Тематика басен крылова кратко
Обновлено: 05.07.2024
И. А. Крыловым было написано более двухсот басен. Почти треть — это каверы басен Лафонтена и Эзопа. Остальные созданы им самим. Но весь басенный массив распределяется на три блока:
- обличение человеческих пороков и недостатков;
- обыгрывание социальных недостатков;
- история в басенной форме.
Наиболее известны басни первого блока. Качества характера, которые вскрывает их содержание, гораздо легче узнаются в соседе. Но их очень тяжело признать у себя.
Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое произведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу.
Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои произведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обличить недостатки человека и общества, которыми род людской страдает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского баснописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских басен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, создавая поистине национальную русскую басню.
Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.
Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу.
Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои произведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача – обличить недостатки человека
и общества, которыми род людской страдает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен.
Большинство сюжетов он заимствовал у французского баснописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских басен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, создавая поистине национальную русскую басню.
Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.
Басни на общественно-политические темы (“Волк и ягненок”;, “Кот и повар”;). В них проводится просветительская установка на то, что власть
должна быть сильной, но справедливой и разумной. Сатира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда “у сильного всегда бессильный виноват”; (“Волк и Ягненок”;).
Басни, затрагивающие проблему просвещения (“Ларчик”;, “Любопытный”;, “Свинья под дубом”;). Они показывают, что бранить науки и ученье – признак глупости и невежества (“Свинья под дубом”;), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно (“Ларчик”;).
Басни на исторические темы (“Квартет”;, “Лебедь, Щука и Рак”;, “Волк на псарне”;). Они представляют собой в аллегорической форме отклик на различные события в жизни страны. В “Квартете”; скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимавшиеся распределением ответственных должностей во время преобразования Государственного совета в 1810 году. В басне “Волк на псарне”;, связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий – это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир.
Написанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.
Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу (“Осел и Соловей”;, “Демьянова уха”;, “Кукушка и Петух”;). Они, как и эпиграммы, направлены на осмеяние литературных противников, например, Ф. Булгарина и Н. Греча (“Кукушка и Петух”;).
Бытовые басни – наиболее многочисленные; они обобщают типичные жизненные ситуации и выводят практические законы человеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: праздность (“Стрекоза и Муравей”;), лесть (“Ворона и Лисица”;), невежество (“Мартышка и Очки”;), неблагодарность (“Волк и Журавль”;), тщеславие (“Гуси”;) и т. д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь (“Мартышка и Очки”;); не радуйся чужой беде (“Чиж и Голубь”;).
Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня “Квартет”; может восприниматься как протест против человеческой разобщенности в целом, а “Осел и Соловей”; – как сатирическое осмеяние невежества.
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.
Белинский
БАСНИ КРЫЛОВА.
Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.
Из этого определения видно, что в басне имеются три основных элемента:
аллегория, т. е. иносказание,
мораль, или нравоучение.
Все элементы эти слиты в басне в единое художественное целое.
Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется особое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучительная идея басни.
Из истории басни.
Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, греческому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры относятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечательного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествовательный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий блестящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.
к этому жанру писателей.
В России до Крылова басни создавали многие писатели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, например, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!
В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.
Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?
Содержание и тематика басен И. А. Крылова.
И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.
Басни Крылова — целый мир жизненных явлений и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитростных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бесхитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на людей и что нравы их — нравы человеческого общества.
Перед нами раскрываются картины и общественно-политической, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и высших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— короче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторонней критики социальных явлений. Это определяет вторую особенность басен Крылова — их острую сатирическую направленность.
Тематика басен Крылова.
Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.
Тема воспитания и образования.
Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.
Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:
Не сваливай свою вину на другого («Напраслина").
Значение Крылова в русской и мировой литературе.
Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.
Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патриотизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Крылова.
Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже переведены на десять языков мира.
В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Крылова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на русском, французском и итальянском языках. В переводах участвовало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.
Во второй половине XIX века басни Крылова были переведены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Германии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.
В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турецкий, японский и др.
Похожие документы:
. основная особенность – народность. Басни Крылова - маленькие драматические сценки, где . 5. Значительное место в высказываниях Белинского о языке отведено проблеме «враждебного . живого разговорного языка народа Белинский объясняет оригинальность, силу и .
В. Г. Белинский об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. Г. Гоголе, Ф. М. Достоевском
Урок-концерт в 5классе по теме Вгостях у дедушки Крылова
Читайте также: