Культура царского рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Царский период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, двух братьях, брошенных младенцами в реку Тибр, но оставшихся в живых. Впоследствии на том месте, где они были брошены, братья создали город. Долгая вражда по поводу того, кто будет управлять этим городом, привела к тому, что Ромул убил своего брата Рема и стал первым царем Рима, названного по его имени. Считается, что Рим был основан в 753 г. до н. э.

Развитие Рима происходило под этрусским влиянием. Были заимствованы многие этрусские достижения, например в области строительства, различных ремесел. Рим позаимствовал письменность, римские цифры, способы толкований и гаданий и многое другое.

Влияние религии этрусков на римскую религию привело к тому, что от привычного почитания всевозможных духов они перешли к почитанию богов в человеческом обличье. То есть антропоморфизм пришел на смену некогда анимистической религиозности.

Постепенно в религии римлян появляется некая структурность. Начинается разделение жрецов согласно их функциям.

Существовали следующие коллегии жрецов.

1. Понтифики. Они являлись верховными жрецами, которые ведали всеми другими коллегиями. В их функции входило проведение различных религиозных обрядов и погребений, написание календарей с пометками благоприятных и неблагоприятных дней.

2. Авгуры – жрецы, в функции которых входило гадание по полетам и крикам птиц, получившее название ауспиции.

3. Гаруспики – коллегия жрецов, которая занималась гаданием по внутренностям животных, которых до этого принесли в жертву, а также проводила толкование различных явлений природы, таких как снег, молния, дождь, гром и т. п.

4. Фециалы – жрецы, следившие за выполнением принципов международного права, они проводили обряды при заключении мира или объявлении войны.

5. Фламины – жрецы, поклонявшиеся отдельным богам.

Развитие религии привело и к ее влиянию на архитектуру, стали появляться первые храмы (храм Юпитера на Капитолийском холме, построен при правлении легендарного римского царя Тарквиния Приска (Древнего)).

Последним царем в Риме стал Тарквиний Гордый (534/533-510/509 гг. до н. э.), при его правлении Рим в 510 г. становится аристократической рабовладельческой республикой, начинается новый исторический и культурный этап развития Древнего Рима, названный периодом республики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 1 ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РАННЕГО ВРЕМЕНИ Первоначальный миф. — Семь холмов Рима. — Италия доримских времен. — Основание Рима. — Организация города. — Город и его боги

Глава 1 ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РАННЕГО ВРЕМЕНИ Первоначальный миф. — Семь холмов Рима. — Италия доримских времен. — Основание Рима. — Организация города. — Город и его боги Рим представляет собой великолепное пространство между сумерками доисторических времен

18. Царский характер

18. Царский характер К началу войны с Японией Николаю II было без малого 36 лет, из коих он 8 лет после коронации правил страной. 8 лет — небольшой срок для того, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, а тем более в руководстве Россией. Пусть читатель оглянется на

Глава 2 Царский дом Фив

Глава 2 Царский дом Фив По своей известности историю фиванского царского рода можно поставить в один ряд с историей дома Атридов. То значение, которое для описания судьбы потомков Атрея имеют трагедии Эсхила (V в. до н. э.), для описания злоключений Эдипа и его детей имеют

Царский двор

Царский двор Двор при Федоре отличался благопристойным порядком. Все бояре и государственные чиновники собирались ежедневно утром и вечером в Кремлевских палатах для того, чтобы молиться вместе с царем, а три раза в неделю заседать в Думе с семи часов утра до десяти или

Царский трон

Царский трон Царский трон стоял в зале, который, по описанию Олеария, представлял собой четырехугольное каменное помещение, покрытое снизу и по сторонам коврами, а сверху украшенное рисунками на библейские темы, написанными золотом и разными красками. Трон возвышался на

24. Этрусская культура Древнего Рима

24. Этрусская культура Древнего Рима Название этого этапа развития римской культуры происходит от названия цивилизации, сформировавшейся на Апеннинском полуострове. Появление этрусской цивилизации относится к первому тысячелетию до новой эры. В это время на территории

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры, с погружением в Средневековье и с Возрожденьем, - эти явления хорошо известны в историческом плане, но нас по-прежнему занимает тайна античного

ТЕМА 13 Культура Древнего Рима

ТЕМА 13 Культура Древнего Рима Черты характера двух народностейКультура Эллады отличалась самобытностью, непосредственностью, открытостью. Как отмечалось выше, греки часто бывали импульсивны, несдержанны, непостоянны. Однако при всех недостатках подобный характер не

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. – времени основания города. Первый царский период истории охватывает VIII – VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем, трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян – тога, архитектура дома с атрием – внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму[7]. Первый в Риме храм – храм Юпитерана Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.

Рим называют вечным городом, поскольку начало его истории кроется в тысячелетиях. Римская культура уникальна, поскольку основана на лучших достижениях этрусков. В развитии римской культуры можно выделить несколько этапов.

Особенности царского периода древнеримской культуры

Данный этап развития древнеримской культуры имеет яркие следы влияния этрусской цивилизации, откуда древние римляне переняли:

  • письменность;
  • цифры;
  • технику для строительства и ремесла;
  • архитектуру;
  • одежду.

Религия в древнеримском царском периоде

Древние римляне почитали не только богов, но и силы, не имеющие лика:

  • манны - души отошедших в загробный мир;
  • пенаты – патронов домов и городов;
  • ары – охранников семей и домов;
  • гении – приверженцев мужчин;
  • лавры – души умерших;
  • лемуры – призраки мертвых, преследовавших людей.

На первом этапе развития древнеримского государства религия превратилась в значимый социальный инструмент. Религия влияла на все важные события общественного устоя.

Всеми культовыми религиозными действами заведовали жрецы – выборные должности, объединенные в коллегии.

Контроль за жрецами и коллегиями производили понтифики – главные жрецы. Среди всех прочих важных функций жрецы составляли календари, где обязательно должны были указываться дни, удачные для подписания договоров, проведения собраний, начал воин и другой важной информации.

Развитие дипломатии в царский период

Данный этап развития древнеримского государства требовал заключений договоров с Этрурией, Лацией, Карфагеном. Отвечали за договора и составление соглашений специальные государственные органы, что привело к формированию в царский период системы древнеримской дипломатии. Появляется начальная модель примитивного пока уровня дипломатии в среде международных отношений.

В период правления царя Нума появляется коллегия фециалов. Она должна была объявлять войны и заключать мир. Позже к осуществлению дипломатических функций кроме вышеуказанной коллегии примкнули царь, сенат и легаты.

Стало быть, в царский период сформировались самые важные социальные древнеримские институты, заложившие основы современного уклада мирровой государственности и системы международного права.

Царский период в истории Древнего Рима закончился в 510 году до нашей эры, а именно после того, как в городе был повергнут последний царь Тарквиний Гордый. Это событие ознаменовало вступление Рима в новый период развития – аристократическую рабовладельческую республику.

Царский период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, двух братьях, брошенных младенцами в реку Тибр, но оставшихся в живых. Впоследствии на том месте, где они были брошены, братья создали город. Долгая вражда по поводу того, кто будет управлять этим городом, привела к тому, что Ромул убил своего брата Рема и стал первым царем Рима, названного по его имени (итал. и лат. Roma [ˈroːma]).

Считается, что Рим был основан в 753 г. до н.э. Время основания города Рима характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

древний рим царский период

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

  • правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей;
  • правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
  • правом на получение от рода помощи и защиты;
  • правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

Предание называет 7 царей, последовательно правивших Римом в VIII-VI вв.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, которые принадлежали к разным племенам — латинянам и этрускам. Шестой царь Сервий Туллий провел реформы: патрициев и плебеев поделил на разряды (по размеру имущества), так появился единый римский народ.

царский период

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Читайте также: