Культура индии в эпоху маурьев кратко
Обновлено: 05.07.2024
Династия Муарьев, с периодом царствия 137 лет от 322 г. до н.э. до 185 г. до н.э., считается одной из величайших империй, когда-либо управлявшей Индийским субконтинентом. Чандрагупта Маурья, основатель империи Маурьев, был первым известным правителем, объединившим индийский субконтинент, и созданная им империя стала крупнейшим политическим образованием, когда-либо существовавшим на индийском субконтиненте. В длительный период управления династия Маурьев в стабильности и процветании закрепила основу индийского субконтинента как единой нации. Более того, регион стал свидетелем беспрецедентного экономического процветания и развития искусства и архитектуры. Маурьев также внесли большой вклад в управление и администрацию, введя высокоцентрализованную административную систему с системой бюрократических институтов. Империя Маурьев возникла путем свержения династии Нанда, наследником же стала Империя Шунга (187 г. до н.э. — 78 г. до н.э.). Мы собрали 10 основных достижений династии Маурьев, включая вклад в экономику Индии,администрацию, искусство, архитектуру и многое другое.
Муарьев была первой династией, объединившей большую часть индийского субконтинента
Империя Маурьев была основана в 322 году до н.э. Чандрагуптой Маурья под руководством его учителя Чанакья. Чандрагупта сверг Дхану Нанду, последнего правителя династии Нанд. Чандрагупта затем завоевал области Пенджаб от юго-восточных краев, бывшую империю Александра Македонского. Таким образом он основал свою империю со столицей в Патлипутре . Селевк I, македонский генерал из армии Александра, попытался продвинуться в Индию в 305 году до нашей эры. Однако, его армия была побеждена Чандрагуптой, и после заключения договора Селевкиды, мавры поддерживали дружеские отношения. С миром вдоль его западной границы Чандрагупта сосредоточил свои военные подвиги на востоке и на юге. К концу своего правления он распространил империю по всей северной Индии. Таким образом, Чандрагупта стал первым известным императором, объединившим большую часть Индии под одной администрацией. Биндусара, сын Чандрагупты, продолжил расширение империи Маурьев, остановившись вокруг региона, известного сегодня как Карнатака. Его сын, Ашока, добавил Калингу в и без того обширную империю. Однако, видя широкомасштабную смерть и разрушения, Ашока повернулся к буддизму и остановил военное завоевание. Таким образом, хотя империя поддерживалась, к ней больше не добавлялась территория.
Современная статуя Чандрагупты Маурьи, основателя империи Маурьев
Империя Маурьев считается крупнейшим политическим образованием, когда-либо существовавшим на индийском субконтиненте
Империя Маурьев достигла своего наибольшего территориального охвата при Ашоке Великом, внуке Чандрагупты Маурья. На вершине своего могущества, империя Маурьев простиралась на север вдоль ее естественных границ Гималаев и на востоке до нынешнего состояния Ассама. На западе она простирался за пределы современного Пакистана и значительных частей Афганистана, включая современные провинции Герат и Кандагар, и Белуджистан. Таким образом, Империя Маурьев доминировала почти на всем индийском субконтиненте, за исключением частей современного Тамилнада, Карнатаки и Кералы в южной Индии. Простирающаяся на 5000000 кв км (1,9 млн кв миль), империя Маурьев превратилась в крупнейшую политическую организацию, которая когда-либо существовала в Индийском субконтиненте. Кроме того, население империи, по оценкам, составляла около 50–60 миллионов, что делало Империю Маурьев одной из самых густонаселенных империй древности. После смерти Ашоки империя начала приходить в упадок из-за набегов южных князей и ссор. Последний правитель империи Маурьев был Брихадрата, который был убит в 185 году до н.э. Пушьямитрой,основавшим затем династию Шуньга.
Максимальная территориальная протяженность империи Маурьев при Ашоке
У империи была сложная система бюрократии с единым центральным правительством
До создания империи Маурьев индийский субконтинент был раздроблен на сотни королевств, управляемых региональными вождями с небольшими армиями. После прихода к власти Чандрагупта, в армиях Маурьев были ликвидированы региональные атаманы и заложен фундамент высоко централизованной административной системы с рамой бюрократических учреждений. Создание централизованной империи позволило создать организационную структуру, которая начиналась на имперском уровне с императора и его Совета министров, известного как Мантрипаришад. Совет возглавлял Мантрипаришада-Дхьякшья, сродни премьер-министра сегодня. Помимо столичного района, которым непосредственно управляли, империя была разделена на четыре провинции: Северная провинция со столицей в Таксила, Западная провинция со столицей в Уджайне, Восточная провинция со столицей в Тосали и Южная провинция со своей столицей Суварнагири. Главой областной администрации был Кумара (королевский принц), который управлял как представитель короля. Помимо регионов, администрация империи Маурьев делилась на различные отделы: отдел доходов, военный отдел, отдел Шпионажа, Судебный департамент и Департамент полиции. Кроме того, были многочисленные посты с четко определенными обязанностями по контролю над обширной империей.
Армия династии Маурьев была крупнейшей военной силой своего времени
Персидский царь Кир Великий, правивший в период 6 века до н.э., является первым известным императором, чья армия насчитывала более чем 500000 человек. Считается, что у империи Маурьев была армия, состоящая из 600 000 пехотинцев, 30 000 конниц и 9 000 военных слонов. Об этом сообщил древнегреческий историк Мегастен. Таким образом, по всей вероятности, империя Маурьев имела самую большую армию в мире в то время. Для сравнения, на пике величия Римской империи легионы императоров никогда не превышали 475000 людей. Король был Верховным главнокомандующим армией и планировал военные операции со своим главнокомандующим, известным как Сенапати. Военные были разделены на пять секторов, а именно: пехота, кавалерия, колесницы, силы слонов, флот и транспорт. Армия состояла из людей всех каст, и в процессе вербовки не было никакой дискриминации.
Барельефы Санчи с изображением Ашоки Великого на его колеснице
Династия Маурьев построила многочисленные сооружения, в том числе знаменитые колонны Ашока
Столб Ашока в Вайшали, Бихар, Индия
Знаменитая индийская наскальная архитектура относится к периоду мавров
Знаменитый резной вход в пещеру Ломас Риши
При династии Маурьев была разработана впечатляющая техника полировки
Столица льва Ашоки в музее Сарнатх — полированная маурским лаком
Эра Маурьев была эпохой экономического процветания в Индии
Политическое единство и военная безопасность, которые пришли с империей Маурьев, позволили создать общую экономическую систему. Единая экономика усилила внутреннюю и внешнюю торговлю, повысила производительность сельского хозяйства и способствовала процветанию других видов экономической деятельности. Чандрагупта Маурья создал единую валюту на всей территории Индии и сеть региональных губернаторов и администраторов. Фермеры были освобождены от уплаты налогов региональным королям и бремени сбора урожая. Вместо этого они платили через национальную систему налогообложения, которая была строгой, но справедливой. Многочисленные государственные проекты были также предприняты для повышения продуктивности сельского хозяйства, поскольку сельское хозяйство было основой экономики. Среди прочего, были созданы плотины и ирригационные проекты, чтобы помочь фермерам. Другой жизненно важной частью экономики были отрасли. Поскольку Империя Маурьев была высоко военизированным государством, ремесленники были важны для государства, особенно те, которые были связаны с производством оружия. Помимо внутренней торговли, торговые отношения были построены с несколькими странами, включая Сирию и Египет. Хайберский перевал, на современной границе Пакистана и Афганистана, стал стратегически важным портом торговли с внешним миром. В результате расширения торговли, в конечном итоге, был создан отдельный департамент, который следил за торговлей и коммерцией, обеспечивая прозрачную систему.
При династии Маурьев была построена большая магистральная дорога
Одна из старейших и самых длинных торговых сетей Азии, соединяющая Индийский субконтинент с Центральной Азией, Большая магистральная дорога была построена Чандрагуптами Маурья из Маурьевой династии. Дорога расширялась от устья реки Ганг в северо-западной границе империи. Древний маршрут был известен как Уттарапата в 3-м веке до нашей эры. Эта дорога, построенная в восемь этапов, соединяет города Пурушапура, Такшашила, Хастинапура, Каньякубжа, Праяг, Патлипутра и Тамралипта. Как отметил греческий дипломат Мегастен, который провел пятнадцать лет, служа в суде Маурьев, у императора Чандрагупты была целая армия чиновников, следивших за содержанием этой дороги. Большая магистральная дорога подверглась дальнейшему совершенствованию под властью Ашоки. На протяжении веков, дорога выступала в качестве одного из основных торговых маршрутов в регионе и служила для путешествий и почтовой связи. Большая магистральная дорога до сих пор широко используется для транспортировки на современном индийском субконтиненте, где ее участки были расширены и включены в национальную систему автомобильных дорог. В 2015 году ЮНЕСКО внес Великую магистральную дорогу в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великая магистральная дорога сегодня, недалеко от Бархи, Джаркханд
Императоры Маурьев были первыми правителями в истории, защищавшими и сохранявшими природу
Культура Древней Индии достигла зрелости и полного своего расцвета во второй половине I тыс. до н.э., когда для отражения похода Александра Македонского Индия оказалась объединенной одно государство Маурьев. Правители нового государства из рода Маурьев установили многочисленные торговые и культурные свя-1И с разными странами — Цейлоном, Сирией, Египтом и др., что положительно отразилось на культурном развитии страны. В новых социально-политических условиях брахманизм, который был строго кастовым знанием брахманов, устарел. Представители небрахманских каст все активнее влияли на культурные процессы. Таким образом возникли различные оппозиционные брахманизму религии, делавшие акцент на этику и нравственные стороны поведения человека.
Так, в VI в. до н.э. появился джайнизм, Учение сыгравший заметную роль в индийской
джайнистов культуре. Основателем джайнизма стал
Махавира Вардхамана, которого называют Джина (Победитель). По учению джайнистов, в центре которого стоял человек, сущность его двояка — духовная (джива) и материальная (аджива). Связующим звеном между ними являются восемь иидов карм, особой тонкой материи, сопровождающей душу в бесконечной цепи перерождений. Лишь избавившись как от злых, так п от добрых карм, человек освободится от пут сансары, достигнет мокши (спасения). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать и управлять материальной сущностью. Бог — это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и сансары.
Несмотря на свою малочисленность, джайны сыграли заметную роль в индийской культуре. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, архитектурным своеобразием, отделкой и убранством. Их этика и благотворительность прекрасно вписались в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей, много усилий джайны приложили и для развития искусства и литературы, как в Древней, так и в средневековой Индии.
Еще одной нетрадиционной религией, возникшей в это же время, но приобретшей большое число последователей, а затем ставшей и мировой религией, стал буддизм. Его основателем стал Сиддхартха Гаутама, принц из племени Шакьев. Проводя время в празднествах и пирах, он в 29 лет вдруг задумался над причиной человеческих страданий и покинул родной дом в поисках ответа на этот вопрос. Через семь лет странствий и строгой аскезы, с помощью которой он пытался найти ответ, на него снизошло просветление, когда он сидел под деревом познания бодхи. После этого он и получил свое имя — Будда (Просветленный истиной). Тогда и были сформулированы основные положения новой религии.
Пройдя по восьмеричному пути, человек мог войти в состояние нирваны — достигнутого личными усилиями высшего состояния освобождения от всех земных страстей и привязанностей, в котором прекращалось действие закона кармы и душа человека покидала сансару. Нирвана становилась подлинным освобождением от оков жизни и смерти, по сути дела — абсолютной смертью.
Познать нирвану мог только монах, посвятивший всю свою жизнь этой великой цели. Достигнувший восьмой ступени пути становился архатом, святым, достигал просветления и видел всю иллюзорность мира, жизни и смерти, добра и зла. После этого он мог уйти дальше, уже без возврата, или остаться на земле, показывая пример другим людям. Именно так и поступил Будда, посчитавший необходимым показать им путь к свободе.
Учение о жизни-страдании стало очень привлекательным для Гюльшого числа людей, тем более что спасение не зависело от принадлежности к высшей касте, а было результатом только собственных усилий. Буддизм приобрел популярность еще и потому, что он выбирал средний путь, путь умеренности, избегая крайностей аскетизма. К тому же совсем не обязательно было стремиться к достижению нирваны в течение одной жизни. Достаточно было соблюдать несложные моральные нормы, помогать общине, и это закладывало условия для обретения нирваны в одном из следующих перерождений. Наконец, буддизм выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности. Обещание блаженного отдыха, покоя и избавления от страданий в нирване доставляло людям утешение в их полной горя и невзгод повседневной жизни. Буддизм широко внедрился в индийскую культуру еще и потому, что легко приспособился к особенностям местных культов, впитав в себя культы наиболее влиятельных индийских божеств.
Утверждение буддизма государственной
Памятники религией повлекло за собой широкое буддизма строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды (джатаках). Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил чувственно-образного воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов — колесо закона; ланей, слушающих его проповедь; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.
Н аряду с большими ступами, стоящими под открытым небом, большую роль в раннебуддийском искусстве играли культовые и жилые пещеры, прорубленные в каменных склонах гор. Они ценны тем, что копируют деревянные постройки, исчезнувшие из-за недолговечности материала. Конструкции деревянных форм, брусчатые капители, карнизы тростниковых крыш были переданы в камне строителями пещер со всеми деталями, вплоть до головок гвоздей. Там используются не только буддийские мотивы и образы, но и символы и сюжеты, характерные для культуры Индии в целом — изображения лотоса, змеи, крокодила и др.
При царе Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигающие зачастую значительных размеров. Их основными сооружениями были квадратные залы — вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и монастырские храмы — чатьи. Строгие и величественные помещения чатьи, вытянутые в глубину зала и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой, а подчас и росписями, внутри храма у закругленной стены напротив входа помещалась ступа — хранилище реликвий.
Для сооружения чатьи обычно избиралась отвесная скала, в которой последовательно вырубались ступени лестницы, фасадная площадка, световое верхнее окно. Процесс вырубания был длительным и очень трудоемким. Он начинался сверху от самого потолка, а потом мастера опускались все ниже и ниже. Таким образом, строителям не требовалось ни лесов, ни внутренних лестниц. Волшебные образы храмовых скульптур рождались также в ходе изготовления храма. Они как бы высвобождались от гнета скалы. Крупиые пещерные храмы были вырублены во II—I вв. до н.э. в разных частях страны, но одним из лучших образцов храмового скального юдчества была чатья в Карме (I в. до н. э. — I в. н.э.). Эту частью отличали величественный интерьер и огромные размеры. В длину храм насчитывал 41 м, а ширина равнялась 15,5 м, высота достигала 15 м (высота современного пятиэтажного дома). Необычайную значительность интерьеру храма придавали мощные восьмигранные колонны вдоль стен, увенчанные низкими монументальными капителями. Ощущение массы скалы и красоты архитектурного пространства рождали у людей благоговейный восторг. Ступа, воздвигнутая в глубине храма, своими мягкими очертаниями дополняла спокойные формы храма.
К этому же времени относится и одно из самых знаменитых произведений индийского искусства, изображенное на государственном флаге Индии, — Львиная капитель. Это скульптурная группа из четырех львов, сидящих спиной друг к другу на плоском каменном круге. Края этого круга украшены горельефом (высоким рельефом, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема) слона, быка, льва и лошади, отделенных друг от друга дхарма-чакрой — буддийским колесом учения, приведенным Буддой в движение после его просветления но время первой проповеди в роще близ Львиная капитель Сарнатха.
Ранний буддизм был одной из самых атеистических религий в мире, так как Будда богом не был, а старые боги брахманизма, которые не отрицались буддизмом, также подчинялись закону кармы. Поклоняться же мировому Абсолюту, безличному началу весьма затруднительно. В силу этого обстоятельства практически не было скульптур Будды (они появятся позже), как и изображений других богов, а имеющиеся их изображения были созданы в конце I тыс. до н.э.
В махаяне была также изменена концепция нирваны — абсолютного небытия. Осознать, что такое нирвана, по-настоящему мог только философ, простому народу эта концепция была не очень понятна. Именно так появляются представления о рае и аде как местах, где душа получает воздаяние за земную жизнь. В аду — полный набор пыток для тех, кто нарушает законы Будды. В раю, в блаженной стране Сукхавати, в неге и удовольствиях пребывали праведники. Их душам предстояло только одно последнее воплощение на земле, после чего они либо уходили в нирвану, либо становились бодхисатвами (канонизированные архаты, существа, преодолевшие в себе жажду существования и достигшие нирваны, но пожелавшие остаться в мире, чтобы помогать людям) В таком виде буддизм приобрел большую популярность и проник и Среднюю Азию, Китай, Корею, Японию, Тибет, Центральную Азию. На успех новой религии также повлияло и то, что буддизм махаяны привлекал все средства воздействия на верующих, доступные религии: скульптуру, живопись, архитектуру, ритуальные танцы, музыку, мистерии. Все это достигает высокого совершенства в начале I тыс. н.э. в пещерном храмовом комплексе в Карли и фресках пещер Аджанты.
О том, чем характеризуется Индия эпохи Маурьев, обычно рассказывают в курсе школьной истории. Впрочем, это еще не значит, что каждый современный школьник помнит о таком довольно важном этапе развития индийской цивилизации. В то же время особенности древнеиндийской государственности, организация империи Маурьев – это достаточно интересная тема, и обходить ее вниманием неразумно.
Исторические вехи
Империя Маурьев существовала на территории древней Индии. Этот строй ведет свой отсчет с 317 года до нашей эры, а завершилось правление в 180 году также до нашей эры. Главным городом империи в Маурьев в древней Индии был Паталипутр. Этот старинный населенный пункт существует и в наши дни, правда, под другим названием – наши современники знают его как Патну.
Империя Маурьев – это довольно важный период развития Индии, причем значимый не только для этой страны. Из истории известно, что внимание Александра Македонского было приковано к этой империи во время вражды с Нандой, в которой активное участие принимал Чандрагупта. В греческой истории этот деятель записан под именем Сандракот. Как гласят хроники, он пытался прибегнуть к помощи Александра Македонского, чтобы преломить конфликт в свою пользу. Правда, греки на помощь не пришли, и Нандра была взята им самостоятельно.
Чандрагупта: написать историю своими руками
Когда Чандрагупта одержал свою самую важную победу над Нандрой, он принял решение о создании собственной державы. Империя Маурьев – это этап исторического развития части территории современной Индии, который характеризуется правлением Чандрагупты. Под его контролем держава постоянно сотрудничала и с Греко-бактрийским государством, и с Селевкидами.
Наиболее высокое развитие империи Маурьев свойственно периоду, когда у власти был император Ашока. По его инициативе большая часть населения перешла в буддизм. В этот же период империя смогла подчинить себе довольно большие территории. Впрочем, через полвека после смерти этого выдающегося государственного деятеля империя Маурьев пала. Это произошло в результате заговора Шунга, что спровоцировало смену правящей династии.
Исторические предпосылки
Выше описана империя Маурьев кратко, но история хранит намного больше сведений и о том, как были заложены основы, приведшие к власти Чандрагупту, и о том, что произошло в период существования созданной им империи. Как отмечают историки, долина Инда прежде находилась под контролем Хараппской цивилизации, но ее силы истощились приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры (около середины этого периода). Именно тогда арии частично решили перебираться в восточные земли и заселили Индию. Современная история именует эту народность индоариями. Иные осели вблизи рек, другие пошли еще дольше. Племена вели кочевую жизнь, растили скот, поэтому постоянно были в поисках новых, богатых пастбищ.
Будущее – за единством
Как и в любой другой стране, прежде разбитой на множество племен, в древней Индии пришел период властвования тех, кто пожелал объединить земли в одну огромную державу. Эта задача оказалась очень непростой: территории были велики, джунгли – непреодолимы, а население – многочисленно. Тем не менее со временем все же была создана империя Маурьев, захватившая как земли вблизи Ганга, так и долину Инда. Местность стала управляться повелителями одной династии.
Где сила, там и богатство
В школьном курсе обязательно рассказывают, почему государство Маурьев именуется империей. Это обусловлено довольно сложным строем общества и власти, характерным для того периода развития древней Индии. В 273-232 годах еще до наступления нашей эры эта держава переживала свой самый высокий период. Как соглашались мыслители из Древнего Рима и Древней Греции, в тот момент только в войсках насчитывалось у Маурьев 600 000 пеших, 30 000 конных, 9 000 слонов. Власти обнесли столицу своей страны великой стеной – ее длина превышала три десятка километров.
В период наивысшего расцвета империя Маурьев управлялась царем Ашока. Будучи молодым, он без конца воевал, но затем причастился к мудрости Будды, что стало моментом осознания жестокости – пришло время раскаяния. Ашока создал уникальный общественный строй империи Маурьев, ведь именно во время его правления были построены самые разные учреждения на благо широких масс – больницы, гостиницы. Ашока озаботился строительством качественных дорог, взялся за охрану животного, растительного мира. Кроме того, император приложил усилия для распространения на подвластных ему территориях буддизма.
Шаг вперед – шаг назад
Известно, что государственный строй империи Маурьев был основан на идее единоличного правления, в то же время Ашока пользовался услугами помощников и советников. Наибольшим влиянием располагал паришад, в который входили представители самых знатных семей империи. Если проводить аналогии с современными странами, то паришад можно сравнить с парламентом.
Несмотря на тот факт, что Ашока прислушивался ко мнению представителей самых знатных семей своей страны, одновременно с этим прилагая все силы для развития общества таким образом, чтобы в выгоде были и богатые, и бедные, возглавляемая им империя просуществовала совсем недолго. Ашока умер, и вскоре держава прекратила существование.
Коротко, но значительно
Как сходятся во мнениях современные историки, несмотря на кратковременность существования, империя Маурьев была очень важна для индийской истории. На небольшой временной промежуток она объединила под единоличной властью довольно внушительные территории, что привело к активному развитию и совершенствованию сельского хозяйства. В тот период на землях древней Индии культура переживала мощный расцвет, был заложен фундамент для дальнейшего развития.
Отголоски периода империи Маурьев важны и для современного мира. Именно в тот период и на тех землях были изобретены цифры, которыми пользуются современные люди. Действительно, в наши дни принято именовать цифры арабскими, но фактически они были придуманы в Индии и только оттуда перешли в арабские страны. Кроме того, в период империи Маурьев изобрели шахматы, и современные люди, играя в них, расставляют армию, сходную с древнеиндийской: те же кони, слоны и пешие воины, которые существовали в тот период развития цивилизации в реальности.
Чандрагупта: имя, вписанное в историю навечно
Первая и самая важная заслуга этого древнеиндийского царя – это его способность противостоять силам Александра Микенского в ходе восстания. И по сей день в Индии практически каждый знает, кем был Чандрагупта – его имя вписано в местные предания, баллады и рассказы. Например, из уст в уста передается история о том, что Чандрагупта не был благородного происхождения и все свое создал собственными руками. Лишь только его выдающиеся способности позволили принадлежавшему к варне шудр добиться того, что он сделал.
Молодой Чандрагупта был на службе у Магадхи Дхана, но был вынужден бежать, когда осмелился противоречить своему повелителю. В Пенджабе Чандрагупта встретил Александра Македонского, с которым был, как видно из ряда исторических источников, в диалоге, несмотря на то, что принимал активное участие в изгнании македонян с территории древней Индии. В настоящее время не ясно точно, конфликт с царем Нанды был еще в то время, когда македонские гарнизоны были в Индии, или же случился вскоре после этого, но доподлинно известно, что Чандрагупта одержал великую победу, заложив основу государства, изменившего течение индийской истории.
Маурья: мощь и сила
Чандрагупта создал новую правящую династию, подчинив себе земли, которыми прежде владела Нанда. Из всех древнеиндийских владений именно Маурья располагали наибольшей силой, они были развиты, культурны, шли вперед своего времени. Из исторических источников можно узнать, что Чандрагупта, создавая новую династию, прибег к помощи Каутильи, которому в будущем новый правитель даровал пост главного советника. Вдвоем они смогли создать буквально новый мир, отличительной особенностью которого была сильная власть верховного правителя.
Чандрагупта, как предполагают историки, держал под контролем всю Северную Индию, хотя точной информации о географических границах его владений до наших дней не сохранилось. Доподлинно известно, что уже будучи у власти, Чандрагупта снова столкнулся с войсками греков и македонцев: в 305 году до нашей эры Селевк Первый предпринял попытку повторения завоеваний Александра Македонского, но потерпел неудачу. В Индии его встретила сильная армия под контролем одного правителя, способная дать отпор любому врагу. Это вынудило чужака пойти на мирное соглашение в пользу индийцев и Чандрагупта получил под свою власть те местности, где в наши дни находятся Афганистан, Белуджистан. Чандрагупта получил в жены дочь Селевка, за что отдал тому полтысячи слонов.
Отец и сын: Биндусар у власти
Когда первый правитель империи Маурьев скончался, на смену ему пришел его сын по имени Биндусар. Предположительно, это случилось в 298 году до начала нашей эры. Точной информации о периоде правления этого государственного деятеля нет. Историки предполагают, что Биндусар смог сохранить все то, что досталось ему в наследство, и даже приумножил территории на юге.
Прах и пепел
Наследством Ашока стала огромная империя, которую новый властитель дополнительно расширил в первые же годы у власти: на юге удалось завоевать Калингу (в наши дни эта местность носит наименование Орисса). Как рассказывают легенды, оттуда привели 150 000 человек, еще 100 000 были убиты, а погибших по разным причинам и вовсе посчитать было невозможно. Сохранились до наших дней в том числе и воспоминания самого Ашока, задокументированные в надписях, сделанных в период его правления. После победы в Калинге фактически Ашока правил всей Индией – исключением был лишь дальний юг.
Несмотря на прогрессивный подход нового царя, принявшего со временем буддизм, его наследники не смогли оценить всю прелесть развития в мире и спокойствии. Вследствие заговора власть династии была свергнута, и огромные территории снова стали управляться небольшими семьями, враждовавшими друг с другом. С тех пор и по сей день воспоминания о периоде властвования Ашока – это одна из наиболее светлых страниц в истории Индии.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура Древней Индии: искусство периода империи Маурьев
Создание империи Маурьев В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство — империя Маурьев. Их столицу — Паталипутру (в долине Ганги) — описывали древнегреческие авторы
Архитектурные особенности Большинство архитектурных сооружений были из дерева. В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268—232 гг. до н.э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э. Индия
Колонны Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульптурными изображениями животных. Самая знаменитая из них — Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою первую проповедь Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э. Археологический музей, Сарнатх. Индия
Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо
Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны.
Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.
Ступы Со времени царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники — ступы. Ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Ступа. Ill-I вв. до н. э. Индия
Ступа в Санчи Одна из самых древних сохранившихся ступ в Санчи (ок. 250 г. до н. э.). Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол ступы надстроен каменным кубом с квадратной оградой, форма которой повторяет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли. Ступу окружает массивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота — тораны, украшенные рельефом
Ступа в Бхархуте Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего времени дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие божества в облике человека: якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более узком — святого места, буддийского сооружения от злых духов
Храм в Элоре В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.
Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов).
Вывод Монументальная скульптура из камня — вид искусства, который получил при Маурьях широкое распространение. В скульптуре раннего буддизма изображения Будды в облике человека не встречались Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма.
Читайте также: