Культура и быт в россии в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

На рубеже 17 и 18 веков в России началось Новое время. В странах Европы этот исторический переход растягивался на столетия, в России занял менее века.

Периоды развития

Больше всего для развития культуры сделали два правителя: Петр I и Екатерина II. Поэтому условно 18 век можно разделить на два периода:

  • первая четверть века — становление новой культуры;
  • вторая половина века — ее развитие и расцвет.

В начале века развивались наука и образование, появились периодические издания, светские развлечения, такие как балы и театры, светская литература. К середине 18 века образованное общество состояло почти исключительно из дворянства, прежде всего петербургского и московского, а также небольшого количества разночинцев. Крестьяне еще очень долго не читали газет и не ходили в театры.

Разночинцы - это представители незнатных сословий, получившие образование, но не дослужившиеся до дворянского звания; интеллигенция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Екатерина II продолжала курс на европеизацию страны. В России усилились самодержавие и крепостное право, но в те же десятилетия была проведена колоссальная работа по увеличению общего уровня образования, развитию науки и культуры. Идеи о свободе и равенстве и вера в необходимость сохранения сословных различий в сознании самых просвещенных деятелей русской культуры были неразрывно связаны между собой. Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством, но все они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.

Влияние культуры 18 века на развитие российского государства

По приказу Петра I столица была переведена в Санкт-Петербург, выстроенный по европейскому образцу. Именно выход к Балтийскому морю, а затем и к Черному, укрепил и расширил связи России с европейскими государствами. Значительно снизилось влияние церкви, образование стало светским, развивалась наука.

Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желала, чтобы ее народ жил по справедливым законам. В самом начале своего правления она утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости. Крепостное право в России до 1762 года существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикрепленный к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине 18 века из-за неясностей в российском законодательстве все более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Указы, изданные императрицей позднее, закрепили это, фактически превратив крестьян в рабов. Императрица предлагала членам российского Вольного экономического общества обсуждать положение крестьян, надеясь убедить их в аморальности узаконенного рабовладения. Также она запретила свободным людям становиться крепостными, а для освоения новых земель правительство выкупало крестьян и делало их свободными горожанами.

Особенности культуры

Длительная изоляция

Из-за длительной изоляции люди не доверяли ничему иностранному, поэтому многие нововведения в петровскую эпоху только раздражали русских, оскорбляли их веру и казались странными. Потребовалось время, чтобы основная масса населения привыкла к новшествам.

Передовые деятели российского Просвещения резко критиковали отвратительные проявления крепостничества и паразитизм помещиков, разоблачали их бесчеловечность и произвол, ратовали за повышение образовательного и морального уровня дворянства. Но все же крепостное право было незыблемым фундаментом представлений об обществе и справедливости. По мнению просветителей, каждое сословие должно было осознать свое предназначение и место в государстве, тогда исчезли бы и социальные конфликты.

Влияние православной церкви

Церковь конфликтовала с Петром I, давала резко негативную оценку его нововведениям. Внутри самой церкви еще продолжались конфликты по поводу раскола. Феофан Прокопович, сподвижник Петра, оратор и проповедник, занялся религиозной деятельностью во взрослом возрасте, перешел в православие после монашества в Польше и обучения богословию в Риме, так что по своему происхождению и воспитанию был ближе к западноевропейскому подходу к религии. Многие священники не разделяли его взглядов.

Завершая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство в 1764 году провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 миллионов крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения — Коллегии экономии. Петровские и екатерининские реформы достигли своей цели: отныне Русская Православная церковь не могла проявлять ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах. Это стало одной из причин быстрого падения ее авторитета не только среди образованной части общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с официальным православием и обращались в приверженцев различного рода религиозных движений, не принадлежавших к господствующей церкви, в первую очередь — старообрядчества. Екатерина II проявляла известную веротерпимость, в ее царствование староверов можно было встретить в любом уголке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы, прежде всего из Польши, образовывали общины. Идеология старообрядчества не способствовала принятию европейских нововведений.

В то время как Просвещение в Европе имело светский характер, философия в сознании русского человека была неразрывно связана с верой. Русские просветители протестовали против суеверий, позволяли себе критиковать священнослужителей, но в целом оставались на позиции деизма и оставались истинными христианами.

Переход на путь общеевропейского развития

В 18 веке Россия встала на путь общеевропейского развития. В первую очередь это выразилось в принятии материалистического мировоззрения. Появились наука и светское образование в прикладных сферах. Вслед за этими нововведениями русские люди стали знакомиться со светским искусством: живописью и музыкой. Быт и традиции также стали постепенно меняться.

Приобщение к европейской культуре

Общественное признание

Новые устои жизни

Гражданское образование

При Петре I русские люди отправлялись в Европу за государственный счет обучаться различным специальностям, наукам, ремеслам, организации производства, коммерции. В свою очередь тысячи иностранцев — от аптекарей и садовников до инженеров-оружейников и мастеров шлюзного дела — были наняты на русскую службу.

В 1701 году открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. В 1715 году ее сменила Морская академия, в 1711 году в Москве появилась инженерная школа. Также появились артиллерийская, медицинские школы. Для детей мастеровых и матросов открылась русская школа.

При правлении Екатерины II в России появилась система общего начального образования. В губернских городах открыли главные, а в уездных — малые народные училища, куда принимали всех, кроме крепостных крестьян. Но потребности растущего хозяйства и европеизированный уклад жизни вынуждали помещиков готовить грамотных специалистов и из крестьян: приказчиков, музыкантов, садовников.

Приобщение к духовному наследию Европы

Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 году. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время, играя в карты, шахматы, танцуя западноевропейские танцы.

В 1702 году Петром I была приглашена немецкая театральная труппа и открыт общедоступный театр, просуществовавший четыре года. Императора не устроило, что спектакли носили исключительно развлекательный характер, не патриотический. Тем не менее начало театрам в России уже было положено, и в 1723 году вышел указ о постройке театрального здания на реке Мойке. Во второй четверти 18 века ученики художников, обучавшиеся за границей за счет государственных средств, стали возвращаться в Россию и обучать талантливых молодых людей на родине.

Общая оценка развития культуры 18 века

Музыка

Музыка, до 18 века бывшая в основном народным искусством, обрела большое значение: в России появились собственные оперные театры, композиторы и исполнители. Императрица Анна Иоанновна впервые пригласила в Россию итальянскую оперную труппу, либретто перевели на русский язык, и в 1736 году состоялось первое представление. Нередко на оперных певцов переучивались певчие Придворной капеллы, до этого исполнявшие церковные песнопения.

Просвещение

Были созданы первые в России музеи. Для царской Кунсткамеры, открытой в 1719 году, привозили из разных уголков страны и выписывали из-за границы разные диковины. Начала работать первая общественная библиотека, где можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.
Екатерина II основала Эрмитаж, при ее жизни он оставался частным собранием, но мода коллекционировать и демонстрировать гостям произведения искусства распространилась, среди образованных людей стало считаться приличным разбираться в искусстве. В частности, для Воспитательного дома наряду с книгами закупали картины и скульптуры.

Наука

В 1718 году, вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка проекта создания в России подобного научного центра — Академии наук. Она была учреждена в 1725 году, уже после смерти великого реформатора.

Архитектура

Не придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Петр I все внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петродворце. Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А. Леблон, Б.К. Растрелли.

В первой половине 18 века архитекторы совмещали особенности древнерусской архитектуры и стиля барокко, примером этого могут служить соборы, возведенные Б.К. Растрелли. Русский неоклассицизм второй половины 18 века обычно называют просто классицизмом. Один из первых образцов этого стиля — здание Академии художеств.

Изобразительное искусство

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.



Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I.


Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои – все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.


Военных специалистов готовили Навигационное , Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.



Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.




Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости".


Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.


Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.


Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение. " о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский.


Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход крегулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.



Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII век



Н. И. Новиков и его сочинения.

В развитии образования просле живались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкой, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.



Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.


Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.


В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.


Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков. Самые известные его работы - Кремлёвский сенат, старый Московский университет, Колонный зал Благородного собрания.

Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова).


Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура и быт России XVIII века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура и быт России XVIII века

Культура и быт России XVIII века

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонты российской жизни. Во времена.

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонты российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и прев- ращалась в просвещенное европейское государство. Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало активное освоение достижений западноевропейской культуры с опорой на собственные традиции и опыт. Освобожденная от постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской. Культура содействовала формированию российского общества , она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Образование и просвещение народа В XVIII веке в России сложилась система свет.

Образование и просвещение народа В XVIII веке в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигационных наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет.

Поначалу здесь было три факультета- философский, юридический и медицинский. М.

Поначалу здесь было три факультета- философский, юридический и медицинский. Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII века университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Ломоносов настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления латыни являлось также необычным. Ломоносов добился превращения университета в публичное, т.е. общедоступное, учебное заведение. Здесь училось 85 % выходцев из семей разночинцев. Из них формировался и преподавательский состав. Уставом были запрещены телесные наказания.

МГУ им. М.В. Ломоносова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Отличительная особенность системы образования в 18 в.- ее сословный характер.

Отличительная особенность системы образования в 18 в.- ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус ,1731, /слева/ Смольный институт благородных девиц, 1764 /справа внизу/, духовен- ства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь специальные школы , дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных тельных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.

В XVIII веке были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры.

Наука. В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделени.

Наука. В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны положение стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е г. ведущая роль в Академии принадлежала М.В. Ломоносову.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год. Воспроизведение паровой маш.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год. Воспроизведение паровой машины Ползунова Токарный станок 1882 года, Государственный Политехнический музей (г. Москва) Значительны достижения российской науки, представленной именами М.В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, филология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика), С.П. Крашенинникова (география), К.И. Щепина (медицина), А.Т. Болотова (агрономия и почвоведение), В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина (история), Я.П. Козельского и С.Е. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А.К. Нартов (токарный станок), И.И. Ползунов ( первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин ( часы, оптические приборы, проект одноарочного моста через Неву и др.). В 1725 г. открыта Петербургская академия наук, в 1783 – создана Российская Академия наук. XVIII век – это время исследования и освоения новых земель (Камчатка, Курильские и Алеутские острова, Северная Япония)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Русская литература развивалась быстро.

Архитектура Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение.

Архитектура Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы в 18 веке. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами! С именем В.В. Растрелли, скульптора итальянского происхождения, работавшего в России, связано появление у нас в стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец.

Читайте также: