Культура пензенского края 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Росту культурного уровня в провинции способствовало развитие образования. В 1804 г. главное народное училище было преобразовано в губернскую мужскую гимназию, уровень преподавания, в которой был достаточно высок для своего времени. Директором гимназии с 1821 по 1824 г. работал известный русский писатель И.И. Лажечников, среди её учеников в этот период были: писатель и литературный критик В. Г. Белинский, ученый-филолог Ф. И. Буслаев. В 1838 году при гимназии был открыт пансион на улице Дворянской (ныне Красной), который с 1 января 1844 года был преобразован в Дворянский институт — среднее учебное заведение закрытого типа (только для детей дворян). Выпускником этого учебного заведения был основатель русской педиатрической школы Н.Ф. Филатов. В 1835 в Пензе появляется ещё одна четырёхклассная гимназия. С 1807 г. в уездных городах губернии стали открываться уездные училища. В 1820 г. в губернии появляется первое среднее специальное учебное заведение – училище садоводства. С него начинается зарождение культуры садоводства в Пензенской губернии. Появляются школа для детей бедных слоёв населения. Развивается духовное образование. В 1800 г. в губернском центре появляется духовная семинария, в 1818 – духовное училище. Рост образовательного уровня населения способствовал развитию различных направлений культурной жизни.

Популярной формой досуга высших слоёв провинциального общества были музыкальные вечера. Наряду с музыкантами-любителями, существовали профессиональные крепостные оркестры. Самый знаменитый – принадлежал губернатору А.А. Панчулидзеву. Губернаторский оркестр регулярно давал концерты в его репертуаре были классические и танцевальные произведения. Оркестры играли на балах, которые в это время были элементом повседневной жизни высшего провинциального общества. Дворяне и чиновники со скромным достатком и незнатного происхождения, не имевшие средств и возможностей для участия в губернских балах, организовывали танцевальные вечера. На народных гуляньях, праздниках, ярмарках звучала музыка, сочетавшая в себе этнические традиции народов сурского края. Большой популярностью пользовалось пение. Церковные хоры различных приходов состязались друг с другом в своём искусстве.

Популярность чтения в образованных кругах провинциального общества способствовала созданию библиотек. Появляются библиотеки в дворянских усадьбах, книги собирали учителя, чиновники, врачи. Были библиотеки в учебных заведениях. Очагами книжной культуры стали церковные и монастырские библиотеки. В 1837 г. была открыта первая публичная библиотека на территории губернии, её финансирование осуществлялось за счёт пожертвований местного дворянства. Книжный фонд формировался государственными учреждениями и частными лицами. В 1857 г. он включал 747 названий книг и периодических изданий. Всего в библиотеке было 2288 томов.

Совершенствуется городская архитектура. С начала века успешно реализовался генеральный план строительства Пензы 1785 г. Центр города стал приобретать облик, элементы которого сохранились до сегодняшнего дня. Архитектурной доминантой города стал Спасский кафедральный собор построенный в 1824 г. Росписи собора были выполнены в 1850–1851 гг. художником К.А. Макаровым, его сыном Иваном (будущим академиком живописи) и пятнадцатью учениками. Иконы писали В.Д. Скородумов и академик живописи А.В. Ступин. Многочисленные церкви были характерной чертой российских городов этого периода. В 40-е гг. XIX в. в Пензе красовались 20 православных церквей и одна евангелическая. В то же время более организованно стали застраиваться уездные города, для которых разрабатывались типовые планы застройки, в составлении которых принимал участие известный архитектор академик Санкт-Петербургской Академии Художеств А.Д. Захаров.

На пензенской земле прошли детские годы одного из самых выдающихся русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Жизнь гения русской поэзии неразрывно связана с имением его бабушки Е.А. Арсеньевой Тарханы. Именно здесь в душу поэта запали зёрна любви к своей родине. По тарханским мотивам написаны многие его произведения. Тарханы стали местом его последнего упокоения.

В этот период на сурской земле первые шаги в искусстве сделал известный русский портретист XIX в. И. К. Макаров (1822 – 1897). Он окончил саранское уездное училище и живописную школу, которую содержал сначала в Саранске, а затем в Пензе его отец К.А. Макаров. В годы учебы вместе с отцом и его учениками расписывал многие храмы Пензы в том числе Спасский кафедральный собор. Впоследствии И. К. Макаров учился в Академии Художеств. Художник написал много исполненных достоинств портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью женские и детские. И. К. Макаров был приглашен участвовать в росписях московского храма Христа Спасителя. Портреты кисти художника есть в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Вопросы и задания:

1. Почему в Пензенской губернии проявлялись признаки кризиса бюрократической системы в период проявления Николая I?

2. Выполните таблицу

Пензенские губернаторы Даты деятельности Основные события в губернии

3. Какие изменения происходили в социально-экономическом развитии края?

4. Каков был вклад Пензенской губернии в победу в Отечественной войне 1812г.?

5. Почему первую половину XIX в. принято называть “золотым веком” русской культуры?

Исторические документы

Воспоминания вюртембергского офицера о его пребывании в плену в Пензенской губернии (1813-1814 гг).

Пенза предстала перед нами не такой, как те русские города, которые мы видели до сих пор. Она была похожа на милый сердцу немецкий город. Дома на центральной улице были красивы и построены плотно друг к другу. Несколько других улиц располагались к главной под прямым углом. Мы получили в Пензе более просторные квартиры, нежели чем в Тамбове, где нас нарочно разместили в отвратительных жилищах.

Город Пенза расположен в устье Пензы на судоходной реке Суре и имеет население без малого 20 тысяч человек.

Уже утром 19 июля мы все собрались засвидетельствовать свое почтение главному чиновнику Саранска. Он носил титул полицмейстера и имел чин полковника или генерал-майора20. Его дворецкий, старый француз, переселившийся в Россию в годы революции21, встретил нас в передней. Через некоторое время появился и сам полицмейстер. Он оказался вежливым и дружелюбным человеком лет сорока. Не зная французского языка, он использовал в качестве переводчика своего дворецкого. Полицмейстер уверил нас в своем содействии, напомнил о наших обязанностях, предупредил о том, что мы сами должны заботиться о себе, призвал нас приносить любую жалобу местным властям и уступать их решениям. Этот прием вызвал радостное чувство в нашей груди. Оно превратилось в удивление, когда всех нас на следующий день пригласили к обеду. Мы с удовольствием согласились на это приглашение. Нас очень хорошо угостили. Подавали вино, даже шампанское, а также квас – любимый напиток русских. Супруга полицмейстера немного говорила по-французски и приняла большое участие в нашем положении. Мы получили повторные уверения в нашей безопасности и разрешение посещать дом полицмейстера в любое время.

Летом в уездных городах Российской империи проводились ярмарки. Одна такая состоялась и во время нашего пребывания в Саранске.

Дам ее краткое описание. В первые дни августа на базаре начинается строительство лавок, похожих на те, какие обычно бывают в Германии. В небольшом и обычно тихом уездном городе вдруг обнаруживается движение и повышенная активность. В городе появляется часть прислуги поместного дворянства для того, чтобы все подготовить для встречи господ и на время ярмарки снять квартиры в домах горожан. Постепенно строительство лавок подходило к концу. Тогда в городе наблюдалось большое оживление и кипение жизни. По улицам проезжало и разворачивалось множество телег. Появлялись дворяне с прислугой и спешили занять нанятые квартиры.

Ярмарка продолжалась 14 дней и служила местом встреч дворянства. Это время менее использовали для приобретения необходимых вещей. Ярмарка скорее служила местом для новых знакомств и возобновления старых. И вообще, в течение этого времени только радовались жизни. На ярмарке знакомились молодые люди.Возникали любовные связи, которые зачастую заканчивались свадьбам.

Ярмарка началась в понедельник. Мы не замедлили ее посетить. Множество повозок, расставленных вблизи базара, поразило нас. Мы робко подошли к главному входу. Едва мы вошли, как нашему взору открылся прекрасный вид. Из-за бедности мы покупали немного. Все же, почти ежедневно, мы посещали ярмарку, где нас радовал вид красивых еврейских, арабских и тюркских вещей.

Росту культурного уровня в провинции способствовало развитие образования. В 1804 г. главное народное училище было преобразовано в губернскую мужскую гимназию, уровень преподавания, в которой был достаточно высок для своего времени. Директором гимназии с 1821 по 1824 г. работал известный русский писатель И.И. Лажечников, среди её учеников в этот период были: писатель и литературный критик В. Г. Белинский, ученый-филолог Ф. И. Буслаев. В 1838 году при гимназии был открыт пансион на улице Дворянской (ныне Красной), который с 1 января 1844 года был преобразован в Дворянский институт — среднее учебное заведение закрытого типа (только для детей дворян). Выпускником этого учебного заведения был основатель русской педиатрической школы Н.Ф. Филатов. В 1835 в Пензе появляется ещё одна четырёхклассная гимназия. С 1807 г. в уездных городах губернии стали открываться уездные училища. В 1820 г. в губернии появляется первое среднее специальное учебное заведение – училище садоводства. С него начинается зарождение культуры садоводства в Пензенской губернии. Появляются школа для детей бедных слоёв населения. Развивается духовное образование. В 1800 г. в губернском центре появляется духовная семинария, в 1818 – духовное училище. Рост образовательного уровня населения способствовал развитию различных направлений культурной жизни.

Популярной формой досуга высших слоёв провинциального общества были музыкальные вечера. Наряду с музыкантами-любителями, существовали профессиональные крепостные оркестры. Самый знаменитый – принадлежал губернатору А.А. Панчулидзеву. Губернаторский оркестр регулярно давал концерты в его репертуаре были классические и танцевальные произведения. Оркестры играли на балах, которые в это время были элементом повседневной жизни высшего провинциального общества. Дворяне и чиновники со скромным достатком и незнатного происхождения, не имевшие средств и возможностей для участия в губернских балах, организовывали танцевальные вечера. На народных гуляньях, праздниках, ярмарках звучала музыка, сочетавшая в себе этнические традиции народов сурского края. Большой популярностью пользовалось пение. Церковные хоры различных приходов состязались друг с другом в своём искусстве.

Популярность чтения в образованных кругах провинциального общества способствовала созданию библиотек. Появляются библиотеки в дворянских усадьбах, книги собирали учителя, чиновники, врачи. Были библиотеки в учебных заведениях. Очагами книжной культуры стали церковные и монастырские библиотеки. В 1837 г. была открыта первая публичная библиотека на территории губернии, её финансирование осуществлялось за счёт пожертвований местного дворянства. Книжный фонд формировался государственными учреждениями и частными лицами. В 1857 г. он включал 747 названий книг и периодических изданий. Всего в библиотеке было 2288 томов.

Совершенствуется городская архитектура. С начала века успешно реализовался генеральный план строительства Пензы 1785 г. Центр города стал приобретать облик, элементы которого сохранились до сегодняшнего дня. Архитектурной доминантой города стал Спасский кафедральный собор построенный в 1824 г. Росписи собора были выполнены в 1850–1851 гг. художником К.А. Макаровым, его сыном Иваном (будущим академиком живописи) и пятнадцатью учениками. Иконы писали В.Д. Скородумов и академик живописи А.В. Ступин. Многочисленные церкви были характерной чертой российских городов этого периода. В 40-е гг. XIX в. в Пензе красовались 20 православных церквей и одна евангелическая. В то же время более организованно стали застраиваться уездные города, для которых разрабатывались типовые планы застройки, в составлении которых принимал участие известный архитектор академик Санкт-Петербургской Академии Художеств А.Д. Захаров.

На пензенской земле прошли детские годы одного из самых выдающихся русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Жизнь гения русской поэзии неразрывно связана с имением его бабушки Е.А. Арсеньевой Тарханы. Именно здесь в душу поэта запали зёрна любви к своей родине. По тарханским мотивам написаны многие его произведения. Тарханы стали местом его последнего упокоения.

В этот период на сурской земле первые шаги в искусстве сделал известный русский портретист XIX в. И. К. Макаров (1822 – 1897). Он окончил саранское уездное училище и живописную школу, которую содержал сначала в Саранске, а затем в Пензе его отец К.А. Макаров. В годы учебы вместе с отцом и его учениками расписывал многие храмы Пензы в том числе Спасский кафедральный собор. Впоследствии И. К. Макаров учился в Академии Художеств. Художник написал много исполненных достоинств портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью женские и детские. И. К. Макаров был приглашен участвовать в росписях московского храма Христа Спасителя. Портреты кисти художника есть в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Вопросы и задания:

1. Почему в Пензенской губернии проявлялись признаки кризиса бюрократической системы в период проявления Николая I?

2. Выполните таблицу

Пензенские губернаторы Даты деятельности Основные события в губернии

3. Какие изменения происходили в социально-экономическом развитии края?

4. Каков был вклад Пензенской губернии в победу в Отечественной войне 1812г.?

5. Почему первую половину XIX в. принято называть “золотым веком” русской культуры?

Исторические документы

Воспоминания вюртембергского офицера о его пребывании в плену в Пензенской губернии (1813-1814 гг).

Пенза предстала перед нами не такой, как те русские города, которые мы видели до сих пор. Она была похожа на милый сердцу немецкий город. Дома на центральной улице были красивы и построены плотно друг к другу. Несколько других улиц располагались к главной под прямым углом. Мы получили в Пензе более просторные квартиры, нежели чем в Тамбове, где нас нарочно разместили в отвратительных жилищах.

Город Пенза расположен в устье Пензы на судоходной реке Суре и имеет население без малого 20 тысяч человек.

Уже утром 19 июля мы все собрались засвидетельствовать свое почтение главному чиновнику Саранска. Он носил титул полицмейстера и имел чин полковника или генерал-майора20. Его дворецкий, старый француз, переселившийся в Россию в годы революции21, встретил нас в передней. Через некоторое время появился и сам полицмейстер. Он оказался вежливым и дружелюбным человеком лет сорока. Не зная французского языка, он использовал в качестве переводчика своего дворецкого. Полицмейстер уверил нас в своем содействии, напомнил о наших обязанностях, предупредил о том, что мы сами должны заботиться о себе, призвал нас приносить любую жалобу местным властям и уступать их решениям. Этот прием вызвал радостное чувство в нашей груди. Оно превратилось в удивление, когда всех нас на следующий день пригласили к обеду. Мы с удовольствием согласились на это приглашение. Нас очень хорошо угостили. Подавали вино, даже шампанское, а также квас – любимый напиток русских. Супруга полицмейстера немного говорила по-французски и приняла большое участие в нашем положении. Мы получили повторные уверения в нашей безопасности и разрешение посещать дом полицмейстера в любое время.

Летом в уездных городах Российской империи проводились ярмарки. Одна такая состоялась и во время нашего пребывания в Саранске.

Дам ее краткое описание. В первые дни августа на базаре начинается строительство лавок, похожих на те, какие обычно бывают в Германии. В небольшом и обычно тихом уездном городе вдруг обнаруживается движение и повышенная активность. В городе появляется часть прислуги поместного дворянства для того, чтобы все подготовить для встречи господ и на время ярмарки снять квартиры в домах горожан. Постепенно строительство лавок подходило к концу. Тогда в городе наблюдалось большое оживление и кипение жизни. По улицам проезжало и разворачивалось множество телег. Появлялись дворяне с прислугой и спешили занять нанятые квартиры.

Ярмарка продолжалась 14 дней и служила местом встреч дворянства. Это время менее использовали для приобретения необходимых вещей. Ярмарка скорее служила местом для новых знакомств и возобновления старых. И вообще, в течение этого времени только радовались жизни. На ярмарке знакомились молодые люди.Возникали любовные связи, которые зачастую заканчивались свадьбам.

Ярмарка началась в понедельник. Мы не замедлили ее посетить. Множество повозок, расставленных вблизи базара, поразило нас. Мы робко подошли к главному входу. Едва мы вошли, как нашему взору открылся прекрасный вид. Из-за бедности мы покупали немного. Все же, почти ежедневно, мы посещали ярмарку, где нас радовал вид красивых еврейских, арабских и тюркских вещей.


В пособии содержатся материалы по истории и культуре Пензенского края, в том числе, туристические маршруты и словарь персоналий. Пособие может быть интересно широкому кругу лиц, интересующихся вопросами отечественной истории и культурологии. Изучение истории и культуры малой Родины является неотъемлемой частью воспитательной работы в вузе и способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура Пензенского края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Культура Пензенского края (краткий очерк) 1

1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция.

1.3 Основные тенденции развития культуры в Пензенском крае.

Буртасы, говор, засека, казачество, колонизация, крепость, культурное гнездо, мокша, Пензенский край, провинция и центр, срединность, усадьба, эрзя, этнос.

Современная археология указывает на то, что формирование мордвы происходило по междуречьям Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря. Эрзя и мокша как основные, но не единственные группы мордвы, говорят на разных, хотя и родственных языках. Между ними существует и некоторые различия антропологического характера. С древнейших времен эрзя селились в бассейне реки Суры, а мокша — в бассейне Мокши.

В конце XX в. этногенез татар на основе достижений таких наук, как история, этнография, этнология и археология стал рассматриваться под несколькими ракурсами. Во-первых, это процесс проникновения тюрок в Среднее Поволжье в 1-й половине I тысячелетия н.э. под тюрками понимается группа народов, говорящих на особых тюркских наречиях. Достаточно сказать, что область их расселения протянулась от Средиземного моря до бассейна Лены и что это одна из ветвей урало-алтайских народов. К тюркам относились булгары, переселившиеся в VII — VIII вв. из степей Северного Кавказа и Приазовья на территорию левобережья Волги. Но здесь уже и ранее жили как тюркские и финноугорские племена, с которыми и стали соседствовать. В X в. новопоселенцы создают государство, вошедшее в историю под названием Волжской Булгарии. Ее ждала печальная судьба: под ударами монголо-татар Волжская Булгария в XIII в. закончила свое существование. Ее знаменитые города — Бумар, Биляр, Сувар и др. — были разрушены завоевателями, а население частично уничтожено и многие уведены в плен. Те, кто уцелели, ушли в леса севернее Камы или в районы на правом берегу Волги. Правобережные булгары положили начало чувашам. «Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финно-язычным населением — луговыми марийцами и удмуртами.

Мы привели лишь небольшой материал, характеризующий процесс раннего заселения и освоения территорий, условно названных Пензенским краем, но уже из этой малой части от огромного числа научных данных перед нами предстает сложная, очень интересная картина взаимодействия племен и народов древней истории и культуры на территории края.

Собственно Пенза как крепость возникла на берегу одноименной реки (Пензы), которая неоднократно меняла русло, как и более полноводная Сура, которой теперь и суждено протекать по основной линии протяжения города. История Пензы и края получила широкое освещение не только в специальных трудах, но и в учебниках, учебной литературе для школ и вузов. Это облегчает задачу авторов данного курса культурологии в изложении основных событий пензенской истории.

В истории нашего края нашли свое местное и богатое отражение такие исторические события, как восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война, и самая страшная последняя война — Великая Отечественная. Ну и конечно все, что качалось всей страны от центра до окраин. Судьба Пензенского края неотделима от судьбы всей России. Но есть важная особенность, которая делает нашу культуру несколько отличной от той, что получила развитие в центре, а таковых в России два — Москва и Санкт–Петербург.

1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция

В изложении данного материала авторы опираются на монографию профессора М.Н. Инюшкина, которая упоминалась выше. В ней отражена многолетняя работа автора по исследованию огромного материала как наличной действительности, так и представленного в виде трудов предшественников. Поскольку работа носит глубокий аналитический и обобщающий характер, мы отсылаем заинтересованного читателя непосредственно к этому труду. В нашем же учебном пособии мы касаемся отнюдь не всех его сторон, а большей частью, материал дается конспективно в целях популяризации сложных культурологических теоретических построений автора.

Одни выдающиеся русские мыслители (В.О. Ключевский, В.Г. Короленко и др.) верили в провинцию, ее чистоту, творческие силы, другие — нет. Но так или иначе без провинции нет центра и напротив. Поэтому очень важно отметить идею взаимосвязи центральной (столичной, городской) и провинциальной (нестоличной, сельской) культурой. В целом же, можно сказать, что культура измеряется не столько количественно, сколько качественно. Например, когда о ком-то говорят как о малокультурном или человеке низкой культуры, то это чаще всего является синонимом бескультурия. Да и кому из нас не приходилось встречать в просвещенных столицах отъявленных хамов, а в глухой провинции — людей с прекрасным чувством такта. Конечно, здесь речь идет о частных случаях и свойствах носителей — субъектов культуры, больше о культурности, а не о культуре в целом.

Поскольку, как уже не раз отмечалось выше, существует едва обозримое число определений культуры. Было бы напрасной попыткой выделить одно универсальное определение провинциальной культуры. Однако современный исследователь культуры нашего края в упоминавшейся монографии выделяет, на наш взгляд, объективные признаки, опираясь на которые, можно точно указать на предмет исследования. Перечислим эти признаки:

В XVII в. главный упор делался на укрепление материальных основ пензенской провинциальной культуры: строились фортификационные сооружения, применялись современные методы обороны и наступления (засечные черты, типовые планы крепостей, регулярная воинская служба), развивалось сельское хозяйство, торговля, строительное дело, налаживалось судоходство на р. Суре. Духовная культура этого времени носила, в основном, религиозный характер. Она сосредоточивалась в монастырях и храмах, которые возникали как в самом городе, так и в регионе. В 1780 г. в Нижнем Ломове открыто духовное училище и семинария. В 1806 г. в Пензе открыты духовные учебные заведения.

Культура светского типа начала развиваться более интенсивно к концу XVIII в. Она выражалась в наличии дворянских усадеб, сосредоточивших в себе интенсивные формы культурной жизни столичного или даже европейского образца, преломленные через призму локального мировосприятия и миропереживания. Это выразилось в наличии крепостных театров – настоящих и временных, театров домашних, организации балов, литературномузыкальных вечеров и т.п. Дарование Екатериной II привилегированного положения дворянству побудило его к большему вниманию в обустройстве своей личной жизни. В провинции, как и в столице, обособление дворянской и народной (крестьянской) культур шло нарастающими темпами. Конечно, социальноэкономически и политически этот раскол и расслоение были фатально обусловлены.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формировались этносы Пензенского края?

2. Расскажите о возникновении и развитии г. Пензы.

3. С какими событиями русской истории связан Пензенский край?

4. Каковы признаки провинциальной культуры?

6. Назовите виднейших деятелей литературы и искусства Пензенского края.

Темы докладов и рефератов

1. М.Ю. Лермонтов и Тарханы.

2. В.Г. Белинский и Пензенский край.

3. Пензенский край в жизни и в творчестве А.Н. Радищева.

4. Пензенские корни творчества А.И. Куприна.

5. В.О. Ключевский: выдающийся деятель науки Пензенского края.

6. В.Э. Мейерхольд: гений и время.

7. Дворянские усадьбы Пензенской губернии.

8. Образование в Пензенской области.

9. Культура моего района (города, села) – по выбору студентов.

10. Деятели науки Пензенского края.

11. Памятники природы Пензенского края.

12. Знаменитые люди района (города, села) – по выбору студентов.

13. Архитектура в Пензенском крае.

14. История одного музея (по выбору студентов).

15. Пензенский край в истории России.

1. Какой летописный свод повествует об отношениях мордвы с Русью?

2. Исконное население Пензенского края –

а) эрзя и салары.

в) мокша и кумыки.

г) эрзя и мордва.

3. Тюрки – это:

а) группа народов, исповедующих ислам.

б) группа народов, говорящих на тюркских наречиях.

в) этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая.

г) этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Средней Азии.

4. В каком веке в Пензенском крае начала интенсивно развиваться культура светского типа?

5. Засека –

а) земляной вал вокруг крепости.

б) препятствие, образованное деревьями.

в) наружный ров крепости.

г) верхняя площадка крепости.

а) синтез западных и русских культурных традиции.

б) синтез восточных и русских культурных традиций.

в) синтез местных традиций с новыми культурными традициями.

г) синтез провинциальных и центральных культурных традиций.

8. Год основания Пензы –

9. Визитной карточкой Пензенской культуры стала:

2 Значительными событиями российской истории ХХ века были революции 1917 года и последовавшая за ними гражданская война. Это было время, когда тысячи деятелей культуры вынуждены были покидать любимую Отчизну. Это было время, когда уничтожались памятники зодчества как пережиток прошлых веков, когда разрушались и закрывались церкви, преследовались церковные служители. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, в Пензенской губернии число грамотных составляло около 30 % населения, в то время как в целом по РСФСР – 44,1 %.Положение усугублялось еще и отсутствием широкой сети учебных заведений, готовивших квалифицированные кадры. В крае не было не одного вуза, действовало несколько средне специальных учебных заведений и школ ФЗУ. В 1926 году в техникумах обучалось лишь 12 тыс. учащихся.

3 Тимофей Никитович Зоткин стал одним из признанных мастеров - игрушечников, членом Союза художников СССР. Его работы занимают достойное место в коллекциях ведущих музеев России. Тимофей Никитович Зоткин сконцентрировал в своем творчестве лучшие черты абашевского гончарства. Он поднял на новую, более высокую ступень работы с глиняной игрушкой, создал на ее основе новое направление в Абашевской керамике - скульптуру малых форм. Вершиной достижений Т. Н. Зоткина в скульптуре малых форм можно признать вариации на тему "Городовой- взяточник

8 Ю́рий Влади́мирович Толубе́ев ( ) советский актёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1976). Народный артист СССР(1956). Лауреат Ленинской (1959) и Сталинской премии второй степени (1947). Васи́лий Васи́льевич Мерку́юрьев ( ) советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР(1960), Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1947, 1949,1952).

11 Алексей Васильевич Касторский (17 января 1869, Кострома 8 сентября 1944, Москва) руководитель хора, композитор, музыкальный педагог, теоретик. Происходит из семьи священников. Двоюродный брат известный оперный певец Владимир Иванович Касторский. Музыкальное образование А. В. Касторский получил в Петербургской придворной капелле и Петербургской консерватории

12 В распространении художественной культуры важное место занимала живопись. Изобразительное искусство продолжали пропагандировать Пензенская картинная галерея и художественное училище. В трудные годы гражданской войны и восстановительного периода ни на один день не прекращались занятие в художественном училище. Иван Силыч Горюшкин- Сорокопудов (5 ноября 1873, с. Нащи,Тамбовская губерния 29 декабря 1954, с. Ивановка, Пензенская область) русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).Прославился живописными полотнами на историческую тему.

17 Анато́лий Бори́сович Мариенго́ф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород 24 июня 1962, Ленинград) русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. В 1918 году в Пензе был издан первый стихотворный сборник.

Читайте также: