Живопись испании 17 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Испания - страна, чье искусство развивалось очень своеобразно. Выделенная своим положением на краю Европы, на Иберийском полуострове, отделенная от Франции Пиренеями, она с другой стороны была в постоянном контакте с Италией, Францией и Нидерландами.

Говоря о живописи Испании, подразумевают прежде всего живопись 17 века. Что было до этого, за исключением Греко и Моралеса, знают лишь специалисты. 18 век, искусство времени королей из дома Бурбонов, еще изучается. Один лишь Гойя знаменует на рубеже 18 и 19 веков новый подъем испанской живописи на европейский уровень. В 17 же веке появилось много гениальных дарований, обладавших к тому же невероятной продуктивностью. Говоря о 17 веке, подразумевают первую половину этого столетия.

Можно выделить таких испанских художников, как Эль Греко и Луис де Моралес, Рибера, Мурильо и Вальдес Леаль, Сурбаран и Веласкес. Хотя они демонстрируют разные ступени развития и различные локальные школы, их объединяет все же глубокая религиозность, специфически окрашивающая их живопись. Мифология и пейзаж, обнаженная модель и натюрморты почти полностью отсутствуютЮ, решительно преобладают картины религиозной тематики и портреты.

Испанская живопись 16 века восприняла влияния из Италии, Франции и Нидерландов: художники эих стран работали в Испании, привезя с собой образ мышления и формоощущение, испанцы же ездили в Италию завершать свое образование. И все же испанская живопись сохранила свое своеобразие, оно заключено в основе отношения к жизни, проявляющегося как в выборе темы, так и в восприятии формы, в равной степени подверженному реализму и религиозности. Многие выдающиеся мастера Испании того времени пронизаны аскетическим мистицизмом, проникающим в их произведения.

Луис де Моралес - один из таких типичных испанских мастеров, чьи произведения ограничиваются лишь несколькими мотивами, мадонна с младенцем или чаще всего связанный Христос, возникли из полного, прочувствованного восприятия священного писания.

Рожденный на Крите получивший образование в Венеции Доменикос Теоткопулос был определяющей художественной личностью времени маньеризма в Испании, где его прозвали Эль Греко, грек. Его ранняя картина "Христос, исцеляющий слепых" возникла еше в Венеции в духе искусства Тинторетто.

В таких произведениях, которые при всей убедительной ясности выражения, остаются в линии и цвете нереальными, как видение, мы еще далеки от приближенной к реальности живописи 17 века в Испании. Как и для Италии, для Испании характерно наличие локальных центров. Необходимо различать, происходит ли художник из Валенсии, Мадрида или Толедо и Севильи. Можно рассмотеть наибоее значимые школы.

Находящаяся на испанском восточном побережье Валенсия,где учился Хосе де Рибера, сыграла важную роль посредника, она была связана в 17 веке различными нитями с Италией, что отразилось и на художественном развитии города. Хотя стиль Риберы значительно отличался от современных ему итальянцев, неоспоримо все же воздействие на испанцев Караваджо с его свето-тенью и реализмом. Рибера сам позднее сильно повлиял на итальянскую живопись барокко, а в своем ученике Луке Джордано выявил одну из наиболее сильных художественных личностей 17 века.

Своеобразие Риберы, особенно ощутимое в сравнении с кроткими, красивыми картинами Мурильо, очень удачно описывает знавший его лично Зандарт: "К этой набожносте, к церквям и алтарям его Гений не хотел присовокуплять нравящихся, приятных, радостных или благородных святых, а скорее другие, пугающие грязные истории, стары одряхлевшие тела с морщинистой кожей, со старыми дикими лицами, которые он выражал действительно живо, с большой силой и воздействием."

Бартоломе Эстебан Ямурильо является наиболеее выдающейся личностью живописной школы Севильи, одни из знаменитейших мастероа 17 века в Испании, художником явно борочной тенденции, чьи произведения наполнены красотой, религиозной проникновенностью и народной простотой.

Подьем портретной живописи наметился в Испании уже в 16 веке, а в творчестве Веласкеса в 17 веке достиг необычайной высоты.


Испанская живопись XVII века, Живопись испанского Золотого века, эпохи барокко — эпоха наивысшего расцвета испанского изобразительного искусства.

Содержание

Характерные черты

Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:

  • преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением
  • концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец 16 - 1-я четверть 17-го века, когда активно развиваются местные школы (Севилья, Валенсия, проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

Живописные школы

Школа Филиппа III

исп. La escuela de Felipe III — школа придворных живописцев, сложившаяся во время царствования Филиппа III.

  • Бартоломе Гонзалес (Bartolomé Gonzáles)
  • Доминго Каррион (Domingo Carrión)
  • Педро Антонио Видаль (Pedro Antonio Vidal)
  • Родриго Вильяндрандо (Rodrigo Villandrando)
  • Фелипе де Лианьо (Felipe de Liaño)
  • Херонимо де Кабрера (Jeronimo de Cabrera)
  • Фелипе Дириксен (Felipe Diricksen)

Кастильский тенебризм

исп. El tenebrismo castellano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Кастилии.

  • Хуан Фернандес Наваррете (Juan Fernández Navarrete)

Эскориальский испанизм

исп. Hispanismo escurialense

    (Bartolomé Carducho)
  • Франсиско Лопес (Francisco López)
  • Хуан де Сото (Juan de Soto)

Мадридская школа 1-й пол. XVII века

    (Vicencio Carducho)
  • Фелис Кастело (Feliz Castelo)
  • Франсиско Фернандес (Francesco Fernández)
  • Педро де Обрегон (Pedro de Obregón)
  • Эухенио Кахес (Eugenio Caxes)
  • Антонио Ланчарес (Antonio Lanchares)
  • Диего Поло (Diego Polo)
  • Педро Вальпуеста (Pedro Valpuesta)
  • Луис Фернандес (Luis Fernández)
  • Анжело Нарди (Ángelo Nardi)
  • Хуан Баутиста Майно (Juan Bautista Maino)
  • Антонио Ариас Фернандес (Antonio Arias Fernández)
  • Хуан Монтеро де Рохас (Juan Montero de Rojas)

Валенсийская живопись

  • Франсиско Рибальта (Francisco Ribalta)
  • Хуан де Рибальта (Juan de Ribalta)
  • Школа Рибальты
  • Херонимо Хасинто Эспиноса (Jerónimo Jacinto Espinosa)
  • Эстебан Марч (Esteban March)
  • Мигель Марч (Miguel March)

Живопись в Мурсии

  • Матео Гиларте (Mateo Gilarte) (Nicolás de Villacís)
  • Хуан де Толедо (Juan de Toledo)

Толедский тенебризм

исп. El tenebrismo toledano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Толедо.

  • Блас дель Прадо (Blas del Prado)
  • Луис Тристан (Luís Tristán)
  • Антонио Писарро (Antonio Pizarro)
  • Педро де Орренте (Pedro de Orrente)
  • Пабло Понтонс (Pablo Pontons)
  • Хуан Антонио Кончильос (Juan Antonio Conchillos)
  • Кристобаль Гарсия Сальмерон (Cristóbal García Salmerón)

Севильская школа

  • Франсиско Пачеко
  • Алонсо Васкес (Alonso Vázquez)
  • Антонио Моэдано (Antonio Mohedano)
  • Хуан де Роэлас (Juan de Roelas)
  • Хуан де Кастильо (Juan de Castillo)
  • Пабло Леготе (Pablo Legote)
  • Франсиско Эррера-Старший
  • Кристобаль Рамирес (Cristóbal Ramírez)

Вальядолидская школа

  • Педро Диас Минайя (Pedro Díaz Minaya)
  • Бартоломе де Карденас (Bartolomé de Cárdenas)
  • Франсиско Мартинес (Francisco Martínez)
  • Сантьяго Моран (Santiago Morán)
  • Диего Валентин Диас (Diego Valentín Diaz)
  • Фелипе Хиль де Мена (Felipe Gil de Mena; 1600-1674)
  • Фелипе-и-Мануэль Хиль де Мена (Felipe y Manuel Gil de Mena)
  • Диего Диес Ферререс (Diego Díez Ferreres)
  • Томас де Прадо (Tomás de Prado)
  • Агустин Бара (Agustín Bará)
  • Амаро Алонсо (Amaro Alonso)
  • Симон Пети (Simón Peti)

Арагонская живопись

  • Педро Нуньес (Pedro Nuñez)
  • Хусепе Мартинес (Jusepe Martínez)
  • Фрай Антонио Мартинес (fray Antonio Martínez)
  • Франсиско Вера Кабеза де Вака (Francisco Vera Cabeza de Vaca)
  • Бартоломе Висенте (Bartolomé Vicente)
  • Висенте Вердусан (Vicente Verdusán)
  • Франсиско Хименес (Francisco Jiménez)
  • Хуан Гальван (Juan Galván)
  • Франсиско де Артигас (Francisco de Artigas)

Каталанская и балеарская школа

  • Фрей Хоакин Хункоса (fray Joaquín Juncosa)
  • Луис Паскуаль Гаудин (Luis Pascual Gaudín)
  • Лос Коттос (Los Cottos)

Бодегонес и флорерос

исп. Bodegones y floreros – мастера испанской живописи, писавшие натюрморты из повседневной жизни (бодегон) и букеты (флореро).

    (Sánchez Cotán)
  • Фелипе Рамирес (Felipe Ramírez)
  • Алехандро Лоарте (Alejandro Loarte)
  • Хуан ван дер Хамен (Juan van der Hamen)
  • Блас де Ледесма (Blas de Ledesma)
  • Хуан де Арельяно (Juan de Arellano)
  • Бартоломе Перес (Bartolomé Perez)
  • Педро Кампробин (Pedro Camprobín)

Сурбаран и его школа

Веласкес и мадридская школа

Кордовская школа

  • Хуан Луис Замбрано (Juan Luiz Zambrano)
  • Хосе де Сарабиа (José de Sarabia)
  • Антонио дель Кастильо (Antonio del Castillo)
  • Себастьян Мартинес (Sebastián Martínez)
  • Фрей Хуан де Гусман (fray Juan de Guzmán)
  • Антонио Гарсия Рейносо (Antonio García Reynoso)
  • Эстебан Вела Кото (Esteban Vela Coto)

Гранадская школа

  • Педро Рахис (Pedro Raxis)
  • Хосе де Сиезар (José de Ciézar)
  • Бенито Родригес де Бланес (Benito Rodríguez de Blanes)
  • Хосе де Кастильо (José de Castillo)
  • Хуан Леандро де ла Фуенте (Juan Leandro de la Fuente)
  • Алонсо де Меса (Alonso de Mesa)
  • Хуан де Севилья (Juan de Sevilla)
  • Педро Атанасио де Боканегра (Pedro Atanacio de Bocanegra)
  • Педро де Мойя (Pedro de Moya)
  • Мигель Манрике (Miguel Manrique)
  • Хосе Рисуеньо (José Risueño)

Севильская школа

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Испанская живопись XVII века" в других словарях:

Искусство Испании — изобразительное искусство всемирно известных испанских художников. Мавританское наследие, в особенности в Андалусии, сегодня очевидно, в таких городах, как Кордоба, Севилья и Гранада. Содержание 1 Доисторическая Испания … Википедия

Культура Испании — Культура Испании одна из наиболее древних и самобытных европейских культур, сформировавшаяся под влиянием многочисленных факторов. Древнейшие культурные памятники Испании многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в… … Википедия

Лионский музей изобразительных искусств — Координаты: 45°46′00.64″ с. ш. 4°50′01.06″ в. д. / 45.766846° с. ш. 4.83363° в. д. … Википедия

Испания — (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

Национальная картинная галерея Армении — Координаты: 40°10′43.5″ с. ш. 44°30′51″ в. д. / 40.17875° с. ш. 44.514167° в. д … Википедия

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Сурбаран Святая Касильда


Сурбаран
Святая Касильда
1645, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Эль Греко Апостолы Петр и Павел


Эль Греко
Апостолы Петр и Павел
1592, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Веласкес Трактирщик


Веласкес
Трактирщик
1625, Рейксмузеум, Амстердам

Католическая религия, игравшая большую роль в жизни Испании, оказывала сильное влияние на изобразительное искусство, на его тематику. В нем преобладали религиозные сюжеты, которые, однако, истолковывались художниками лишь в аспекте реальной жизни. Самый смелый полет поэтической фантазии претворялся в образах, подсмотренных в повседневной жизни. Испанские художники, такие как Эль Греко, Хусепе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.

Своеобразие испанской культуры 17 века определялось соотношением классовых сил в обществе, которое состояло из могущественной аристократии, с одной стороны, и широких масс народа, крестьянства и плебейских элементов – с другой. Буржуазия, экономически слабая, мало сплоченная, не имела веса в общественной жизни страны и почти не участвовала в создании ее культуры. Это обусловило распространение в испанской культуре реакционно-сословных, дворянских и религиозных представлений, подавляющих личность, и вместе с тем – мощное выражение народного начала во всех областях культуры. Личность в Испании оказалась более связанной с окружающим ее обществом, которое было еще патриархально монолитным, не знало крайних форм индивидуализма, нередко проявлявшихся в эпоху Возрождения в Италии.

Специфические черты испанского искусства 17 века, его демократизм и утонченный интеллектуализм, многочисленность локальных местных и творческих направлений можно понять, исходя из особенностей исторического развития Испании. На протяжении столетий (8–15 века), проходивших под знаком национально-освободительной борьбы (реконкисты) испанского народа с завоевателями-маврами, в Испании сложились формы государственности, общественные отношения и ярко выраженные черты национального характера. Реконкиста сформировала народную основу культуры, так как ее движущей силой были народные массы города, крестьянство, рано освободившееся от крепостной зависимости и осознавшее свои гражданские нрава. В искусстве средневековой Испании чувствовались веяния народного творчества с его свежестью восприятия жизни.

Реконкиста способствовала развитию самостоятельной местной провинциальной жизни, воспитала активный характер в народе, укрепила его национальное самосознание и гордость. Централизация Испании не была настолько сильной, чтобы и в дальнейшем задавить народную культуру, ее местные очаги. Ее широкому развитию способствовала устойчивость местного самоуправления, сохранение монолита патриархальных отношений, независимость провинциальной жизни народа от общегосударственной. Большое влияние на развитие испанского искусства оказали арабская культура и искусство, отличавшиеся живописностью, декоративностью, динамичностью.

В конце 15 – начале 16 века города Валенсия, Севилья, Толедо стали центрами новой, ренессансной культуры, свободолюбивые идеалы которой также оказали огромное воздействие на формирование сознания испанского народа. Испания, втянутая при королях Карле V и Филиппе II в мировую политику, завоевав Америку, вышла из многовековой изоляции, соприкоснулась с передовой Европой. Солдаты Кортеса и Альбы, отважные купцы, искавшие золото во всех частях света, утратили в боях и приключениях немало дедовских заветов. Испанская аристократия усвоила от итальянцев языческие вкусы Возрождения, тягу к роскоши, жажду удовольствий и личного счастья, у французов – свободу нравов. Идеи гуманизма, особый интерес к проблемам психологии нашли выражение в литературе и искусстве того времени. Последнее, однако, не смогло достигнуть полноты художественного выражения новых идеалов и вполне сложиться как искусство Высокого Возрождения. Крах политики испанских королей, пытавшихся создать мировую империю, катастрофическое разорение городов, последовавшее за революцией цен в мировом масштабе, привели страну к обнищанию. В ней наступила феодальная реакция, давали себя чувствовать последствия контрреформации.

Испанское искусство второй половины 16 века несет печать мрачного величия и трагизма. Дворцы, усыпальницы, монастыри подавляют своей несокрушимой мощью. Классическое наследие итальянского Возрождения вырождалось в догматы, регламентировавшие творчество мастеров в духе канонических требований католической церкви и королевского двора. В Испании распространялось проникшее из Италии течение маньеризма, сохранялись пережитки готики. Подъем национального реалистического искусства в Испании начался с конца 16 столетия. Он ярко выразился в живописи, формировавшейся в мучительных исканиях.

Главными заказчиками искусства в Испании были господствовавшие в стране дворянство и католическая церковь. Это определило и ограничило тематику испанской живописи. Религиозные сюжеты играют в ней преобладающую роль. Среди светских жанров особенное значение принадлежит портрету. Жанроные сюжеты (почти исключительно из народной жизни) получают значительно меньшее распространение. Натюрморт занимает в испанской живописи довольно скромное место. Еще реже встречается пейзаж. Мало развита и мифологическая живопись.
Монументально-декоративная живопись не получает в Испании почти никакого развития. Испанская живопись развивается исключительно как станковая, однако характеризуется монументальностью композиций, что соответствует обычно большому размеру картин. Сурова я простота, серьезность и жизненность, присущие испанскому искусству, сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Последние, как правило, имеют народный, демократический характер и нередко отличаются ярко выраженными индивидуальными чертами. Стремление к идеализации так же чуждо лучшим представителям испанской живописи первой половины века, кик и искания декоративности и эффектности. Последние усиливаются лишь во второй половине столетия. Испанские художники уделяют большое внимание живописным проблемам, многие из них заслуженно считаются крупнейшими колористами в западноевропейском искусстве.
Ведущими художественными центрами Испании с конца 16 века являются Валенсия и особенно Севилья — города, дольше других сохраняющие и свое экономическое значение. Несколько позже видную роль в художественной жизни Испании начинает играть ее столица — Мадрид.

Читайте также: