История создания гобоя кратко

Обновлено: 04.07.2024

гобой музыкальный инструмент музстори

Конструкция

Его корпус представляет собой полую трубку конической формы, длинной 65 см, который для удобства транспортировки в 17 веке был разделен на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве деревянных духовых инструментов, высота звука изменяется с помощью боковых отверстий, покрываемых системой клапанов. Благодаря этой системе улучшается качество звука, технические возможности и темперация современного гобоя, в отличие от его народных аналогов.

Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23-х мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или позолотой.

Большинство гобоев изготавливаются из гренадила – африканского черного дерева, но иногда материалом для создания инструмента служит кокобало -фиолетовое дерево, спрессованный древесный порошок с углепластиком – такие модели меньше поддаются воздействию температурных изменений, к тому же они легче по весу и дешевле.

Особую значимость в звуковоспроизведении инструмента имеет трость – две очень тонкие соединенные между собой пластинки, сделанные из тростника. Процесс изготовления таких тростей очень долгий, требующий высокого уровня профессионализма мастера.

История происхождения

гобой инструмент музстори

Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке

Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др. Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.

гобой духовой инструмент музстори

Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох

Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.

Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.

Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:

  • Мюзетт (пикколо);
  • Гобой Д’амур;
  • Альт (английский рожок);
  • Гобой-баритон.

Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Что такое гобой и как он используется?

Многие люди имеют только смутное представление о том, что это такое — гобой, как он выглядит и как используется, чем отличается от кларнета. Да и звучание гобоя, его история и другие нюансы опять же малоизвестны широкой публике.


Что это такое?

Гобой выделяется даже на фоне других деревянных духовых музыкальных инструментов. Он относится к их язычковой подгруппе. Сопрановый регистр сразу привлекает внимание слушателей.

Гобои современного строения делают с XVIII столетия. Тембр певуч, но при этом немного гнусав. Трубка выглядит, скорее, как конус.


Репертуар гобоев в основном собран из музыки барочной и классической эпохи. Самые ранние известные образцы сделаны из тростника, а в азиатских странах его заменой выступал бамбук. Такой подход до сих пор практикуют некоторые самодеятельные мастера. В XIX столетии всё большее распространение получили изделия на основе чёрного дерева — иначе обеспечить прочность при добавлении новых клапанов не удавалось.


У гобоев встречается различный строй. Именно поэтому, привыкнув к звучанию одного варианта инструмента, нередко сталкиваются с удивительным звучанием других типов. Основные составные части:

отверстия с клапанами;

рессоры и другие детали.


История

Гобой с полным основанием можно считать как старинным, так и современным инструментом. Музыканты Древнего Египта и древнегреческих полисов уже играли на его ранних аналогах. Использовались они и в древнеримский период. Однако тогда крайне сложно было обеспечить единство исполнения, и ни о каком стандарте речи не было. Не сохранилось даже никаких сведений об устройстве язычков.


В период раннего Средневековья особого дела до музыки никому не было. Однако в XII столетии изображения гобоя встречаются всё чаще, и это уже позволяет судить о видоизменении такого инструмента. В Высокое Средневековье из этих инструментов составляли целые ансамбли.

Несколькими веками позднее гобой звучит уже повсюду: и при королевских дворах, и на городских праздниках.


Классическим периодом гобоя принято считать 1750 год – до конца наполеоновских войн. Аппликатуру тогда существенно упростили, а диапазон звучания расширили. Несмотря на технические изменения, форму конструкции не поменяли. Настоящий прорыв был совершён благодаря Теобальду Бёму, а точнее — из-за разработанной им кольцевой конструкции клапанов, которые могли теперь закрывать несколько отверстий. Играть очень изящно и эффектно удавалось даже музыкантам с относительно короткими пальцами.


Но на традиционной структуре гобоя это техническое решение было неприменимо. Пришлось её усовершенствовать дополнительно, и ключевой шаг сделало семейство Триберов. Правда, и сами клапаны понадобилось немного доработать.

Современный гобой в основном используется как солирующий инструмент.

Даже технологии XXI столетия не могут создать столь же замечательную вещь, и она ещё долго будет вне конкуренции.


Чем отличается от кларнета?

Сразу стоит подчеркнуть, что оба они — духовые, и оба изготовлены из дерева. Между ними есть визуальное и музыкальное сходство, но есть и существенная разница. У гобоев — двойная трость с отверстием в форме конуса. У кларнетов трость только одна, отверстие имеет форму цилиндра. Гобой содержит:

шарниры (расположенные сверху и снизу);


Его труба на конце существенно больше, чем в начальной части. Подобная конфигурация позволяет добиться чистоты и пронзительности звучания. Кларнет можно переносить. Ещё отличие состоит в том, что гобой используют в обычных оркестрах и в камерном исполнении, им пользуются для озвучивания фильмов.

Кларнет чаще применяют в военных парадных и маршевых оркестрах, для исполнения джаза.

Особенности звучания



Обзор семейств

Современное

В эту группу входят такие разновидности:

гобой альтовый (иногда именуемый английским рожком);

классический тип гобоя;

гобой д'Амур in A.



Мюзетт — он же пикколо — отличается необычными характеристиками тонов. Это достаточно маленький и при этом оснащённый самым высоким станом инструмент в группе; разумеется, предусматривается оснащение традиционной двойной тростью. Для него по-прежнему пишут отдельные работы и даже используют в концертах консерваторий.


Что касается английских рожков, то это не такой уж старинный инструмент. Достоверно установлено, что его создали в районе 1720 года. Но современный внешний вид альтовые гобои обрели только в 1830-х годах. Именно тогда появилась столь характерная для них прямая конфигурация. Аппликатура та же самая, что и у простого инструмента. Однако конструкционные особенности заставляют звучать на целую квинту ниже. В основном нотацию для английских рожков пишут в альтовом ключе; именно такого подхода придерживался и широко известный Сергей Прокофьев.


Барочное

В барочную группу входят такие виды:

собственно барочный инструмент;

барочный гобой д'Амур;

охотничий (или, на иностранный манер, да качча).


В России подобные разновидности гобоя также находят относительно широкое применение (в жанре аутентичного исполнительства). Своё название они получили по той причине, что были одним из основных оркестровых инструментов в эпоху барокко. В первой половине XVIII столетия любой выдающийся композитор считал своим долгом написать гобойную музыку. Это давало ему возможность выразить свои мотивы и настроения. Правда, сложность исполнения достаточно велика, поэтому гораздо чаще используют современные варианты.


Необходимо обратить внимание на конкретные марки.

Популярные производители

Гобой

Гобой в наше время.
Сегодня, как и два столетия назад, невозможно представить музыку без неповторимого тембра гобоя. Он выступает как сольный инструмент в камерной музыке, великолепно звучит в симфоническом оркестре, неподражаем в духовом, является наиболее выразительным инструментом в окрестре народных инструментов, в качестве солирующего инструмента его используют даже в джазе. Сегодня наиболее популярными являются такие виды гобоев, как гобой д'амур, мягкий тембр которого привлекал Баха, Штрауса, Дебюсси; сольный инструмент симфонического оркестра — английский рожок; самый маленький в семействе гобоя — мюзетт.

Музыкальный инструмент гобой

Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.

Что такое гобой

Музыкальный инструмент гобой

Устройство

Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.

Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.

Строение гобоя

История происхождения

Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его “собратом” считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.

Игра на гобое

Разновидности

Существует несколько видов данного духового инструмента.

Английский рожок

Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.

Гобой д’амур

По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.

Геккельфон

Геккельфон

Геккельфон

Барочное семейство

Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.

  • барочный гобой;
  • классический гобой;
  • барочный гобой д’амур;
  • мюзетт;
  • дакачча;
  • контрабас гобой.

Гобой в чехле

Венский гобой

Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современное семейство

XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.

Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Мюзетт

Мюзетт

Родственные инструменты

Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.

Использование

Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:

  1. Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
  2. Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
  3. Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
  4. Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
  5. Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
  6. После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.

Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.

Читайте также: