Культура индии в первой половине 20 века кратко
Обновлено: 03.07.2024
Чрезвычайная отсталость и упадок национальной культуры и искусства Индии в 19 в. сочетались с насаждением английскими колонизаторами элементов европейской культуры. Новый сдвиг в индийском изобразительном искусстве происходит на рубеже 19—20 вв. в Калькутте.
Изобразительное искусство на рубеже 20 в. в какой-то мере отразило специфические особенности национального освободительного движения того времени, его буржуазно-демократическую ограниченность. В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции.
Среди художников, связанных с Бенгальским Возрождением, следует выделить Деви Прасада Роя Чоудхури (р. 1899), выдающегося современного живописца и скульптора Индии. Чоудхури учился у А. Тагора. Однако в своем творчестве он широко использовал не только особенности китайской живописи и японской гравюры, но и смело применил многие приемы европейского реалистического искусства. Больше всего художника привлекает изображение событий и явлений, наполненных драматизмом и движением. Контрастность насыщенной цветом палитры, смелая динамичность композиционного построения, романтическая взволнованность изобразительного языка отличают лучшие произведения Чоудхури.
Большая роль в формировании современного индийского изобразительного искусства принадлежит Джамини Рою (р. 1887), он учился в Художественном училище в Калькутте. До начала 20-х гг. художник работал в манере, близкой художникам Бенгальского Возрождения, а также писал заказные портреты в академическом стиле. Живопись Джамини Роя вызвала в 40—50-х гг. много подражаний, обычно лишенных остроты и талантливости его лучших произведений. Поверхностная легкость этих чисто внешних стилизаций легко смыкалась с модернистическими деформациями, получившими такое большое распространение в индийской живописи за последнее десятилетие.
С провозглашением Республики Индии в 1950 г. наступает новый этап в истории индийского искусства, которое получает сильнейший стимул для своего развития и живет отныне сложной и насыщенной жизнью. Немалую роль сыграло образование Национальной Академии искусств (Лалит Кала).
Крупнейшим строительством начала 20 в. в Индии было создание Нового Дели в непосредственной близости от старой части города. Построенный английским архитектором Э. Лаченсом в 1911—1931 гг., Новый Дели представляет прекрасно распланированный современный центр столицы.
После установления независимости Индии в стране разворачивается широкое строительство, причем наибольший интерес представляет крупное гражданское и промышленное строительство, создание целых городских ансамблей. В архитектуре оригинально используются элементы традиционного зодчества в сочетании с современными формами.. В Индии работали европейские мастера: Ле Корбюзье, Герберт Бейкер. В отдельных зданиях — вокзал в Джайпуре (1950-е гг., архитектор Нариман Бажамжи Шроф), Вигиан Бхаван (Зал конгрессов) в Дели — удачно используются элементы национальной архитектуры.
отразило специфические особенности национального освободительного движения того времени, его буржуазно-демократическую ограниченность.
В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции.
Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951).
Первым представителем Бенгальского Возрождения был А.Тагор , заложившим основы нового стиля. Его искусство сложилось под влиянием могольской миниатюры, но в нем можно также ощутить воздействие японского и европейского искусства.
В более поздних произведениях А. Тагор постепенно освобождается от элементов прямого подражания
Абаниндранат Тагор
(3.12. 1882 г. – 16. 04.1966 г.)
В своих работах Бос нередко обращался к древним традициям росписей Аджанты.
Darjeeling and Fog
(Дарджилинг и Туман)
Нандалал Бос (1945)
Деви Прасад Рой Чоудхури (р. 1899)
В своем творчестве он широко использовал не только особенности китайской живописи и японской гравюры, но и смело применил многие приемы европейского реалистического искусства.
Деви Прасад Рой Чоудхури.
Когда начинаются дожди. 1940-е гг. Дели
Годы между двумя мировыми войнами были важным периодом в развитии индийского искусства. Прежнее новаторство Бенгальского Возрождения уступило место преимущественно популяризации национальных традиций.
Художница Амрита Шер-Гил (1913—1941)
Одна из самых ярких фигур индийской живописи 20 в.
А. Шер-Гил училась в Париже и в 1934 г,
переехала в Индию, где она жила
и работала до своей безвременной смерти.
Амрита Шер-Гил. Люди с гор. (1935 г.)
(1 апреля 1887 г. – 24 апреля 1972 г.)
Живопись Джамини Роя вызвала в 40—50-х гг. много подражаний, обычно лишенных остроты и талантливости его лучших произведений.
Девушка из племени
Джамини Рой. Сестры.
Прикладное искусство
Несколько иная картина наблюдается в прикладном искусстве. Здесь в гораздо большей степени, чем в изобразительном, сохранялась преемственная связь с многовековыми традициями индийского народного кустарного ремесла. В прикладном искусстве Индии отражается многонациональный характер художественной культуры Индии, ее неповторимо многогранный и своеобразный облик. Ряд областей прикладного искусства, в частности резьба по дереву, по кости, выделка металлических изделий с гравировкой и инкрустацией, эмаль и особенно производство тканей — набивных и вышитых,— являются источником замечательных произведений народного искусства.
Прикладное искусство
Шкатулка. Лаковая роспись. Начало XX века.
Крупнейшим представителем бенгальской
литературы и всей культуры Индии был
писатель-гуманист, поэт Рабиндранат Тагор.
главного героя, посвящен идейным
исканиям бенгальской интеллигенции.
Сторонники реалистического изображения действительности образовали в 1936 г. Ассоциацию прогрессивных писателей Индии, первым председателем которой был избран Премчанд.
Реалистическое течение, среди представителей которого были и писатели марксистской ориентации, получило в Индии название прагативада, или прогрессивизма.
Наиболее известными представителями течения были Яшпал (1903-1976), Упендранатх Ашк (1910-1997), Рангея Рагхав (1923-1962), Вриндаванлал Варма (1989-1969) и некоторые другие.
Архитектура
Значительные изменения претерпевает в 20 в. архитектура Индии. Крупнейшим строительством начала 20 в. в Индии было создание Нового Дели в непосредственной близости от старой части города. Построенный английским архитектором Э. Лаченсом в 1911—1931 гг., Новый Дели представляет прекрасно распланированный современный центр столицы. В центре находятся правительственные здания, в том числе круглое в плане здание парламента (архитектор Г. Бейкер). Постройка ансамбля Нового Дели явилась счастливым исключением в архитектурном строительстве до освобождения страны. В других случаях можно скорее наблюдать эклектическое смешение стилей, хаотичность строительства, резкий контраст между виллами английских колонизаторов и национальной буржуазии и бесконечными трущобами рабочих кварталов.
Архитектура
Архитектура
Европейский стиль
Мемориал королевы Виктории
архитектор сэр Уильям Эмерсон.
Архитектура
Герберт Бейкер. Здание парламента в Дели. 1911—1931 гг.
Кинематограф
К 1935 году производством фильмов стали заниматься киностудии, которые появились в крупнейших городах, таких как Ченнай, Калькутта и Мумбаи.
Кинематограф
Киностудия Bombay Talkies, созданная в 1934 году, и Prabhat Studios в Пуне начали производство фильмов, предназначенных для маратхиязычной аудитории.
Девика Рани и Ашок Кумар
в фильме Achhoot Kanya
первого индийского полнометражного фильма
В нач. 20 вв. под влиянием роста нац-освободит. движения и национального самосознания в передовых кругах музыкальной общественности резко возрастает интерес к изучению национального музыкального наследия. В этой области значительна деятельность великого индийского поэта и музыканта Р. Тагора, создавшего более 2500 муз. произведений, из которых около. 20 для муз. театра.
В спектаклях Тагора впервые были слиты воедино элементы европейской и индийской музыки. Одним из приёмов Тагора было введение акцента на первой доле, характерного для классического стиля дхрупад. Выдвинутая Тагором идея синтеза музыкальных культур Востока и Запада явилась началом нового этапа в развитии музыкального искусствава Индии.
Новаторским для индийской музыки был введённый Тагором принцип точного воспроизведения мелодии и текста. Импровизация полностью исключалась. Тагор создал при Университетете Вишвабхарати (Шантиникетон) театр-студию, в которой внимательно изучались наиболее ценные образцы инд. музыки, хореографии, нар. муз. зрелищ. В 30-е гг. Тагор создал свои широко известные танц.-муз. драмы "Читрангада" и "Чандалика", в 1940 - последнее произв. этого жанра, пьесу "Шьяма". Широкий размах приняло движение по изучению фольклора в Бенгалии (Об-во нар. песни и танца, созд. в 1929; Бенгальское об-во по сохранению народного иск-ва, созд. в 1932), в сев. провинциях (Об-во музыки и танцев народов Индии, созд. в 1933), на юге (Центр иск-ва Кералы, созд. в 1930) и др
Далёкой и сказочной страной казалась жителям евразийского континента Индия, отделённая от всех огромными горами и широкими морями. Немногочисленные путешественники, попадавшие в её приделы, привозили оттуда специи, ткани, удивительные изображения индийских богов и волшебные сказки и легенды, будоражащие воображение и пробуждающие фантазию.
Определённая территориальная изолированность Индии от остального мира, позволила сформироваться и развиться в этой стране очень самобытной и яркой культуре, которая практически не была подвержена внешним влияниям.
Приведем некоторые значимые для всего человечества успехи индийской научной мысли.
Своеобразно развивалась индийская медицина, которая рассматривалась как наука о долголетии и основывалась на различных религиозно-философских практиках и связанных с ними физических упражнениях (например, йога). Здоровье и продолжительность жизни человека изучались в Индии также и с точки зрения антропогеографии – влияния на человеческий организм, условий окружающий среды.
Индия стала родиной одной из трёх мировых религий – Буддизма, который широко исповедуется в разных странах мира и сегодня.
История индийской культуры занимает не одно тысячелетие и уходит корнями в глубокую древность. Она прошла различные стадии развития, каждая из которых была по-своему значительна и важна для формирования самобытной культуры этой страны. Периодизация истории культуры Индии такова:
1. Древнейший период:
- Индская или Хараппская культура – 3–2 тыс. до н.э.
2. Древняя Индия:
- индо-арийский период – 2 тыс. до н.э. – первая половина 1 тыс. до н.э.
- эпоха Маурьев – 4 в. до н.э. – 2 в. до н.э.
- Кушанская империя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э.
- эпоха Гуптов – 4-5 вв. н.э.
3. Средневековая Индия:
- раннее средневековье, период феодальной раздробленности – 6–13 вв.
- Делийский султанат – 13–15 вв.
- Империя Великих Моголов – 16–18 вв.
Кратко охарактеризуем эти периоды.
В начале 20 века археологи обнаружили на территории Индии остатки городов, которые принадлежали цивилизации, развивавшейся здесь в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. Она получила название Индской (от наименования реки Инд) или Хара́ппской (по названию мест, где были обнаружены древнейшие города Хара́ппа и Мохенджо-Да́ро ). Скорее всего, это была весьма развитая культура, подобная древнеегипетской или месопотамской.
Правда, таких монументальных памятников как египетские гробницы или дворцы и храмы Междуречья здесь обнаружено не было. Зато, изумила учёных удивительно рациональная, чёткая планировка и застройка городов. В них были проложены ровные улицы, пересекающиеся под прямыми углами, функционировала водопроводная и канализационная системы. Жилые дома в городах были двух- и трёхэтажными, причём, когда наводнения или пожары разрушали здания, жители восстанавливали жилища, возводя их на старых фундаментах. Благодаря этому прежняя планировка домов и улиц сохранялась, а основания зданий Хараппы и Мохенджо-Даро за множество истекших веков ушли в глубь земли почти на десять метров! Население этих городов, по оценкам учёных, составляло десятки, а возможно, даже сотни тысяч человек.
В результате раскопок археологами были обнаружены, выполненные с большим мастерством, изделия мелкой пластики, скульптуры, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, керамика и глиптика, что свидетельствует о высоком уровне развития в древнейшей Индии художественной техники и ремёсел.
С конца XIX в., при вице-короле Керзоне, была проведена реставрация ряда наиболее выдающихся памятников средневекового индийского зодчества, в основном так называемой индо-мусульманской архитектуры.
В созданных в начале XX в. музеях (имени королевы Виктории в Калькутте, принца Уэльского в Бомбее и др.) наряду с посредственными образцами европейских (в основном английской) академических школ живописи были представлены индийское художественное ремесло, средневековая миниатюра, скульптура. Вместе с тем многочисленные памятники древней и средневековой индийской архитекторы по всей стране приходили в упадок и разрушались, а исторические крепости (например, Красный форт в Дели, форты в Аллахабаде, Ахмеднагаре и др.) оказались обезображенными постройкой казарм англо-индийской армии.
интереса в передовых кругах индийской и английской интеллигенции к историческому и культурному наследию народов Индии. Значительную роль в пропаганде классического искусства Индии сыграли искусствоведы англичанин Е. Б. Хавэлл, директор школы искусств в Калькутте, и индиец Ананда К. Кумарасвами, затративший немало усилий на изучение и возрождение художественных ремесел Индии.
Сохранению традиций индийского прикладного искусства (обработка камня, металла и дерева, ювелирные изделия, керамика, текстиль, вышивка и пр.) способствовало повышение с конца XIX в. европейского и местного спроса на некоторые виды изделий художественного ремесла. В предметах ремесла, рассчитанных в значительной мере на европейского потребителя (кашмирские шали, изделия делийских ювелиров и др.), проявилось определенное влияние зарубежных образцов.
Европейская, а также восточная (японская и китайская) техника живописи и графики была творчески воспринята представителями национальной художественной школы, развивавшими традиции индийской классической живописи. Основателем этого направления в изобразительном искусстве Индии был Обониндронатх Тагор (1871 —1951), работавший в Калькутте и принадлежавший к известной семье просветителей Тагоров, откуда вышел и великий индийский поэт Р. Тагор. Большинство художников этого направления были бенгальцами, отчего это течение в индийском изобразительном искусстве получило название бенгальского Возрождения. Работы О. Тагора, а также Нандалала Бошу, А. К. Халдара, Самарендранатха Гупты, С. Ч. Укила и других заложили основы современной индийской живописи и графики.
В наибольшей мере становление новой индийской культуры, связанной с начавшимся формированием в колониальной Индии буржуазного общества, проявилось в развитии новоиндийских литератур. В первые десятилетия XX в. завершился длительный и сложный процесс овладения индийскими мастерами слова прозаическими жанрами, заимствованными из Европы, — романом, рассказом, эссе. Историческое прошлое народов Индии по-прежнему составляло тематику значительной части индийской прозы, а также драмы и поэзии.
В условиях колониального режима обращение к героике отдаленных по времени битв и восстаний представляло для писателей-индийцев почти единственную возможность пробуждения в своих читателях патриотических чувств. Сама историко-героическая тема обусловила длительное сохранение романтизма как ведущего метода индийских литератур нового времени.
Правда, наряду с историческими романами, стоявшими на уровне литературного мастерства, в Индии в конце XIX—начале XX в. появилось много ремесленных поделок, в которых романтический план раскрытия мифологической или исторической темы приобретает характер реакционной идеализации феодального прошлого.
Вместе с тем с начала XX в. усилился процесс замены романтизма критическим реализмом, своеобразно адаптировавшим героико-романтическое начало, который усилил социальную направленность индийской прозы. Все большее внимание стало уделяться проблемам, волновавшим передовую часть индийской образованной молодежи начала XX в. В творчестве крупнейших индийских писателей рубежа нового и новейшего времени все отчетливее стала звучать тема общественных конфликтов.
Вторым крупнейшим бенгальским писателем-реалистом начала XX в. был Шоротчондро Чоттопадхай (1876—1938), в романах которого правдиво отразились условия жизни Бенгалии его времени.
Одновременно с новыми жанрами продолжали развиваться и традиционные, главным образом в поэзии, в меньшей степени в драматургии. Однако и поэтическое творчество все более захватывалось новым течением: изменялись содержание, идейная направленность стиха. В эти годы начал творить другой величайший индийский поэт нового и новейшего времени — Мухаммад Икбал (1873—1938), писавший на языках урду, фарси и панджаби. В поэзии Икбала уже в начале XX в. ясно прозвучала социальная тема, тема Родины.
Важную роль в становлении литератур различных народов Индии в этот период сыграли созданные крупными национальными писателями и просветителями литературно-критические журналы и центры по изучению родного языка и литературы, например, основанное в 1893 г.
В произведениях литераторов нового направления утверждался современный, живой разговорный язык. Некоторые из них, например писатели народа телугу Кандукури Виресалин-гам (1848—1919) и Гурузада Аппарао (1861—1915), выступили как подлинные реформаторы литературного языка.
Освободительное, антиколониальное движение оказало решающее влияние на содержание и идейную направленность как новой, так и традиционной культуры. Это в значительной мере относится и к бытовавшим народным театральным представлениям, песенному и музыкально-танцевальному искусству, которые эзоповским языком персонажей индийского эпоса звали к борьбе с колониальным режимом. Освободительная струя в народном искусстве идейно-политически была близка участникам антианглийских подпольных организаций.
Читайте также: