Культура гражданской войны в россии 1917 1922 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.




Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

"Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду,
Мы на плечи взвалили
И войну и нужду.
Громыхает гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда - одна".

К/ф "Неуловимые мстители"

Стихи Роберта Рождественского

Но вместе с тем, подобные трагические события дают огромный всплеск творческого порыва. Художники, писатели, композиторы стремятся увековечить всю ту гамму чувств, которые они успели испытать и запечатлеть для будущих потомков. Об этом и хочется поговорить. Надеюсь, что собложники, в особенности саратовский сектор, присоединятся к дальнейшему обсуждению грядущего юбилея)

Гражданская война в кинематографе

Чапаев_(постер_фильма) (700x525, 111Kb)

Многие фразы из того фильма стали крылатыми:

- Я имел много специальностей, за шо и состоял на особом учете в одесском уголовном розыске;

- Это тебе. Это мне. Это тебе. Это обратно тебе…;

- Трубка 15, прицел 120, бац, бац …и мимо!

- Опять власть переменилась!

65f44624c01b8c1e5fd1c0ab9f4a89b9 (700x297, 71Kb)

Гражданская война в литературе

Для многих поэтов, в том числе Николая Асеева, Владимира Луговского, Александра Прокофьева, события Гражданской войны стали ключевыми в их творчестве. Наиболее близким по внутреннему ощущению от того периода отечественной истории является стих Анны Барковой.

Пропитаны кровью и желчью
Наша жизнь и наши дела.
Ненасытное сердце волчье
Нам судьба роковая дала.
Разрываем зубами, когтями,
Убиваем мать и отца,
Не швыряем в ближнего камень –
Пробиваем пулей сердца.
А! Об этом думать не надо?
Не надо – ну так изволь:
Подай мне всеобщую радость
На блюде, как хлеб и соль.

Анна Баркова, 1921

Гражданская война в живописи

Работы, посвященные событиям 1917—1922 годов в России, появлялись на протяжении 20-30-х годов XX века. Само собой, что в данных картинах происходила героизация сражений Гражданской войны, где изображались доблестные бойцы Рабоче-Крестьянской Армии и красные партизаны. Это было обусловлено и тем, что некоторые авторы живописных полотен принимали непосредственное участие в сражениях.

Тематика освещена в произведениях таких художников как М.Б. Грековым, К.С.Петров-Водкин, И.И. Бродским, творческим объединением Кукрыниксы.

1324997422_973c (700x525, 121Kb)

М.Б.Греков. Конармейская тачанка. 1933

1324997962_6830 (550x293, 30Kb)

И.И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925

1324998178_e44c (541x700, 30Kb)

К.С. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934

1324997963_2a0e (583x414, 50Kb)


Кукрыниксы. Утро офицера царской армии. 1938

Гражданская война в мифологии

Пожалуй, одна из самых загадошных страниц того времени. Гражданская война оставила после себя кучу мифов, которые родились в народных головах. Например, в нашем селе имелось следующее сказание: после ожесточенных боев силы Колчака отступали, то в одной из пещер, близ Тимино, были спрятаны в большом количестве драгоценности офицерских жен. По моим прикидкам, эти драгоценности должны находиться в той же пещере, что Емельян Пугачев зарыл свой клад.

0Yyp_O3SQa8 (558x310, 21Kb)

До сих доподлинно не известно, был ли Колчак ставленником Антанты, настоящим ли патриотом был Деникин, кто был за "диктатурой пролетариата"?

Белоэмигранты

А, как известно, самый крупный исход русских в эмиграцию состоялся в 1920 году, когда остатки Русской армии барона Врангеля вместе с беженцами из числа предпринимателей, писателей, художников и прочей интеллигенции на кораблях Черноморского флота под командованием адмирала Кедрова были эвакуированы из Крыма в Стамбул.

Как отмечает, Олджай, насчитывалось 144 фамилии с указанием профессий русской художественной интеллигенции, находившейся в 20-ые годы прошлого века в Стамбуле.Из них 69 имен принадлежат композиторам, дирижерам, концертирующим пианистам, скрипачам, виолончелистам, флейтистам и оперным певцам.

Там же 9 октября 1921 год состоялась первая выставка русских художников-эмигрантов.

Среди писателей, нашедших убежище в Стамбуле, самым активным был знаменитый сатирик, новеллист, драматург Аркадий Аверченко (1881-1925)

В целом же белая эмиграция принесла миру трёх Нобелевских лауреатов: Бунин по литературе, Леонтьев по экономике, Пригожин по химии. Не в России жили и работали знаменитый оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин, композитор Сергей Владимирович Рахманинов, живописец Василий Васильевич Кандинский. Не в России поднялся в воздух вертолет Сикорского. Но может оно и к лучшему. Не факт, что жизнь в Советском союзе позволила бы им достичь тех же высот.


Гражданская война – это вооружённая борьба различных социальных , политических и национальных сил за власть внутри страны.

Когда проходило событие: октябрь 1917-1922

Основные этапы и события

Кратко. Октябрь 1917-весна 1918

Создание Добровольческой армии (Алексеев)

Локальные выступления белогвардейцев:

Краснов П.- под Петроградом

Дутов А.- на Урале

Активно действовало зелёное движение - не с красными и не с белыми. Зелёный цвет - символ воли и свободы. Действовали в Причерноморье, в Крыму, на Северном Кавказе и юге Украины. Руководители: Махно Н.И., Антонов А.С.(Тамбовская губерния), Миронов Ф.К.

Кратко.1918 год

Интервенция Германии, Англии, Японии.

Май - мятеж Чехословацкого корпуса.

Создание правительств эсеров.

Третий этап: январь-декабрь 1919

Кульминация войны. Относительное равенство сил. Крупномасштабные операции на всех фронтах. Но активизировалась иностранная интервенция.

Кратко. 1919 год

Колчак - на Москву, Казань; разгромлен Тухачевским, Каменевым, Фрунзе

Юденич - два похода на Петроград. Разгромлен ( Корк)

Кратко. 1920 год

Миллер - разгромлен на севере

Деникин - оттеснён в Крым и на Северный Кавказ. Передал командование Врангелю. Разгромлен Фрунзе в Крыму.

Кратко. Конец 1920-1922

Захват белыми Хабаровска. Освобождение города в 1922.

Освобождение от японцев Владивостока в 1922.

Чапаев В.И.- руководитель одного из отрядов Красной Армии.

Наиболее важные события гражданской войны

ноябрь 1918 г. – март 1919 г. – основные сражения на Южном фронте страны (Красная Армия – армия Деникина); усиление и провал прямой интервенции Антанты;

март 1919 г. – март 1920 г. – основные военные действия на Восточном фронте (Красная Армия – армия Колчака);

апрель—ноябрь 1920 г. – советско-польская война; разгром войск Врангеля в Крыму;

1921–1922 гг. – завершение Гражданской войны на окраинах России.

Национальные движения.

Одна из важных особенностей гражданской войны – национальные движения: борьба за обретение самостоятельной государственности и отделение от России.

IMG_812646712764124058.jpg

Научное осмысление культурной проблематики эпохи гражданского противостояния 1917–1922 годов всегда точно отражало специфику историографической ситуации в целом, задававшей парадигму восприятия культуры как таковой. Современный этап изучения этой темы характеризуется переходом к плюралистической модели исторического сознания, расширением методов исследования, активным диалогом с зарубежной и эмигрантской историографией, заметным расширением тематики исследований (взаимоотношения церкви и власти, культура повседневности, социокультурные процессы в российских регионах, системное исследование социальной психологии, стереотипов общественного сознания, менталитета и идеологии).

В качестве отдельного историографического вопроса выступал сюжет о понимании культуры в контексте политики военного коммунизма: оказала ли влияние эта политика на культуру или нет? В.Л. Соскин высказывает соображение, что вне военного коммунизма сфера культуры остаться не могла. Автор исходит из того, что в период относительно мирного периода революции (конец 1917-го – середина 1918 года) основные направления и способы формирования культуры проявились в виде переплетения двух линий. Одна была представлена демократическими преобразованиями – естественным выражением революционных устремлений широких социальных слоев населения и способом утверждения авторитета новой власти в духе демократизации культурного ландшафта (уничтожение сословий, провозглашение свободы совести, реформы в области народного образования, внешкольного просвещения и т.д.). Это способствовало вовлечению народных масс в культурную жизнь. Вторая же линия, напротив, представала как антидемократическая по содержанию. Власть заявила о себе как о диктатуре с присущей ей ориентацией на монополию и использование силы[6].

Историки отмечают противоречия между ростками социального творчества и централизованно-бюрократическим диктатом как существенные препятствия на пути развития культуры, а политизацию и бюрократизацию культурного творчества – как источники жестких и мучительных конфликтов в культурной среде[9].

Другим феноменом той эпохи исследователи называют явление мирового культурного класса, обозначаемое общим термином – авангард. Уникальность периода Гражданской войны, как было сказано, состояла в сохранении культурного плюрализма, в присутствии творческой полемики между различными течениями и школами. Ломка традиционного уклада жизни мощно воздействовала на процесс творчества, раскрепощая мысль, побуждая к новаторству и возникновению новых творческих объединений. По словам Т.П. Коржихиной, в годы Гражданской войны каждый город в России превратился в Афины, где без конца писали и читали стихи, решали коренные философские вопросы, создавали театры…[10]

доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Фото: Очередь за продуктами на углу улиц Тверская и Охотный ряд. Москва. Осень 1917. Фотограф не установлен РГАКФД

[1] Голдин В.И. Гражданская война в России сквозь призму лет: историография проблемы. Мурманск: МГТУ, 2012. C. 106.

[2] Яшкова Л.А. Политика РКП(б)–ВКП(б) в сфере развития художественной культуры (1917–1930 гг.). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. С. 7.

[3] Казанин И.Е. Забытое будущее: Советская власть и российская интеллигенция в первое послеоктябрьское десятилетие. Волгоград, 2001. С. 349-350.

[4]Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий. М., 1998. С. 30.

[5] Булавка Л. Феномен советской культуры. М.: Культурная революция, 2008. С. 35.

[6] Соскин В.Л. Советская тоталитарная культура: у истоков. 1917-1920 гг. Екатеринбург, 1995. С. 12.

[7] Соскин В.Л. Советская тоталитарная культура: у истоков. 1917-1920 гг. С. 19.

[8] Соскин В.Л. Советская тоталитарная культура: у истоков. 1917–1920 гг. С. 20.

[9] Булавка Л. Феномен советской культуры. С. 35.

[10] Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997. С. 35.

[11] Бобринский И.А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003; его же: Русский авангард. Границы искусства. М., 2006; Крусанов А.В. Русский авангард. М., 2010; Останина Е.А. Мастера авангарда. М., 2003 и др.

[12] Яшкова Л.А. Политика РКП(б)–ВКП(б) в сфере развития художественной культуры (1917–1930 гг.). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. С. 43.

Читайте также: