Культура древней греции кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Древняя Греция

Географическое положение, климат, основные занятия жителей страны

Греция занимает южную часть Балканского полуострова . Она омывается Средиземным морем, Критским морем и Ионическим . Вся территория Греции изрезана горами. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный . Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Было развито ремесло и торговля.

Древние города Греции

Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Спарта,

Полисы Древней Греции

Колонии древней Греции

В Греции существовало многобожие (Посейдон, Зевс, Аид, Афина, Гера, Дионис, Деметра)

Личности Древней Греции

Эгей – царь Афин;

Минос – царь о. Крит;

Гомер – древнегреческий поэт;

Драконт – жестокий архонт в Афинском полисе;

Солон - с 594 г до н.э. архонт в Афинах, при котором началось зарождение демократии;

Милон, Полидам, Феаген – знаменитые атлеты Древней Греции

Мильтиад – стратег афинян в Марафонской битве

Дарий Первый – царь Персидской державы

Фемистокл – военачальник афинян, который создал в Греции военный флот из триер и объединил греческие города для дальнейшей борьбы с персами. Также Фемистокл возглавил Саламинское сражение.

Ксерс – сын Дария Первого;

Леонид – царь Спарты ,который возглавил бой в Фермопильском ущелье. Анасагор

Перикл – первый стратег в Афинах, при котором произошел рассвет демократии; Софокл, Геродот

Филипп – царь Македонского царства

Александр Македонский – сын Филиппа;

Парменион – старый македонский военачальник;

Демосфен – знаменитый оратор Греции, который был против подчинения Греции македонскому царю;

Дарий Третий – персидский царь, участвовавший в битве при Иссе;

Фидий – гениальный древнегреческий скульптор; Аристотел ь –ученый Греции

Олимпийские игры Древней Греции

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г до н.э. в городе Олимпии . Они проводились в честь бога Зевса. Они проводились1 раз в 4 года и длились 5 дней. Участие в олимпийских играх могли принимать только мужчины, женщинам не допускалось даже быть зрителем. К играм готовились 11 месяце: 10 месяцев в своем родном городе и 1 месяц близи города Олимпии. Основными состязаниями были пятиборье, кулачный бой бег с оружием, гонки колесниц и др. Победителю вручали венок из ветвей оливы.

Войны Древней Греции

Троянская война – 1200 г до н.э. Греки напали на Трою с целью освоения новых территорий и укрепления на полуострове Малая Азия. Война шла 10 лет. Победили греки.

Греко-персидские войны

Марафонская битва – 490 г до н.э.. Первая греко-персидская война, инициатором которой был персидский царь Дарий Первый. Победили греки благодаря афинскому стратегу Мильтиаду, мужеству и храбрости воинов и хорошему вооружению.

Фермопильское сражение – 480 г до н.э. Битва на суше. Отряд греков возглавил спартанский царь Леонид, армию персов – Ксеркс. Победу одержали персы. В данном сражении мужественно погибли 300 спартанцев, в том числе царь Леонид.

Саламинское сражение – 480 г до н.э. Битва проходила в море в Саламинском проливе. Отряд греков возглавлял Фемистокл, персов – Ксеркс. В результате данного сражения персы сожги Афины, но грекам удалось одержать победу, которая стала решающей в ходе греко-персидских войн.

Битва близ города Херонея – 338 г до н.э. Битва между греками и македонянами. В результате битвы победили македоняни и Греция потеряла свою независимость и стала поклоняться Македонскому царству.

Битва при Иссе – 333 г до н.э. Битва между греко-македонским войском во главе с Александром и персами во главе с царем Дарием Третьим. Победило – греко-македонское войско.

Битва при Гавгамелах – 331 г до н.э. Решающее сражение между Дарием .третьим и Александром Македонским, в результате которого произошла гибель Персидского царства.

Александр Македонский завоевал Персеполь, Вавилон, Египет, Финикию, Индию и многие другие территории. Он прославился как Александр Великий. Его походы длились 10 лет - с 334 г до н.э. до 324 г до н.э.

Минотавр, цербер, демос, ареопаг, архонт, долговой камень, полис, демократия, илоты, лаконичная речь, Эллада, атлет, ипподром, стратег, фаланга, триера, амфора, пошлина, вольноотпущенник, пифос, Агора, портики, Керамик, Совет пятисот, Акрополь, Парфенон, кариатиды, стиль, палестра, гимнасий, орхестра, скене, музей.

Культура Древней Греции

Богатейшая культура Древней Греции значительно повлияло на развитие всего человечества. Древнегреческая религия, искусство и другие особенности были во многом позаимствованы Древним Римом, пусть и в видоизменённом виде, и таким образом дошли до нас из глубин истории. После падения Римской империи античное греко-римское наследие было забыто, но в эпоху Возрождения у людей снова проснулся интерес к нему.

Древние культуры

Культура и религия Древней Греции

Древнегреческая культура стала отправной точкой для развития множества цивилизаций Европы, которые возникли позднее. Именно развитие культуры Древней Греции предопределило путь, по которому в дальнейшем пошла европейская цивилизация. Греки строили свою цивилизацию в условиях достаточно мягкого климата, но Пелопоннесский полуостров небогат ресурсами, что вынуждало их активно путешествовать по морю и налаживать торговлю с соседями, что, в свою очередь, формировало новые способы мышления и образцы поведения.

Культура и религия Древней Греции

Культура и религия в Древней Греции были тесно взаимосвязаны

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги – это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос – в данном случае является абсолютом (то есть нет ничего и никого, кто или что создало бы этот самый космос). Для древних греков мир был театром, люди в нём – актёрами, а все вместе они – порождением космоса.

Этапы развития древнегреческой культуры

Периодизация культуры Древней Греции

Периодизация развития древнегреческого искусства

Реформы Александра III

5 реформ и контрреформ Александра III

Итоги Гражданской войны в России

Результаты и итоги Гражданской войны в России 1917-1922 кратко

Особенности культуры Древней Греции

  • Существование городов-государств. На протяжении значительного периода своей истории древнегреческая цивилизация состояла из многочисленных полисов, то есть независимых городов. Каждый полис был самостоятельным торговым, военным и духовным центром. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости.
  • Равноправие. Оно отличалось от того, как мы понимаем этот термин, но для того времени прогресс был невероятным. Именно равноправие всех граждан перед законом было одной из основных особенностей культуры Древней Греции, и участие в политических процессах (например, в выборах) было для греков не правом, а обязанностью. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости.

Особенности культуры Древней Греции

Особенности и характерные черты культуры Древней Греции

Характеристика культуры Древней Греции

Древнегреческая культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность. Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.

Характеристика культуры Древней Греции

Общая характеристика культуры Древней Греции кратко

Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.
Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

Демокрит

Бюст Сократа


Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Литература

Бюст Гомера

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.

Ксенофонт

Архитектура

Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

Статуя Зевса в Эрмитаже

Афина и Марсий

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Арес Людовизи

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Вот уже четыре тысячи лет культура Древней Греции восхищает человечество. Культ человека и его главенства над природой нашел отражение в скульптуре, архитектуре и литературе, а гуманистические взгляды философов Эллады легли в основу современного мировоззрения. В период расцвета во всех областях культуры одновременно древние греки достигли таких высот, которые не покорялись ни одному другому народу.

  • Зарождение и становление
  • Главные принципы
  • Основные достижения
  • Гомеровский период
  • Архаическая культура
  • Типы и формы в искусстве архаики
  • Классический этап

Культура древней греции

Зарождение и становление

Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса.

Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

  • линейное письмо;
  • знания о строительстве разных сооружений;
  • вооружение.

Город Троя

В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

Настоящим чудом можно назвать величайший подъем культурного и общественно-политического развития Эллады во времена античности, начавшиеся еще в архаический период и длившиеся до II в. до н. э.

Главные принципы

Греческая культура отразила в себе жизненный уклад и взгляды большинства городских граждан Эллады. В ее основе лежит соблюдение четырех принципов:

Древние греки

  • Активное участие большинства граждан в управлении страной.
  • Прославление достижений человека.
  • Уравнивание качеств людей и богов.
  • Отождествление всего непознанного с действиями богов.

Зарождение демократии положило начало развитию равенства между людьми в античных городах, несмотря на рабство.

Свободные граждане полисов имели равные права, привлекались к управлению городами и избирались на разные должности. Такое отношение к человеку вольному не могло не найти отражения в культуре и искусстве, направленных на воспевание телесной красоты и подвигов человека и сравнению его с богами.

Акцент делается на важности устремлений человека, а его повседневная жизнь считается не менее значимой, чем божественные действия. Боги и богини наделяются простыми человеческими чувствами, движимы обычными мыслями и эмоциями. Они совершают поступки, далекие от божественных, если смотреть с точки зрения других религий. Божества изображаются со всеми достоинствами и недостатками, что и у обычных граждан, а все непонятное в природе приписывается спорам, любовным отношениям и проявлениям разных божественных эмоций.

Боги греции

Комбинация этих факторов породила уникальную культуру, поставившую человека во главу угла. Мыслители античности считали гармонию души, разума и тела залогом счастливой жизни. Такая философия оказала огромное влияние на науку и архитектуру, театр, литературу и спорт.

Основные достижения

Многие идеи и достижения европейской и мировой цивилизации — это наследие образов и идей Эллады. Само понятие античности ввели философы эпохи Возрождения для обозначения культурных и гуманистических традиций Греции и Рима, имевших общие черты, но развивавшихся в разное время. Все европейские народы так или иначе испытали на себе влияние античного искусства, политических, юридических и религиозных взглядов. Развитие и становление культурных ценностей происходило постепенно и пережило эпохи расцвета и заката в такой периодизации:

  • гомеровский;
  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

 Сократ, Платон и Аристотель.

Развитию искусства можно дать такую же характеристику. Практически все его жанры берут начало в Элладе, а многие уже в те времена достигли своего расцвета, например, скульптура во главе с великим мастером Фидием. Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры, можно узнать из таблиц в учебнике по мировой художественной культуре (МХК).

В Древней Греции зародились эпос и поэзия, античные трагедии и сегодня ставятся в театрах. Собственно, и сам театр — гениальное творение греческой культуры. Сама жизнь в Элладе проходила по законам красоты.

Гомеровский период

Гомеровский период

Памятников того периода до сегодняшнего времени сохранилось мало, так как для строительства и создания монументальных скульптур чаще всего использовалось дерево. Больше всего известны керамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом, бронзовые и терракотовые статуэтки. Кратко этот этап можно охарактеризовать как время упадка и застоя, но именно тогда созрели предпосылки стремительного расцвета в последующих периодах.

Архаическая культура

Архаическая культура

В эту эпоху общество развивалось наиболее интенсивно. В цивилизации античного типа окончательно соединились чувство коллективизма и состязательное (агонистическое) начало. Достигать победы над соперником в любой области без материальной выгоды считается ценным и благородным качеством. Агональный дух возник среди аристократов и стал исторической особенностью, характерной для всех сфер духовной и материальной жизни.

Появляются первые гипотезы о том, что Вселенная бесконечна и включает в себя множество миров. Ярким представителем архаической культуры был Пифагор, основавший со своими единомышленниками Пифагорейский союз — первую из научных школ. Он занимался далеко не одной математикой, его работы:

  • Учение о гармонии небесных сфер.
  • Доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела.
  • Учение о консонансах и диссонансах.

Большая роль в архаической культуре отводится мифологии и пантеону богов. Аполлон и его спутницы музы обитают на горе Парнас, покровительствуют искусствам и наукам. Афина — богиня мудрости и покровительница главного центра Эллады, города Афины. В честь своих божеств древние греки проводят различные состязания.

Афина — богиня мудрости

В VIII в. до н. э. стали устраиваться всегреческие спортивные игры в Олимпии, посвященные Зевсу. Музыкальные исполнители на кифарах и арфах состязались в своем искусстве на Пифийских играх, посвященным победе Аполлона над змеем Пифием. Состязания в поэзии и музыке, конные и гимнастические проводились в Коринфе под покровительством Посейдона.

Агонистическое начало развивается и в науке. Трактаты ученых оформляются в виде спора с собеседником, результатом которого является рождение истины. Именно это послужило началом зарождения науки как системы доказательств.

Типы и формы в искусстве архаики

В архаический период появились и получили развитие художественные формы, характерные для литературы и изобразительного искусства и более поздних времен античности. Для скульптуры обычным приемом стало раскрашивать статуи юных мужчин и женщин — куросов и кор, обнаженные тела которых изображались прекрасными, стройными и пропорциональными. Но в целом скульптура не имела еще очень большого значения.

В архитектуре архаики главную роль занял тип здания, хорошо знакомый современным знатокам античного искусства — храм-периптер, окруженный колоннадами. Высокие несущие конструкции таких храмов были ордерами трех видов:

Акрополь древней греции

  • дорический, имеющий определенные пропорции — основание ордера к высоте относится как 1/6;
  • ионический, отображающий пропорции женской фигуры;
  • коринфский, характерной чертой которого стали украшения в виде растительных орнаментов.

Рельефные украшения на стенах зданий и внутренних панелях изображали батальные и спортивные сцены, а сосуды расписывались красными и черными фигурами. Литература обогатилась новым течением — лирикой, пришедшей на смену классическому эпосу.

Классический этап

Именно в V—IV вв. до н. э. родилось все то, что впоследствии будет называться греческим чудом. Благодаря политическому деятелю Периклу наибольшего развития достигла демократия в античных городах-полисах. Мыслители, и в первую очередь Сократ, сосредоточиваются на проблемах добра и зла в человеческой жизни впереди познания природы. Происходит зарождение таких философских направлений, как рационализм и эмпиризм.

Храм Артемиды в Эфесе

Особенно бурно развивается градостроительство по концепции застройки, распланированной по зонам, предложенной архитектором из Милета Гипподамом. Основой художественной архитектуры остаются украшенные снаружи храмы, и самые известные из них — афинский Акрополь, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классический период Древней Греции характеризуется новым подходом к образованию. Дети с семи до шестнадцати лет имели возможность обучаться в платных или государственных, находящихся на содержании богатых граждан, школах. Писали греки на свитках, и в домах многих знатных и ученых горожан были библиотеки. Свитки собирались и в общественных библиотеках, одна из них находилась в Акрополе.

Высокая статуя Зевса в Олимпии

Среди скульпторов самыми великими можно назвать Фидия, создавшего очень высокие статуи Зевса в Олимпии и Афины в Акрополе, Мирона — автора Дискобола и Праксителя, изваявшего изысканную скульптуру тонкой красоты Афродиты Книдской. Во время классического этапа возник и достиг своего расцвета древнегреческий театр с его великими трагедиями Эсхила и комедиями Аристофана.

Этап эллинизма характеризуется концом демократии и завоеванием Древней Греции Филиппом II, отцом Александра Македонского. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Постепенно наступает упадок во всех сферах жизни и искусства.

Так закончилась одна из самых значительных для истории и культуры человечества эпох — античность.

Читайте также: