Культура древней и средневековой руси кратко и точно

Обновлено: 02.07.2024

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.

Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.

Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.

Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.

Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.

Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.




В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.

С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.

Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.

Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.

Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.

Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.

Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.

Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.

Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.

В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.

С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.

Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

  • Культура Киевской Руси в XI веке
  • Первая половина XII – начало XIII века, период феодальной раздробленности

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

  • Язычество, считавшееся первой восточнославянской культурой, оказавшей влияние на развитие всей культуры Средних веков.
  • Византийская культура, которая формировалась в условиях христианства.

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

  • В IX-XII вв. литература активно развивалась вместе с объединением двух ключевых городов – Новгорода и Киева в качестве неотъемлемой части культуры государства Древней Руси
  • По мере того как развивались другие древнерусские центры (Суздаль, Смоленск, Владимир) в литературу начали вносить изменения, в ней появлялись иные особенности, обычаи и течения.

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.

Читайте также: