества. И история нашего общественного развития была бы, вероятно, иной…Все последующие после Пушкина русские умы были более, чем он фанатичны, были как - то неприятно партийны. Можно почти с уверенностью сказать, что проживи Пушкин дольше, в нашей литературе, вероятно, вовсе не было бы спора между западниками и славянофилами в той резкой форме, как он происходил…"

Ранняя смерть Пушкина помешала реализации всех его талантов, но влияние Пушкина на других мыслителей и литераторов стало сказываться уже при его жизни. С прямого благословения Пушкина начиналось творчество другого русского писателя мирового уровня Н.В.Гоголя. Сострадание к любому человеку, независимо от его положения и способностей, с особой художественной силой было выражено Гоголем в его повести "Шинель", по - поводу которой в XX веке другим русским писателем было сказано: "Все мы выросли из гоголевской "Шинели". Гоголевская "Шинель" - это и есть те гуманизм и человеколюбие, которые стали отличительной чертой русской культуры XIX - XX веков.

Помимо осознания большинством образованных людей России необходимости преобразований, другим положительным итогом эпохи правления Николая I стал небывалый взлет русской духовной культуры. Наиболее сильно этот взлет выразился в сфере философии и художественной культуры.

Именно на эпоху правления Николая I приходится возникновение и развитие двух значительных направлений в русской философии - славянофильство и западничество. Достаточно сказать, что крупнейший исследователь русской философии Н.О.Лосский в своей "Истории русской философии"(1948 г.) само возникновение русской философии связывал с философскими дискуссиями славянофилов и западников, и развитием этих двух направлений. Об основных положениях славянофильства и западничества было уже сказано во II теме этой книги, особенно в отношении их взглядов на прошлое и будущее в истории России, поэтому не имеет смысла вновь повторять эти идеи. Но следует заметить, что в своей философской деятельности эти философы выходили далеко за рамки социально - философских и политических проблем. Например, в творчестве философа И.В. Киреевского некоторые исследователи находят многие принципиальные положения, характерные для философии экзистенциализма, получившего распространение в XX веке в Западной Европе и США. Обычно, предшественником экзистенциализма называют датского философа Сёрена Кьеркегора, творившего в середине XIX века. Но в трудах Ивана Киреевского, написанных ранее работ Кьеркегора, можно встретить выражение важнейших принципов экзистенциализма, например отказ от возвеличивания рассудочного мышления из всех духовных способностей человека, в ущерб таким факторам как эмоции, воображение, воля, надежда, симпатия, антипатия. Иван Киреевский очень рано уловил основной недостаток известных западноевропейских философов, таких, как Гегель, например, которые не видели, или не хотели видеть, что духовный мир человека - это сложное переплетение различных элементов, среди которых мышление не может считаться главным. Можно сказать, что Киреевский один из первых мыслителей в мире сформулировал идею менталитета, ментальности человека, столь распространенную в XX - XXI веках.

Идеи Киреевского свидетельствовали о важном качественном изменении в истории русской культуры. До начала XIX века русская культура в основном впитывала в себя лучшие достижения мировой культуры, лучшие достижения национальных и региональных культур, и обогащала эти особенности, перекладывая на русскую почву. Так обстояло дело во многих сферах духовной культуры. Отчетливее всего это видно на примере архитектуры Петербурга, на примере творчества Б.Растрелли и других архитекторов, приглашенных в Россию. Екатерининский дворец - это фактически новый Версаль, бывший резиденцией французских королей. Аналогичные тенденции имели место в русской литературе, скульптуре, музыке, живописи, где активно использовались художественные приемы, формы и стили, заимствованные в основном из Западной Европы. Но, начиная со времени правления Николая I, начинается обратный процесс. В русской духовной культуре создаются оригинальные и значительнейшие явления мирового значения, которые потом интенсивно используются в других национальных и региональных культурах.

Но творчество Достоевского и Толстого стало возможно, благодаря творчеству их не менее гениальных предшественников, среди которых стоит особняком такая гениальная личность как А.С.Пушкин. Следует заметить, что Пушкин не был явлением только русской литературы, хотя и во многом определил ее дальнейшую судьбу. Пушкин стал значительнейшим явлением в духовной культуре России в целом. Именно благодаря Пушкину определились такие приоритеты русской культуры, как внимательное и уважительное отношение к любой человеческой жизни, судьбе самого простого человека, независимо от его происхождения, социального положения, талантов и способностей. Начиная с Пушкина, в русской духовной культуре ставится вопрос о недопустимости жертвования человеком, ради каких - то интересов: политических, государственных, религиозных.

Эта проблема была поставлена поэме Пушкина "Медный всадник", герой которой, простой человек Евгений, хотя бы на миг восстает против деспотизма, подавляющего личность. Деспотизм олицетворен в памятнике Петру 1, которому Евгений грозит: "Ужо тебе…..". В конце концов Евгений погибает, но сама идея Пушкина будет развита другими русскими писателями, прежде всего Гоголем. Идея доведена до логического конца Достоевским, в знаменитом принципе: "Будущее счастье не стоит слезинки ребенка".(?)

Другой особенностью творчества Пушкина была его способность синтезировать достижения культуры самых различных народов, национальных культур, синтезировать как утонченную культуру высших слоев общества, так и культуру простого народа. В дальнейшем эта особенность творчества Пушкина станет особенностью русской культуры в целом, что поможет ее мировому распространению. Эта особенность была выражена уже самим Пушкиным в его знаменитом завещании, стихотворении "Памятник":

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

РРРРРРРР Тунгус, и друг степей калмык.

Еще одной характерной чертой Пушкина, определившей духовное развитие культуры России, было то исключительное внимание, которое он уделял ценности свободы. Недаром, крупнейший знаток русской культуры Г.П.Федотов как-то назвал Пушкина "Певцом империи и свободы". Певцом империи можно было назвать за его любовь к России, а певцом свободы за то, что Пушкин воспевал свободу во многих своих произведениях. В том же "Памятнике" Пушкин сам подчеркнул свою роль в распространении идеи свободы в России:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Свободе были посвящены многие произведения Пушкина, некоторые из подобных ранних произведений сыграли свою роль в том, что Пушкин при Александре I многие годы пробыл в ссылке. Пушкин был знаком со многими декабристами, но они не вовлекали его в свои тайные сообщества, понимая всю ценность Пушкина для истории России, для ее культуры. Ценность Пушкина понимал и Николай I, который покровительствовал поэту и после личной встречи с Пушкиным назначил себя "личным цензором поэта".

Пушкин оказался вершиной поэтической культуры России. Пушкин же стоял у истоков той великой художественной прозы России, которая покорила весь мир. Неслучайно, что сюжеты своего важнейшего прозаического произведения "Капитанская дочка" Пушкин избрал события пугачевского восстания. Можно напомнить знаменитое выражение: "И стал суровый русский бунт началом русской прозы". Пушкин был прекрасным знатоком исторической науки и даже претендовал на звание официального дворцового историка, после смерти А.Н. Карамзина. Пушкин был прекрасным знатоком философских учений прошлого и современности, прекрасно разбирался в социальных и политических процессах. Самое удивительное, что его художественные произведения не были политически тенденциозны. Он творил как художник и философ, а не как политик и пропагандист. В его "Капитанской дочке" с одинаковой симпатией выписаны Емельян Пугачев и его противники.

Характерна в этом отношении та высочайшая оценка творчества Пушкина, которую дал крупнейший знаток русской литературы и русской культуры в целом, русский философ и писатель XIX - XX веков Владимир Набоков: "Вероятно, он все более бы отходил от поэтического литературного творчества. И история нашего общественного развития была бы, вероятно, иной…Все последующие после Пушкина русские умы были более, чем он фанатичны, были как - то неприятно партийны. Можно почти с уверенностью сказать, что проживи Пушкин дольше, в нашей литературе, вероятно, вовсе не было бы спора между западниками и славянофилами в той резкой форме, как он происходил…"

Ранняя смерть Пушкина помешала реализации всех его талантов, но влияние Пушкина на других мыслителей и литераторов стало сказываться уже при его жизни. С прямого благословения Пушкина начиналось творчество другого русского писателя мирового уровня Н.В.Гоголя. Сострадание к любому человеку, независимо от его положения и способностей, с особой художественной силой было выражено Гоголем в его повести "Шинель", по - поводу которой в XX веке другим русским писателем было сказано: "Все мы выросли из гоголевской "Шинели". Гоголевская "Шинель" - это и есть те гуманизм и человеколюбие, которые стали отличительной чертой русской культуры XIX - XX веков.

Правление Николая I.

Царь, император, годы жизни и правления +современники

Николай 1 – годы жизни 1796-1855

Годы правления 1825-1855

М.И. Ламздорф - воспитатель Супруга (Шарлотта Прусская) – Александра Фёдоровна

1826 год – создано 3-ье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, во главе А.Х. Бенкендорф (орган политического сыска); цензурный устав.

1833 год – вышел в свет свод законов Российской империи в 15 томах.

1839-1843 гг. – финансовая реформа Канкрина Е.Ф. стабилизировала финансовую систему в России, из оборота изымались ассигнации.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян под руководством Киселёва П.Д. улучшила их положение, в деревнях появились школы, больницы, барщина заменена на оброк, введены элементы самоуправления.

1842 год – закон об обязанных крестьянах позволял наделить крестьян землей при сохранении повинностей в пользу помещика.

1847-1848 гг. – инвентарная реформа на Украине

1830-1831 год - восстание в Польше, подавлено, вследствие отменена Польская Конституция (21 февраля 1832 года)

1817-1864 гг. – Кавказская война (затронула время правления 3-х императоров). Желание России утвердиться на Кавказе. Преобладала партизанская война. Участники: Паскевич, Барятинский, Ермолов, имам Шамиль.

1826-1828гг. – Русско-иранская война. Геополитические противоречия России и Ирана на Кавказе

1828 год – Туркманчайский мир Россия получила Восточную Армению, право иметь военный флот на Каспийском море.

1829 год – Адрианопольский мир. За Россией закреплено восточное побережье Чёрного моря, открыты проливы. Греция, Сербия, Молдавия и Валахия получили автономию.

1853-1856 гг. – Крымская война (русско-турецкая). Противоречия между Россией и Турцией. Повод – спор из-за православных святынь. Основные события: Синопское сражение (1853 год), оборона Севастополя, высадка союзников Турции в Крыму, на Аландских островах и в Соловецком монастыре, их нападение на Одессу. Участники: Нахимов, Корнилов, Истомин, Меншиков, врач Пирогов, инженер Тотлебен, медсестра Дарья Севастопольская, матрос Петр кошка.

1856 год – Парижский мир. Чёрное море нейтрально для России и Турции. Упал международный престиж страны. Земли в устье Дуная переходят Молдавии.

1849 год – подавление Венгерского восстания. Во главе русских Паскевич.

Соц. – эк. развитие

Общественное движение 30-50-х гг.

1840 год – освоение Донбасса – центра угледобычи и машиностроения.

Бурное развитие текстильной промышленности.

1835 год – открыто АО хлопчатобумажного производства.

Увеличилась численность городского населения до 5,7 млн чел.

В рамках протекционизма повышались таможенные тарифы.

1829 год – Всероссийская мануфактурная выставка.

1837 год – открыта первая железная дорога Петербург – Царское село.

1851 год – ж.-д. Петербург – Москва.

Начало промышленного переворота с конца 30-х гг.

Издание журналов: Вестник Европы, Московский телеграф, Телескоп, Современник, Отечественные записки.

Известные писатели и поэты: Пушкин, Лермонтов, Одоевский, Жуковский, Гоголь, Кюхельбекер

1852 год – Эрмитаж – музей

Живописцы: Брюллов, Иванов Александр Андреевич, Федотов П.А.

Архитектура: Росси К.И. - Александринский театр, Сенат и Синод (1827-1834 гг.); К. Тон – храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец; А. Монферан - Исаакиевский собор, Александрийская колонна на Дворцовой площади.

Славянофилы – выступали за самобытное развитие России, отрицательная оценка реформ Петра 1. ( Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Самарин, Кошелев)

Западники – выступали за единство пути с Западной Европой, одобряли реформы Петра 1. (Соловьев, Кавелин, Анненков, Грановский, Чичерин, Боткин, Тургенев)

1826-1827гг. - Кружок братьев Критских (6 человек) продолжение декабристкой идеологии – раскрыты, сосланы в Соловецкий монастырь.

1830-1832гг. Литературное общество Белинского (общество 11 нумера).

1831-1839гг. – Кружок Станкевича, изучали философию Шеллинга и Гегеля (Аксаков, Грановский, Белинский, Бакунин).

1831-1834гг. – Кружок Герцена и Огарева изучали французских просветителей – раскрыт полицией.

1845-1849гг. – Кружок Петрашевцев – пропаганда революционных идей через печать, издание карманного словаря иностранных слов – раскрыт, участники в ссылку и на каторгу. (Буташевич-Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Плещеев).

1845-1847гг. Кирилло-Мефодиевское общество (Шевченко, Костомаров) создание демократического общества – раскрыты.

Внутренний политический курс Николай 1 основывался на усилении экономического и социально-политического отставания России от западно-европейских стран, недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. В Манифесте по случаю коронации (летом 1826 г.) Николай 1 обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

Основные направления внутренней политики

Основные события политики Николая 1

Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация)

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

При Николае 1 роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты.

Система министерств, созданная при Александре 1, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Усиление роли С. Е. И. В. канцелярии в политической системе страны.

1826 г. — создание 3 отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава А. Х. Бенкендорф) и корпуса жандармов как органов политического сыска.

Усиление милитаризации: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы

В годы правления Николая 1 армия чиновников выросла до 70 тысяч человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства

Николай 1 твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому.

1826 г. — создание 2го отделения С. Е. И. В. канцелярии для кодификации законодательства (глава М.М. Сперанский).

1830 г. — опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 по 1825 г.) в 45 томах.

1833 г. — публикация действующего Свода законов Российской империи в 15 томах (были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране, также направлено на усиление бюрократизации управления).

Крестьянский вопрос и разработка мер, направленных на его решение

В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности.

Создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса.

1827 г. — запрещено отдавать крепостных крестьянна заводы.

1833 г. — запрещено продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги.

1835 г. — создано 5е отделение С. Е. И. В. канцелярии (глава П. Д. Киселёв — министр государственных имуществ) для проведения реформы государственных крестьян.

1837–1841 гг. — реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва:

— введение крестьянского самоуправления;

— наделение малоземельных крестьян землёй;

— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.

1847–1848 гг. — инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии: составление описания помещичьих имений — инвентарей с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения.

1848 г. — крестьянам с согласия помещиков разрешено приобретать недвижимую собственность.

При Николае 1 принято около 100 указов по крестьянскому вопросу

Финансовая реформа

В целях ликвидации бюджетного дефицита (нехватки) и стабилизации финансовой системы страны в 1839–1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провёл реформу: ввёл в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций бездефицитность бюджета

Борьба с вольнодумством и революционными настроениями

Правительственная политика в области образования и цензуры

1833 г. — утверждение официальной идеологии самодержавия — теории официальной народности (автор С. С. Уваров — министр народного просвещения): православие, самодержавие, народность.

Запрет преподавания философии в университетах.

1835 г. — принятие нового Университетского устава: ограничение автономии университетов.

Подавление польского восстания 1830–1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского.

Преследование и ссылка петрашевцев — общее название членов кружков молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844–1849 г.), руководимых М. В. Буташевичем-Петрашевским — чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849–1856)

Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства

Назначение на государственные посты представителей дворянства.

1828 г. — утверждение устава низших и средних учебных заведений: гимназическое образование стало привилегией дворянского сословия и чиновничества.

1845 г. — резкое повышение чинов, дававших дворянское звание осложнение выслуги личного и потомственного дворянства.

1845 г. — указ об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) запрещение дробления дворянских имений между наследниками

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

(о восстании в Твери в 1327г.);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

русских государей с византийскими императорами.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор - Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

( победа над турками 1641г.)

основатель Симеон Полоцкий.

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Читайте также: