Тематика басен крылова кратко

Обновлено: 05.07.2024

И. А. Крыловым было написано более двухсот басен. Почти треть — это каверы басен Лафонтена и Эзопа. Остальные созданы им самим. Но весь басенный массив распределяется на три блока:

  1. обличение человеческих пороков и недостатков;
  2. обыгрывание социальных недостатков;
  3. история в басенной форме.

Наиболее известны басни первого блока. Качества характера, которые вскрывает их содержание, гораздо легче узнаются в соседе. Но их очень тяжело признать у себя.

Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача – обли­чить недостатки человека

и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен.

Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

Басни на общественно-политические темы (“Волк и ягненок”;, “Кот и повар”;). В них проводится просветительская установка на то, что власть

должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда “у сильного всегда бессильный виноват”; (“Волк и Ягненок”;).

Басни, затрагивающие проблему просвещения (“Ларчик”;, “Лю­бопытный”;, “Свинья под дубом”;). Они показывают, что бранить науки и ученье – признак глупости и невежества (“Свинья под ду­бом”;), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно (“Ларчик”;).

Басни на исторические темы (“Квартет”;, “Лебедь, Щука и Рак”;, “Волк на псарне”;). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В “Квартете”; скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне “Волк на псарне”;, связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий – это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир.

На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.

Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу (“Осел и Соловей”;, “Демьянова уха”;, “Кукушка и Петух”;). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча (“Кукушка и Петух”;).

Бытовые басни – наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность (“Стрекоза и Муравей”;), лесть (“Ворона и Лисица”;), невежество (“Мартышка и Очки”;), неблагодарность (“Волк и Жу­равль”;), тщеславие (“Гуси”;) и т. д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь (“Мартышка и Очки”;); не радуйся чужой беде (“Чиж и Голубь”;).

Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня “Квартет”; может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а “Осел и Соловей”; – как сатириче­ское осмеяние невежества.



Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего народа русского.

Белинский

БАСНИ КРЫЛОВА.

Басня — это небольшой аллегорический рассказ, содержащий нравоучение.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

аллегория, т. е. иносказание,

мораль, или нравоучение.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Бывает иногда так, что помимо общего нравоучительного смысла, скрытого в басне, в начале или в конце её имеется осо­бое нравоучение. Этим отчётливее подчёркивается нравоучитель­ная идея басни.

Из истории басни.

Басня как литературный жанр появилась давно и вылилась в современ­ную форму не сразу. Так, известны басни, приписываемые Эзопу, грече­скому баснописцу, жившему около двух с половиной тысяч лет назад (в VI в. до нашей эры). Басни Эзопа написаны прозой и представляют собой небольшие рассказы о жизни животных. К I веку до пашей эры отно­сятся басни римского баснописца Федра, написанные ямбическим стихом. В баснях Федра нравоучение обычно выделено как особая часть. Замечатель­ного расцвета басня достигла в Западной Европе в творчестве французского баснописца Лафонтена (1621—1685). В баснях Лафонтена повествова­тельный и нравоучительный элементы слиты в единое целое. Следующий бле­стящий этап развития басни — творчество И. А. Крылова. Лафонтен и Крылов справедливо считаются величайшими баснописцами мира.

к этому жанру писателей.

В России до Крылова басни создавали многие писа­тели: Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Хемни-цер, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Е. Измайлов и др. Сумароков, на­пример, написал 378 басен, или притчей, — огромное количество!

В XVIII веке эти притчи ценились очень высоко. Хемницер написал 104 басни. Большой успех в своё время выпал на долю басен И. И. Дмитриева (1760—1837). Однако и притчи Сумарокова, и басни Хемницера и Дмитриева теперь почти забыты. Стать подлинно народным русским баснописцем суждено было И. А. Крылову.

Вспомните содержание басен указанных авторов. Что их объединяет?

Содержание и тематика басен И. А. Крылова.

И. А. Крылов написал 205 басен. Основное, что характеризует их содержание, — это замечательная широта изображения жизни.

Басни Крылова — целый мир жизненных явле­ний и образов. В его добродушно-наивных, простых и бесхитро­стных рассказах перед нами проходят и люди, и звери, и птицы, и насекомые. Но эти рассказы только кажутся наивными и бес­хитростными. Мы видим, что волки, львы, лисицы, обезьяны, щуки, стрекозы и муравьи его басен удивительно похожи на лю­дей и что нравы их — нравы человеческого общества.

Перед нами раскрываются картины и общественно-политиче­ской, и литературной, и домашней жизни русского общества. Мы легко угадываем в образах зверей и птиц представителей и выс­ших классов (царей, вельмож), и чиновничьего общества (судей, бюрократов разного типа), и купечества, и крестьянства— ко­роче говоря, всех классов от царя и вельможи до пастуха. Басня с её аллегорией дала Крылову возможность самой разносторон­ней критики социальных явлений. Это определяет вторую особен­ность басен Крылова — их острую сатирическую на­правленность.

Тематика басен Крылова.

Чрезвычайно важное место в баснях Крылова занимает тема изображения русского общественного быта.

Тема воспитания и образования.

Есть у Крылова басни, посвященные вопросам воспитания и образования.

Вот образцы житейской мудрости в баснях Крылова, если выразить её в форме сжатых правил и наставлений:

Не сваливай свою вину на другого («Напраслина").

Значение Крылова в русской и мировой литературе.

Роль басен Крылова в истории русской литературы можно рассматривать с двух сторон: со стороны общественной и со стороны литературной.

Общественно-воспитательное значение басен Крылова определяется прежде всего их подлинным, глубоким патрио­тизмом и демократизмом. Воспитательное значение басен Крылова определяется ещё и тем, что недостатки людей, которые осмеивает Крылов во многих баснях, — невежество, неблагодарность, зависть и пр. — ещё продолжают иметь место и в наше время. Отсюда непреходящая злободневность басен Кры­лова.

Известность Крылова за границей началась ещё при его жизни. С 1817 по 1844 г. произведения Крылова были уже пе­реведены на десять языков мира.

В 1825 г. в Париже вышло двухтомное издание 86 басен Кры­лова. Тексты басен в этом издании даны параллельно на рус­ском, французском и итальянском языках. В переводах участво­вало 57 поэтов Франции и 30 поэтов Италии. Это был замечательный поэтический турнир, подобного которому не знает история мировой литературы.

Во второй половине XIX века басни Крылова были переве­дены на все славянские языки. Во Франции, в Англии, в Герма­нии, в США имеется целый ряд отдельных изданий басен Крылова.

В настоящее время басни Крылова переведены свыше чем на пятьдесят языков мира, в том числе на языки арабский, турец­кий, японский и др.

Похожие документы:

. основная особенность – народность. Басни Крылова - маленькие драматические сценки, где . 5. Значительное место в высказываниях Белинского о языке отведено проблеме «враждебного . живого разговорного языка народа Белинский объясняет оригинальность, силу и .

В. Г. Белинский об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. Г. Гоголе, Ф. М. Достоевском

Урок-концерт в 5классе по теме Вгостях у дедушки Крылова

Читайте также: