Особенности творчества кольцова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь Кольцова началась в 1825 году в богатой, зажиточной семье, отец которой все надежды семейного дела хотел передать наследнику, мальчик учился с рвением гения и перескочил приходское, поступил в уездное училище, откуда после года обучения был увезен отцом для помощи в своем деле. Кольцову все-таки привили любовь к чтению и наукам, купленная книга стихов И.И. Дмитриева, оставила глубокий душевный след от знакомства с русскими песнями, которые он распевал, находясь в саду в одиночестве.

В свой 21 год Алексей Кольцов входит в культурный круг Воронежа как самоучка поэт-прасол и мнение о нем сложилось, как о мещанине – стихотворце. После года посещения культурного круга, поэт сближается с известными людьми города, Серебрянским и студентом семинарии Вронежа. К этому времени в 1827 году в личной жизни молодого поэта произошла жестокая для его души драма. Алексей страстно влюбился в крепостную служанку в своем доме, нежное и кроткое создание девушка Дуняша, глубоко задела его сердце и душу.

Деятельность поэта привлекла внимание к его творчеству представителя большой литературы Станкевича Н.В. и в 1831 году Кольцов становится представителем большой литературы. Жуковский посетил Алексея Кольцова в 1837 году, что очень понравилось его отцу и возвысило в глазах главы семьи, ведь семейный бизнес – торговля, требовал общения и дружбы знаменитых в обществе людей. Отец с надеждами спокойно разрешает Алексею уехать в Петербург, где поэт достиг больших высот или просто расцвел его талант, он лихорадочно творил, при этом участвуя активно в жизни светского круга (музыка, танцы, философия). Именно тут Кольцов тесно знакомится с Белинским.

При всем при этом, позабыв, что торговля провалена, и оставшиеся деньги полностью потрачены, заставляет Алексея вернуться домой, где его ждал озлобленный отец на всю бесполезную жизнь сына-поэта и его пассивное отношение к хозяйственным делам семьи.

Начало конца положено, бесконечные семейные ссоры в семье, разбивают тонко чувствующую душу неугодного отцу Кольцова. В постоянных семейных выяснениях пришлось принимать участие сестре, которую очень любил Алексей, что ранило его еще больше. Все эти семейные неурядицы привели к чахотке, которая очень быстро развивается и обрывает тридцати трехлетнюю жизнь Алексея Кольцова в 1842 году 29 октября.

После смерти поэта, Белинский издает стихотворения, созданные Кольцовым, в которых ярко показывается народная жизнь в реальном воплощении, без фантазий и придумывания, а действительно он описывал жизнь, в которой он бывал сам и проникался полностью, проживая все тяготы русского мужика, крепостного крестьянина.

Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:

Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.

Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.

А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.

Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!

Стихи Кольцова – настоящая народная речь:

Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью
Все тебе готово.

Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.

Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:

Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.

Век прожить – не поле
Пройти за сохою

В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.

Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.

Без сорочки я
Родился на свет!

Я б головушку
Понес на сечу.

А вот народная примета:

. Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?

Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).

А вот своеобразная рифмовка:

Твой жгучий, страстный поцелуй! -

Приди же вновь, страдальца поцелуй!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Просмотреть видео и презентацию.

2. Ознакомиться с учебным материалом, знать биографию А.В. Кольцова, особенности его творчества, тематику произведений, уметь анализировать стихотворения Кольцова А.В.

3. Подготовить выразительное чтение стихотворений Кольцова А.В.

4. Ответить на вопросы о творчестве А.В. Кольцова (усно):

1) В каких жанрах развивалась поэзия Кольцова?

2) Какие жанры принесли ему славу?

3) Почему Кольцова называют самобытным народным поэтом?

4) Какие поэтические приемы Кольцов чаще всего использовал в своей лирике?




6) В чем особенность изображения картин родной природы в поэзии Кольцова?

7) Что нового внес Кольцов в русскую поэзию? в поэтический язык?

Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:

Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.

Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.

А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.

Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!

Стихи Кольцова – настоящая народная речь:

Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью
Все тебе готово.

Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.

Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:

Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.

Век прожить – не поле
Пройти за сохою

В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.

Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.

Без сорочки я
Родился на свет!

Я б головушку
Понес на сечу.

А вот народная примета:

. Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?

Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).

А вот своеобразная рифмовка:

Твой жгучий, страстный поцелуй! -

Приди же вновь, страдальца поцелуй!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Просмотреть видео и презентацию.

2. Ознакомиться с учебным материалом, знать биографию А.В. Кольцова, особенности его творчества, тематику произведений, уметь анализировать стихотворения Кольцова А.В.

3. Подготовить выразительное чтение стихотворений Кольцова А.В.

4. Ответить на вопросы о творчестве А.В. Кольцова (усно):

1) В каких жанрах развивалась поэзия Кольцова?

2) Какие жанры принесли ему славу?

3) Почему Кольцова называют самобытным народным поэтом?

4) Какие поэтические приемы Кольцов чаще всего использовал в своей лирике?

6) В чем особенность изображения картин родной природы в поэзии Кольцова?

7) Что нового внес Кольцов в русскую поэзию? в поэтический язык?


Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 131-132.

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (3.10.1809-29.10.1842), русский поэт. Родился в зажиточной семье скототорговца. Отец, человек крутого нрава, с детских лет определил сыну торговое поприще. Грамоту Кольцов постигал на дому, в уездном училище не проучился и двух лет, но страсть к чтению проявилась в нем очень рано. В 16 лет, пережив глубокое потрясение от книги И. И. Дмитриева, начинает сам писать стихи. К н. 1830-х становится известным в культурном кругу Воронежа “стихотворцем-мещанином”, пишет стихи, предвестники будущих “дум” — “Великая пойма”, “Божий мир”, “Молитва” .

Первые публикации относятся к 1830, но серьезно в большую литературу Кольцов входит после публикации в 1831 в “Литературной газете” песни “Кольцо”.

Результатом тяжелой личной драмы (крепостная Дуняша, первая любовь поэта, была продана его отцом станичному помещику и безвозвратно затерялась) стали лучшие стихи Кольцова “Первая любовь”, “Измена суженой”, “Последняя борьба”, “Разлука”.

Непревзойденной высоты среди современных ему писателей Кольцов достиг в жанре лирической песни. Общерусские характеры — добрые молодцы, красные девицы, пахари, косари, лихачи-кудрявичи — именно в песенном творчестве Кольцова обрели наиболее полное и гармоничное воплощение, а сами песни прочно вошли в классический репертуар певцов-народников, в антологии и хрестоматии русской поэзии XIX в. В XX в. песенные традиции Кольцова были подхвачены М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским, А. И. Фатьяновым, Н. М. Рубцовым.

Кольцов и Пушкин:


Кольцов Алексей Васильевич (1809 - 1842), поэт.

Родился 3 октября (15 октября н.с.) в Воронеже в семье мещанина, торговца скотом. Не имел возможности получить сколько-нибудь серьезного образования. Девяти лет был отдан в воронежское уездное училище, но вскоре отец взял его домой, чтобы тот помогал ему в торговых делах. С тех пор и до конца жизни поэт находился в цепких руках отца-"алтынника". Отец сурово подавлял стремление сына к знанию, поэтому читать ему приходилось тайком. В 16 лет, скрывая от всех, начал писать стихи, подражая поэтам, известным по книгам. В Воронеже нашел поддержку своим творческим исканиям в дружбе с семинаристом А.Серебрянским, человеком образованным и разносторонне одаренным, вокруг которого образовался кружок молодежи, увлекавшейся литературой. Беседы с ним оказали плодотворное воздействие на эстетическое развитие Кольцова.

В 1830 произошло знакомство со Станкевичем, а через него - с Белинским, которые оказали решающее влияние на дальнейшую судьбу Кольцова. При их содействии было напечатано несколько стихов Кольцова в журнале "Листок", затем в "Литературной газете". В 1835 на средства Станкевича была издана книга стихов.

В 1836 поэт на длительное время по делам отца отлучался в Москву и Петербург. Подружившись с Белинским, он обычно останавливался у него, в общении с ним учился понимать современную жизнь, литературу, поэзию и искать свой путь в творчестве.

В эти годы познакомился с Пушкиным, который очень тепло отнесся к молодому самородку, напечатал в своем журнале "Современник" одно из лучших его стихотворений - "Урожай". В Петербурге Кольцов познакомился с Жуковским, Вяземским, В.Одоевским и др. поэтами.

В эту пору он переживал большой творческий подъем. В "Отечественных записках", "Современнике", "Литературной газете" публиковались его думы "Божий мир", "Человек", "Великое слово", "Молитва" и др., лирические стихотворения "Косарь", "Цветок", "Песня" и др. Поэт усиленно собирал и изучал устное народное творчество. Он составил сборник "Русские пословицы, поговорки, приречья и присловия", записывал народные песни. Последние годы жизни Кольцова были очень тяжелыми. Он жил безвыездно в Воронеже, ухудшались семейные отношения. Поэт так и не смог вырваться из омута мещанской жизни. Силы его были подорваны чахоткой, которая длилась около года и свела Кольцова в могилу 33 лет от роду. 29 октября (10 ноября н.с.) 1842 он скончался. Похоронен в Воронеже.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые придают его существованию особую силу, стойкость и выносливость. Мужик, тесно связанный с землей-кормилицей, в его поэзии — цельный человек. Труд на земле удовлетворяет сполна все его духовные потребности. Способствуя рождению живого организма, его росту и созреванию, проходя вместе с природой весь круг жизненного цикла, его пахарь радуется прорастанию зерна, ревниво следит за созреванием колоса, волнуется, помогает природе как соучастник и сотворец великого таинства возникновения жизни.

Далее читайте:

Вячеслав ЛЮТЫЙ. Возвращение Алексея Кольцова. К 200-летию со дня рождения поэта. 12.10.2009

Портрет Алексея Кольцова

Портрет Алексея Кольцова. Художник К. Горбунов, 1838

Наименее популярны те кольцовские песни, где он идеализирует крестьянскую жизнь и сельский труд, – темы чуждые настоящей народной песне. Но и они неплохи. Некоторые – как, например, Крестьянская пирушка – напоминают Гомера по простой, лишенной сентиментов величавости, которой здесь облекается простая жизнь.

Читайте также: