Культура и язык саков кратко

Обновлено: 07.07.2024

От равнин Европы до горных хребтов Азии некогда растянулись бескрайние просторы, на которых некогда властвовали кочевые племена. Традиции саков, племён, что господствовали на этих территориях, демонстрируют, что кочевники жили по своим правилам и законам.

Многие могущественные древние державы опасались вступать в противостояние с саками, поскольку те были мастерами боя в степи. О жестокости и кровожадности этих народов ходили легенды, однако часть их, несомненно, была вымыслом иностранцев, потрясённых бесстрашием и решимостью кочевников. Что же может открыть нам культура давно исчезнувшего народа? Какими были, во что верили саки?

Внешний облик

Сегодня о саках история упоминает лишь как о древних кочевых народах, а рассказать об их жизни могут места захоронений. В них археологи находят ювелирные изделия, предметы быта, оружие, образцы глиняной посуды и ритуальных вещей.

Значительную часть крупных погребений представляют захоронения сакских вождей. Их можно увидеть на территории долин рек Талас, Чу, в Кыргызстане, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Благодаря таким отголоскам древности мы можем составить впечатление о жизни и быте сакского народа.

Если говорить о внешнем облике, то саки, как и многие другие племена, выделялись традиционной одеждой. Она была не только отличительным признаком представителей народности, но и крайне удобным “обмундированием”, использующимся в бою.

Верхняя одежда воина представляла собой кафтан и штаны. Наряд знатных представителей украшало обильное число золотых предметов. Порой их насчитывалось около трёх сотен на кафтане одного человека.

Шлемы в Сакском стиле \ © Евгений Край

Шлемы в Сакском стиле \ © Евгений Край

Многие из них имели ритуальное предназначение. Если посмотреть на изображения, что демонстрируют нам старинные золотые бляшки, можно заметить преобладание образов птиц и, в частности, орла. Это были священные животные, покровители и хранители воинов степей.

От себя хочу предположить, что в древности сак могли отождествлять свой род с орлом-прародителем. Такие явления не были редкостью в первобытном обществе. Но в дальнейшем орёл просто превратился в символ народа.

Обожествление различных животных ярко заметно в ювелирном искусстве саков. Древние обычаи этого народа были неразрывно связаны с почитанием птиц, зверей, растений. Особенно поклонялись лошадям и львам. Изображения последних встречаются в самых разных ипостасях. С поверхности золотых украшений саков на нас может смотреть как лев в привычном облике, так и некое фантастическое существо, сочетающее человеческие и львиные черты.

Короли с драконами. Серьги из Тилли-тепе, I век до н. э. Местонахождение: Музей Гиме, Париж, Франция

Короли с драконами. Серьги из Тилли-тепе, I век до н. э.
Местонахождение: Музей Гиме, Париж, Франция

Религиозные традиции саков

Религия в жизни саков занимала одну из доминирующих позиций. Простые воины и могущественные цари были равны перед великими силами, объяснить суть которых люди не могли. Среди божеств саков особенно выделяются покровители солнца, неба, воды и земли. Как и многие народы древности, кочевники представляли стихии и небесные светила как богов или духов, во власти которых находился человек.

Важнейшую роль в жизни кочевых племён играли ритуалы, связанные с разными этапами жизни человека. Погребальные традиции саков предполагали помощь умершему в перемещении в иной мир.

Народ верил, что и после смерти человек продолжает привычный уклад жизни – только в другом мире. Хоронить следовало в парадной одежде. Если речь шла о погибшем воине, с ним нередко хоронили и лошадь, которая, как считали, могла бы пригодиться ему после смерти.

Этот человек всё равно оставался воином, а потому саки считали, что все необходимые предметы (оружие, конь, боевое облачение) ему обязательно пригодятся в потустороннем царстве. Что интересно, в отличие от греков, саки не имели чёткого представления о том, что происходит в мире, куда отправляется душа после смерти. Существовало лишь туманное понятие о том, что там всё продолжается, а смерть есть параллель жизни.

Сакские культы

В религиозных культах саков особенно выделяется почитание солнца и огня. Их считали очищающими силами и источниками жизни. Стихии были священными элементами. При этом весь мир саки разделяли на три основных части. К ним относились нижний мир (подземный), средний (тот, где живут люди) и верхний (мир голубого неба).

Конечно в каждом из миров были свои обитатели и божества. Кроме того, мир делился на четыре угла – правый, левый, передний и задний. Очень ярко это продемонстрировано в головном уборе сакского царевича, найденного в одном из захоронений. На нём изображён четырёхкрылый конь и четыре стрелы, а в центре рисунка располагается солнце. Именно так саки представляли нашу Вселенную.

Сакский воин \ © Евгений Край

Сакский воин \ © Евгений Край

Почитание солнца было связано и с обожествлением коней. Согласно легендам, могущественный бог Митра выезжал на четвёрке лошадей, причём к ним имели отношение божества Сурья, Яма, Агни, Индра. А вот порядок движению солнечной колесницы устанавливали другие священные животные – орлы. Подобные верования встречаются у многих иранских и индийских народностей. Саки заимствовали ряд схожих традиций, несколько переиначив их, но сохранив первоначальную основу.

Кочевые племена оставили о себе немало интересных напоминаний, большая часть которых находится в древних гробницах. Традиции саков в значительной степени остаются загадкой для историков, но нельзя исключать, что новые открытия помогут лучше понять этот народ. Саки были грозными воинами, суровыми властителями степей, что сумели создать особенную “кочевую” культуру, что благодаря археологам известна и современному человеку.

Scythia-Parthia 100 BC.jpg

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :



Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан [8]

Общие сведения

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Скифы и саки легендарные народы древности. О них писали и древние греки и древние персы. С восхищением, удивлением и даже страхом. Они занимали огромные пространства - скифо-сакский мир. Но из каких племен и народов он состоял и на каких языках они говорили?

В предыдущей статье на тему скифов и саков были показаны данные палеоантропологии, согласно которым на всем этом пространстве выделяются пять антропологических типов при общем сходстве в целом. Однако антропология, как, в сущности, и археология не дает никаких представлений об этносах и языках живших там людей.

Это мы можем узнать только из письменных свидетельств современников и исследований специалистов по лингвистике и сравнительному языкознанию. К сожалению сами скифы и саки писать еще не умели.

Племена и народы

Об этом мы узнаем только из древнегреческих и древнеперсидских источников (немного и из индийских). Сразу надо сказать, что и греки и персы считали все кочевые племена Евразии определенным единством. Геродот прямо говорит, что персы называют скифов саками. И судя по всему приписывали им и некое языковое единство, хотя и с оговорками.

Однако при таком подходе и греческие и персидские авторы выделяют и называют множество отдельных народов живущих на этих пространствах.

На этой карте показан греческий вариант, а есть еще и персидский, в котором добавляются и еще несколько племен.

То есть при всего пяти антропологических типах и единстве археологической культуры на всем пространстве скифо-сакского мира там выделяются 10-15 народов как минимум. Причем далеко не дружественных друг другу. О войнах сарматов и скифов, массагетов и исседонов, исседонов и сарматов и многих других древние источники повествуют вполне отчетливо.

Можно констатировать, что никакого этнического единства на всем пространстве скифо-сакского мира не было и он был населен разными народами, часто враждовавшими между собой. Ничего странного в этом кстати нет. Можно привести современные аналогии, например, славянский мир, в котором при практически единой материальной культуре и близким антропологическим и генетическим характеристикам проживает множество народов говорящих на разных языках, хотя и родственных по происхождению.

А на каких языках говорили народы и племена скифо-сакского мира? Древние греки и персы были уверены, что у них был один язык или диалекты одного языка. Но какого.

Лингвистика занимается вопросом скифских языков уже достаточно давно, более ста лет точно. Вопрос непростой, ведь, собственно говоря, никаких свидетельств практически нет. Ну не умели они писать. Лингвисты базируются в основном на топонимике (географические названия) и ономастике (имена собственные). Причем дошли они до нас в иноязычных транскрипциях, зато их достаточно много (это не только имена богов и царей, но и множество имен простых скифов из греческих полисов и персидских записей, например). Работа, надо сказать, достаточно ювелирная.

Глубоко не вдаваясь в подробности скажем, что на сегодняшний день в науке принята как основная гипотеза, что на всем пространстве скифо-сакского мира говорили на восточных диалектах иранской группы языков. Есть в ней конечно и свои разногласия. Например, известный лингвист И. Дьяконов считал, что прямым потомком этих языков и самым близким к ним является аланский (осетинский), а современный специалист С. Кулланда считает, что это не так и скифские языки ближе к бактрийскому. Однако в ираноязычности скифов и саков из ученых почти никто не сомневается.

Есть конечно и несколько других версий, таких как германская, славянская, тюркская, финно-угорская. Однако говорить о них всерьез на данном этапе не представляется возможным по нескольким причинам.

Во-первых из-за очевидного непрофессионализма их создателей. Ну действительно, кто только не выдвигал подобные гипотезы, кроме собственно лингвистов и историков.

Во-вторых из-за абсолютно очевидной мотивации. Все эти построения направлены не на выяснение истины, а на доказательство древности, превосходства и так далее одной конкретной этнической группы (германцев, тюрок, славян, финнов. ) И чаще всего зависят от национальности автора.

В третьих из-за очень слабой и непрофессиональной аргументации со множеством ошибок просто от незнания предмета и отсутствии методичных исследований. Ну это естественно. Любая научная деятельность требует все таки определенного профессионализма и беспристрастности.

Так что на сегодняшний день гипотеза об ираноязычности скифов и саков пока не имеет серьезной альтернативы.

Ну а вопрос кто является потомком скифов и саков достаточно прост. Ведь народы не исчезают бесследно, точнее народы исчезают, но люди-то остаются и продолжают жить, но уже в составе новых народов. Так что скифо-сакская кровь есть и у славян и у тюрок и у финно-угров.

Можно сказать, что скифы и саки вошли в состав всех новых народов возникших(пришедших) на этих территориях.

Хозяйство саков. Саки северного Кыргызстана занимались главным образом кочевым скотоводством. Жили саки в юртах и землянках. Разводили много овец, двугорбых верблюдов, коров, приспособленных к горным условиям лошадей.

Особое внимание уделялось лошадям, так как они занимали важное место в кочевой жизни саков. Не быть на коне, ходить пе­шим для сака считалось большим позором. Даже детей сажали на коня раньше, чем они начинали ходить.

Саки Ферганы занимались земледелием. В благоприятных для земледелия зонах получила развитие система ирригации. Возделы­вались пшеница, овес, просо. Для обработки земли использовалась соха с железным наконечником. Зерновые убирали железным сер­пом, а затем молотили железными цепями. Для хранения зерна выкапывались специальные ямы.

kultura-sakov

Основу питания саков составляли молоко и мясо. Хлеб выпека­ли в специальных печах, в форме круга, напоминающего солнце.

Мужчины носили войлочный остроконечный головной убор, похожий на калпак кыргызов, шаровары, чапан и сапоги. Для изготовления ткани использовалась пряжа из шерсти животных,

Сак на коне. Рисунок на войлоке. 300 г. до н. э. Пазырык. Центральная Азия

Саки поклонялись солнцу, луне, огню.

Изображения животных на бляхах ремней. Золото

По их представлению, боги обращались в животных. Так, лошадь была богом солнца и огня, поэтому ей уделялись особые внимание и уход, что свидетельствовало о бытовании в сознании саков другой древнейшей формы ре­лигии — тотемизма. Для разных племен та­кими тотемами-хранителями, защитниками выступали самые разные животные — лебедь, волк, медведь, олень и т. д. Изображение то­тема-защитника помещалось на знамени со­ответствующего рода или племени.

Знамена саков изготавливались из шкуры убитого ими животного. Они свято чтили свое знамя, выронить его из рук считалось дур­ным знаком. В большинстве случаев на него наносились изображения змеи или дракона. Змея считалась прародителем человека, сим­волом мудрости и хозяином жизни под зем­лей. Облака в понимании саков были летающими драконами. По­этому использование образов животных получило такое сильное развитие в искусстве саков.

saki-voini

Постепенно в сакском обществе поклонение животным теряет свою силу, доминирующей становится вера и поклонение одному Всевышнему Создателю. Саки думали, что от него зависит все — быть ли в жизни человека хорошему или плохому, богатству или бедности.

Распространение культуры саков. Исторические источники и обнаруженные археологические памятники доказывают, что саки издавна населяли просторы Центральной Азии, Сибири, территории Восточной Европы. На этих территориях найдены имеющие отношение к сакам оружие, хозяйственная утварь, курганы-мо­гильники и т. д.

Например, саки хорошо освоили обработку бронзы и стали широко использовать ее для изготовления хозяйственных орудий труда, а также оружия. Есть сведения, что саки изобрели удила к узде, стремена к седлу. Появление этих новых элементов конско­го снаряжения позволило более эффективно использовать лошадь для развития военного дела, а также в хозяйственных целях.

Огромные изменения в жизнь не только саков, но всего че­ловечества внесло изготовление из бронзы топора. Так, саки, на­селявшие лесистые территории Сибири, научились при помощи топора рубить деревья, соединять их между собой и использовать для сооружения первых видов жилища — четырех, шестиугольных землянок. В холодных условиях Сибири это было значительное до­стижение в строительстве жилища. Чтобы обеспечить тепло в по­мещении, пол землянки углубляли на один метр. Верх землян­ки также перекрывался бревнами, а затем обмазывался глиной. В центре помещения устраивался очаг, дым от него выходил через специальное отверстие вверху помещения.

В связи с тем, что постепенно некоторая часть саков пере­местилась на территорию Восточной Европы, отличавшейся мяг­ким климатом, богатой природой, культура саков, населявших первоначально Алтай, Сибирь, распространяется в Европу (евро­пейская часть современной России, Украина, Болгария, Венгрия) и соединяется с культурой населяющих ее племен.

Сакские мастера плавят металл в глиняных печах.

Сакские мастера плавят металл в глиняных печах.

Что представлял собой сакский праздник кедра?

К сакам восходит и искусство создания образа человека в кам­не. Фигурки диких и домашних животных, рыб и птиц, изготов­ленные из камня, разных видов металла, до мельчайших подроб­ностей были похожи на настоящих. Это говорило о высоком уровне искусства сакских мастеров, их умении видеть и понимать окру­жающий мир.

Своеобразием отличалось и оружие саков. Обычно оно изготав­ливалось из бронзы. Это были мечи, называемые акинак, двулез- вийные кинжалы, ножи, копья, палаши, стрелы для дальнего рас­стояния, шлем на голову.

Одними из первых среди народов мира саки преуспели в из­готовлении специальных глиняных печей для плавки металла. Освоение процесса плавки железа позволило сакам изготавливать оружие, которое обладало по сравнению с бронзовым лучшим ка­чеством. В связи с тем, что у саков было хорошее оружие и вынос­ливые крепкие кони, они одерживали победы в своих походах и успешно противостояли врагам. Саки считали, что железо им дал Всевышний Создатель.

Изображения в зверином стиле искусно наносились на одежду, посуду, оружие и военные доспехи, знамена, конскую сбрую, юве­лирные украшения, предметы ритуального значения и быта, из­готовленные из золота, серебра, дерева, кожи, войлока, керамики и т. д.

Много таких памятников культуры саков обнаружены в Пазы- рыкском могильнике на Алтае.

На территории Кыргызстана памятники сакской культуры об­наружены в Чуйской долине, Тянь-Шане (Тенир-Тоо), Иссык-Ку­ле. Большой интерес ученых вызывают, например, жертвенный столик, светильники, котлы с ножками конусовидной формы, раз­личные ювелирные украшения.

Таким образом, саки, населявшие в VIII-III веках до н. э. широкое пространство Евразии, достигли значительного прогрес­са в быту, военной сфере, культуре и тем самым внесли большой вклад в историческое развитие человечества. Их богатое наследие смогли развить и продолжить считавшиеся потомками саков коче­вые народы, в том числе кыргызы.

Проверьте себя:

Рассказ по рисункам: составьте по рисункам небольшой рассказ о саках.

Подумайте и обсудите: вспомните, какими своими достижениями саки из­вестны среди народов мира?

Читайте также: