Влияние человека на природу заповедники и национальные парки 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Из целей урока вытекают следующие задачи:

Учебные:

  • называть и показывать заповедники и национальные парки;
  • объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека;познакомить с формами охраны природы;
  • углубить знания, систематизировать через повторение материала в сочетании с новым.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков работы с картой;
  • развитие интереса к предмету через творческие задания;
  • развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное;
  • учить и научить каждого ученика добывать знания;
  • стимулироватьжелание, расширить свой кругозор;
  • развитие устной речи: обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Австралии, экологическое сознание;
  • создать условия, для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии;
  • конкретизировать экологические знания, формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
ВложениеРазмер
Текст открытого урока 26.87 КБ
Презентация к открытому уроку 2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 7 классе

" Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".

Макаренко Татьяна Борисовна

  1. продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организмов, о влиянии на них деятельности человека;
  2. применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  3. использовать элементы системного подхода в объяснении взаимоотношений природы и общества;

Из целей урока вытекают следующие задачи :

  1. называть и показывать заповедники и национальные парки;
  2. объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека;познакомить с формами охраны природы;
  3. углубить знания, систематизировать через повторение материала в сочетании с новым.
  1. продолжить формирование умений и навыков работы с картой;
  2. развитие интереса к предмету через творческие задания;
  3. развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся;
  4. развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное;
  5. учить и научить каждого ученика добывать знания;
  6. стимулироватьжелание, расширить свой кругозор;
  7. развитие устной речи: обогащение словарного запаса.
  1. способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Австралии, экологическое сознание;
  2. создать условия, для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии;
  3. конкретизировать экологические знания, формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

Физическая карта Австралии, карточки с изображением животных и растений,мультимедийная презентация “Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии ”.

Конструктивный (углубление и расширение темы).

Проблемный. Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на природу Австралии, мерах по ее охране.

Формы организации учебной деятельности:

Организация деятельности уч-ся:

Развитие умений уч-ся:

Анализировать информацию, выделять главное, использовать дополнительную информацию.

Приемы деятельности учителя :

Организация проверки домашнего задания, эвристическая беседа.

Памятники природы – природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное, эстетическое значение.

Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме “Австралия” (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала, тема “Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии ”.

Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, звуков живой природы в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя психологическую разгрузку, позволяет усвоить материал первой части урока и плавно перейти ко второй.

Результатом урока будет таблица Влияние хозяйственной деятельности человека на природу материка.И ответ на проблемный вопрос: Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Закрепление учебного материала проходит по вопросам темы.

Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой учащихся.

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания:

Фронтальная беседа по вопросам:

Учитель :С каким материком вы познакомились на прошлых уроках?

Ученик : С материком Австралия

Учитель : Что вы узнали об этом материке?

Ученик: Географическое положение, историю открытия, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, органический мир, население материка.

Учитель : С легкой руки журналистов Австралию назвали удивительным континентом. Многие ученые и журналисты применяют к Австралии эпитет – самый, самый. А что же там самое, самое, чего нет нигде в другом месте планеты?

Ученик : Самый маленький материк Земли,является и самым плоским материком,спокойный в геологическом отношении, с амый низкий материк,самый жаркий, самый сухой,самый малонаселенный, самый эндемичный материк.

Ученик: Это можно объяснить тем, что

А. Австралия давно отделилась от других материков.

Б. За время существования материк лишь частично затоплялся морем.

В. Не было резких изменений климата.

Г. Органический мир очень долго развивался изолировано.

Учитель: Какие растения и животные встречаются только в Австралии?

Ученик :75% эндемиков на материке.

Самая древнейшая двоякодышащая рыба – цератодус, дышит легкими, выходя на берег. Из растений – казуарины, бутылочное дерево, 450 видов эвкалиптов – это самое высокое дерево в мире; высота рекордсмена –189м. Деревья - насосы высаживают в заболоченных районах, для быстрого осушения территории.Из животных - коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый опоссум, ехидна, утконос.

Учитель: Индивидуальное задание для первых парт:

1.Практическая работа: Карта- образ пространства.

2.Тестирование по теме: Австралийский Союз.

Вопросы классу для желающих поработать у доски:

1.Пользуясь планом дать характеристику географического положения Австралии.

2.Какие природные зоны обозначены буквами А и Б на карте Австралии. Рассказать о разнообразии этих зон.

3.Заполнить таблицу: в чем сходство и отличие рельефа Африки и Австралии.

3. Объяснение нового материала.

Ученики : Американского учёного Барри Коммонера.

Учитель: Как вы понимаете этот закон?

Ученики : Растения и животные, общество и природа, все живые организмы связаны, живут сообща, все вместе.

Учитель: Но человек уничтожает леса, стоит заводы, дороги, города, хим. предприятия.К чему это приводит?

Ученики : Гибель организмов, нет места обитания для животных, нет пищи.

Учитель: Остро стоит проблема взаимоотношений природа и человек.

Изменение природы человеком

Учитель: К чему приводит непродуманный ввоз и вывоз животных и растений.

Ученики: К национальным бедствиям, к нарушению взаимосвязи в природе.

Учитель: Что вы записали в таблице?Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду(слайд № 4)Каковы возможные меры предотвращения нарастающей угрозы?

Ученики: Проводятся мероприятия, обеспечивающие сохранение природы.

Учитель: Совокупность мероприятий, обеспечивающих сохранение природы.Это охрана природы. Принципы охраны природы (слайд № 5).

2. Научная обоснованность

Чтобы добиться сохранения природы во всём её многообразии существуют различные формы охраны природы.Заповедник – территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы(слайд № 6).

Национальный парк – природоохранная территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Национальные парки могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.

Ещё одна форма охраны природы – памятники природы – природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное и эстетическое значение(слайд № 7).

o Памятники неживой природы – водопады, гейзеры, пещеры, валуны.

o Памятники живой природы – деревья, парки.

Практическая работа: Нанести на контурные карты заповедники, национальные парки Австралии.

На всех материках действуют организации и группы по охране окружающей среды. Они распространяют информацию, привлекают внимание общественности к экологическим проблемам, участвуют в охране окружающей среды, создают заповедные зоны. Такие организации есть в США, Новой Зеландии, Англии, Канаде.

Оксфам- участвует в долгосрочных программах по совершенствованию технологии земледелия.Международная организация за выживание - проводит кампании в поддержку сохранения местной окружающей среды.

Учитель : В Австралии:Австралийский фонд охраны окружающей среды.Центр в поддержку перспективных технологий.Информационный центр по проблемам влажных лесов.Всеобщий информационный центр.Общество охраны диких животных.

Ответим на вопрос -почему Австралия – страна заповедник?

Ученики : Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков- эвкалипт, кенгуру (животных и растений нигде больше не встречающихся на Земле.) Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими- утконос, ехидна.

Учитель: Ответим на проблемный вопрос. Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека(ответы по таблице) Знания необходимы всем, люди могут и должны жить в согласии с природой.Запишите на листочках свои выводы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сценарий урока географии в 7 классе на тему:

Цель: определить степень влияния человека на природу Африки.

Образовательная: рассмотреть изменение природы Африки под влиянием деятельности человека; назвать и показать на карте заповедники и национальные парки материка.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор о состоянии природы в странах и на материках.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию природы и бережного отношения к ней, а также умения самостоятельно работать с различными источниками информации индивидуально и в группе.

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, презентация, рабочие карты урока.

I . Организационный момент

II . Мотивация к учебной деятельности

Вводное слово учителя:

Сегодня у нас не простой урок. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Ну что? Поговорим?

О разном и о прочем.

Что хорошо и хорошо не очень.

О том, что знаешь ты

Ведь что- то нам известно.

Нам будет интересно!

А что такое клад? (ответы детей)

Я согласна с вами ребята, есть на земле разные ценности. Но гораздо важнее, чем деньги, золото, драгоценности – знания, которые мы копим всю жизнь и ищем их постоянно. И от того насколько большой багаж знаний будет у вас, настолько богаты вы будете в жизни.

И сегодня мы отправимся за такими знаниями, за таким кладом, попробуем преодолеть все трудности на нашем пути.

III . Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, какой континент мы с вами изучаем? (Африка)

А с чем мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Природные зоны)

Ну вот, давайте и начнем с того, что уже выучили.

Вы, готовясь к уроку, видели, что у каждого лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки, в верхней части подпишите свою фамилию. А теперь я вам даю 5 минут, чтобы ответить на вопросы.

(отвечают на вопросы)

Теперь обменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом. Все обменялись? Проверьте работу своего одноклассника, сверяя ее с ответами на экране. Если ответ правильный, ставьте плюсик, неверный – то минус. И, оцениваем работу одноклассника. (оценивают работы) (слайд 2)

Соберите, пожалуйста, работы в группах и сдайте мне.

Мы продолжаем с вами путешествовать по материкам.

Итак, мы познакомились с вами на уроках географии с ГП Африки, определили особенности рельефа и климата материка, изучили его растительный и животный мир. Что же мы сегодня будем с вами изучать? Ответ на этот вопрос вам даст отрывок из стихотворения Марка Львовского…

Мы хотим природу обмануть,

Под себя сильней её прогнуть,

Но она такого не простит,

И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,

И горят леса, в тайге пожар,

Загрязняем реки, льём мазут,

И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,

Просто мы не слышим, как кричит,

Язвами на теле прорастает,

За собой живущих увлекает!

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Что мы будем изучать? Какая будет тема нашего урока?

Вы правы, тема нашего урока:

Учитель: а что мы хотим узнать? Какая цель нашего урока?

Учитель: Вы правы. Нельзя рассматривать природу Африки без деятельности человека. (слайд 4) И сегодня мы поговорим с вами о тех проблемах, которые связаны с вмешательством человека в природу Африки в результате его хозяйственной деятельности. Нам необходимо будет установить причины сложившихся экологических проблем на материке Африка и найти пути их решения.

IV . Изучение нового материала

Учитель: Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Еще в XIX веке Африку представляли как материк девственной природы. Особенно большой ущерб был нанесен природе Африки европейскими колонизаторами. Сейчас на африканском континенте существует несколько глобальных проблем, требующих незамедлительного решения.

Учитель: слово нашим исследователям.

Исследователи: изучив данную проблему, мы пришли к выводу, что за последние десятилетия на территории Африки было уничтожено много леса. Мы смогли установить причины сокращения площади лесов. Причины следующие:

Расчистка лесных массивов для различных хозяйственных нужд населения , и, прежде всего для ведения подсечно-огневого земледелия. Каждая африканская семья ежегодно расчищает новые земельные участки под пашню в среднем до 1 гектара, уничтожая при этом леса. По этой причине было сведено ¾ площади лесов. Ежегодно под посевы выжигается 3 млн. га леса.

Использование населением древесины как топливо. Дерево используется как топливо крестьянами всей Африки, которые не могут иметь более дорогие керосин и газ, и вынуждены все больше вырубать деревьев, опустошая местность вокруг деревень. В странах Сахеля – региона, отделяющего Сахару от саванн Африки, для приготовления пищи ежегодно сжигается более 14 млн. тонн древесины. Крестьянки, за 10-15 км. волокущие на спине вязанку дров для семейного очага, - одна из самых частых картин на африканских дорогах.

Увеличение экспорта древесины в развитые страны мира из-за коммерческих соглашений между развитыми странами Запада и развивающимися африканскими, которые предусматривают вывоз в страны Западной Европы необработанной древесины. За последние 100 лет с момента активных лесозаготовок в стране Конго практически полностью сведены леса на побережье Атлантического океана. При современной интенсивной эксплуатации района, в которой принимают участие французские, швейцарские, алжирские фирмы, его хватит на несколько десятков лет.

Учитель: Спасибо. Слово предоставляется экологам.

Экологи: мы выяснили следующее:

Площадь африканских лесов за 200 лет сократилась почти вдвое. Это привело к исчезновению или уменьшению редких видов животных и растений.

Уничтожение растительного покрова приводит к нарушению сезонного цикла дождей, пересыханию рек.

Учитель: Давайте составим схему причинно следственных связей по данной проблеме. (слайд 5)

Учитель: слово нашим исследователям.

Исследователи: перед странами Африки остро стоит проблема наступления пустыни. (слайд 6) На протяжении многих веков из-за неправильного ведения хозяйства, саванны стали уступать место пустыням. Только за последние полвека площадь Сахары увеличилась на 650 тыс. км 2 . Может случиться так, что почти вся Африка превратиться в пустыню. Нами были установлены и изучены причины этого наступления:

Африка – самый жаркий и сухой материк, для которого характерен континентальный и сухой климат. 44% территории материка подвержены засухе.

Вырубка лесов, интенсивный выпас скота, уничтожение травянистого покрова саванн разрушают почву. Все это приводит к образованию подвижных песков и увеличению площади пустынь.

Вы видите, что все те проблемы, которые были рассмотрены нами, являются причинами наступления пустыни. Это говорит о том, что все в природе взаимосвязано.

Учитель: давайте составим схему причинно-следственных связей (слайд 7)

Учитель: и снова слово нашим исследователям.

В пустынях обитают тушканчики, песчанки, гиены, антилопы, ящерицы, змеи, черепахи, жуки, скорпионы.

Влажные экваториальные леса не блещут разнообразием животного мира, но и в них можно встретить: гориллу, бегемота, мартышек, шимпанзе, крокодилов.

Учитель: спасибо. А теперь снова слово экологам.

Экологи: африканской фауне, своеобразной и одной из самых богатых фаун Земли, большой ущерб был нанесен деятельностью человека.

Долгие годы европейского колониализма.

Население свою потребность в мясной пище на 80% удовлетворяет за счет охоты на животных

В бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных.

Все это ведет к обеднению фауны. В былые времена повсюду можно было увидеть огромные стада пасущихся животных. Ради спортивного интереса убивали слонов из-за бивней. Уничтожены некоторые виды зебры – из их шкур делали мешки.

В настоящее время самые крупные стада животных сосредоточены в заповедниках и национальных парках.

Учитель: Спасибо! Ребята, мы с вами выяснили, что в настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. (слайд 15) С этой целью на всех материках организуются заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы, и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. (слайд 16)

На африканском континенте насчитывается около 400 заповедников и национальных парков, благодаря которым численность многих животных теперь восстановлена. Особенно их много в Южной и Восточной Африке.

Самый первый заповедник Африки был создан в 1898 году. (слайд 17) В 1926 году он переименован в национальный парк Крюгера. (слайд 18) В нем находится под охраной огромное количество животных. (слайды 19-20)

В 1951 году был основан один из самых крупных в Африке национальный парк Серенгети. Важную роль он сыграл в сохранении слонов.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм об этом национальном парке.

(просмотр видеофильма «Национальный парк Серенгети)

Учитель: Во многих африканских странах охране диких животных и интересных природных комплексов придается большое значение. Например:

В республике Нигер ежегодно проводится праздник – День дерева. В этот день все сажают деревья.

V . Итог урока

Учитель: Ребята, мы установили, что природа Африки страдает от того, что человек неразумно использует ее богатства и не всегда правильно ведет сельское хозяйство. Но Африка, материк Земли, который подвергается еще и большому количеству стихийных бедствий – таких как засухи. (слайд 21) В результате которых гибнут люди, скот. А причиной является вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота. (слайд 22)

Некоторые страны терпят бедствие от наводнений, нашествия саранчи, болезней растений. (слайды 23-25)

VI . Рефлексия

Ребята, вспомните, какую цель мы поставили вначале урока? А достигли мы этой цели? Узнали то, что хотели?

А сейчас, ребята, у вас у каждого на столе есть маленькие карточки – смайлики. С одной стороны - веселый, с другой - грустный.

Если вы узнали на уроке что-то новое и считаете эту информацию для себя полезной, то покажите мне веселого смайлика.

А если вы ничего для себя нового и интересного не узнали, и считаете, что время на уроке потрачено вами зря, то покажите грустного смайлика.

Спасибо, ребята! Мне приятно, что информация оказалась для вас полезной.

Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Мари Умняшка

6. Влияние человека на природу. Заповедники и парки

Еще в XIX в. Африку представляли как материк девственной природы. Однако уже тогда природа Африки была значительно изменена человеком. Сократилась площадь лесов, которые веками раскорчевывались и выжигались под пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен европейскими колонизаторами. Охота, проводимая ради наживы, а часто - спортивного интереса, привела к массовому истреблению животных. Многие животные полностью уничтожены (например, некоторые виды антилоп, зебр) , а количество других (слонов, носорогов, горилл и др. ) сильно сократилось. Европейцы вывозили дорогостоящую древесину в свои страны. Поэтому в ряде государств (в Нигерии и др. ) возникла опасность полного исчезновения лесов. Территории на месте сведенных лесов занимали под плантации какао, масличной пальмы, арахиса и т. д. Так на месте экваториальных и переменно-влажных лесов образовались саванны. Значительно изменена природа и первичных саванн. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ.

В связи с неправильным ведением сельского хозяйства (выжигание, чрезмерные выпасы скота, а также вырубка деревьев и кустарников) на протяжении многих веков саванны уступают место пустыням. Только за последние полвека Сахара значительно продвинулась на юг и увеличила свою площадь на650 тыс. км2 Потеря сельскохозяйственных земель приводит к гибели скота и посевов, к голоду людей.

Для спасения саванн от наступления пустынь создается широкая лесная полоса в Сахаре длиной 1500 км, которая заслонит земледельческие территории от сухих ветров пустыни. Имеется несколько проектов обводнения Сахары. Большие изменения природных комплексов произошли в связи с разработкой полезных ископаемых и развитием промышленности.

Стихийные природные явления (землетрясения, засухи, наводнения, ураганы и др. ) могут приносить огромные бедствия населению. Одно из самых губительных стихийных бедствий Африки - периодически повторяющиеся засухи. Особенно это сказывается на населении саванн, прилегающих к Сахаре. В результате засух гибнут люди, скот и другие живые организмы. Причиной усугубления засух является вырубка кустарников, деревьев, а также чрезмерный выпас скота.

Некоторые страны терпят бедствия от наводнений, болезней растений, нашествия саранчи, которая за несколько часов может уничтожить весь урожай полей или плантаций.

В настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. С этой целью на всех материках организуются заповедники (территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы) и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. Во многих африканских странах охране диких животных и наиболее интересных природных комплексов (лесов, саванн, вулканических районов и т. д. ) придается большое значение. Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади. Особенно их много в Южной и Восточной Африке. Ряд из них пользуется мировой известностью, например национальные парки Серенгети, Крюгера. Благодаря принятым мерам численность многих животных теперь восстановлена.

Значение природы для человека трудно переоценить, ведь она дает нам все, необходимое для полноценной жизни:

Но этими ценными природными ресурсами нужно грамотно пользоваться, чтобы оставить их и для следующих поколений.

Люди научились менять ландшафты и русла рек, подстраивать под свои нужны природные условия, однако мы все по-прежнему зависим от своей среды обитания.

Даже самые сильные, развитые и укрепленные города и страны не в состоянии противостоять разбушевавшимся природным стихиям. В истории немало примеров, когда сильнейшие катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо – уничтожали крупные поселения людей и даже целые цивилизации.

Рис. 1. Извержение вулкана.

Важность почв

Почва абсолютно уникальное явление, возможно ни на одной планете она больше не встречается. Почва – тонкий плодородный слой земли, всего 20 – 30 см., от которого зависит жизнедеятельность любого человека. Человек выращивает растения не только для сельского хозяйства, но и для дыхания, так как растения с помощью фотосинтеза производят кислород. Без растений человек не сможет жить, а почва, как оказалось, вполне исчерпаемый ресурс. Она постепенно тоже уменьшается. Человек загрязняет почву химическими реагентами, мусорными пакетами, тем самым медленно и методично себя убивая.

Влияние человека на природу

С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Планеты солнечной системы
  • 2. Строение солнечной системы
  • 3. Природа
  • 4. Эмоции человека

Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:

  • К положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной. Такие меры позволяют уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.
  • Негативное влияние, к сожалению, наносит гораздо больший ущерб природе. Вырубка лесов, распашка плодородных земель, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и выхлопными газами могут в кратчайшие сроки привести к глобальной экологической катастрофе.

Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.

Рис. 1. Распашка плодородных земель.

Неразумное использование природных ресурсов несет серьезную угрозу не только окружающей среде, но самому человеку. Уже сейчас в некоторых районах планеты серьезной проблемой стала нехватка пресной воды, сильное загрязнение атмосферы.

Человек и природа — единое целое

Почему я акцентировал внимание на данной теме? Всё просто! Она непосредственно связана с предложенной мной системой оздоровления. Многие люди действительно не понимают, что человек и природа – единое целое. Человек является частью живой природы. Каждый из нас живет в природной среде, берет из нее необходимые для жизни пищу, воздух, воду, энергию. Ведь мы бы просто не смогли существовать без всего этого.

Засоряя природу, нерационально используя ее ресурсы, человек усугубляет свое здоровье, он уничтожает самого себя. Ведь природа — это наше рождающее начало! Нас породила природа. К ней мы должны относиться как к собственной матери. Человек и природа два неразделимых понятия.

человек и природа

Стоит принять во внимание, что в старину чтились и прославлялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь), из которых произошел и состоит мир. Породив человеческий род, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической состав­ляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть. Ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне.

Из всего того, что нам с вами дает природа, мне хотелось бы подробнее остановиться на внешней ее энергии, которую мы получаем от водоемов, земли, полей, гор и лесов.

Энергия природы — это космическая энергия. Космическая энергия породила весь наш мир, всю нашу галактику и даже вселенную. Космическая энергия управляет всем, что происходит вокруг нас. И тот кто понимает это, кто живёт в гармонии с космической энергией, кто знает технологию наполнения себя этой энергией, тот становится непобедимым, сильным, могучим, красивым и здоровым на все времена!

Космическая энергия в свою очередь непосредственно связана с природой. Ведь эта энергия, достигая земли, никуда не рассеивается. Она наполняет всё живое на планете, животных, растения и даже землю, воду, камни, скалы и горы.

Наш организм, получая космическую (солнечную) энергию, начинает синтезировать витамин D, который в свою очередь является главным помощником в усвоении важных для человека минералов, в том числе кальция.

Учёными-физиками давно доказано, что солнечный свет, его энергия, впитывается в растения, в том числе которые мы употребляем в пищу. Это овощи, фрукты, ягоды, грибы и т.п. Эта энергия остаётся в этих растениях. Именно поэтому важно употреблять фрукты и овощи с собственных грядок, желательно в сыром виде. Только так помимо витаминов и минералов мы еще и наполняемся внешней энергией, энергией солнца, космической энергией. А космическая энергия делает нас сильнее, здоровее, лучше, успешнее, счастливее!

И, напротив, те, кто к природе относится потребительски, или не умеют жить в гармонии, никогда не узнают, что такое настоящее здоровье, что такое по настоящему быть счастливым и жизнерадостным, быть мудрым. Эти люди будут постоянно болеть и винить в своих недугах других окружающих людей. Они не будут выглядеть привлекательно, не будут активными, бодрыми и оптимистичными. Ведь все эти качества даёт только природа. Таковы ее законы. И с этим ничего не поделаешь.

Я постарался довести до вас свою мысль о том, что человек и природа — это единое целое. Каждый человек на Земле должен жить в гармонии с природой, с космической энергией. Брать от природы её ценные дары. И при этом давать ей взамен свою добродетель. Вы только взгляните на то, что даёт нам природа, если жить в гармонии с ней.

Так, например, озеро, река или пруд – являются зеркалом, в котором отражается мир. Водоёмы нам помогают сосредоточиться на внутренних потребностях и проблемах. При этом, чем глубже и меньше по размеру озеро, тем глубже наше погружение в себя. Порой человек сам не подразумевает, что дремлет в глубинах собственной души, и отнюдь не готов это увидеть. Но тот, кто не боится заглянуть в себя, ощутит единство с миром глубоких озер. Чем светлее и больше озеро, тем более легкое, успокаивающее и радостное воздействие производит его вид. Большие и светлые озера приносят душевный покой, который способствует налаживанию семейных и партнерских отношений.

Лес. ​Лес же несет в себе энергию силы, мудрости, охраны и стойкости. Поэтому люди, которым свойственны эти качества, обычно любят лесные чащобы. Они чувствуют себя в них как дома. Для нашего подсознания лес выступает в роли защитника, преградой на пути невзгод и негативных энергий. Вместе с тем темный густой хвойный лес – это глухая стена, закрытие от мира, уход во внутреннее пространство, а светлый лиственный – защита от негативных энергий: лес их отсеивает, пропуская позитивные.

человек и природа

Равнинные ландшафты связаны с тишиной, ясностью сознания, открытостью внешнему миру. Замкнутые, суетливые люди, как правило, избегают полей и степей, которые рождают у них чувство незащищенности. А вот весной и летом цветущие поля дарят радость, ощущение полноты бытия, переполняют состоянием счастья и безмятежности.Открытые, продуваемые ветрами равнины дают энергию ветра, самоуверенности, свободы и независимости. Бескрайние степи и луга поднимают нас над суетой и утешают, избавляя от гнета мелочей, напоминая об изменчивости всего сущего.

Пустыни. Пустыни полезны тем, что на миг останавливают наши мысли, дают нам возможность подумать, размыслить над тем, что сделано, и тем, что предстоит еще сделать. Само название говорит за себя: пустыня несет энергию великой пустоты, в которой скрыты образы всего сущего. Ее энергетика напрямую связана с вечностью.

Горные ландшафты. Горные ландшафты связаны с восхождением, целеустремленностью, умением ставить и решать поставленные задачи. Высокие горы с заснеженными вершинами, уходящими за облака связаны с духовным развитием, прозрениями и достижениями, созерцанием высших истин. Низкие горы, как и покрытые лесом холмы дают силы для достижения конкретных целей, профессионального роста, а заодно наделяют тягой к странствиям и путешествиям.

Сады. Сады и парки питают человека довольно мощной энергией, несущей упорядоченность, покой, стабильность, помогают избавиться от многих бытовых и социальных проблем. Человек и природа объединяются в этом месте.

Вот, что несет в себе гармония с природой. Вот то, что мы обретаем, находясь у ее лон. Одними словами, природа нас исцеляет, наполняет нас своей красотой и энергией, делает нас здоровыми и счастливыми. Человек и природа единое целое.

человек и природа

Да, и не забывайте о том, что природа нас исцеляет. Она одаривает нас своими исцеляющими богатствами, из которых мы делаем лекарства и употребляем в пищу целебные вещества в качестве профилактики. Нам природа подарила всё самое лучшее — здоровье, красоту, радость! Так почему человек так относится к ней? Почему к природе такое потребительское отношение?

А ведь она чувствует боль так же как и человек. Природа чувствует когда пересыхают реки, вырубаются леса, нарушается плодородный слой почвы… Что мы делаем с вами, земляне? Одумайтесь!

Стоит констатировать факт, что сегодня люди тратят на четверть меньше времени на наслаждение природой, чем 20 – 30 лет назад. Вместо этого, время расходуются на Интернет, компьютерные игры, просмотр телевизора. Между тем, такое легкомыслие сказывается не только на нашем теле, но и на психике.

А ведь прогулки на природе– больше, чем приятное время препровождения. Простая пешая прогулка – это хороший способ для восстановления психического равновесия. Прогулка на природе полезна! Она благотворно влияет на физическое и психологическое состояние: человек отдаляется от плохих мыслей, снижаются его тревожность и стресс, уменьшается риск развития депрессии.

Природа заставляет чувствовать себя счастливее, здоровее и энергичнее. Лучший способ получить заряд энергии – соединение с природой. Наше современное общество наполнено внезапными событиями (телефонные звонки, сигнализации, телевидение и другое), которые отвлекают наше внимание.

Природная среда, связанная с нежным, мягким очарованием зелени, повышает сосредоточение внимания на нужных вещах, уменьшает стресс, повышает самооценку. Любой человек, живущий в гармонии с природой, достигает расслабления автоматически в тот момент, когда тело нуждается в нем. Нам необходимо расслабляться, отвлекаться от повседневной жизни.

Кроме того, природа помогает работе мозга, улучшает память. Созерцание лесных, степных, горных или водных пейзажей помогает работать мозгу синхронно.

человек и природа

Обобщая все вышеизложенное, хочу отметить, что природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие нашего существования и развития, базовое основание общества как социокультурного организма. Она является матерью человеческого рода, величайшей ценностью материального и духовного порядка. Ещё раз повторюсь, человек и природа единое целое!

Относитесь к природе так, как желаете, чтобы относились к вам, берегите и любите ее, приумножайте ее красоту.

Лучший способ отблагодарить автора, поделиться его статьёй с друзьями.

Сохранение природы

Чтобы окружающий нас мир не был окончательно и безнадежно испорчен человеческой деятельностью, очень важно предпринимать следующие меры:

  • Для рационального использования природных ресурсов нужно изобретать новые, более совершенные способы их добычи, при которых количество отходов и вредных выбросов будет сведено к минимуму.
  • Использование ресурсов растительного и животного мира нужно проводить таким образом, чтобы это не вело к полному исчезновению видов.
  • Любые отрасли производства должны быть оснащены высокотехнологическими методами очистки, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.
  • Использование альтернативных источников энергии в быту и на производстве позволит существенно снизить потребление природного сырья. В качестве таких источников успешно используют энергию ветра, солнца, биогазов.

Рис. 3. Солнечные батареи.

Полезные ископаемые

Исчерпаемыми являются и полезные ископаемые. Они стали полезными, когда человек начал их использовать себе во благо. Земля хоть и не является живым организмом, но эта система и она живет по определенным законам, которые человек еще не постиг. Тем не менее, каждый год люди без перерыва вычерпывает из недр земли огромное количество газа, нефти, угля, металлов.

Человеку это сейчас необходимо, он хочет включать свет, смотреть телевизор, для чего требуется электричество. Чтобы было электричество человек должен добывать углеводороды. Почти все автомобили сейчас ездят на бензине, а нефти на Земле осталось по разным подсчетам от 46 до 53 лет использования, после чего этот ресурс будет полностью исчерпан.

Цель: Дать представление о влиянии человека на природу, охарактеризовать стихийные бедствия, заповедники и национальные парки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1. Опрос домашнего задания (Фронтальный опрос)

а) какие природные зоны на материке выделяются? Перечислите и покажите по карте.

б) каковы особенности размещения природных зон Африки?

в) какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?

г) назовите существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.

На доске написать название природных зон:

а) экваториальные леса;

в) тропические пустыни.

Учащиеся отвечая на вопросы крестиком х отмечают правильный ответ.

1. Занимает почти около трети материка, особенно в северной части (1в)

2. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора (а)

3. Занимает почти 40 % площади материка (б)

4. Осадки почти год, особенно после 12 часов дня (в)

5. Выделяются сухой и влажные сезоны (б)

6. Иногда дожди не выпадают годами (в)

7. Почвы практически отсутствуют (в)

8. Почвы красно-жёлтые, ферраллитные (б)

9. Богатые перегноем красно-бурые почвы (б)

10. Лесная растительность расположена ярусами (а)

11. Растительность сосредоточена в оазисах (в)

12. Преобладают травы и редко стоящие деревья (б)

13. Самое ценное растение – финиковая пальма (в)

14. Много деревьев с ценной древесиной (а)

15. Самые распространённые деревья – баобаб и зонтичная акация (б)

16. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенёк (в)

17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле (б)

18. Обезьяны, леопарды, окапи – обитатели этой зоны (а)

Что такое? Кто такой?
Мадагаскар Гвинейский Вади
Гибралтарский Сомали Чад
Суэцкий Васко да Гама Атлас
Альмади Д. Ливингстон Килиманджаро
Тунис Ньяса Алмаз
Конго (Заир) Вавилов Виктория
Зенит Самум Хартум
Асуан Нил Нигер
Замбези “Гремящий дым” Юнкер
Танганьика Кения Фосфориты

(Угадать, что означает каждое слово)

3. Изучение нового материала.

1. Влияние человека на природу.

(Изучение темы по опорным конспектам и логическим цепочкам).

XIX век —> изменение природы Африки —> сокращение S лесов (раскорчёвывание и выжигание под пашни и пастбища)

(учебник – стр. 130, рисунок 59)

3. Заповедники и национальные парки.

Заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.

Национальные парки – их могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.

Особенно много заповедников и национальных парков в Южной и Восточной Африке.

Наиболее известные заповедники природных зон.

Название Страна S, га
Саванна:
Амбосели Кения 225000
Баминги Центрально-Африканская Республика 1000000
Буна Кот-д’Ивуар 900000
Кафуэ Замбия 2249000
Крюгера ЮАР 1820000
Селус Танзания 3293120
Серенгети Танзания 1450000
Влажные экв. леса:
Виктория-Фоллс Замбия 52900
Киву Демократическая Республика Конго 800000
Нгоронгоро Танзания 39000
Одзала Конго 110000
Пустыни:
Диндер Судан 715000
Калахари-Гемсбок ЮАР 1105000
Этоша-Пан Намибия 6734000

Просмотр видеофильма “Серенгети”.

1. Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.

Звери в таких парках забыли, что такое выстрел, и к слону, жирафу, антилопе, ко льву можно очень близко подъехать на машине – они доверчиво смотрят на человека, а это служит лучшей пропагандой охраны природы и необходимости создания национальных парков.

Миллионы туристов устремляются в заповедные территории и, пробыв среди доверчивых зверей хоть бы несколько часов, уезжают друзьями и защитниками их на всю жизнь.

Благодаря работам двух известных зоологов – отца и сына Грижменов, особенно привлекателен для людей национальный парк Серенгети.

2. Национальный парк Крюгер.

Национальный парк Крюгер расположен на северо-востоке Южно-Африканской Республики в провинциях Лимпопо и Мпуланга. На севере р. Лимпопо отделяет его от Зимбабве, на востоке государственная граница – от Мозамбика.

Парк входит в десятку крупнейших природных парков мира. Он имеет протяжённость с север на юг 345 км, а с запада на восток – 54 км. Площадь его (20 тыс. км 2 ) сопоставима с площадью нашей Ивановской области.

Большую часть территории Крюгер – парка занимает волнистая равнина, переходящая на востоке в невысокие скалистые предгорные участки хребта Лебомбо.

Климат здесь тропический, с жарким и дождливым летом и тёплой, сухой зимой.

Территорию парка пересекают несколько сравнительно крупных рек, текущих с запада на восток, - Крокодайл, Сабия, Олифантс, Летаба, Шингведзи, Лувувху.

Множество небольших водотоков в зимний период переспахают, образуя сухие песчаные русла. Дефицит воды – одна из основных проблем парка, как, впрочем, и ЮАР в целом.

Растительный мир представлен 1968 видами растений, из которых 457 видов деревьев и кустарников, 235 – злаковых, 27 – папоротников, 16 – лиан, 1213 – трав и цветов. В национальном парке представлено более 800 видов животных: 147 видов млекопитающих, 34 землеводных, 114 – рептилий, 49 – рыб, 507 рыб.

Из растительного мира встречаются “слоновая” трава, бородач, папирус и обилие деревьев и кустарников; из животного мира – слоны, буйволы, зебры, жирафы, антилопы, обезьяны, бородавочники, шакалы, крокодилы, бегемоты, львы, гиены и другие.

На территории национального парка в последнее время начинается восстановление популяции таких животных, как – чёрный и белый носорог, гигантский слон.

Ежегодно более миллиона туристов со всего мира посещают национальный парк Крюгер и соприкасающиеся с ним заповедные места.

(Из журнала “География в школе” №8, 2006г.)

Читайте также: