Ван чун философ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ван Чун (годы жизни 27-97/100 гг. н.э.) — китайский философ во время династии Хань. Он разрабатывал рациональное понимание мира и человека и пытался найти материалистическое объяснение происхождения вселенной. Поэтому характерной чертой философствования Ван Чуна является постоянное обращение к данным естественных наук (прежде всего, к астрономии и медицине) — в противоположность многообразным модным суевериям даосского толка, распространённым в ханьском Китае.

Ван Чун считается одним из первых проповедников атеизма и материализма. Его взгляды были высоко оценены лишь в XX веке.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 59.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Πетpов А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.

Литература:

Ван Чун // Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. Т. 1. Философия. М., 2006. С. 182—183.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 363-364.

Обострение социальных противоречий внутри империи нашло отражение в борьбе идеологических течений в ханьском обществе и в первую очередь в борьбе материалистического и идеалистического направлений в философии.

Ван Чун признавал вечность и материальность мира. В объяснении мира он исходил из материальной субстанции ци, которую считал единственным источником бытия. Все в природе возникает естественно, как результат сгущения этой субстанции. Все вещи рождаются из ци, независимо от какой бы то ни было сверхъестественной силы.

Направляя основной удар против конфуцианской идеологии, Ван Чун вместе с тем преследовал широкие просветительные цели, разоблачая всевозможные предрассудки и суеверия.

Материалистическая философия Ван Чуна сыграла большую прогрессивную роль в борьбе против религиозных и мистических учений его времени и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философских и научных знаний в Китае.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 533-534.

Далее читайте:

Сочинения:

Лунь хэн (комментарий Лю Паньсуя). Пекин, 1957; в рус. пер.— [О небе, земле и естественности. О человеке и судьбе. О знании]. — В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969;

Лунь хэн (главы из кн. 1, 2, 3, И, 17, 18, 20, 26). - В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990;

Lun Heng. Tr. by A. Forke, v. 1-2. N.Y., 1962.

Литература:

Петров А. А. Ван Чун — древнекитайский материалист и просветитель. М., 1961;

Кривцов В. А. Эстетические взгляды Ван Чуна. — В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М.. 1961;

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(27–104) – кит. философ-материалист и атеист. Автор ряда филос. трактатов, из к-рых сохранилась лишь книга "Критические рассуждения" ("Лунь хэн"). Материалистич. учение В. Ч. сложилось и развивалось в тесной связи с достижениями науки, гл. обр. астрономии и медицины. Все сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции – "первичного эфира" ("юань ци"), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. Из этого "первичного эфира" состоит и человек. "Эфир порождает человека подобно тому, как вода, замерзая, застывает в лед; когда лед тает, то он становится водой, когда человек умирает, то он снова обращается в эфир" ("Лунь хэн", раздел "Сы вэй пянь"). Душа построена из особого вещества – "тонкого эфира" ("цзин ци"), к-рый неотделим от тела человека. "Душа зиждется на крови и дыхании, а кровь и дыхание в свою очередь зависят от тела" (там же, раздел "Лунь сы пянь"). Так же, как не существует огня, к-рый горел бы сам по себе, отдельно от веществ, так нет и такого эфира, к-рый без тела и отдельно от него, сам по себе, выполнял бы функции сознания. В. Ч. отстаивал материалистич. теорию познания, полагая, что ощущения есть единств. источник познания (там же, раздел "Ши чжи пянь"), выступал против рассуждений о "врожденных знаниях мудрых людей". Однако считал, что ощущения не дают полного знания, указывал на необходимость опираться на мышление в целях более глубокого проникновения в сущность вещей. Критерием истинности того или иного суждения или учения В. Ч. считал его соответствие фактам. В.Ч. вел борьбу против теологии, развивал положения древних даосистов о том, что путь ("дао") неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью, доказывая естественное, стихийное порождение всего сущего небом и землей (там же, раздел "И сюй пянь"). Он отвергал существование небесного владыки, отрицал вмешательство "неба" в земные дела, разоблачал вздорность веры в существование духов (там же, раздел "Лунь сы пянь"). В социально-этич. вопросах В. Ч. придерживался, однако, фатализма. Опровергая теорию воздаяний бога и духов наградой за добро и карой за зло, В. Ч. вместе с тем полагал, что положение богатых и бедных, знатных и худородных в конечном счете зависит от того, что в момент зачатия каждый получил неодинаковой густоты эфир. Фатализм характеризует также и историч. взгляды В. Ч., согласно к-рым все социальные потрясения вызваны якобы неотвратимыми стихийными бедствиями.

Лит.: Петров Α. Α., Ван Чун – древнекитайский материалист и просветитель, М., 1954; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 248–312; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1953, p. 150–67.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян) — около 97—107]—китайский философ-энциклопедист, с материалистической и рационально-критической позиций осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна— “Лунь хэн” (“Взвешивание рассуждений”) — построено на сопоставлении (“взвешивании”) конкурирующих философских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к “эклектикам” (аза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка—“небесного дао” в категориях спонтанной “естественности”— цзы жань и “недеяния”—.у взй) и иныт цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в “Чжоу и”), Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего “индивидуальную природу” — син и чувства людей с помощью этико-ритуальной “благопристойности”—ди и “музыки”—юэ) и легизма (признание законов—

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

В борьбе с конфуцианством Ван Чун разрабатывает свою теорию неба и земли. Конфуцианцы проповедуют мистическое учение о том, что якобы небо постоянно наблюдает за действиями людей и наказывает нарушивших его волю. Небо — это материальное тело, пишет Ван Чун, мертвая природа, не обладающая сознанием и волей. Оно не может карать или награждать людей. Небо и земля составляют природу; они не рождаются и не уничтожаются, а существуют вечно. Наивный характер материалистических представлений Baн Чуна о мире проявился в его понимании неба как твердого тела, в его представлении, что вещи рождаются при соединении материальной субстанции неба и земли, при этом небо и земля подобны мужчине и женщине.

В основу своей философии Ван Чун положил материю— ци, которая производит все вещи, и дао — закономерность развития материи. Ци в его философии это субстанциальный элемент мира. Как субстанция вещей ци существует независимо от какой-либо внешней силы, это первооснова вещей, их источник и тончайшая сущность неба и земли. Ци существует в разных вещах: в разреженном состоянии (ян-ци) в виде туманных масс в небесном пространстве и в сгущенном виде (инь-ци) в образе различных тел на земле. От взаимодействия сгущенных и разреженных ци рождается все, в том числе и человек.

Ван Чун подвергает обстоятельной критике религиозное представление о бессмертии человеческой души. Душа — это совокупность сознательной деятельности человека, она не существует без тела. Сознание возникает в результате взаимодействия чувств и внешнего мира. Первичной и главной формой связи человека с объективным миром является ощущение. Наше знание основано на чувственном восприятии реальных вещей.

Во II—IV вв. в Китае шла борьба между материализмом и идеализмом внутри даосской школы. Идеалисты, последователи Чжуан Чжоу, например Ван Фу (226—249), развивали даосизм в идеалистическом и теологическом направлении.

Ван Фу и Чжун Чан-тун развивали материалистические взгляды Лао-цзы, Сюнь-цзы и Ван Чуна на материю— ци, которую рассматривали в единстве с дао — общей закономерностью мира. Ван Фу и Чжун Чан-тун с позиций атеизма выступали против религии и мистики.

Против распространившегося в Китае начиная с IV в. буддизма выступил в V — начале VI века выдающийся философ-материалист Фань Чжень (ок. 405—507). Фань Чжень раскритиковал положение буддийской религии о бессмертии душ и их переселении. Он утверждал, что дух и тело человека неотделимы. Тело — субстанция духа, а дух —функция тела. Со смертью тела перестает существовать и дух.

Читайте также: