15 летие восстановления единства русской православной церкви кратко

Обновлено: 04.07.2024

Уже известно, что Ивано-Франковская, Ровенская, Мукачевская, Львовская, Владимир-Волынская, Житомирская и Сумская епархии отказались поминать патриарха Кирилла. Информация об этом опубликована на официальных сайтах. К ним присоединились Волынско-Луцкая, Хмельницкая и Шепетовская епархии – но это уже по неофициальной информации.

Верующие УПЦ МП уже раздумывают над тем, как получить свободу от РПЦ. Кто-то в соцсетях предлагает обратиться к Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею, который в 2018 году даровал автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ). Другие уверены, что отпустить Украинскую церковь должен сам патриарх Кирилл. Третьи настаивают на созыве специального церковного объединительного Собора. С предложением объединиться к митрополиту Онуфрию обратился глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко), которого не признают ни в УПЦ МП, ни в ПЦУ.

На сегодняшний день в УПЦ МП насчитывается 53 епархии. Это одна из самых значимых по количеству прихожан и духовенства самоуправляемых частей Русской православной церкви. Есть большая вероятность, что под омофором патриарха Московского и всея Руси останется только территория, на которую будет распространяться юрисдикция или сильное политическое влияние Российской Федерации.

Ustnyi-schet

Поздравляем Вас с наступившим Новым учебным годом. Желаем всем здоровья, сил и бодрости тела и духа!

Основные темы олимпиады этого года:

  • Русская школа XVIII - начало ХХ вв. (от Петра I до 1917);
  • 210-летие Императорского Царскосельского лицея;
  • Петровская эпоха;
  • 15-летие восстановления единства Русской Православной Церкви.
  • Школьный тур проходит с 15 октября по 15 декабря 2021г. для учащихся 4-11 классов.
  • Муниципальный тур будет проходить с 19 по 26 декабря 2021г. и с 24 по 30 января 2022г. для учащихся 4-7 классов.

Заочный отборочный (индивидуальный) тур для 8 - 11 классов проходит с 15 ноября 2021 г по 25 января 2022 г. . На него приглашаются ВСЕ желающие. В нем можно участвовать независимо от участия в школьном туре. Для учащихся 8 - 11 классов, желающих получить в финале дипломы РСОШ, участие в этом туре обязательно.

Для участия в Заочном отборочном туре необходимо:

Если участник набрал за тест –уровень I от 10 до 54 баллов, то он получит только сертификат участника и творческую работу ему выполнять не нужно, в дальнейшем конкурсе он не участвует.

Заключительный тур. В какой форме пройдет Заключительный тур пока не ясно. Решение будет принято в начале февраля в зависимости от эпидемиологической обстановки.

Вечером в Кремле прошел торжественный прием по случаю восстановления единства Русской церкви. В Грановитой палате Большого Кремлевского дворца собрались патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, митрополит Лавр, члены Священного синода и правительства России. Все участники приема сфотографировались на фоне Успенского собора Кремля.

Напомним, 17 мая в Храме Христа Спасителя в Москве был подписан Акт о каноническом общении. Этот документ официально восстановил единство Русской православной церкви, которая была разделена 80 лет в результате революции и Гражданской войны.

Алексий Второй сегодня сказал, что заграничная часть церкви будет принимать полноправное участие в православной жизни России. В свою очередь, митрополит Лавр заявил, что считает долгом православной церкви за рубежом - донести великое наследие, которое оставили предки.

Выступая перед собравшимися, Владимир Путин говорил о значении сегодняшнего момента.

Владимир Путин, президент РФ: "Многие участники сегодняшней встречи прошли через противоборство и недоверие между Церквами, прошли они и через запреты и гонения на веру у себя на родине. Но мы хорошо знаем, что все эти долгие десятилетия раскола духовенство обеих разобщенных частей Русской православной церкви глубоко волновала судьба нашего Отечества, судьба Родины, за которую горячо молились и те, и другие.

Восстановление церковной целостности, которое сегодня происходит на наших глазах, имеет не только внутрицерковное значение, оно является важным духовным стимулом консолидации всего православного, всего русского мира

Позвольте поблагодарить всех, кто приближал сегодняшнее событие, и пожелать вам многих лет активного служения людям, Церкви, Родине и Богу. А те, кто поставил свои подписи под этим историческим документом, те, безусловно, вписали этим самым свои имена не только в историю Православной Церкви, но и в историю России".


В связи с обсуждением на Украине вопроса о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви часто поднимается тема о якобы незаконном приобретении Московским патриархом Киевской митрополии в 1686 году. Будто территории бывшей Киевской митрополии должны находиться в подчинении у Константинопольского патриарха, а тот, мол, может наделять Киевскую митрополию автокефальным статусом.

То, что произошло в 1686 г. с Киевской митрополией, было восстановлением единства Русской Церкви. Под влиянием политической раздробленности русских земель с XIV в. тянулись попытки разделения единой Русской митрополии, основанной при св. князе Владимире. Киевские митрополиты после монгольского нашествия подолгу оставляют свой кафедральный город, путешествуют по разным русским городам и, наконец, останавливают своё пребывание в Москве. Первым митрополитом, который сделал этот город своей резиденцией, стал святитель Пётр († 1326).

Негативные последствия разделения Русской Церкви скоро дали о себе знать. В Великом княжестве Литовском, затем в Речи Посполитой во главе государства стояли католики. Вышло так, что правитель-католик утверждал в должности Киевского митрополита, бывшего церковным главой для православного большинства населения страны. И если в Московской Руси ситуация с выбором митрополитов была аналогичной, то великие князья московские оставались православными и действовали в интересах православия в меру своего понимания. Не то было в Руси Литовской. Здесь внутренняя политика стала поворачиваться против православной веры. Настоящим бедствием явилась навязанная Брестская уния 1596 г., повергшая страну в смуту, что, в конце концов, привело к пожарам казацких восстаний в XVII в. Восставшая против польского засилья Украина на Переяславской раде в 1654 г. сделала свой выбор в пользу православного московского царя. Последовавшие войны за Украину между Московским царством, Речью Посполитой и Турцией вскрыли неоднородность казацкой организации (гетманщины). Верхушка стремилась к сословным привилегиям, предавалась тому, кто больше пообещает, искала свои выгоды за счёт мещан и простых казаков. Последние, в свою очередь, не желали терпеть самоуправства гетманов и полковников. Дело дошло до того, что гетман Дорошенко отдался в подданство Турции, и большое турецкое войско во главе с султаном Магометом IV вступило в южные пределы Речи Посполитой. В городе Каменце-Подольском были оставлены только по одной церкви на каждое христианское исповедание, а иконами мостили дорогу султану.

По условиям Андрусовского перемирия 1667 г. и Московского договора 1686 г. Украина осталась разделённой по Днепру между Россией и Польшей. Соответственно и Киевская митрополия была разделена днепровской границей. На московской стороне оказались Черниговская епархия и кафедра самого митрополита – город Киев.

Всё это затрудняло нормальное течение церковной жизни. Уния, уничтожения которой требовали восставшие казаки, по-прежнему пользовалась поддержкой властей Речи Посполитой. Более того, в верхах настойчиво высказывалась мысль, что православные и униаты должны объединиться. Условием выдвигалось признание католического учения и власти папы римского. В 1680 г. в Люблине намечался съезд униатов и православных для заключения соглашения о примирении, но православная сторона отказалась вступать в переговоры без разрешения патриарха Константинопольского. Наступление унии, ополячивание и окатоличивание шляхты, обеднение православных храмов и монастырей вынуждали многих иноков из Белой Руси и Малороссии искать материальной поддержки в единоверной Москве. На московскую сторону от Днепра переселялись целыми монастырями, сюда же от безвластья и разорения уходили крестьянские общины.

Киевские митрополиты после разделения Украины между Россией и Польшей проживали чаще всего при гетманах в Чигирине, затем Батурине. Возникали ситуации, когда на московской и польской стороне Киевской митрополией управляли особые администраторы, действовавшие от имени митрополита. Поскольку избрание последнего было делом высшего духовенства и казацкой старшины, причём деление на партии при гетманщине стало обычным делом, выборы Киевского митрополита редко сопровождались единодушием. Это открывало дорогу светскому вмешательству в дела церковные, так как утверждение кандидата в польской Украине зависело от короля. В 1663 г. здесь были избраны на митрополию сразу две кандидатуры: епископы Иосиф (Тукальский) и Антоний (Винницкий). Король Ян Казимир (бывший иезуит и католический кардинал) поступил характерным образом: сначала утвердил обоих, а затем обоим отказал. Более того, Иосиф (Тукальский) был арестован по обвинению в пособничестве Москве и провел в тюрьме три года, в течение которых король не позволял избрать другого митрополита. Вся политика правительства Речи Посполитой была направлена на подчинение православной иерархии. В 1676 г. сейм запретил православным братствам контакты с патриархами Константинопольскими и вообще всякие посольства за пределы страны даже по делам церковным: так будто бы разносятся государственные тайны. В том же году умер митрополит Киевский Иосиф (Тукальский), и король назначил его наместником епископа Львовского Иосифа Шумлянского, негласно давшего свое согласие на унию. В 1681 г. епископ Перемышльский Иннокентий Винницкий тайно подписался на унию ради сохранения своей церковной должности.

Всё это угрожало отступлением от православия епископов Киевской митрополии и полным расстройством церковного управления. К сожалению, ни сменяющие один другого казацкие гетманы, ни удалённые Константинопольские патриархи, ни, тем более, польские короли не могли обеспечить стабильного существования православной Киевской митрополии, которая после введения унии находилась в постоянной опасности быть поглощённой католичеством. Естественным выходом из этой ситуации стало подчинение Киевской митрополии власти Московского патриарха.

Читайте также: