Культура ногайской орды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жировой - Засекин, посол царя Фёдора Ивановича к персидскому шаху Аббасу писал в 1598 году писал в донесении царю что в ногайской орде сыновья Шах-Мамая, Уруса и Тынбая, убили сыновей Динахмета, правителя ногаев Ормамбет бия и его брата Динмухамеда. По историку Карамзину в 1604 году брат Ормамбет бия Естерек стал главой ногаев и кочевал в степях астраханских по реке Тереку, Куме, Волге и около Царицына. Вторая группа ногаев- Улус Казы ( сына Орак батыра) кочевал около Азова и третья Алтыульский Улус занимал окрестности Синего или Аральского моря. В последствии часть его осела на территории современного Каракалпакстана другая часть вошла в состав казахов

Ногайская орда

После падения Золотой Орды появилось много новых образований, крупнейшим из которых была Ногайская Орда.

Развитие ногайской орды

Сами себя они звали Мангытский юрт, так как основной народностью в составе Орды были мангыты – многочисленное и сильное татарское племя.

Территориально это образование располагалось между Уралом и Волгой, в XIV-XVI веках он охватывал местность Западного Казахстана.

В XIV веке беклербек Едиге создал удельное владение – юрт. Формально он его и возглавлял, но все-таки управлял этим юртом сын Едиге, Нур ад-Дин, при нем новое государство окончательно обособилось.

В 1480-х годах юрт обрел независимость от узбекского хана, управляли им тогда дети Ваккаса, сына Нур ад-Дина.

Главным и единственным городом Мангытского юрта был Сарайчик. Он был успешной точкой торговли из Причерноморья в Среднюю Азию.

Информации об иных поселениях Орды практически нет, это связано с тем, что кочевые племена не тратили время на постройку укреплений, так как сезонно перемещались по территории государства.

В Ногайской Орде существовала улусная политическая организация. Существовало несколько улусов – народностей, которые управлялись мирзами, они платили налоги бею.

Вторым по важности были нурадин и кековат, в их обязанности входила защита улусов от атак с запада и востока соответственно. Эти титулы назвали по именам сыновей первого бея Едиге.

Сыновья бея имели титул мурзы, после кончины бея его титул наследовал старший сын. Государственной религией был Ислам, государственным языком – татарский, а при переписке ногайцы пользовались арабской письменностью.

Население и культура ногайской орды

Кроме мангытов в Ногайской Орде присутствовали такие этносы, как кипчаки, канглы, хунгираты, найманцы и другие. Ногайская Орда, как и другие образования, отделившиеся от Золотой Орды, были кочевниками, занимались разведением скота и охотились.

Земледелие сводилось к скудным посевам проса, ремесла были только домашними.

Ногайцы вели оживленную торговлю за хлебные изделия, металлы, ткани со смежными государствами, в основном с Русским, в основном поставляя им лошадей, на которых был большой спрос.

Жили ногайцы в юртах, как правило значительная семья занимала две такие сферические хижины – для детей и для взрослых.

Одежда их соответствовала образу жизни – длинные суконные кафтаны и овчинные штаны, как у мужчин, так и у женщин. Независимо от погоды ногайцы надевали овечьи шубы.

Национальной едой ногайцев было мясо домашнего скота и всевозможные молочные продукты, рисовые или просяные лепешки. Пили ногайцы традиционно мед, кумыс, айран.

Ногайская Орда

Литература была преимущественно устной и передавалась из уст в уста, например, эпос об Эдиге.

Письменностью обладали лишь немногие представители власти, и она использовалась для переписки с государями соседних держав.

Войны ногайской орды

Военной мощью ногайцев была, главным образом, конная армия, легкая и маневренная. Так они имели преимущество во внезапности и быстром нападении.

Орда могла собрать до 300 000 солдат. Поэтому ногайцы были успешны в военных кампаниях, завоевывая новые территории.

Самой известной военной кампанией Ногайской Орды была война Едиге с Тохтамыш-ханом, которая длилась 15 лет, и вследствие победы бей расширил свои границы до Западно-Сибирской низменности.

Также были известны военные походы Мусы в XV веке, потомка Едиге, который заключил союз с Москвой и Крымом для борьбы с Большой Ордой. В результате этих военных походов к Мангытскому юрту присоединилось Астраханское ханство.

Распад ногайской орды

Иван Грозный полагал, что Казанское ханство и Астраханское ханство грозят московским территориям, поэтому он их захватил.

Также хитростью, подкупами и угрозами, он добился того, что ногайцы отделились от других татарских народностей, казанских и крымских, и между ними разгорелась вражда. Также между потомками Мусы разгорелись междоусобные войны, что тоже ослабило Ногайскую Орду.

И когда в 1556 году в результате засухи вымерла большая часть скота в Ногайской Орде, племена стали голодать, никто не оказал помощи ногайцам. Большая часть населения погибла, а остатки постепенно переселились в близлежащие регионы и образовали новые улусы.

По мере того, как Ногайская Орда слабела, Москва сооружала новые города и овладевала татарскими землями, постепенно захватив территории. Так Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных улусов: Большая Ногайская Орда, Малая Ногайская Орда и Алтыульская Орда.

Как считают историки, ногайцы стали единым народом после распада Золотой Орды, когда смогли создать собственное государство. И если немало племён исчезло в ходе долгой истории, то ногайский этнос выстоял и сохранил не только память о прошлом, но и свою богатую культуру.

В традициях ногайцев отражаются верования и образ жизни этих людей, их ценности и нравы. Этот народ Северного Кавказа свято хранит старинные обычаи, отмечает праздники, что насчитывают уже не одно столетие. Какие же они – ногайцы? Что можно увидеть на их торжествах? Каких ритуалов неизменно придерживаются?

Традиции гостеприимства

Ногайцы – один из самых гостеприимных и радушных народов мира. В прежние времена на их языке слова “друг” и “гость” не различались по произношению. Для ногайца действительно гость его дома – его соратник и друг.

Хозяин дома обязан был защитить человека, нашедшего приют в его жилище, от любого бедствия – даже от кровной мести. Поразительно, но даже в доме своего заклятого врага ногаец становился его другом – пусть даже на время, пока он пребывал в этих четырёх стенах. Хозяин должен был забыть прежние обиды и заботиться о своём госте.

Когда гости появляются на пороге, ногайцы спешат зарезать барашка или курицу – в зависимости от обеспеченности семейства. Если гость приезжал верхом, о его лошади также должен был позаботиться хозяин. Что интересно, ногайцы считают, что гостей нельзя расспрашивать о цели их визита, времени, что они планируют гостить. Сообщить об этом хозяину могут лишь они сами.

Верования и обряды ногайцев

В далёком прошлом ногайцы были язычниками, однако распространение ислама значительно изменило культуру этого народа. Сегодня большинство его представителей являются мусульманами ханафитского мазхаба.

Это направление появилось как правая школа суннитского толка в VIII веке, а позднее прочно закрепилась на ногайских землях. Особенность этого направления ислама состоит в строгой иерархии при вынесении какого-либо вердикта. Так, при решении важных вопросов отдаётся предпочтение мнению большинства.

Впрочем, в современных традициях ногайцев осталось немало языческих элементов. Так, к примеру, обычай вызова дождя. Поскольку большая часть народа проживает на землях с засушливым климатом, с древнейших времён этот ритуал являлся обязательным.

Ногайцы называют этот обряд Андир-шопай. В засушливый сезон женщины готовили особое чучело. Для этого брали лопату, к которой прибивали палку, что имитировала руки. Фигуру наряжали в женское платье, вывернутое наизнанку, на неё надевали платок.

После этого куклу носили по всем дворам аула. Девочки, исполнявшие ритуал, должны были петь песню, а всех прохожих щедро обливали водой, что брали с собой. Рядом с источником воды ногайцы совершают жертвоприношение, после чего устраивается всеобщая трапеза жителей аула.

Сегодня этот ритуал сохранился в отдалённых районах, где путешественники могут увидеть его практически в неизменном виде. В старину ногайцы верили, что подобный ритуал поможет привлечь дождь, задобрит духов-покровителей, что призовут облака и одарят землю живительным дождём.

Семейные традиции ногайцев

Вся жизнь человека предусматривает соблюдение определённых обрядов, однако наиболее необычные традиции ногайцев были связаны с рождением ребёнка. Считается, что тело новорожденного является “сырым”.

Чтобы оно скорее стало “твёрдым”, малыша сорок дней купают в чуть подсоленной воде. Важно, чтобы к сороковому дню своей жизни малыш был одет в рубашку, полежал в колыбели, а также был пострижен. Сбривание первых волос проводит дедушка.

В качестве благодарности ему дарят рубашку, а он преподносит маленькому внуку ценный подарок – барашка или бычка. Ногайцы считают первые волосы малыша “утробными”. Они верят, что если не сбрить их, ребёнок будет подвержен болезням и бедам.

Первая рубашка для малыша – не менее важный атрибут. Она считалась особым оберегом. Шили её из нательной рубахи старца или матери ребёнка. После того, как малыша наряжают в эту одежду, её снимают и продевают через дырку, сделанную в хлебе.

Затем этот продырявленный кусок вешают на шею собаке, а сельские дети гонят её по улице. Ногайцы верят, что она уносит вместе с хлебом всё плохое, что есть в младенце, все негативные качества, что могут проявиться.

Свадебные обряды

Праздником, наполненным старинными ритуалами и обычаями, остаётся ногайская свадьба. Ей предшествует долгий и сложный процесс подготовки, что содержит массу местных традиций. Непосредственно на торжестве можно увидеть несколько необычных обрядов.

Например, выкуп пельменей. Жених должен попробовать пельмени, сделанные тёщей, после чего платит за предоставленное угощение. Считается, что такой нехитрый обряд сближает две семьи, показывает серьёзность будущего супруга.

Даже в наши дни многие традиции ногайской свадьбы соответствуют тем, что были в далёком прошлом. Как и их предки, ногайцы могут позвать любого прохожего на своё торжество. При этом даже совершенно незнакомый человек будет принят как желанный гость, одарен вниманием и заботой.

Традиции ногайцев – отражение принципов и жизненных устоев этого народа. Поразительно, но за много столетий они почти не изменились, а скорее, дополнились отдельными современными моментами. Ногайцы по-прежнему остаются доброжелательными людьми, радушными хозяевами, что знают о правилах гостеприимства не понаслышке. Этот народ действительно достоин своих славных предков.

После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?

Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.

Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.

На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: Ембойлуковцы , Етишкульцы , Едисанцы, Кумские;
  • В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские ;
  • северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: Караногайцы , Таркинцы , Яксаевцы , Костековские , Сулакские;
  • Шелковском районе Чечни;
  • В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
  • В Астраханской области: Карагаши , Юртовцы , Ногайцы-Кундрав
  • В Крыму: крымские ногайцы
  • В республике Калмыкия: Утары

На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия - кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.

Ремесла и промыслы ногайцев

Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.

Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи ( караногайцы ) - единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.

Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.

Ногайская юрта

Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.

Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.

Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым.

Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.

Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.

Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав . В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.

Кибитки отав были нескольких видов:

  1. походная, используемая пастухами на летовке;
  2. гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
  3. свадебная –для новобрачных.

Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме . В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.

Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.

Ногайские войлочны ковры

Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры .

Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.

Национальная одежда ногайцев

У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Ногайский кочевник был вооружён:

  • луком ( яй ) со стрелами ( ок ),
  • мечом ( кылыш ),
  • боевым топором ( балта )
  • копьём ( суьнъги , найза ).
  • имелись красиво отделанный колчан ( кылшан ) для стрел,
  • шлем ( тувлыга ),
  • украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.

Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.

Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.

В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.

Доисламские верования ногайцев

Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.

Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).

Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.

В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.

Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.

Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.

У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.

Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага , похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган . Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.

В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси- — хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.

С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.

Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.

Интересно отметить, что в селении Кубачи , где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем. О чем это говорит? О том, что это какая-то очень древняя традиция, которая существовала как некая культурная общность. Я полагаю, что эта традиция уходит корнями на много тысячелетий вглубь. Тем более, что на территории Дагестана найдены календари, в которых год делился на 40 недель. Об этом подробнее читайте тут >

Художественное творчество

Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.

В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.

Читайте также: