Стратегия действий 2017 2021 узбекистан кратко

Обновлено: 06.07.2024

Актуальные аспекты Стратегии действий и ее значение в достижении целей устойчивого развития до 2030 года в Узбекистане

7 февраля 2017 года Указом Президента Республики Узбекистан была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающая совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализацию экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия
и религиозной толерантности.

Стратегия действий и ее приоритетные направления имеют весьма важное значение для нынешнего этапа развития Узбекистана и в целом, находятся в соответствии с видением и устремлениями, заложенными
в Целях устойчивого развития, которые были приняты государствами-членами ООН на заседании Генеральной Ассамблеи в сентябре 2015 года.

Как было подчеркнуто в ходе выступлений, предусмотренные Стратегией действий программные мероприятия способствуют всемерному достижению Узбекистаном 17 Целей устойчивого развития, принятых ООН.

В ходе обсуждения было подчеркнуто, что одной из важнейших задач, предусмотренных в Стратегии действий в области реформ государственного управления является дальнейшее усиление роли Олий Мажлиса в углублении демократических реформ и модернизации страны. Роль Парламента является исключительно важной в продвижении и обеспечении успешности повестки дня Целей устойчивого развития посредством выполнения Парламентом своих функций в области законотворчества, формирования государственного бюджета и осуществления парламентского контроля.

В связи с этим, выступившие на мероприятии отметили важность интеграции национальных Целей устойчивого развития в отраслевые
и региональные программы развития, планы действий и бюджеты, а также усилении системы мониторинга в рамках Стратегии действий на всех уровнях исполнительной власти с участием представителей гражданского общества
с использованием измеримых, международных сопоставимых и ориентированных на результат показателей достижения. Кроме того, была подчеркнута необходимость расширения мер, направленных на усиление социальной защиты уязвимых групп населения.

Особое внимание было уделено вопросам обеспечения экологической устойчивости и решения проблем, связанных с изменением климата.

По итогам обсуждения были приняты рекомендации, направленные
на успешную реализацию национальных Целей устойчивого развития в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Қонун устуворлигини таъминлаш ва суд ҳуқуқ тизимини янада ислоҳ қилишнинг устувор йўналишлари

Қонун устуворлигини таъминлаш ва суд ҳуқуқ тизимини янада ислоҳ қилишнинг устувор йўналишлари

Қонун устуворлигини таъминлаш ва суд ҳуқуқ тизимини янада ислоҳ қилишнинг устувор йўналишлари

Иқтисодиётни ривожлантириш ва либераллаштиришнинг устувор йўналишлари

Иқтисодиётни ривожлантириш ва либераллаштиришнинг устувор йўналишлари

Иқтисодиётни ривожлантириш ва либераллаштиришнинг устувор йўналишлари

Арзон уй-жойлар қуриш бўйича мақсадли дастурларни амалга ошириш

Арзон уй-жойлар қуриш бўйича мақсадли дастурларни амалга ошириш

Арзон уй-жойлар қуриш бўйича мақсадли дастурларни амалга ошириш

Интервью с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард

Интервью с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард

Интервью с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард

Интервью с Послом Китая Сунь Лицзе

Интервью с Послом Китая Сунь Лицзе

Интервью с Послом Китая Сунь Лицзе

Интервью с Кристалиной Георгиевой главным исполнительным директором Всемирного банка

Интервью с Кристалиной Георгиевой главным исполнительным директором Всемирного банка

Интервью с Кристалиной Георгиевой главным исполнительным директором Всемирного банка

Интервью с вице-президентом корпорации General Electric Рональдом Джеймсом Поллеттом

Интервью с вице-президентом корпорации General Electric Рональдом Джеймсом Поллеттом

Интервью с вице-президентом корпорации General Electric Рональдом Джеймсом Поллеттом

Интервью с Ким Донг Ёном – заместителем Премьер-министра Кореи

Интервью с Ким Донг Ёном – заместителем Премьер-министра Кореи

Интервью с Ким Донг Ёном – заместителем Премьер-министра Кореи

Сирил Мюллер вице - президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Сирил Мюллер вице - президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Сирил Мюллер вице - президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Хавфсизлик, миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш ҳамда чуқур ўйланган, ўзаро манф

Хавфсизлик, миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш ҳамда чуқур ўйланган, ўзаро манф

Хавфсизлик, миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш ҳамда чуқур ўйланган, ўзаро манф

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Қонун устуворлигини таъминлаш ва суд ҳуқуқ тизимини янада ислоҳ қилишнинг устувор йўналишлари

Қонун устуворлигини таъминлаш ва суд ҳуқуқ тизимини янада ислоҳ қилишнинг устувор йўналишлари

Иқтисодиётни ривожлантириш ва либераллаштиришнинг устувор йўналишлари

Иқтисодиётни ривожлантириш ва либераллаштиришнинг устувор йўналишлари

Арзон уй-жойлар қуриш бўйича мақсадли дастурларни амалга ошириш

Арзон уй-жойлар қуриш бўйича мақсадли дастурларни амалга ошириш

Интервью с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард

Интервью с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард

Интервью с Послом Китая Сунь Лицзе

Интервью с Послом Китая Сунь Лицзе

Интервью с Кристалиной Георгиевой главным исполнительным директором Всемирного банка

Интервью с Кристалиной Георгиевой главным исполнительным директором Всемирного банка

Интервью с вице-президентом корпорации General Electric Рональдом Джеймсом Поллеттом

Интервью с вице-президентом корпорации General Electric Рональдом Джеймсом Поллеттом

Интервью с Ким Донг Ёном – заместителем Премьер-министра Кореи

Интервью с Ким Донг Ёном – заместителем Премьер-министра Кореи

Сирил Мюллер вице - президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Сирил Мюллер вице - президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии

Хавфсизлик, миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш ҳамда чуқур ўйланган, ўзаро манф

Хавфсизлик, миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш ҳамда чуқур ўйланган, ўзаро манф

Полезные ссылки

МИНИСТЕРСТВО ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО СТАТИСТИКЕ

ЦЕНТР “СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”

Германия Федератив республикасининг фавқулодда ва мухтор элчиси (Гюнтер Оверфельд)

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 14 сентября принял делегацию Международной финансовой корпорации во главе с управляющим директором Махтаром Диопом.

В начале встречи глава нашего государства особо отметил динамично развивающееся плодотворное сотрудничество и укрепляющееся стратегическое партнерство с Группой Всемирного банка, в которую также входит Корпорация.

Благодаря открытому и конструктивному диалогу, обоюдному стремлению вывести взаимодействие на качественно новый уровень, текущий портфель совместных проектов с участием Всемирного банка в Узбекистане достиг 5 миллиардов долларов с охватом всех приоритетных сфер и отраслей экономики страны.

В 2016 году была возобновлена деятельность МФК в нашей стране. За этот период объем операций Корпорации вырос в три раза и составил порядка 200 миллионов долларов.

В настоящее время реализуются важные проекты по развитию системы государственно-частного партнерства, модернизации транспорта, трансформации банковского сектора, реформированию институтов микрофинансирования, внедрению международных стандартов в области текстильного производства и по другим ключевым направлениям.

В ходе переговоров особое внимание было уделено расширению участия МФК в программах и проектах поддержки реформ в сферах здравоохранения и образования, в том числе путем совершенствования системы управления и цифровизации процессов.

5 лет назад президентом Узбекистана был избран Шавкат Мирзиёев. С места в карьер он решительно взялся за преобразования в стране в различных областях жизни общества, от экономики и государственного переустройства до социальной сферы.


Напомним, что в приоритетные направления Стратегии развития вошли 5 основных сфер на которые были нацелены реформы главы государства:

— совершенствование системы государственного и общественного строительства;

— обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебной системы;

— развитие и либерализация экономики;

— развитие социальной сферы;

— обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Текущий год стал завершающим периодом реализации этой стратегии и состоявшаяся 5 октября конференция, фактически подвела итоги Стратегии развития и первой пятилетки президентства Шавката Мирзиёева.



Если собрать всю статистику преобразований, происходящих в стране, то получится огромный массив данных и займёт много места. Полную информацию, отражающую результаты проведённых реформ за пятилетие можно увидеть на новой медиа-платформе Reforms.uz, презентация которой состоялась в рамках конференции.


Мы же, постараемся подвести краткие итоги президентства Шавката Мирзиёева, ограничившись официальными документами конференции и докладами руководящих лиц министерств и ведомств.

Итак, ключевые результаты реформ по каждому направлению Стратегии действий 2017-2021:

Начата и продолжается Административная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности государственного аппарата. Упразднены 110 неэффективных межведомственных органов, созданы 10 новых министерств и ведомств, 6 государственных функций переданы частному сектору.

Усиливается роль парламента в управлении делами государства и общества. Внедрен институт правительственного часа, палаты Олий Мажлиса периодически заслушивают отчеты министров здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и других членов правительства. В 2019 году введена практика ежеквартального заслушивания отчетов правительства о реализации Государственной программы.

С 2017 года в Узбекистане действуют народные приемные и виртуальные приемные Президента, которые обеспечивают прямой контакт с населением, оперативное реагирование и устранение проблем на местах. За 2017 по 2020 гг. через них прошли 10,1 млн обращений.

В 2017-2020 гг. произошло усиление независимости судебной власти. В 2018 году для обжалования незаконных действий (бездействия) государственных органов были созданы административные суды. За 2019-2020 гг. они рассмотрели 31,3 тыс. заявлений и удовлетворили почти 70% (21,2 тыс.), в том числе 2,6 тыс. решений хокимов были признаны незаконными.

Появление института бизнес-омбудсменов усилило защиту предпринимателей. За 2017-2020 гг. К бизнес-омбудсменам поступили 13,4 тыс. заявлений, в результате чего:

● 930 ответственных лиц привлечены к дисциплинарной, 1513 – к административной ответственности,

● отменены 1034 незаконных решения государственных и контролирующих органов,

● в пользу субъектов предпринимательства через суды взысканы 95,1 млрд сумов.

В результате проведенных реформ Узбекистан впервые был принят в равноправные члены Совета по правам человека ООН.

За 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот республики вырос в 1,4 раза, уровень инфляции снизился с 18,8% до 11,1%, золотовалютные резервы увеличились с $26,4 млрд до $34,9 млрд.

Объём ВВП на душу населения в 2016 году был 1 068 долл. США, а в 2020 достиг 1 700 долл. США.

Проведенные реформы снизили ставки большинства налогов: единого социального платежа с 15% для малых и 25% для крупных предприятий до 12%, налога на доходы физических лиц – с 22,5% (максимальная ставка) до 12%, НДС – с 20% до 15%, налога на прибыль – с 14% до 12%, на имущество юридических лиц – с 5% до 2%. Также были отменены отчисления в государственные фонды и страховые взносы, а виды налоговых проверок сократились с 13 до 4.

В 2017 году были сняты ограничения на оборот наличных средств и появилась возможность снятия денег в банкоматах. В 2020 г. владельцы пластиковых карт сняли через банкоматы 62,2 трлн сумов.


Прошедший период отмечен повышением уровня жизни. Среднемесячная зарплата увеличилась с 1,3 млн сумов в 2016 до 2,6 млн сумов в 2020 году. Совокупный доход на душу населения за тот же период вырос с 5,8 млн сумов до 11,7 млн сумов.

Продолжается укрепление системы здравоохранения: суммы, выделяемые из бюджета на эту сферу, увеличились в 2,1 раза, на 7,5 трлн сумов была укреплена материально-техническая база медицинских учреждений.

В 2017-2020 гг. Узбекистан выделил на лекарства и изделия медицинского назначения 1618 млрд сумов (против 227 млрд сумов в 1991-2016 гг.). Из них 61,6 млрд сумов направлены на лекарства для лечения онкологических заболеваний (8,3 млрд сумов в 1991-2016 гг.), 217,4 млрд сумов – на лекарства для гематологии и онкогематологии (2,8 млрд сумов в 1991-2016 гг.).

В результате реформ в системе народного образования в 2017-2020 гг. появились 328 новых школ и восстановлено 11-летнее обязательное школьное образование.

Большие изменения произошли в дошкольном образовании. Если в 2016 году функционировали 5,2 тыс. садов, то в 2020 их стало 18,3 тыс. (в том числе количество государственных садов выросло с 5 тыс. до 6,2 тыс.). Уровень охвата детей дошкольным образованием в 2020 г. достиг 61% против 27,7% в 2016 году.

Прорывные результаты достигнуты в системе высшего образования. Вновь было создано более 80 новых вузов, открыто порядка 20 филиалов иностранных вузов, начали впервые деятельность 10 частных вузов.

Была искоренена практика привлечения педагогических и медицинских работников к принудительному труду. С 2019 года пенсии работающим пенсионерам стали выплачивать в 100%-процентном размере.

Многое сделано для развития туризма, к примеру, сейчас в Узбекистане действует безвизовый режим для граждан 86 государств (в 2016 году он действовал для 9 стран), республика поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.

Был укреплен оборонный потенциал: доля военнослужащих по контракту выросла до 68% (37% в 2016), в 5 раз повысился уровень оснащенности армии современным вооружением.


Однако, если во внешней политике в целом у Узбекистана дела обстоят неплохо, то в вопросах межнационального согласия существуют нерешённые проблемы, особенно на низовом уровне. Нередки всплески проявлений национализма, что негативно влияет на имидж страны за рубежом.

В документах и докладах участников конференции были обобщены все итоги проведённых реформ, были продемонстрированы положительные стороны преобразований в республике за последние пять лет. И если учитывать, что в текущем месяце состоятся выборы президента Узбекистана, то результаты работы конференции можно рассматривать, как мощным аргументом действующего президента в борьбе за голоса избирателей.

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ РЕФОРМ

Вместе с тем, как отмечается в решении Главы государства, для качественного и заблаговременного планирования дальнейших реформ необходимо проведение глубокого изучения и тщательного анализа достигнутых результатов по итогам 2017 года.

3) в срок до 10 ноября 2017 года подготовку, сбор и обобщение актуальных предложений для включения в разрабатываемый проект Государственной программы по реализации Стратегии действий в 2018 году, внесение их на рассмотрение Национальной комиссии по реализации Стратегии действий, возглавляемой Президентом Республики Узбекистан.

При этом следует особо отметить, что проект Государственной программы по реализации Стратегии действий в 2018 году будет разработан на основе пожеланий и предложений, поднятых в ходе открытого и прямого диалога с населением, а также всестороннего анализа насущных проблем граждан и реального положения дел на местах.

Практическая реализация распоряжения обеспечит открытость и прозрачность формирования Государственной программы, направленной на дальнейшее повышение уровня благосостояния населения.

Читайте также: