Неопозитивизм в педагогике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Философские теории лежат в основе многочисленных педагогических концепций и воспитательных систем. Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления - ПРАГМАТИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, НЕОТОМИЗМ, БИХЕВИОРИЗМ.

- школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания;

- в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать;

- воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни;

- в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

В 60-е годы философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усилили индивидуалистическую направленность воспитания, отстаивали полный произвол в поступках и оценках личности.

Главные положения неопозитивизма следующие:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. - существование) - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. По утверждениям экзистенциалистов, каждая личность - неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности. Человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на существование во враждебной ему среде. Общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, стереотипность ее поведения. Теория воспитания, по мнению экзистенциалистов, не знает объективных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание ни в чем не помогает: человек есть то, что он сам из себя делает.

Важнейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О. Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) центром воспитательного воздействия считают подсознание. Настроение, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение.

Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы.

Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение - управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, то есть достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.

В) и г) Педоцентрическая дидактическая концепция: система Д.Дьюи, трудовая школа К. Кершентейнера, педагогика действия В.Лая, теории обучения периода реформ в педагогике начала 20 века

Мы уже знаем, что методологическая основа педагогики — философия. Философские теории лежат в основе многочислен­ных педагогических концепций и воспитательных систем. Ос­новные педагогические концепции, опирающиеся на соответ­ствующие философские направления, — прагматизм, неопози­тивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Прикладная направ­ленность учебно-воспитательного процесса в соответствии

1 ДьюиДж. Школа и ребенок. — М.; Пг., 1923. — С. 8.

с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возник­ла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возро­дился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тен­денциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей 1 .

Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направ­лением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Неопозитивизм— философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма,

1 См.: Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М., 1989. — С. 73—74.

Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей, принявшей новую концеп­цию среднего образования, где намечен поворот к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной госу­дарственной опеки.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсозна-

1 Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 355—356.

и дополнять друг друга: науке отводится область земных естс ственных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах — погоне за наживой и голой утилитарности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда — помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз­ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр­ностью католические школы пользуются в Италии, Португа­лии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах.

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени­тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое по­ведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяе­мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за­данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Будучи психологом-экс­периментатором, Б.Ф. Скиннер достиг выдающихся успехов в

1 Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 378.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама лич­ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле­ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо­ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю­чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру­жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

V. Из перечня характерных признаков, определяющих I сущность различных зарубежных педагогических кон-' цепций, выберите те, которые отличают:

а) прагматизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) неотомизм;
д)бихевиоризм.

1. Цель воспитания — христианская нравственность.

3. Сближение воспитания с жизнью.

4. Идеал воспитания соответствует требованиям инду­
стриального общества.

5. В основе воспитания лежат интересы ребенка.

6. Полная гуманизация системы воспитания.

7. Свобода самовыражения личности.

8. Человек есть то, что он сам из себя делает.

9. Коллектив вредит формированию личности.

10. Воспитание веры в Бога.

11. Наука бессильна определить цели воспитания.

12. Полная свобода поступков личности.

13. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренчес­
ких идей.

16. Недоверие к педагогической теории.

17. Воспитание не помогает человеку.

18. Главное — развитие чувств, интуиции, настроений.

19. Достижение цели воспитания путем практической дея­
тельности.

20. Воспитание души.

21. Развитие активности и самостоятельности.

22. Задача воспитания — воспитание рационально мысля­
щего человека.

24. Сохранение самобытности.

| Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характери­зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад­ная педагогика придерживается курса умеренности, практич­ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз­витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат­форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги­ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до­казать необходимость прагматического воспитания и предло­жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе­ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно — сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред­видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно­гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объ­единять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще­ства без революционных преобразований. «Школа может со­здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, на­правленной на достижение своих жизненных целей. Эта уста­новка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивиду­альных качеств поведения личности. Хорошая цель — та, кото­рая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для кон­струирования тех поведенческих установок, которые соответ­ствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей вос­питания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повсе­дневные проблемы, а главное — указывает, как лучше приспо­собиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максималь­ное развитие рациональной автономной личности, понимание

1 Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. — М., 1922. — С. 52.

2 Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. — М., 1922. — С. 6.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин­теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско­го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле­ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (со§ш-11Уе-(1еуе1ортета1 уаше есшсиШт) личности. Находясь в значи­тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг ут­верждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя­ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ­ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача — развивать у каждого способность к самостоятельным суждени­ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста­ми, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис­тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существова­ния. «Воспитание — это разнообразные виды становления,

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях вос­питания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий че­ловека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать мораль­ный выбор, обосновать его — одна из центральных задач науч­ной методологии воспитания.

Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению пе-дагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека — теле и душе, но главное — душа, следова-

тельно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно вое питать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нрав­ственными, убедить их, что существуют ценности, превышаю­щие материальное благополучие. Задачи воспитания определя­ются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь — вечный, неизменный и наиболее устой­чивый социальный институт.

Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным вос­питанием, с формированием у молодого поколения таких мо­ральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, опреде­лять линию поведения, свою жизненную позицию.

А как на практике?

Лицо любой школы в принципе определяется постановкой главных целей, иными словами, возлагаемой на нее соци­ально-педагогической миссией. Процитируем дословно, как официально формулируются основные цели западногерман­ской гимназии: «Гимназия дает общее фундаментальное об­разование для научных занятий. Тем самым создаются не-

Эти слова уже сами по себе снимают немало вопросов. Каждый гимназист старшей ступени (с XI по XIII класс) для успешного окончания гимназии должен пройти курс обуче­ния по двум профилирующим предметам (по шесть часов в неделю). Выбор здесь предоставлен самому ученику, но есть и обязательное условие: одним из профилирующих предме­тов обязательно должен быть иностранный язык, математи­ка или дисциплина естественнонаучного цикла, например физика, химия или биология.

VI. Заполните таблицу

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ


Вопросы II III IV V VI
Ответы 2, 6, 8, 9, а) 5 а)3, 19,21
10,11,13, б) 6, 3, 4, б) 5, 6, 14, 22,
14,15 9,11 23,24
в) 7, 8, в) 7, 8, 9, 12,
12, 13, 13, 16, 17, 18
14,15 г) 1,10,11,16,
Д)2,4, 15



Контрольный тест

1. Что такое цель воспитания?

2. Что такое задачи воспитания?

3. Почему существует многообразие целей воспитания ?

4. Какая цель воспитания в современной отечественной школе?

5. Какие составные части выделяются в цели воспитания?

6. Что такое умственное воспитание ? Каковы его задачи ?

7. Что такое физическое воспитание? Какие задачи оно ста­
вит?

8. Что такое трудовое и политехническое воспитание?

9. Что такое нравственное воспитание? Перечислите задачи.
10. Что такое эмоциональное (эстетическое) воспитание? Какие

задачи оно ставит ? П. В чем сущность педагогической концепции прагматизма?

12. В чем сущность неопозитивизма?

13. Назовите основные положения педагогики экзистенциализма.

14. В чем сущность педагогики неотомизма?

15. Выделите основные положения бихевиоризма.

16. Какие цели воспитания ставит педагогика прагматизма?

17. Какие цели воспитания преследуют педагоги-экзистенциали­
сты?

18. В чем отличие целей воспитания в педагогике неотомизма,
неопозитивизма и необихевиоризма?

Педагогический процесс как система

Целостность педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса

Этапы педагогического процесса

Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ).

Мы уже знаем, что методологическая основа педагогики — философия. Философские теории лежат в основе многочислен­ных педагогических концепций и воспитательных систем. Ос­новные педагогические концепции, опирающиеся на соответ­ствующие философские направления, — прагматизм, неопози­тивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Прикладная направ­ленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возник­ла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возро­дился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тен­денциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей.

Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направ­лением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.




Нужно преградить путь конформизму, манипулированию пове­дением личности и создать условия для ее свободного самовы­ражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспи­тания — формирование рационально мыслящего человека.

Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей, принявшей новую концеп­цию среднего образования, где намечен поворот к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной госу­дарственной опеки.

Общество наносит ко­лоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Теория воспитания не знает объектив­ных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, по­лучившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах — погоне за наживой и голой утилитарности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г.

Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда — помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз­ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр­ностью католические школы пользуются в Италии, Португа­лии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама лич­ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле­ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо­ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю­чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру­жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Мы уже знаем, что методологическая основа педагогики — философия. Философские теории лежат в основе многочислен­ных педагогических концепций и воспитательных систем. Ос­новные педагогические концепции, опирающиеся на соответ­ствующие философские направления, — прагматизм, неопози­тивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Прикладная направ­ленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возник­ла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возро­дился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тен­денциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей.

Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направ­лением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Нужно преградить путь конформизму, манипулированию пове­дением личности и создать условия для ее свободного самовы­ражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспи­тания — формирование рационально мыслящего человека.

Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей, принявшей новую концеп­цию среднего образования, где намечен поворот к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной госу­дарственной опеки.

Общество наносит ко­лоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Теория воспитания не знает объектив­ных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, по­лучившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах — погоне за наживой и голой утилитарности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г.

Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда — помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз­ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр­ностью католические школы пользуются в Италии, Португа­лии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама лич­ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле­ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо­ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю­чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру­жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Читайте также: