Культура англосаксонской британии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Англоса́ксы, общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5-6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы. Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английской народности.

Англоса́ксы, общее название германских племен, вторгшихся в 5–6 вв. в Британию и образовавших на ее територии ряд королевств. Англосаксонский период в истории Англии завершился завоеванием страны норманнами в 1066.

От набегов к колонизации

Начало 5 — конец 6 вв. остается в история Британии темным периодом. За это время набеги германских пиратов на остров превращаются в широкую колонизацию. Большие массы северо-германских племен — англов, саксов, ютов и фризов — переселяются в Британию, ведут борьбу с местным кельто-римским населением и покоряют его: независимые кельтские племена остаются только на севере и на западе острова. На территории Британии образуется ряд германских королевств, и утверждается германский язык. Страна получает название Англии. Самыми населенными, богатыми и культурными частями страны по-прежнему оставались южные районы, наиболее романизированные в период владычества Рима. Сами германские племена, колонизовавшие Британию, жили раньше по берегам Немецкого моря и так же подвергались влиянию римской культуры еще на своей родине. Покорению ими Британии предшествовал, видимо, длительный процесс частичных переселений и постепенного внедрения в кельто-римское общество.

Англосаксонские королевства

На территории Британии, завоеванной англосаксами, в период со 2-ой пол. 5 до нач. 7 в. образовалось несколько варварских англосаксонских королевств: Кент — на крайнем юго-востоке, основанный ютами; Уэссекс и Сассекс — в южной и юго-восточной части острова, основанные саксами; Восточная Англия — на востоке; Нортумбрия — на севере и Мерсия — в центре страны, основанные главным образом англами. Некоторая часть кельтского населения Британии, избежавшая истребления, слилась с завоевателями — германцами.

Социальное устройство

Торговля и экономическое развитие страны

Географическое положение острова было весьма благоприятно для развития торговых отношений с материком, первый расцвет которых наблюдается уже в 7 в.; связи с Европой осуществляются преимущественно через Бретань, с 10 в. важнейшими становятся торговые связи с Нормандией. Главным центром торговли по-прежнему является Лондон, но рядом с ним развиваются другие портовые города. Уже закладывается основа будущего английского торгового могущества: шерсть вывозится во Фландрию, в 7 в. из Англии вывозятся грубые сорта сукна, в 8 в. большой экспорт этих сукон наблюдается уже во Франкское королевство. Географические условия страны давали благоприятную почву для развития и закрепления торговых связей внутри страны. Англия была страной небольшой (Шотландия и Уэльс не входили в ее состав); ее территория равнялась примерно трети государства франков; в стране не было резких естественных границ; реки, море и римские дороги связывали отдельные части страны в одно целое. Многие римские города продолжали процветать и в англосаксонский период. Некоторые из новых городов выступают в качестве крепостей, главных укрепленных пунктов в областях. Особенно много таких бургов возникает в начале 8 в., когда Англию начинают тревожить набеги датчан и норвежцев. Порой города возникают вокруг монастырей, некоторые — в силу удобного для торговли положения. К середине 11 в. в Англии уже свыше 80 городов: они окружены полями и выгонами, и сельское хозяйство составляют главное занятие или подспорье для значительной части их населения.

Управление и самоуправление

Вхождение в христианский мир

В англосаксонский период происходит также один из важнейших процессов консолидации как английского общества, так и включения страны в европейский культурный мир: благодаря миссионерской деятельности английских святителей — в частности, Августина Кентерберийского — страна христианизируется, что связало ее как с главными духовными и культурными процессами в жизни Европы, так и приобщило к богатому наследию всего прежнего римского мира уже на новом этапе и в новом качестве.

Культура

Произведения английского искусства 7-10 вв. — главным образом, иллюстрированные манускрипты — и предметы декоративно-прикладного характера еще целиком находятся в живой кельтской традиции и под сильным влиянием традиции скандинавской. Великолепными памятниками англо-саксонского искусства являются Линдисфарнское евангелие, Книга из Дурроу, драгоценные предметы из захоронения в Саттон-ху, многочисленные резные кресты и т. п.

Борьба королевств. Борьба со скандинавами

В конце 10 в. датские короли, объединившие к этому времени не только Данию, но и весь юг Скандинавского полуострова, возобновили набеги на Англию и в 1016 установили там свою власть. Король Кнуд I (1016-1035) был одновременно королем Англии, Дании и Норвегии. Датское владычество, однако, оказалось непрочным. Вскоре держава Кнуда распалась, и на английский престол вступил представитель старой англосаксонской династии Эдуард Исповедник (1042-1066).

Англосаксонский период в истории Англии закончился завоеванием страны норманном Вильгельмом I Завоевателем после битвы при Гастингсе в 1066.

1. Духовная культура англосаксов. Отдельные набери англосаксов сменились переселением. Вторжение германских племён стало началом основанием новых государственных образований. Мифология англосаксов мало отличается от кельтской. Главой пантеона германских богов был. Боден. Суцелло. Христианизация началась в конце 6в. Под влиянием римских миссионеров. Ирландская церковь. Большая роль монастырь иерей как центров науки и культуры. О процессе Христианизация свидетельства рукописные книги 7-8в. Памятники ирландской рукописный книги.

Вскоре отличия между германцами и кельтами стерлись. В конце 9 в. король Альфред Великий правитель Сусекса назвал свой язык англским, а своих поданных (южной и средней Англии) назвал англичанами. Главную роль в христианизации сыграл Папа Римский Григорий 1 (590-604). В 595г. он приказал выкупить на невольничьем рынке англосаксонских рабов для службы в монастырях Британии. Через год он отправляет в Британию 40 монахов бенедиктинцев. При этом римская церковь отказалась от тотального искоренения язычества. Эта политика хорошо соответствовала специфике культурного развития англосаксов. Капища трогать нельзя, только уничтожать изображения идолов. На месте капищ строить христианские храмы. В результате такой терпимости РКЦ христианство стремительно закреплялось. В 664г на соборе Уинбери христианство признается в качестве официальной религии англосаксов. Успехи христ-ии были двойственными- образовалось 2 культурных потока: латинско-религиозно-монастырская традиция, народная традиция (на дохристианской культуре). Получился синтез. Этот фактор ста определяющим в становлении англосаксонской средневековой литературной культуры.

1. Героический эпос – центральное место сюжеты о борьбе с чудовищами, о войнах и т.д.

2. Героические элегии – небольшие произведения о душевном, психологическом состоянии героя, который переживает одиночества, страдания, утрата родителей.

3. Религиозный эпос – обработка библейских легенд и жития святых.

4. Исторические песни – изображали то или иное событие.

Передавались в устной форме. Носителями и создателями называли скопами – исполнители и создатели этих сказаний. Эти люди считались богоизбранными. Эта была одна из наиболее почитаемых фигур. Сидел у ног короля, его осыпали дарами. Хранитель мудрости. В основном ими становились дружинники, а также представители знати. Иногда даже короли выступали в роли скопов. Альфред великий сам выступал в роли скопа.

Поэмы – Веовульф, Видсид. Веовульф (8в.)–единственное крупное произведение англосаксов, сохранившееся целиком, богатство тем и сюжетов, сложность и многогранность содержания.Видсид (7в.) –необычная по содержанию, состоит из 3-х особых циклов. 1 – перечень имен знаменитых имен различных народов, 2- перечень известных скопов племен, 3 – перечень правителей, у которых гостил Видсид.

Британия осталась на периферии Каролингского возрождения. В британии был свой культурный центр и свое возрождение под эгидой Альфреда Великого. Тут было возрождение англосаксонской культуры. При дворе Альфреда Великого был образован кружок богословов, философов, писателей. Они ездили по стране, записывали произведения англосаксонской традиции. Монологи Аврелия Августина, сочинения Папы Григория 1.

Немаловажную роль в социально-экономическом и особенно культурном развитии англосаксонского общества сыграла церковь. В 597 г. папа Григорий I направил в Британию первую миссию для проповеди христианства. К этому времени христианство уже было знакомо населению Британских островов. Многие группы кельтов были христианизированы еще в III–IV вв. задолго до переселения германцев, но в ходе завоевания церковь утратила былые позиции. Значительная часть кельтов-христиан эмигрировала на континент, часть была ассимилирована германцами. Однако на западе страны и в Ирландии сохранились немногочисленные монастыри, где поддерживались традиции кельтского варианта христианства. В Ирландии жило немало отшельников, один из которых, ев. Колумбан (521–597), совершил попытку привести англосаксов в лоно церкви и основал знаменитый впоследствии монастырь в Иона. Успеха его миссия, как и миссия, посланная Григорием I, не имела. Тем не менее к началу VII в. почва для принятия новой религии оказалась подготовлена как внутренним развитием общества, так и постоянными контактами с христианским миром.

На протяжении VI в. положение христианской церкви в Англии было неустойчивым. Принимая новую веру, правители во многом руководствовались политическими соображениями и нередко возвращались в язычество. Лишь в середине VII в. кентские короли получили возможность уничтожать языческие капища, но прошло еще 50 лет, прежде чем король Кента Уитред установил штраф за идолопоклонство. Еще позже христианство проникает на север и северо-запад. Христианизация Мерсии начинается лишь с 685 г. Однако политические выгоды христианства, его способность поддержать королевскую власть были оценены знатью южных, наиболее развитых областей Англии, и в 664 г. собор в Витби признает его официальной религией.

Под влиянием ирландской церкви в Англии VII–IX вв. бурно растет число монастырей. Их основателями выступали как проповедники христианства, так и представители местной знати, щедро предоставлявшие землю и средства для постройки церквей и монастырских зданий, для украшения церквей и приобретения богослужебных предметов и книг. В VIII в. создается система диоцезов; резиденцией главы английской церкви становится Кентербери. Могущественная и богатая, поддерживаемая Римом, англосаксонская церковь играла существенную роль в укреплении государства и королевской власти, освящая ее своим авторитетом. Церковные деятели активно включались в решения внутри- и внешнеполитических вопросов, участвовали в составлении судебников, являлись членами королевских советов. Как единый организм, не связанный с отдельными ранними государственными образованиями, англосаксонская церковь способствовала их консолидации.

Церковь принесла англосаксам новую общеевропейскую культуру, однако дохристианские традиции сохранялись длительное время, что привело к культурному синтезу, не имеющему аналогий в средневековой Европе и наиболее ярко проявившемуся в письме и литературе.

Англосаксонские монахи, как и их ирландские предшественники и современники, отличались образованностью, широтой кругозора и большим творческим потенциалом. В монастырях создавались местные хроники, жития святых аббатов и епископов, комментарии к Библии и сочинениям Отцов церкви и многое другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Гитлер — ученик англосаксов

Гитлер — ученик англосаксов В Германии времен Второй мировой войны главным пропагандистом считается министр пропаганды Рейха Йозеф Геббельс. Не хочу отнимать у него заслуг, но он все же не более чем помощник Адольфа Гитлера и никогда, судя по некоторым деталям, в

ЦЕРКОВЬ, ЕРЕСИ И КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

ЦЕРКОВЬ, ЕРЕСИ И КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА С концом Римской империи христианство на время отступило из Англии и Германии. В Галлии, Италии и Испании церковная организация сохранилась. Неожиданным приобретением христианской церкви стала Ирландия, где, впрочем,

Раннефеодальное государство у англосаксов

Раннефеодальное государство у англосаксов Во главе англосаксонских королевств с момента их образования стоял король. Но в основе организации местного управления англосаксов в первый период после завоевания Британии лежал строй свободной сельской общины. Свободные

Глава I Британия до прихода англосаксов

Глава I Британия до прихода англосаксов Британия в древности Древнейший период в истории Британии стало возможным осветить благодаря археологическим изысканиям, которые получили особенно большое развитие в XX в. Но и сейчас еще многое в ранней истории Британских

Церковь и культура

Церковь и культура Вслед за перемещением центра хозяйственной и политической жизни на восток туда же к началу XVII в. смещается и центр жизни духовной. Галичина и Волынь находились в непосредственной близости от Польши, где бушевала католическая Контрреформация,

Союз англосаксов

Церковь. Власть и культура

Церковь. Власть и культура В течение столетий, ознаменованных влиянием григорианства, церковь использовала свою новообретенную власть для того, чтобы оказывать влияние на процесс преобразований общества в разных странах. Верховный правитель датского государства в XII в.

Русская православная Церковь и культура

Русская православная Церковь и культура Во времена татаро-монгольского ига роль Русской Православной Церкви необычайно возросла: Древнерусское государство распалось на отдельные княжества, и только Православная церковь цементировала единство Русской земли.Святая

Глава 19 Царь, культура и церковь

Глава 19 Царь, культура и церковь Размышляя об эпохе Ивана Грозного, в сознании сразу возникают страшные картины бесчинства опричников, моря крови, пытки, казни. И только потом, углубляясь в историческую память, мы вспоминаем о непреклонной борьбе грозного царя за единство

О претензиях англосаксов на мировое господство

Церковь, русская культура и её деятели

Церковь, русская культура и её деятели Знаменательными и трагичными были события, связанные с реформой и расколом русской церкви. В их водоворот попали судьбы ярких, незаурядных личностей того времени, в том числе патриарха Никона и лидера старообрядческого движения

Церковь и культура

Церковь и культура Церковь в древней Руси. По поводу принятия христианства на Руси написано множество исследований, в основе которых лежат как древнерусские летописи, так и иностранные источники. В многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей

Кровь англосаксов

Кровь англосаксов США и диктатура сектантов

Кровь англосаксов США и диктатура сектантов 1971 год. Вояки США проводят военную акцию в Лаосе. Захвачено 1250 тонн риса, 422 грузовика, убито 13 000 вьетнамцев, потери англосаксов США составили 8500 человек.Потери англосаксов резко растут. Вся англосаксонская Америка прилипает к

Англосаксонский период — эпоха в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны.

Англия, населенная бриттами, была около 400 лет римской провинцией под именем Британии. Когда римские легионы в начале V в. покинули Британию, её жители не в силах были более выдержать набеги своих северных соседей, пиктов и скоттов: в 449 г. они призвали на помощь, согласно преданию, ютов под началом Хенгиста и Хорсы, разбили пиктов и скоттов, и их успехи привлекли в страну новые толпы саксов, англов и ютов. Это наводнение страны саксами положило начало более чем столетней борьбе между первобытным кельтским населением и иноземными пришельцами — борьбе, из которой бритты, после упорного сопротивления, вышли порабощенными и отчасти принуждены были искать убежища в горах Уэльса и Корнуолла, где они ещё долго сохраняли свою независимость, отчасти переселились на соседний полуостров Франции, Арморику (нынешняя Бретань). Героем этой национальной борьбы кельтское сказание признает короля Артура, учредителя образцового рыцарского общества, известного под именем рыцарей Круглого стола.

Завоевав Англию, пришельцы составили не одно государство, а семь или восемь:

1. Кент, со столицей Кентербери, населенный преимущественно ютами;

2. Сассекс, или страна южных саксов;

3. Уэссекс, или страна западных саксов, главный город Винчестер;

4. Эссекс, или страна восточных саксов;

5. Нортумбрия, или страна к северу от реки Хамбера;

6. Восточная Англия, разделявшаяся на Норфолк (северный народ) и Саффолк (южный народ) и

7. Мерсия, в болотистых местностях Линкольншира, населенная преимущественно англами.

Кроме того, на юго-западе сохранились несколько владений туземных князей, как Думнония и Кумбрия.

Начиная с раннего IX века семь королевств гептархии стали все больше и больше подпадать под влияние Уэссекса. Короля Уэссекса Эгберта (802—839) историки иногда считают первым королем Англии. Внук Эгберта, Альфред Великий (871—899), явился освободителем и устроителем государства. Он первый из королей Уэссекса стал называть себя королем Англии.

С 793 года началось вторжение викингов, более известных в истории Англии под именем данов. Они даже утвердились в Нортумбрии, Мерсии и Восточной Англии. Альфред, победив данов, заключил с ними Уэдморский договор, остановив их продвижение. Его сын, Эдуард Старший и внук, Ательстан, военным и дипломатическим путем расширяли свои владения, и Ательстан стал первым реальным правителем всей Англии.

Страна наслаждалась внешним миром до короля Этельреда II Неразумного (978—1016), когда датчане с ещё большею силою возобновили свои нападения. Страна впала в плачевное состояние. В провинциях графы обратили свои области в наследственные земли. Королю приходилось откупаться от датчан за большие деньги (так называемые датские деньги), которые взимались в виде поземельного налога, и, невзирая на это, громадные толпы иноземцев оставались в стране и захватывали земли в провинциях. Чтобы сразу избавиться от непрошеных гостей, Этельред решился на поступок, стоивший ему престола. Он приказал перерезать в один день всех датчан, поселившихся между англосаксами, назначив для этого 13 ноября 1002 г. (Резня в день св. Брайса). Несколько тысяч датчан лишились жизни в этой всеобщей резне; даже дети их были избиты самым варварским образом. Но этой жестокостью Этельред навлек на себя месть датского короля Свена, который с 1003—1006 г. неоднократно являлся в Англию, опустошая одну область за другой. В 1007 г. Этельред купил мир за громадную сумму денег, но уже на следующий год Англия снова была опустошена датчанами, и в 1013 г. Свен покорил весь остров. Этельред бежал к своему шурину, герцогу Нормандскому; в 1014 г., по смерти Свена, витан вновь избрал Этельреда на трон, и он снова вернулся в Англию.




Когда Этельред умер в 1016 г., Кнуд Великий, сын Свена, завладел Англией и женился на вдове Этельреда, Эмме. Сыновья его Гарольд Заячья лапа (1035—1040) и Хардекнуд (1040—1042) умерли бездетными, и английские вельможи посадили на престол сына Этельреда и Эммы, Эдуарда Исповедника (1042—1066). Он долгое время скрывался при дворе нормандского герцога и потому оказывал особое расположение к своим нормандским друзьям, вызывая против себя неудовольствие английских вельмож. Наследство по себе он завещал нормандскому герцогу Вильгельму, и хотя преемником Эдуарда сделался граф Гарольд, Вильгельм высадился в Англии с 7-тысячным войском. 14 октября 1066 г. он разбил Гарольда близ Гастингса, и тут же на поле сражения провозгласил себя королем Англии.

Первоначально базовую единицу земельных отношений составлял надел свободного англосакса — гайда. Уже на самых ранних этапах существования англосаксонских королевств короли предоставляли определённые земли в пользованием лицам из служилой знати (гезитам). Однако права гезитов ограничивались изъятием продуктовой ренты, причитающейся согласно обычаям королю, в свою пользу и не затрагивали вещные права крестьян на их наделы. Но уже в VIII веке с возникновением практики предоставления королём грамоты на передаваемые гезиту или церкви земли положение начало меняться. Возник особый тип земельного держания, получивший название бокленд, который стал первым шагом на пути появления в Англии феодального землевладения. Жалуя земли в бокленд, король уступал не только право на сбор продуктовой ренты, но и право распоряжения этой территорией по своему усмотрению, включая дарение, продажу и передачу по наследству. Практика предоставления земель в бокленд к концу англосаксонского периода получила достаточно широкое распространение, хотя продолжали существовать и земли фолкленда, на которых продолжало действовать обычное право и с которых король получал продуктовую ренту и повинности в полном объёме.

К раннему периоду англосаксонской Британии относится также практика сдачи в аренду земель, находящихся во владении гезитов и церкви, другим лицам. В случае, если арендатором становился керл, он достаточно быстро оказывался в подчинённом положении по отношению к владельцу земли, что стало одним из способов формирования зависимого крестьянства и феодального хозяйства: за пользование землёй арендатор платил натуральную ренту или работал на запашке сеньора. Такие арендаторы с VIII века постепенно превращались в гебуров, утрачивая статус свободного крестьянина. Другим способом возникновения зависимого крестьянства стал переход разорившихся или малоземельных керлов под покровительство сеньора, который обеспечивал их землёй взамен на несение определённых повинностей.

К XI веку в Англии уже господствовало манориальное хозяйство, при котором обширные земли с зависимым населением находились во владении феодалов (эрлов, тэнов, церкви). Тем не менее характер феодального землевладения в англосаксонский период отличался крайним разнообразием: помимо владений с крупной барской запашкой, на которой трудились зависимые крестьяне, существовали владения, в которых власть сеньора ограничивалась взиманием продуктовой ренты (последнее было особенно характерно для областей датского права). Особый тип земельных владений представляли собой земли короля, позднее трансформировавшиеся в королевский домен нормандской Англии. Королевские владения были более благоприятны с точки зрения безопасности и налогового бремени для ведения хозяйства и торговли, что способствовало возникновению на них торговых и ремесленных местечек и городов. Большое значение имели также церковное землевладение, по размеру и структуре напоминающее королевские земли. Практика пожалования в дар церковным организациям земель с освобождением их от государственных повинностей была уже широко развита в VI—VII веках. Первоначально церковь изымала лишь продуктовую ренту с крестьян, живших в её владениях, однако позднее стала активно сдавать свои территории в аренду керлам и тэнам.

Таким образом ко времени нормандского завоевания земельные отношения в англосаксонской Британии развивались по пути феодализации. Вопрос о степени генезиса феодализма к середине XI века ещё окончательно не решён, однако не вызывает сомнения, что при всём своеобразии аграрные отношения англосаксонского периода постепенно трансформировались в русле общеевропейской системы феодального права.

Англосаксонский период — эпоха в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны.

Англия, населенная бриттами, была около 400 лет римской провинцией под именем Британии. Когда римские легионы в начале V в. покинули Британию, её жители не в силах были более выдержать набеги своих северных соседей, пиктов и скоттов: в 449 г. они призвали на помощь, согласно преданию, ютов под началом Хенгиста и Хорсы, разбили пиктов и скоттов, и их успехи привлекли в страну новые толпы саксов, англов и ютов. Это наводнение страны саксами положило начало более чем столетней борьбе между первобытным кельтским населением и иноземными пришельцами — борьбе, из которой бритты, после упорного сопротивления, вышли порабощенными и отчасти принуждены были искать убежища в горах Уэльса и Корнуолла, где они ещё долго сохраняли свою независимость, отчасти переселились на соседний полуостров Франции, Арморику (нынешняя Бретань). Героем этой национальной борьбы кельтское сказание признает короля Артура, учредителя образцового рыцарского общества, известного под именем рыцарей Круглого стола.

Завоевав Англию, пришельцы составили не одно государство, а семь или восемь:

1. Кент, со столицей Кентербери, населенный преимущественно ютами;

2. Сассекс, или страна южных саксов;

3. Уэссекс, или страна западных саксов, главный город Винчестер;

4. Эссекс, или страна восточных саксов;

5. Нортумбрия, или страна к северу от реки Хамбера;

6. Восточная Англия, разделявшаяся на Норфолк (северный народ) и Саффолк (южный народ) и

7. Мерсия, в болотистых местностях Линкольншира, населенная преимущественно англами.

Кроме того, на юго-западе сохранились несколько владений туземных князей, как Думнония и Кумбрия.

Начиная с раннего IX века семь королевств гептархии стали все больше и больше подпадать под влияние Уэссекса. Короля Уэссекса Эгберта (802—839) историки иногда считают первым королем Англии. Внук Эгберта, Альфред Великий (871—899), явился освободителем и устроителем государства. Он первый из королей Уэссекса стал называть себя королем Англии.

С 793 года началось вторжение викингов, более известных в истории Англии под именем данов. Они даже утвердились в Нортумбрии, Мерсии и Восточной Англии. Альфред, победив данов, заключил с ними Уэдморский договор, остановив их продвижение. Его сын, Эдуард Старший и внук, Ательстан, военным и дипломатическим путем расширяли свои владения, и Ательстан стал первым реальным правителем всей Англии.

Страна наслаждалась внешним миром до короля Этельреда II Неразумного (978—1016), когда датчане с ещё большею силою возобновили свои нападения. Страна впала в плачевное состояние. В провинциях графы обратили свои области в наследственные земли. Королю приходилось откупаться от датчан за большие деньги (так называемые датские деньги), которые взимались в виде поземельного налога, и, невзирая на это, громадные толпы иноземцев оставались в стране и захватывали земли в провинциях. Чтобы сразу избавиться от непрошеных гостей, Этельред решился на поступок, стоивший ему престола. Он приказал перерезать в один день всех датчан, поселившихся между англосаксами, назначив для этого 13 ноября 1002 г. (Резня в день св. Брайса). Несколько тысяч датчан лишились жизни в этой всеобщей резне; даже дети их были избиты самым варварским образом. Но этой жестокостью Этельред навлек на себя месть датского короля Свена, который с 1003—1006 г. неоднократно являлся в Англию, опустошая одну область за другой. В 1007 г. Этельред купил мир за громадную сумму денег, но уже на следующий год Англия снова была опустошена датчанами, и в 1013 г. Свен покорил весь остров. Этельред бежал к своему шурину, герцогу Нормандскому; в 1014 г., по смерти Свена, витан вновь избрал Этельреда на трон, и он снова вернулся в Англию.

Когда Этельред умер в 1016 г., Кнуд Великий, сын Свена, завладел Англией и женился на вдове Этельреда, Эмме. Сыновья его Гарольд Заячья лапа (1035—1040) и Хардекнуд (1040—1042) умерли бездетными, и английские вельможи посадили на престол сына Этельреда и Эммы, Эдуарда Исповедника (1042—1066). Он долгое время скрывался при дворе нормандского герцога и потому оказывал особое расположение к своим нормандским друзьям, вызывая против себя неудовольствие английских вельмож. Наследство по себе он завещал нормандскому герцогу Вильгельму, и хотя преемником Эдуарда сделался граф Гарольд, Вильгельм высадился в Англии с 7-тысячным войском. 14 октября 1066 г. он разбил Гарольда близ Гастингса, и тут же на поле сражения провозгласил себя королем Англии.

Первоначально базовую единицу земельных отношений составлял надел свободного англосакса — гайда. Уже на самых ранних этапах существования англосаксонских королевств короли предоставляли определённые земли в пользованием лицам из служилой знати (гезитам). Однако права гезитов ограничивались изъятием продуктовой ренты, причитающейся согласно обычаям королю, в свою пользу и не затрагивали вещные права крестьян на их наделы. Но уже в VIII веке с возникновением практики предоставления королём грамоты на передаваемые гезиту или церкви земли положение начало меняться. Возник особый тип земельного держания, получивший название бокленд, который стал первым шагом на пути появления в Англии феодального землевладения. Жалуя земли в бокленд, король уступал не только право на сбор продуктовой ренты, но и право распоряжения этой территорией по своему усмотрению, включая дарение, продажу и передачу по наследству. Практика предоставления земель в бокленд к концу англосаксонского периода получила достаточно широкое распространение, хотя продолжали существовать и земли фолкленда, на которых продолжало действовать обычное право и с которых король получал продуктовую ренту и повинности в полном объёме.

К раннему периоду англосаксонской Британии относится также практика сдачи в аренду земель, находящихся во владении гезитов и церкви, другим лицам. В случае, если арендатором становился керл, он достаточно быстро оказывался в подчинённом положении по отношению к владельцу земли, что стало одним из способов формирования зависимого крестьянства и феодального хозяйства: за пользование землёй арендатор платил натуральную ренту или работал на запашке сеньора. Такие арендаторы с VIII века постепенно превращались в гебуров, утрачивая статус свободного крестьянина. Другим способом возникновения зависимого крестьянства стал переход разорившихся или малоземельных керлов под покровительство сеньора, который обеспечивал их землёй взамен на несение определённых повинностей.

К XI веку в Англии уже господствовало манориальное хозяйство, при котором обширные земли с зависимым населением находились во владении феодалов (эрлов, тэнов, церкви). Тем не менее характер феодального землевладения в англосаксонский период отличался крайним разнообразием: помимо владений с крупной барской запашкой, на которой трудились зависимые крестьяне, существовали владения, в которых власть сеньора ограничивалась взиманием продуктовой ренты (последнее было особенно характерно для областей датского права). Особый тип земельных владений представляли собой земли короля, позднее трансформировавшиеся в королевский домен нормандской Англии. Королевские владения были более благоприятны с точки зрения безопасности и налогового бремени для ведения хозяйства и торговли, что способствовало возникновению на них торговых и ремесленных местечек и городов. Большое значение имели также церковное землевладение, по размеру и структуре напоминающее королевские земли. Практика пожалования в дар церковным организациям земель с освобождением их от государственных повинностей была уже широко развита в VI—VII веках. Первоначально церковь изымала лишь продуктовую ренту с крестьян, живших в её владениях, однако позднее стала активно сдавать свои территории в аренду керлам и тэнам.

Таким образом ко времени нормандского завоевания земельные отношения в англосаксонской Британии развивались по пути феодализации. Вопрос о степени генезиса феодализма к середине XI века ещё окончательно не решён, однако не вызывает сомнения, что при всём своеобразии аграрные отношения англосаксонского периода постепенно трансформировались в русле общеевропейской системы феодального права.

Ключевые слова: англосаксонский, ассимиляция, культурная идентичность, английская церковь, нормандское завоевание, этнические группы, древнеанглийский, англосаксонская литература.

THE ANGLO-SAXON IDEA AS THE BASIS OF THE CULTURAL IDENTITY OF THE INHABITANTS
OF THE BRITISH ISLES

Sizova O.V.*

“Polyglot” Foreign language courses, Arzamas, Russia

Abstract

The article is devoted to the Anglo-Saxon period in the history of England, touches upon the problem of using the term “Anglo-Saxon”, and explores the ethnic composition of the inhabitants of Great Britain before and after the Norman conquest. The study examines the processes of assimilation that took place on the territory of the British Isles during the Middle Ages. Attention is focused on the ability of the Anglo-Saxons to assimilate other peoples such as the Normans (the French) and Scandinavians. The article also traces the processes of interaction between Celtic, Roman, Germanic, Scandinavian and Norman cultures as well as the influence of the Latin, Old Norse, French and Celtic languages on the language of the Anglo-Saxons. Also, the author analyzes the factors that influenced the formation of the cultural identity of the English while paying special attention to the process of Christianization of the Anglo-Saxons, linguistic aspects, literary works, and the role of intellectuals in the formation of the national English culture. The article deals with the problem of the changing image of the Anglo-Saxons and the representation of Anglo-Saxon ideas in different historical periods.

Keywords: Anglo-Saxon, assimilation, cultural identity, the English church, Norman conquest, ethnic groups, Old English, Anglo-Saxon literature.

Англос́аксы, общее название германских племён англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5- 6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы. Позднее Англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английскому народу [13].

Несмотря на то, что историческими предками англичан можно считать несколько народов, среди которых кельты, скандинавы, римляне, нормандцы и более древние народы, населявшие острова (иберийцы, бикеры и др.), во всём мире они прежде всего ассоциируются с англосаксами – германскими племенами, которые стали активно прибывать в Великобританию в V веке. Периодом их владычества считаются V – начало XI вв.

Можно выделить ряд причин, способствовавших выделению англосаксов среди других этносов. Прежде всего, нужно отметить, что достоверных источников, повествующих о данном этапе в истории Англии, очень мало, а у авторов, которые писали об англосаксах после Нормандского завоевания 1066 г., наблюдаются значительные расхождения во мнениях, что обусловлено их предвзятостью (расхождение во взглядах по поводу влияния нормандцев/французов на англосаксов/англичан, роли Вильгельма Завоевателя и его политики для Англии), а многие письменные свидетельства были утеряны или уничтожены во время правления Генриха VIII и гражданской войны. Более того, отношение к англосаксам периодически менялось на протяжении истории, их то превозносили за свободолюбие, называя родоначальниками демократического общества, то ругали за разрозненность и неумение сплотиться (против викингов или нормандцев), ассоциировали с нацизмом после 2-х мировых войн. Протестанты искали в англосаксонских манускриптах подтверждение своих идей. При королеве Виктории, которая имела немецкие корни, возобновился интерес к истории и легендам прошлого. Викторианцы восхищались англосаксами, высокую популярность приобрели такие полулегендарные личности, как Артур и его рыцари, а также они идеализировали короля Альфреда, считая его основателем флота, стоящего у истоков Британской империи. В это время родился миф о происхождении Англии, миф об англосаксах [3].

Томас Джефферсон – третий президент США (1801 – 1809 гг.), один из авторов Декларации независимости был большим поклонником англосаксонской культуры. В их истории он нашёл зачатки представительской демократии. Он изучал древнеанглийский язык и англосаксонские законы, а также ввёл изучение древнеанглийского языка в университетский курс и способствовал развитию исследований англосаксонской истории и культуры.

Нужно отметить, что романо-бритты стояли на довольно высоком уровне развития, будучи интегрированными в Римскую империю, говорили на латыни, в то время как германцы находились на более низкой ступени развития и говорили на древнеанглийском (протоиндоевропейский язык, германская ветвь, западногерманский, нижне-германский), принеся с собой германские саги и богов северного скандинавского региона. Длительное время после их прибытия на островах сохранялся довольно низкий уровень жизни (в основном сельское хозяйство, слабо развитая торговля), наблюдалось сильное сокращение населения, германский быт подразумевал примитивные деревянные постройки, вещи, которые легко можно было переносить, устное творчество, в социальных отношениях важную роль играли преданность и месть. Англосаксы надстроили свою культуру на уже существующей [3].

Что касается кельтской и римской версий христианства, то между ними развернулась борьба на территории англосаксонских королевств. Серьёзными различиями и расхождениями являлось то, как постригать волосы и исчислять дату Пасхи (кельтская церковь ближе к греческой, восточной версии христианства). Римская церковь победила, возможно, по причине большей организованности, большего престижа латыни, так как латинский был источником знания, доступом к многочисленным произведениям и трудам.

Подводя итог, можно сказать, что период английской истории с V по XI вв. представляет большой интерес для исследователей, так как является важным для понимания особенностей английской культуры и идентичности. И хотя идеи и образ англосаксов неоднократно пересматривались после 1066, искажались и использовались в различных целях, англосаксонская культура имела большое значение в процессе формирования английской идентичности, культуры и нации.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: