Культура периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет кратко

Обновлено: 01.07.2024

Общие условия развития культуры. Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу, организовать работу свечных заводов.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины. В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.




Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

(1941–1945)

Общие условия развития культуры. Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу, организовать работу свечных заводов.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины. В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование. В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко. " (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).

Ущерб, нанесенный советской культуре в 1945—1953 годах, коснулся всех слоев населения. Были уничтожены культурные ценности в виде памятников, исторических музеев, театров и концертных залов. В период ВОВ на оккупированных территориях перестали работать школы. В результате дети не могли продолжать получение образования. Перед правительством СССР встала задача возрождения культурной жизни общества.

  • Культурные запреты
  • В области литературы
  • Театр и кино
  • Музыкальная деятельность
  • Сфера образования
  • Научные разработки

Ссср в 1945 1953 гг

Культурные запреты

С окончанием Великой Отечественной войны для возрождения культуры создались благоприятные условия. Трудности заключались только в том, что этот процесс начинался практически с нуля.

В этот период времени резко усилилась роль партийно-бюрократического аппарата. Проявилось это в виде борьбы против западного влияния. Контроль со стороны партийных органов подавлял творческую инициативу интеллигенции. Деятельность политических органов власти СССР в 1945—1953 гг. наглядно показывает таблица:

Целью такого диктата являлось подавление развития свободомыслия. Это исключало возможное проведение дискуссий по множеству культурных вопросов.

В области литературы

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Советская культура в 1945 1953

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Театр и кино

Такому же партийному контролю подверглись театр и кино. По мнению руководства, среди репертуара классические произведения должны были присутствовать только в небольшом количестве. Внимание следовало уделять особенности духа времени, усилению борьбы за коммунизм. Не следовало делать упор на постановку зарубежных произведений, не идеализировать прежнюю историю. Не выставлять жизнь царей, ханов и вельмож в красочном стиле.

Музыкальная деятельность

Буквально за непродолжительный период времени удалось не только восстановить, но и расширить количество музыкальных концертных учреждений. Уже к 1950 году появился ряд молодых талантливых актеров, певцов и пианистов. К ним относились:

1945 1953

  • Рождественский,
  • Рихтер,
  • Коган;
  • Архипова;
  • Светланов.

Был создан ряд знаменитых произведений. Среди них:

Однако чистка со стороны партийных органов не миновала и представителей музыкальных профессий. Это коснулось в первую очередь Мурадели и Прокофьева. Идеология направляла авторов на создание работ, где прославлялась идея счастливой советской жизни. В итоге их произведения перестали звучать на эстраде. Все эти тенденции значительно обедняли культуру СССР, изолировали ее от прогресса мирового развития.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Ссср 1945 1953

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Если сопоставить этот период времени с последующей эпохой, в будущем наступило некоторое послабление, но цензура не была полностью отменена. Свобода слова контролировалась буквально до прихода к власти Горбачева, который стал проводить политику гласности. Благодаря этому, стали издаваться работы Солженицына и других ранее запрещенных авторов. Такой период продолжался вплоть до 1991 года, пока Советский Союз не прекратил своего существования.

Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени - фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) ("Жди меня"). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, "Землянка" А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов "Дни и ночи", А. А. Фадеев "Молодая гвардия"). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики ("Секретарь райкома" реж. И. А. Пырьев, "Нашествие" реж. А. М. Роом, "Два бойца" реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма "Иван Грозный" (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе "Родина-мать зовет!". Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции "Окон РОСТА", которые теперь именуются "Окна ТАСС". Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки "Оборона Севастополя" (1942 г.), А. А. Пластова "Фашист пролетел" (1942 г.), С. В. Герасимова "Мать партизана" (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение - Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена "буржуазной лженаукой". Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, "шарашках", где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с "космополитизмом и низкопоклонством перед Западом". Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам "корифей наук" - Сталин. Все эти меры призваны были напугать, "поставить на место" представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.

Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946-48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь"", "Об опере В. Мурадели "Большая жизнь"". Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин" 1951 г.), А. И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской "Хлеб" (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова "Опять двойка" (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика "сталинский ампир". В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Читайте также: