Культура общения преподавателя и студента учащегося кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Культура общения родителей с детьми Анализ современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации подростка,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

ВложениеРазмер
kontrolnaya._pedagogicheskaya_etika.doc 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Культура педагога…………………………………………………5
  3. Педагогический такт как важный компонент нравственной
  1. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента……9
  2. Проблемы общения преподавателя и студента на экзамене…..14
  3. Заключение………………………………………………………..19
  4. Список литературы……………………………………………….20

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Профессиональная компетентность педагога, высту пая условием становления и развития его педагогического мас терства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабаты вается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест влении педагогической деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос ти педагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характери зующей цельность его облика.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т Шацкого. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляю щаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарожде ния гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг при вычных педагогических представлении и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие ре зультаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это ни парадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко-профессио нальные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

В этой связи возникает необходимость рассмотреть поня тие "гуманитарная культура педагога". Не вдаваясь в дефини тивные споры по поводу феномена культуры, отметим, что в философской литературе одни авторы включают в сферу куль туры саму деятельность, а другие - ее технологическую основу, т.е. совокупность средств и механизмов, благодаря ко торым мотивируется человеческая деятельность. . Несмотря на различие в подходах к рассмотрению катего рии ''культура'", общим для них является понимание культу ры как целостного явления, центральное звено которого — человек как субъект культурного развития. Не все созданное человеком представляет собой культуру. Понятие "культура" в самом широком смысле выражает качественную характерис тику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своей естественной биологической природой, развив свою вторую - социальную - природу. Культурой является потому лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование.

Соответственно, культура специалиста - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении двоих профессиональных ролей. Культура, как отмечает В.М. Розин, — это также и сознательная, целеустремленная творческая активность индивидов и сообщества: стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуще ствить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальный феномен, который В.С. Библер (1991) назы вает "социумом культуры". Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культуры, античные, средневековые, воз рожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современно го человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен веред необходимостью выбора своего социума культуры, в ко тором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль гуманитарная культура. Она харак теризует, во-первых, внутренне богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и способностей, а во-вто рых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущнос ти гуманитарная культура выражает гуманистические ценност ные ориентации личности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокуп ность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсаль ных способов познания и гуманистической технологии педа гогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития уча щихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, орга низовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

В процессе исследований была установлена тесная корреляция (соответствие) между эрудицией студентов педву за в вопросах искусства (музыки, живописи, литературы) и уровнем развития их профессиональной компетентности. "Эру диты" проводят глубокий психологический анализ педагогичес ких ситуаций, пытаются определить причины поступков учеников и действий педагога. Высокий уровень профессиона лизма педагога, его педагогической культуры, следовательно, не возможен без освоения фонда культурной информации.

Специфика педагогического образования поэтому в том и состоит, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую общекультурную подготовку. Последняя предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры и углубленное изучение в этом контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом будущий педагог будет погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Выявленная структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный “профессионалом”) отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности. Проявляемый экстравертированный характер помогает ему устанавливать позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название - “организатор”) отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название - “методист”) имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель, как правило, не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих (“интеллектуалов” или “идеальных”) студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название - “учёный”) отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их “тупости”, бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности “учёный” недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название - “пассивный”) отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

В свою очередь, студенты выделяют группы современных преподавателей:

1)преподаватели-“вечные студенты” - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)преподаватели - “бывшие моряки” - пытающиеся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина эти люди понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят “рабство”, а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, “я” студента путём административных мер;

3)группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят: “безразличных”, “завистливых”, “ограниченных”, “господ-баринов”, “роботов” и т.п., но замечают и тех, кто “выкладывается в работе”, “наслаждается работой со студентами” - гурманы, “друзья”. По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе - это “преподаватель-стандарт”: “знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам”.

Традиционные отношения в системе “преподаватель - студент” зависят от описанных типов педагогов и носят субъективный характер. Их классификацию по способу педагогического воздействия можно представить следующим образом:

Айдарова Юлия Викторовна


Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Выявленная структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный “профессионалом”) отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности. Проявляемый экстравертированный характер помогает ему устанавливать позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название - “организатор”) отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название - “методист”) имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель, как правило, не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих (“интеллектуалов” или “идеальных”) студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название - “учёный”) отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их “тупости”, бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности “учёный” недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название - “пассивный”) отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.




Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Стили педагогического общения и педагогического руководства

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стиль общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Стили педагогического общения и педагогического руководства

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стиль общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.

Читайте также: