Кулачные бои при иване грозном кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эта молодецкая забава бытовала на Руси издревле. Первые упоминания о ней мы находим в летописях 11 века. Несомненно, она вела своё начало ещё с языческих времён.

Бой по правилам или без правил?

Бой начинался с потасовок мальчишек. Затем в поединок вступали юноши, потом мужики повзрослее, а завершали бой опытные, суровые кулачные бойцы. Впрочем, до последних доходило не всегда, а только когда требовалось спасти положение или довершить дело победой. Сторона, обратившаяся в бегство, считалась проигравшей, покрытой позором.

Вопреки расхожим легендам, никаких общих правил кулачных боёв не существовало. Они варьировались от местности к местности. Так, жители Новгорода до середины 17 века дрались дубинками – Софийская сторона города против Торговой. Иногда пишут, будто бойцам запрещалось класть в рукавицы тяжёлые предметы, бить лежачего и по лицу. Но подобные ограничения стали вводить только в конце 18 века, и то лишь в больших городах, вроде Москвы, когда кулачные бои сделались разновидностью азартных игр. Знатные особы тогда содержали целые команды бойцов, свозили их на лёд Москвы-реки, принимали ставки на исход поединков и делали на этом бизнес.

В массовых же коллективных боях более раннего времени, а на селе – и во все времена, было невозможно уследить за соблюдением каких-то правил. Можно было полагаться лишь на то, что применение запретных приёмов могло навлечь месть другой стороны когда-нибудь позже, из-за угла кистенём. И такая перспектива побуждала не переходить неких расплывчатых рамок дозволенного. Но в пылу схватки об этом часто забывали.

Отношение к ним церкви и государства

Церковь на Руси сразу стала бороться с кулачными боями как с разновидностью бесовских игрищ. Первое упоминание о них в летописи под 1068 годом вызвано как раз их осуждением. В 1274 году на соборе русского духовенства было постановлено отлучать от церкви участников кулачных боёв, а убитых в них запрещено отпевать и погребать по-христиански. Запрет, видимо, соблюдался плохо, если ещё и в первой половине 16 века глава Русской церкви митрополит Даниил возмущался этим обычаем.

Но в 18 веке отношение властей к этой забаве изменилось. Пётр Великий смотрел на кулачные бои как на молодецкую потеху, сам любил наблюдать за ними. Расцвет кулачных боёв пришёлся на последнюю треть 18 века благодаря фавориту Екатерины II Григорию Орлову и его брату Алексею. Оба были физически крепкими бойцами, сами участвовали в поединках и поощряли других. С них-то и началось превращение кулачных боёв в Москве в подобие профессионального спорта. В провинции продолжали биться любители.

Запрет кулачных боёв и их вредное значение

Окончательный запрет этого варварского зрелища произошёл во второй четверти 19 века. В 1823 году во время поездки на юг император Александр I узнал, что в городе Пирятин один гражданин насмерть убил другого в ходе этой забавы. Как видим, кулачные бои были свойственны не только Великороссии, но и Украине. Государь издал указ военному министру не допускать нигде кулачных боёв.

Очень много видов спорта берет свое начало из древней Греции. Оттуда же ведутся корни многих единоборств.

Распространяясь по миру, они принимали окрас своих регионов и народов, проживавших там, частично отличаясь своими техникой и правилами от культуры боев своих соседей.

Ещё в древности на Руси были кулачные бои. По всей Европе славяне славились своей силой. Помимо генетики, этому способствовали как традиции, так и быт, уклад жизни того времени.

Правила

Начиная с детского возраста, у русских подростков и юношей преобладали игры с демонстрированием своей физической силы.

По мере их взросления, правила становились суровее, что, в конечном итоге, становилось увлечением в кулачных боях. Эта забава имела множество видов со своими правилами.

Целью соревновательного процесса было заставить соперника начать отступать или же принудить к бегству. У каждой команды был свой лидер, задачами которого были определить тактику в бою и поднять мораль своих бойцов.

На штурм пускали самых сильных и рослых бойцов, которые по плану должны были разорвать полное кольцо вражеского строя, а те, в свою очередь, нацелены были на вышесказанных, чтобы помешать планам своих соперников.

Для проведения боев существовали определенные места. Например, зимой часто в качестве поля боя использовали замерзшую реку.

Запреты и ограничения


Духовная элита Руси была противником кулачных боев и препятствовала всеми возможными путями, вплоть до отказа отпевать погибших в этом процессе.

Хотя такие случаи в истории скорее были исключением, чем правилом, но все же и такое происходило. После смерти Ивана IV настал период, когда не было ни одного состязания (1584-1598).

Последующий век был на нелегальном положении, а в 1686 г. был принят указ о запрете, в котором предусматривались наказания за проведение боев. Несмотря на это, граждане все равно находили способы для проведения традиционной забавы.

Есть информация, что Петр Великий испытывал интерес к кулачным боям, обосновывая это тем, что так русские люди могут показать свою силу. Бои вышли на полулегальный уровень. Но уже к середине 18 века императрица Елизавета была вынуждена принять постановление, которое препятствовало проведению подобных мероприятий в крупных городах, например, в Москве.


А все это произошло из-за ожесточенного побоища на улице под названием Миллионная.
Но уже при Екатерине Великой эти состязания приобрели новый размах. Но не прошло и века, как при Николае I, боявшегося бунтов, бои стали запрещены окончательно.

Искусство

Например, отразили кулачные бои М.И. Песков, В.М. Васнецов, а также другие живописцы.
Во многих фильмах, снятых в позднем Советском Союзе и в нынешней России, есть сцены, посвященные кулачному бою. Кулачные бои – это весомая часть истории русской культуры, которая определяла характер народа.


История


Правила и виды кулачного боя



Борьба с кулачным боем

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачные бои на Руси Кулачные бои, история, стенка на стенку


Кулачный бой в искусстве


Стеношный бой

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года "О кулачных боях", определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название "стенка" произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на "противника". Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два "лагеря". Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У "стенки" был предводитель. В разных областях России его называли по разному: "башлык", "голова", "староста", "боевой староста", "предводитель", "старый чоловик". Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей "стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию "стены", намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе "Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как это ни удивительно, но такое яркое, характерное и традиционное проявление российской народной физической культуры, как кулачный бой, остается совершенно неизвестным западным историкам спорта. Это порой приводит к явным ошибкам в их работах.

Большой знаток истории бокса и кулачного боя американский спортивный журналист Джон Дюэрент (чья осведомленность, однако, ограничивается только Западом) утверждал, что вместе с уходом античной культуры с мировой арены, якобы, исчез и кулачный бой - с тем, чтобы возродиться затем лишь на Британских островах.




Борис Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке. 1897 г.

А ведь хорошо известно, что традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если первые сведения об английском боксе письменные источники фиксируют с 1212 года, то летопись говорит о существовании кулачного боя у нас еще в Х веке. Причем, это довольно поздняя фиксация древнейшего обычая. Существовал он еще в седой языческой древности. Испокон веку устраивались общенародные игрища, зачастую имевшие и ритуальный характер: они проходили в дни славянских, еще языческих празднеств - Красной горки, Масленицы или Тризны - своеобразных поминок по умершему.



В.Васнецов. Кулачный бой. 1891



Кто кого? Нижний Новгород. фото 1900 г.

Однако самыми любимыми и широко распространенными были массовые бои стенка на стенку. Издревле они являлись одной из типичных примет русского быта. Приходили бои в жизнь каждого воина (а воином тогда был всякий мужчина) с ранних ребяческих лет. И поначалу существовали бок о бок с игрой в бабки и чехардой. Подростки незаметно взрослели, переставали бегать взапуски и навсегда прощались со своими прежними мальчишескими играми, но вот ходить в кулачной стенке продолжали. Не бросали этого дела и тогда, когда в волосах уже начинала поблескивать седина. А рядом в стеношном строю плечом к плечу с ними теперь становились их взрослые сыновья. Выходило, что дань этим удалым потехам отдавалась на протяжении почти всей жизни мужчины.

Что и говорить, деревенские забавы были суровенькие, а то и откровенно жестокие. Но заметить в них только это - значит ровным счетом ничего не понять. Ведь именно они демонстрировали не только силу, ловкость и боевые ухватки, но самое главное - подготовку к будущим сражениям.



А. Шохин. Кулачный бой в Торопце. Середина 1840-х гг.

Широчайшей географией кулачных боев, их повсеместным распространением объяснялось то, что кроме русских в них со временем стали принимать участие и представители иных национальностей, обитавших в России: древняя чудь, татары, мордовцы. И многие другие.



Е. Г. Солнцев. Кулачный бой. 1836. Литография



Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.



Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Начинался кулачный бой тоже зачастую как настоящие сражения: лишь постепенно вводились в дело все более сильные отряды. Первыми выходили ребятишки, затем подростки, юноши, неженатые парни, а уж затем - взрослые мужчины.


Казалось бы, уже в силу одного своего высокого происхождения дворянин, писатель А.Н. Толстой не мог иметь никакого отношения к кулачкам. Однако этот отпрыск графского рода, живя в деревне, разделял в детстве увлечения сельской ребятни.



Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

Вот далеко не полный перечень наших великих людей, так или иначе причастных к кулачному бою на протяжении нескольких столетий. Но думается, что и он дает достаточное представление о небывалой широте распространения и типичности этого исконно русского занятия.

Этот способ подготовки, приносивший ценные навыки рукопашного боя, практиковался в армейских частях, а на Дальнем Востоке в 1941-44 годах даже разыгрывались первенства в групповом боксе. Так древнему народному упражнению - стеночному кулачному бою - уже на новом уровне довелось сослужить службу родине.

Столетиями кулачный бой верно помогал закалке наших предков. Может статься, и еще пригодится.


Из века в век

Кулачные бои были так распространены, что спустя полторы сотни лет решением Владимирского собора тех, кто участвовал в боях отлучали от церкви, а тех, кто скончался, не отпевали.

Дрались на Полтаве и в новгородчине

Подобные бои проходили и в начале XX века в Самарской, в Подольской и в Полтавской губерниях.

Дрались в Москве

Московский врач Михаил Леонтьевич Назимов писал, что начальники находили бои полезными и уточняет, что в столице бои проходили зимой близ фабрик. Собирались на льду рек недалеко от Симонова или у Девичьего монастырей, на Воробьевых горах. Свои места были в Каменном, в Белом и в Земляном городе. Бились на перекрестках – указом 1640 года это запрещалось.

Дрались не только русские – в Москве бились и татары.

Бои запрещали: при Иване Грозном, при Екатерине Великой. Их пытались запретить в 1823 году, когда во время боя погиб мещанин Трофим Сыроватников – его убил мещанин из Кременчуга Иван Герасимов.

Тактика боя и приемы

Читайте также: