Государственный строй абсолютной монархии во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия Абсолютные монархии возникли в Европе в условиях перехода стран от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами абсолютной монархии, как она предстает в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной,

Глава XI Абсолютная монархия Тюдоров

Глава XI Абсолютная монархия Тюдоров Установление абсолютизма в Англии. Генрих VII Тюдор Растущее недовольство экспроприируемых народных масс представляло в XVI в. настолько серьезную опасность для имущих классов, что совершенно понятным было стремление дворянства — и

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ "Честь королей Франции отличается такой чистотой, что на ней видно самое маленькое пятнышко; такое пятнышко заметнее, чем большое пятно на других". Карл V. В истории нет более впечатляющего зрелища, чем рождение новой Империи. На краю гибели, когда

59. Абсолютная монархия

59. Абсолютная монархия Принято считать, что во времена Педру II в Португалии была установлена абсолютная монархия, поскольку именно в период его правления португальские кортесы созывались в последний раз. Тенденция к безграничной власти монарха, власти, которой

§ 3. Абсолютная монархия

§ 3. Абсолютная монархия Изменения в правовом положении сословий в XVI–XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего

§ 4. Абсолютная монархия

§ 4. Абсолютная монархия Изменения в общественном строе. В течение XIV–XV вв. в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия Абсолютные монархии возникли в Европе в условиях перехода стран от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами абсолютной монархии, как она предстает в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной,

21. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ (IX–XII вв.)

21. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ (IX–XII вв.) Сеньориальная монархия во Франции обычно датируется IX–XIII вв. В этот период в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение.

§ 26.3. Абсолютная монархия XVI — середины XVII вв

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия В 1661 году Людовик XIV добился единства для Французского государства, придав ему определенный стиль. Из этого родилась та абсолютная монархия, которой в те времена восхищаются французы и которой пытаются подражать все короли Европы.Сегодня эти факты

Интеграция закона шариата и абсолютная монархия

Интеграция закона шариата и абсолютная монархия Во всех рассмотренных выше империях шариат играл очень важную роль. В Османской империи (как и в других государствах) коммуналистические убеждения шариата связали вместе придворную и простую городскую жизнь. Более того,

Внутренняя обстановка в XVI в. во Франции оказалась следующей королевская власть, сохраняя феодальную природу, приобрела определенную самостоятелность по отношению к сословиям и существенным образом укрепила свои позиции в обществе и государстве.

Причины:

- Переход к абсолютной монархии был связан с развитием капиталистических отношений.

- Абсолютим был средством сохранения привилегий для высших сословий в условиях изменения социально-экономической обстановки. В абсолютизме была заинтересована и буржуазия, нуждавшаяся в защите от феодальной вольницы.

- Усиление королевской власти.

Общественный строй:

1. Духовенство из 130 тыс. чел. владело 1/5 всех земель;

дворяне из 400 тыс. чел. владели 3/5 всей земли, а всего во Франции было 15 млн. населения.

2. Дворянство имело личный статус и титулы передавались по наследству, а также могли быть дарованы специальным королевским актом (дворяне мантии и дворяне шпаги).

Дворяне имели привилегии, титулы, освобождались от налогов, пользовались преимущественным правом назначения на должности, на образование и т.д.

3. Третье сословие оставалось крайне неоднородном. Самая значительная часть - крестьянство, большинство из которых - цензитарии.

Государственный строй:

Верховная политическая власть всецело перешла к королю.

В 1614 г. в последний раз были созваны Генеральные штаты, хотя уже в XVI в. они практически не функционировали. Иногда король собирал нотаблей. В XVI в.королю удалось подчинить себе церковь.

В 1614 г. французская монархия была объявлена божественной, а власть короля - священной. Официальный титул короля получил приставку "король милостью божьей". Распространялись представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Суть абсолютной монархии Людовик XIV выразил формулой: "Государство - это я!"

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Король имел полную свободу в сфере законодательства в соответствии с принципом: "один король, один закон". Король имел право назначения на любую государственную и церковную должность. Король был окончательной инстанцией во всех делах государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, экономическая политика, налоги, распоряжение государственными средствами, от его имени вершилась судебная власть.

В XVI в. в центральном аппарате появляются государственные секретари, один из которых имел функции первого министра (формально такая должность отсутствовала).

Другие госсекретари ведали определенными сферами управления (иностранные, военные, морские, внутренние дела).

При Людовике XIV существовали личные чиновники короля. Постепенно короли сами стали брать руководство управлением в свои руки, убирая лиц, которые могли иметь большое политическое влияние (особенно после Ришелье, который совмещал 32 государственных поста). Старые должности ликвидируются и превращаются в синекуры. Остается лишь канцлер, который был вторым лицом в государственном управлении после короля.

Происходит бюрократизация управления: у госсекретарей появляются заместители, а у них - бюро, которые на делились на секции со строгой иерархией чиновников. В центральном управлении большую роль стал играть суперинтендант финансов, а затем - Генеральный контролер финансов. В его руках находилась экономическая политика и контроль за деятельностью администрации. При нем действовал большой аппарат из 29 различных служб.

Внутренняя обстановка в XVI в. во Франции оказалась следующей королевская власть, сохраняя феодальную природу, приобрела определенную самостоятелность по отношению к сословиям и существенным образом укрепила свои позиции в обществе и государстве.

Причины:

- Переход к абсолютной монархии был связан с развитием капиталистических отношений.

- Абсолютим был средством сохранения привилегий для высших сословий в условиях изменения социально-экономической обстановки. В абсолютизме была заинтересована и буржуазия, нуждавшаяся в защите от феодальной вольницы.

- Усиление королевской власти.

Общественный строй:

1. Духовенство из 130 тыс. чел. владело 1/5 всех земель;

дворяне из 400 тыс. чел. владели 3/5 всей земли, а всего во Франции было 15 млн. населения.




2. Дворянство имело личный статус и титулы передавались по наследству, а также могли быть дарованы специальным королевским актом (дворяне мантии и дворяне шпаги).

Дворяне имели привилегии, титулы, освобождались от налогов, пользовались преимущественным правом назначения на должности, на образование и т.д.

3. Третье сословие оставалось крайне неоднородном. Самая значительная часть - крестьянство, большинство из которых - цензитарии.

Государственный строй:

Верховная политическая власть всецело перешла к королю.

В 1614 г. в последний раз были созваны Генеральные штаты, хотя уже в XVI в. они практически не функционировали. Иногда король собирал нотаблей. В XVI в.королю удалось подчинить себе церковь.

В 1614 г. французская монархия была объявлена божественной, а власть короля - священной. Официальный титул короля получил приставку "король милостью божьей". Распространялись представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Суть абсолютной монархии Людовик XIV выразил формулой: "Государство - это я!"

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Король имел полную свободу в сфере законодательства в соответствии с принципом: "один король, один закон". Король имел право назначения на любую государственную и церковную должность. Король был окончательной инстанцией во всех делах государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, экономическая политика, налоги, распоряжение государственными средствами, от его имени вершилась судебная власть.

В XVI в. в центральном аппарате появляются государственные секретари, один из которых имел функции первого министра (формально такая должность отсутствовала).

Другие госсекретари ведали определенными сферами управления (иностранные, военные, морские, внутренние дела).

При Людовике XIV существовали личные чиновники короля. Постепенно короли сами стали брать руководство управлением в свои руки, убирая лиц, которые могли иметь большое политическое влияние (особенно после Ришелье, который совмещал 32 государственных поста). Старые должности ликвидируются и превращаются в синекуры. Остается лишь канцлер, который был вторым лицом в государственном управлении после короля.

Происходит бюрократизация управления: у госсекретарей появляются заместители, а у них - бюро, которые на делились на секции со строгой иерархией чиновников. В центральном управлении большую роль стал играть суперинтендант финансов, а затем - Генеральный контролер финансов. В его руках находилась экономическая политика и контроль за деятельностью администрации. При нем действовал большой аппарат из 29 различных служб.

Читайте также: