Культ яхве в иудаизме кратко

Обновлено: 07.07.2024

С образованием рабовладельческого государства одни древние боги — покровители племен превращаются в местных, а другие — в государственных богов. Иисус Навин почитался, например, как древнее североханаанское божество растительности, а впоследствии был превращен жрецами в сподвижника Моисея. Древние боги Авраам, Исаак, Иаков в Библии изображены в виде патриархов, и культ их сохраняется в иудаизме до наших дней.

Единый бог, контролирующий многочисленные явления природы, объединяющий противоположные силы природы, есть только копия единого восточного деспота.

Начиная с X в. до н. э., когда иудейское государство уже сложилось, Яхве был провозглашен всемогущим, всесильным, творцом мира.

В течение трех столетий (X—VII вв. до н. э.) шла острая борьба за сосредоточение культа Яхве в Иерусалимском храме, за упразднение местных святилищ ваалов. Эта борьба была выражением классовой борьбы централизованной власти рабовладельцев против пережитков родовых, племенных отношений. Наконец, в 621 г. до н. э. царь Иосия провел религиозные реформы, в результате которых центром почитания бога Яхве стал Иерусалимский храм.

Централизация культа привела к усилению иерусалимского жречества, в пользу которого население было обложено различными налогами. Храм владел рабами и обладал большими денежными суммами.

Наряду со жрецами в царский период появляются так называемые пророки. Пропагандируя культ Яхве, пророки призывали уповать на приход мессии (небесного спасителя), долженствующего принести благоденствие угнетенным низам. Выступая иногда против социальной несправедливости, они, однако, никогда не призывали трудящихся к борьбе против эксплуатации.

Около 935 г. до н. э. древнееврейское государство распадается на два: Израиль и Иудею. Первое в 722 г. до н. э. было покорено Ассирией, второе в 586 г. до н. э. попало под владычество Вавилонии. Знать и население Иерусалима оказались в вавилонском плену. Часть из них вернулась в 538 г. до н. э. на родину, когда Вавилонией овладел персидский царь Кир. Вследствие этого в иудаизме появляются элементы ассирийской, вавилонской и персидской религий. Евреи наряду с богами своего пантеона (Яхве, Эль-Эльон, Эль-Шаддай) стали почитать и богов пантеона других народов (Астарту, Молоха, Таммуза и др.). Вместе с тем в VIII—V вв. до н. э. появляется пророческая литература, настойчиво проповедующая монотеизм. В это же время в монотеистическом духе преобразуются древнейшие легенды и мифы и совершается первая редакция ветхозаветных текстов.

Жрецы и пророки, а впоследствии раввины и буржуазные националисты отстаивали тезис о том, что единый и всесильный бог Яхве избрал еврейский народ, открылся ему, чтобы дать якобы единственно верное и душеспасительное учение, которое он призван свято беречь и нести всем народам мира. Учение это, утверждали они, Яхве преподал иудеям в форме завета (особого договора), а потому он является священным и богооткровенным.

Что же собой в действительности представляет этот завет, который у христиан именуется Ветхим заветом, а у иудеев Танах?

Ветхий завет — это та часть Библии, которая объединяет Пятикнижие, Пророков и Писания.

Научная критика Ветхого завета доказала, что этот документ имеет сложную и более чем тысячелетнюю историю своего становления. Самая древняя часть Ветхого завета (Песнь Деборы) восходит к XII в. до н. э. Пятикнижие было обнародовано в V в. до н. э.

В XIX и XX вв. были обнаружены литературные памятники народов древнего Востока, которые по своему происхождению древнее Ветхого завета. Авторам Библии эти памятники были известны. Не случайно при сравнении текстов памятников с ветхозаветным текстом нередко выявляется их почти полная тождественность.

Приведем несколько примеров.

Другим примером может служить ветхозаветная книга Притчей. Авторство этой книги церковники припиеывают библейскому царю Соломону (X в. до н. э.). Однако сличение Притчей с египетским памятником второго тысячелетия до н. э. под названием Поучение Амен-ем-опе показывает буквальное совпадение отдельных мест этих двух книг.

Кодекс Хаммурапи, Поучение Амен-ем-опе и Библия, равно как и многие другие памятники седой старины,— суть произведения людей определенной исторической эпохи. Только сквозь туманные религиозные очки Ветхий завет может показаться каким-то откровением.


В низменных районах на севере, главным образом вдоль берега моря за горой Кармель, жил торговый народ хананеи, от имени которого страна получила название (земля Ханаана, как ее обычно называли).

Могущественная Египетская держава периодически с переменным успехом пыталась распространить свое влияние к северу. Загадочные хетты появлялись здесь не только как завоеватели, но и в качестве колонистов. Ассирийские правители в войнах с Египтом или в попытках покорить местных вождей неоднократно пересекали страну. В свою очередь, из заселенных долин Месопотамии пришли арамейские переселенцы, чтобы поселиться на этой плодородной земле. Их называли иврим, или евреи[29].

Среди этих арамейских переселенцев выделяется некий Аврам, или Авраам, уроженец Ура, одного из крупнейших городов Междуречья. Со времени Авраама начинается так называемый период патриархов в истории иудаизма, продолжавшийся до появления знаменитого пророка Моисея.

Прошло несколько сот лет со времен легендарных патриархов, когда некий израильтянин по имени Моисей стал во главе движения за возрождение и освобождение еврейского народа, находившегося под властью египтян. После многих превратностей, которые библейская традиция передает с обилием деталей, он сумел вывести своих соплеменников из Египта и повел их к земле, где когда-то жили их отцы (Некоторые авторитеты датируют Исход 1445 г. до н. э., но большинство ученых принимают дату около 1227 г. до н. э.).

В Библии мы читаем о гибели, постигшей египетское войско, когда оно преследовало евреев и было застигнуто приливом в Красном море. Праздник Лесах (Пасха), который учредили беглецы в честь своего освобождения, соблюдается их потомками до сего дня. Вместе с израильтянами из Египта вышли также и другие племена, большей частью, очевидно, гиксосы. Они были поглощены двенадцатью семьями (коленами), или племенами, на которые к этому времени разделились потомки двенадцати сыновей Иакова.

Сразу же прийти в Палестину, где была еще сильна власть египтян, было нельзя. Продолжительный период (традиционно определяемый в 40 лет) израильтяне оставались в Синайской пустыне, между Египтом и Палестиной. Это был период суровых испытаний, во время которых Моисей сплотил разобщенные племена в единый народ. Во время изгнания или скитаний по Синайской пустыне он познакомился с культом божества ИХВХ (Яхве)[30], известного прежде лишь племени кенитов.


Хаммурапи. 1792-1750 гг. до н. э.

Моисей сумел заставить еврейские племена принять этот культ для поклонения. Свод законов, данных им, – Десять заповедей, стал основой еврейской жизни и права вплоть до наших дней и в значительной степени повлиял на гуманистические идеалы Нового времени. По библейскому преданию, пророк Моисей взошел на гору Синай, где получил от Бога, открывшего ему свое имя, скрижали Завета – две каменные плиты с высеченным на них текстом Десяти заповедей – для передачи всему народу, ожидавшему внизу, у подножия горы. Эти скрижали стали ценнейшим достоянием еврейского народа и хранились в специально сделанном ларе, названном Ковчег Завета. Десять основных предписаний еврейского учения впоследствии были признаны и христианами и стали основными этическими законами для значительной части человечества:

«1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.


Древний папирус Весткар

Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода у ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Господь того, кто произнесет имя Его всуе.

Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней трудись и делай всю свою работу, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что был ты рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить день субботний.

Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Господь, Бог твой, дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Бог твой, отдает тебе.

Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем.

Такое начало наложило на всю израильскую религию своеобразный отпечаток. Этому обстоятельству она обязана не только тем, что, будучи вызвана к жизни творческим актом Бога, она с самого начала была тесно связана с историей народа и даже превратилась в главный фактор в его развитии, но и той ее определенной особенностью, что она прежде всего являлась религией избавления. В этом заключается для иудаистов опора их веры и основание их надежд.

Проникновение в Палестину началось под руководством некоего Иошуа (Иисус Навин) из могучего колена Эфраим. В отличие от Моисея он был скорее военачальником, чем духовным вождем. Евреи перешли Иордан возле устья реки Ябок, примерно в двадцати пяти милях к северу от Мертвого моря. Первым подвергся нападению Иерихон, укрепленный город, сохранявший верность египетским властителям. В исторической битве при Бет-Хороне конфедерация местных царьков потерпела поражение. Израильтяне овладели горным районом в центре Палестины. Отсюда они медленно продвигались на север, пока их продвижение не было остановлено цепью укрепленных поселений, защищавших долину Изреэль (Ездрелонскую). Так началось заселение израильтянами той земли, с которой они были так или иначе связаны во всей последующей истории.

Само имя Яхве ученым не удалось расшифровать. Хотя новый культ был культом исключительным, не допускавшим поклонения другим богам, Яхве был, в сущности, божеством того же типа, что и многие прочие, которых представляли в виде быка, льва или священного камня, то есть покровителя племени с отчетливыми тотемическими чертами. Лишь много позже, во времена монархии, этот культ был реформирован, очищен и превратился в монотеизм в собственном смысле слова. Вероятно, это было сделано царями из династии знаменитого Давида (около 1004-965 гг. до н. э.), происходившего из колена Иехуда, который воспользовался временной слабостью Египта на юге и Ассирии на севере и создал сильное царство.


Аарон превращает свой жезл в змея


Храм Св. Троицы на вершине горы Синай

Давид укрепил границы страны в войнах с соседними государствами. Система управления внутри страны коренным образом изменилась. Перестроилась и усовершенствовалась гражданская власть. Даже жречество подверглось серьезной реорганизации. Именно тогда началось возвышение Яхве – племенного бога рода Иехуда. Он стал играть главную роль в пантеоне, постепенно вбирая в себя черты других божеств.


У новорожденной нации еще не было центра. Однако среди городов, захваченных Давидом внутри естественных границ страны, был один, Джевус, который идеально подходил для этой цели. Расположенный в центре, он не был исторически связан ни с одним племенем. Окруженный с трех сторон пропастями, город был почти неприступен. Рядом проходили важные пути связи и торговли. Помимо всего, город был завоеван Давидом и стал его любимым детищем. С тех пор город называется Ерушалаим – Иерусалим[32].


Долгий период войн и мирного груда, который последовал за приходом евреев в Палестину, способствовал их консолидации. Разрозненные племена, отличавшиеся происхождением и традициями, приобрели чувство единства и развили общую веру. При таком взгляде на ранний период истории народа Израиля монотеистический принцип, являющийся основой еврейской религии, представляется как результат медленной и постепенной эволюции, а не как чудо, возникшее неожиданно, о чем рассказывает Библия. Но в любом случае, это повествование не столько о явлении божества человеку, сколько о постепенном открытии человечеством для себя Бога.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Против культа личности

Парадоксы скотоводческого культа

После культа

После культа — Юрий Николаевич, без культа личности Сталина нам, наверно, этой фигуры до конца не понять. Что же это было за явление в нашей истории?— Ну всё-таки сначала давайте закончим, как вы говорите, с фигурой. Так вот, о фигуре мы должны вообще прекращать говорить с

V глава: МУХАММЕД, АЛЛАХ И ЯХВЕ

Возникновение культа Яхве

Возникновение культа Яхве История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание

Происхождение культа Ямантаки

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм включил в себя брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял.

Загадки солнечного культа

Происхождение культа Ямантаки

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм воспринял брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял. Каждому

3.8. Кто возвел храм Яхве в Иерусалиме?

3.8. Кто возвел храм Яхве в Иерусалиме? Тем временем важные перемены происходили к юго-востоку от Финикии – в Палестине. Там образовалось новое царство. История Палестины в 1200 – 1000 годах до нашей эры, предшествующая его появлению, нам плохо известна. Из Египта никаких

Возрождение военного культа

Возрождение военного культа Полвека почти непрерывных побед подняли престиж военной касты. За мрачной авансценой ожесточенных споров и коррупции поднимался пик самопожертвования и блеска: война, которая унизила могущественную Россию четвертью века раньше, — высота 203

СВЯТИЛИЩА И МЕСТА КУЛЬТА

СВЯТИЛИЩА И МЕСТА КУЛЬТА "Они находят, что вследствие величия небожителей-богов невозможно… заключить внутри стен… И они посвящают им дубравы и рощи…"Таким образом, Тацит и другие древние авторы фактически говорят одно и то же. Как таковые, храмы римского периода

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22) Для первоначальной стадии истории христианства Ф. Энгельс отмечает такую ее существенную особенность, как простота ритуала. Выше уже отмечалось, что в дальнейшем развитии христианства обряды иудаизма, в особенности такой обременительный и

Глава 13 Бог Тур и ареал его культа

Глава 13 Бог Тур и ареал его культа К числу важнейших русских богов, основательно позабытых современными академическими учеными, относится бог Тур. Впервые на это обратил внимание А.Н. Афанасьев. Его идею блестяще развил выдающийся русский фольклорист Александр Сергеевич

1. Истоки культа Ленина в России

Возникновение культа

Возникновение культа Мифический образ Ленина как правителя Советской России принимал в лениниане тех лет различные формы. В период его болезни проверке общественным мнением подвергались политически выдержанные описания его личности, предназначенные для целей

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Кто такой Яхве…

В 1974 году археологами был открыт древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии с середины IV тысячелетия до н.э. Назывался он — Эбла. В руинах царского дворца, скорее всего, разрушенного в XXIII веке до нашей эры, год спустя, был обнаружен огромный архив, который насчитывал около 16 тысяч клинописных глиняных табличек.

«Основная ценность царских архивов города, состоит в том, что они дали нам возможность узнать о великом государстве третьего тысячелетия до новой эры, его административном и социально-экономическом устройстве, религиозных верованиях. В более широком плане они открыли для нас совершенно новый, неизвестный мир — культуру, ставшую основой для последующих блестящих цивилизаций Сирии.

Версия вкусная, хотя и является хоругвью альтернативной истории. Но поскольку академическая наука своих гипотез выдвигает мало, рассматривать придётся. Посылая евреев атаковать Землю Обетованную, Яхве (Йамму) с Патриархом Моисеем развязывают новую войну. Заявляют о реванше, хотят произвести рокировку главных божеств.

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Один из многих…

Псалом 81. Там упоминается божество Элохим (Яхве), заседает в собрании Эла. Сообщает: все боги земель Леванта — сыновья Эла (Элиона).

Псалом 88 — Яхве всё ещё сын богов, но уже какой-то немыслимо великий.

Битва Иакова с ангелом (Иллюстрация из открытых источников)

Циклы текстов Баала (Ваала) написаны во славу Баала. Или Энума Элиша — во славу Мардука. Ничем подобным Яхве не был удостоен. Но вот спёрли евреи у Баала много чего. Библейские повествования полностью повторяют мифологические темы и образы текстов города Угарита. В Ветхом Завете Яхве сражается с морскими чудовищами (это подвиг Баала перед лицом бога Ям). Потом еврейский бог борется с силами Хаоса, Левиафаном, Таннином-Рахабом. Это тоже свершения Баала.

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Эль — наш Бог!

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Пустынный бог?

Патриарх был якобы верховным жрецом мадианитян. В принципе, версия вкусная. Потому что Моисей сначала крайне благоволил этому племени. И слишком много совпадений встречается в Библии с землями этого народа (топография Южной Палестины). Более того, это находит подтверждение археологией кое-какой. Которая ставит Яхве вне западно-семитских божеств. Но находки немцев трактовать можно очень широко. А Библия говорит совсем другое.

Истребление мадианитян судьей Гедеоном (Иллюстрация из открытых источников)

Дотошно подсчитана добыча евреев: 675 000 голов мелкого скота, 72 тысячи — крупного, 61 тысяча ослов и 32 тысячи девственниц. Часть была оставлена для Бога, в том числе 32 пленные девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег. Остальные девицы, оставленные в живых, были отданы для перевоспитания в общины…

Больше сказать можно… израильтяне родом из Ханаана. Они не могли принести культ Яхве из-за пределов Палестины. Значит…

Правдоподобная версия

Пророк Илия изобличает Ахава (Иллюстрация из открытых источников)

Рангом повыше чудотворцы — вообще державу берегут, в бой батальоны большие водят. Заставляя озябших врагов (в трескучий мороз) с голым задом города неприступные штурмовать. Среди романтично настроенных рыцарей-мужчин и подавляющего большинства женщин — ТОП-1 молитв… само собой, к Богородице обращено.

Хотя Библия категорически возражает против посредничества и заступничества перед Творцом, полистайте статьи канала с доказательной базой. Не найдем в Библии и каких-то исключительных качеств Марии, которым нужно поклоняться. Тем более — молитвы Богородице слать. Но почему так стало принято? По единственной фразе в Евангелии от Луки, когда эта достойная женщина сказала такую фразу:

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

А теперь подумайте над самым драматичным моментом Нового Завета. Христос, умирая на Голгофе, поступил с Марией, как любящий сын. А не как Первосвященник церкви. Марию он не оставил на попечение совета апостолов. Хотя знал же наверняка: им удастся ещё при жизни создать очень небедную церковную организацию. Не назначил мать возглавлять какую-то христианскую общину. Иисус передал Марию на попечение самому младшему из учеников — Иоанну. Который должен был стать… просто её сыном:

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Обратите внимание, Новым Заветом Мария упоминается только четырьмя Евангелиями: от Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Именно они досконально описали человеческую жизнь Иисуса. Но там нет понимания… что мать путешествовала с Христом по городам и землям Иудеи во время его служения. Рядом с Мессией постоянно находились самые разные женщины, которые оказывали разнообразную помощь предприятию.

Проблемы Марии…

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Проблемы веры.

Вера в Бога Израилева и Его Сына Иисуса не растолковывалась, как раньше. А именно насаждалась силой часто, без сопутствующего подробного объяснения. С 313 года, вслед за удачливым императором Константином, в христианскую церковь многие пошли из-за веяний моды или по меркантильным соображениям. С 384 года — уже под страхом смерти в воду прыгать стали, спеша окреститься.

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

В неразделенной Церкви (до великого Раскола 1054 года) почитание Матери Божией было чуть ли насильно противопоставлено языческим оргиастическим культам богинь-матерей (Гее, Изиде, Кибеле, Астарте, Диметре, Персефоне и т.д.). Которые тысячи лет отвечали за плодородие, любовь, семейные отношения, деторождение. Это же из хронологии торчит.

Церковные торжества в дни Успения и Рождества Девы Марии… как-то странно совпали по времени с древними языческими празднествами по случаю сбора урожая, завершения сельскохозяйственного цикла и начала следующего.

Оглянитесь

Почти каждый день — памятование какой-то святой личности, а самым популярным - так праздника великого не жалко. Полностью забыв Писание, где про заступничество и молитвенную поддержку перед Богом сказано очень просто. Христос для того и стал человеком, чтобы сострадать грешным людям:

Люди указывают мудрому и справедливому Создателю Вселенной, … однако. Штаты ему комплектуют. Кого Господь должен приблизить к Себе, а кого нет. Кому можно через пару лет молиться, а кто сотенку подождет. Между тем, о служении настоящих Божьих штатных сотрудников: ангелов, серафимов, херувимов и других небесных воинств — полный молчок. О них верующие вообще, кроме пары имен, вспомнить не могут. И это правильно. Не должны знать. Потому что принцип такой заложен в Писании:

А вы про каких-то… человеков.

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Император Константин Великий .

Историки (ухмыльнувшись) говорят совсем другое. Константин Великий был прожжённым циником, жестоким правителем, с самым суровым нравом. Вынужденная дружба с христианством ему совсем не мешала гнобить народ Империи принятием самых жестоких указов, ущемляющих многие права. Убивать и казнить по собственной прихоти. Вскоре после I Вселенского собора им были умерщвлены собственные жена, сын и зять.

По преданию, этот крайне жёсткий государь всё же принял Крещение, находясь на смертном одре в 337 году. От ариан. Которых только-только на I-ом Вселенском соборе 325 года предали анафеме, назначив страшными еретиками. Кто не помнит, арианство — это упрощённая версия христианства, теологическое учение IV-VI веков, крайне популярное. Его страшный грех — отрицание предвечного божества Христа.

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Князь Киевский ,

Признать его равным… апостолам Петру, Павлу, Иоанну и другим ученикам Мессии? Очень интересно. Насколько христианство бы распространилось, если бы эти достойные мужи взяли в руки факел и меч, силой навязывая Евангелие? Кроша в салат язычников и иудеев, отказавшихся принимать Благую Весть.

Но… как-то всё криво пошло. Есть даже обоснования Церквей, что Иисус вполне допускал применение насилия. Всё скрыто в неверном толковании (или сознательно искажённом, что вероятнее всего) фразы Христа:

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

И тут… о, Небо. Речь идёт исключительно о взаимоотношениях в семье. Потому что следующей фразой спаситель говорит:

Евангелист Лука, гений литературного слога и образованный эллин, по-другому мысль Христа изложил:

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Опять же… еврейский Господь неожиданно стал высоким моралистом. Допускал истребление тех народов, которые погрязли в страшном грехе. Потеряли облик человеческий, задуманный в Эдемском Саду. Устроили беспорядочные половые связи, кровосмешение и инцесты самые разные (чем евреи не брезговали, но были порицаемы).

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Но Новый Завет поменял инструкции. Дед Небесный стал сентиментален с годами, решил попробовать новый инструмент. Раскрыть свою обратную сторону характера, добрую и возвышенную. Его Сын возвестил доктрину:

Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Могущественный Яхве, которого у православных славян принято называть коротко – Господь, представляет собой противоречивую фигуру. Представители мировых религий и философских учений на протяжении столетий не приходят к единому мнению – един ли бог для представителей столь разных конфессий. Единственное, в чем сходятся ученые и священнослужители всего света, Яхве – одно из множества имен, под которым великое существо упоминается в исторических источниках.

История происхождения

Культ Яхве берет начало на земле Египта. Изначально еврейский бог занимал второстепенное значение в многообразном пантеоне существ, которым поклонялись кочевники и скотоводы. Причем почитался Яхве как демон пустыни.

Демон Яхве

Демон Яхве

С течением времени представители племени Иуды – племени, считавшего себя потомками сына Иакова, – провозгласили бога защитником и покровителем их родовой ветви. После объединения множества племен в Израильское государство, Яхве стал божеством, оказывающим влияние на весь народ Израиля.

С ростом статуса менялось и значение идола. Израильтяне, втянутые в военные конфликты с филистимлянами и моавитянами, провозгласили Яхве богом войны. Мужчина, которого раньше изображали в образе льва или быка, обрел человеческие черты, но до конца не утратил звериный облик, сохранив жестокость и кровожадность в характере.

Резкое распространение культа Яхве связано с Моисеем. Ветхий Завет утверждает, что на горе Синай, куда еврейский пророк поднялся за заповедями, бог, у которого Моисей спросил имя, называл себя Яхве. Кстати, в Ветхом Завете это имя божества встречается около 7000 раз.

Пророк Моисей

Пророк Моисей

В Средневековье Яхве из-за ошибки в трактовки получил имя Иегова. А позже, в синодальном переводе Библии на русский язык, божество стали обозначать именем Господь. Впрочем, как и большинство теологических споров, история происхождения Яхве имеет под собой шаткую систему доказательств.

Яхве в мировых религиях

Христианство определяет Яхве как Сына Божьего, который после воплощения на Земле стал носить имя Иисус. Что примечательно, Библия также называет Яхве Творца, то есть создателя земли и неба. Подобная же трактовка характерна для православия.

Споры о том, считается ли Аллах образом (или очередным именем) Яхве, не утихают столетия. В Коране подобное слово не встречается. Приверженцы мусульманства считают, что имя Яхве – следствие попыток человечества объяснить или упростить образ единого бога, который пребывает вне времени и привычного людям пространства.

Изображение бога Яхве

Изображение бога Яхве

Учебник древнееврейского языка утверждает, что у сектантов все тот же Яхве, только в неправильном чтении, представляет собой единого верного бога, заключающего в себе христианскую тройственность.

Ричард Докинз

Ричард Докинз

Среди агностиков и самобытных теологов популярна теория, что Яхве – вовсе не добродетельное божество и покровитель человечества. Этиолог Ричард Докинз утверждает, что Яхве – вовсе не высшее благо. Яхве – темный бог, который отличался злопамятностью и любовью к обману.

Одно из подтверждений теории, что Яхве – это дьявол, ученый нашел в Новом Завете в речах Христа:

При этом делается пояснение, что под Яхве исследователи подразумевают не Единого Творца, а очередное божество, которому священнослужители по ошибке приписали создание мира. Впрочем, образ бога встречается не только в религии. Упоминания великого существа встречаются и у языческих народов. Правда, в подобных культурах персонаж известен под именем Йаву.

Баал

Баал

Финикийцы, к примеру, прославляли Йаву как божество, силы которого происходили из воды. Образ мужчины совпадает с героем шумерских легенд богом Эа, наславшего всемирный потоп. На территории Средиземноморья Йамму (одна из версий имени Яхве) почитался как бог моря, которого победил верховный бог Баал.

Читайте также: