Культура арабов кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

После того, как арабы захватили народы Ближнего Востока, Африки и некоторых частей Европы, их средневековая культура начала тесно переплетаться с другими культурами. Арабская культура начала формироваться в момент образования ислама. Это был долгий и кропотливый процесс. Несомненно, такое великое арабское завоевание понесло за собой разрушения в архитектуре и культуре. Ситуацию спасло то, что арабы смогли чему-то научиться у захваченных народов. На первый план во всех захваченных территориях вышел арабский язык, вытеснивший постепенно все остальные языки.

Центром развития всей культурной жизни Халифата стала территория Ирана и Сирии. Здесь отлично развивалась наука. Во многих городах занимались переводами сочинений на арабский язык. Постепенно в Багдаде открылись различные библиотеки и образовательные школы. В этот самый момент многие образованные люди решали трудные задачи по торговле, строительству и земледелию. Больших оборотов набирают многие области. Среди них математика, география и астрономия. Строительству дворцов и замков в Халифате нет равных. Местное декоративное искусство уходило корнями в средневековые принципы. Мастера использовали красивый орнамент, который вычурно смотрелся на постройках. Большой популярностью пользовался узор и каллиграфический орнамент. Это хорошо просматривалось не только в резьбе по камню, но и по дереву тоже. Почти вся керамика была украшена красивым удивительным узором.

Обучения в открывающихся школах велось исключительно на арабском языке. Он занял место во всех сферах жизни человека. Почти все начальные школы были частными. В каждом дворе халифа работали поэты и ученые. Во многих городах были созданы и открыты дома, в которых переписывали и переводили многие книги. Арабы с большим успехом пользовались индийскими цифрами. Ученые и астрономы работали в обсерваториях, именно там изучали небесные светила и изучали Землю.

Каждый город славился своей мечетью. Сюда приходили люди на ежедневную молитву. В исламской культуре запрещалось изображать Бога. В мечетях не было его изображений, стена украшались с помощью резьбы и мозаики. Многие стены украшали надписи из Корана, это смотрелось очень красиво. Возле каждой мечети люди строили небольшую башню. Она называлась минарет. С такой башни созывали людей на молитву. Арабы открыли людям новый, удивительный мир знаний и умений. Многие средневековые ученые позаимствовали знания именно у арабов. Ведь именно они отличались умением пользоваться глобусом, чертить карты и использовать компас.

Большого значения имела медицина. Труд Авиценны на долгие годы стал единственным руководством для работников арабской медицины. Вклад арабов в географию трудно оценить. Они были великими и неугомонными исследователями и путешественниками. Благодаря своим надежным и крепким кораблям, а самое главное картам и приборам, арабы много повидали и открыли для себя. Они путешествовали по Атлантике, Тихому океану, и плавали около Африки.

Государство укреплялось и увеличивалось. Особенно обогащались зажиточные слои населения. Богатые люди привыкли и, конечно же, умели, красиво жить. Они старались построить и лучше всех остальных украсить свои дома. Процветало изготовление многих предметов роскоши, без которых трудно представить жизнь богатого человека. Люди ценили красивые изделия из стекла, старались приобрести самые лучшие и качественные ткани. Кроме этого, арабы отлично умели организовать свой досуг. Они хорошо охотились, отдыхали в банях, и много читали.

Значение культуры халифата доклад

Был период, когда все мусульмане находились под властью халифата. И назывался данный период золотым. В это время был открыт самый большой Дом мудрости. Именно тогда все ученые пытались собрать все знания, которые добывались в разных странах и городах для того чтобы перевести все это на арабский язык. А тем временем в стране Халифат начался расцвет.

Немного погодя была привезена и изучена бумага. Достать ее не составляло ни для кого секрет. Кроме этого ее изготовить было намного проще, чем пергамент, поэтому многие сразу же перешли на бумагу. Также она намного дольше может храниться, чем пергамент. И еще одно положительное свойство у бумаги, это то, что она могла намного быстрее впитать чернила, и поэтому можно было легко и просто сделать сразу несколько рукописей. И благодаря бумаге стали появляться книги и продаваться по доступной цене.

Конечно, культура Халифата возникла не просто так. Сначала появлялись различные произведения классиков, а потом они переводились на разные языки.

В стране Халифата разговаривали только на арабском языке. На нем же составлялись различные документы и велись все дела в суде, а также изучали в школе.

Постепенно в этой стране стало развиваться не только земледелие, но еще и ремесла и торговля. И благодаря этому крестьяне сделали плодородными земли. В Сирии рос не только виноград, но еще и ячмень, пшеница, рис, апельсины, лимоны и сахарный тростник.

Из хлопка и шерсти начали создавать различную ткань для создания одежды не только для взрослых, но и для детей. В Иране создавали превосходные и натуральные ковры. Еще в Сирии стали изготавливать стеклянную посуду и шелк.

Немного погодя здесь появились сказочники, которые собирали народ, а потом рассказывали новые и интересные сказки каждый день. С каждым днем людей становилось все больше и больше. Богатые люди больше всего любили слушать сказки про путешествия или приключениях, в которые попадали главные герои. А потом носильщики рассказывали эти сказки и другие, интересные и смешные истории другим людям.

Значение культуры халифата

Значение культуры халифата

Многие из нас помнят Василия Ивановича Чапаева только лишь как героя анекдотов, однако на самом деле история его жизни намного интереснее и многограннее, нежели мы можем себе представить. Сегодня попробуем освежить в памяти сведения и понять,

Художественное мышление представляет собой один из видов духовной деятельности человека. Данный вид как таковой направлен на процесс восприятия, а также создания и понимания различных произведений искусства.

Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в Праге Австро-Венгерской империи. Его отцом был еврей, который продавал одежду, а мать была дочерью знаменитого пивовара. Франц был первым ребёнком в семье,


Урок знакомит с историей формирования и особенностями арабской культуры периода Средних Веков. Рассматривает систему образования, действовавшую в Арабском халифате. Рассказывает о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях. Характеризует влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура стран халифата"

Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.

Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.

Культура Халифата

В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.

Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.

Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование состояло из нескольких этапов.

Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.

Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.

В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.

В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Арабские учёные

Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

Центры научных знаний

Арабские переводы

Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.

До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.

Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.

Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением у арабов пользовалась география.

Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).

Высокого уровня у арабов достигла медицина.

Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.

Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.

Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.

Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.

Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).

На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.

Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.

Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.

Функции мечети

Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.

Заповедная мечеть

Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Подведём итоги.

В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.

Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.

Составили выдающийся вклад в мировую культуру.

Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.

Становление и подъем

Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.

Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.

Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа

В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.

Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.

Конец империи Халифата

Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.

Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.

Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.

Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.

Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.

Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.


Арабская культура – это культура созданная арабами и другими народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в средние века. Основной внешний признак этой культуры – арабский язык. Она первоначально сложилась в Западной, Центральной и Северной Аравии. Предшественницей арабской культуры была древняя культура Южной Аравии, население которой говорило на сабейском языке и создало свою письменность. Наряду с культурой арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака древняя культура Южной Аравии оказала значительное влияние на арабскую культуру в период ее возникновения. Около IV века северные арабы создали свое буквенное письмо, которое было одной из разновидностью арамейской скорописи.

После образования Арабского Халифата средством культурного и политического общения по всей территории мусульманского государства стал арабский язык. Арабы и другие народы, вошедшие в состав Халифата создали уникальную высокоразвитую культуру, которая оказала значительное влияние на другие страны (в частности, Западную Европу) и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Идеологической основой религиозных, философских и исторических наук являлся ислам. Арабская историография (ибн Исхак, ибн Хишам, ат-Табари, аль-Балазури, ибн Сад) развивалась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммада.

Крестовые походы /11-13 вв./, монгольское нашествие /13 в./ сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением производства и культуры. Но в арабских странах Африки и на Пиренейском полуострове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в средневековой Европе. Очагами этой культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономические сочинения испанских арабов стали основой европейской астрономии. Еще одно достижение арабской культуры этого периода – историко-социологическая теория арабского историка ибн Халдуна /1332-1406/. Наблюдалось также значительное развитие художественной литературы и особенно мавританского искусства (испано-мавританская керамика).

Читайте также: