Кул шариф биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

КУЛ ШАРИ`Ф (Колшәриф) (Шариф Хаджитархани, Мухаммад-Шариф) (? — октябрь 1552 год, Казань), государственный и религиозный деятель, поэт. Глава мусульман (сейид) Казанского ханства (с 1546 года, по другим сведениям, с 1551 года). Сын сейида Мансура — выходца из города Астрахань.

В 1551 году с целью предотвращения новых военных акций Москвы против Казани вёл переговоры с Шах-Али. Член правительства при хане Ядыгар-Мухаммаде, которого Кул Шариф совместно с Чапкыном Отучевым пригласил на казанский престол. Один из руководителей на последнем этапе обороны Казани в 1552 году. Организовал отряд из шакирдов. Погиб, защищая ханскую цитадель.

Ссылки из статьи

– это завершающий этап Казанских походов 1545–1552 годов. 22 августа русские войска окружили Казань. Они сразу же подверглись нападению защитников Казани. 29 августа начался обстрел города из пушек. 30 сентября началась решающая атака на Казань. 2 октября русские войска, во главе с Иваном IV штормом взяли Казань. Казанцы защищали свой город до последней капли крови. Казань была сожжена и разграблена.

– феодальное государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Столица ханства — Казань. Основатель — Улуг-Мухаммад. Верховная власть принадлежала ханам из рода Джучи.

Кул Шари́ф (тат. Qolşərif, Колшәриф; ум. 1552, Казань) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татар, возглавивший оборону одной из частей Казани в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного. Погиб при штурме вместе со своими сподвижниками. В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети - Википедия

Кул Шари́ф (тат. Qolşərif, Колшәриф; ум. 1552, Казань) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татар, возглавивший оборону одной из частей Казани в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного. Погиб при штурме вместе со своими сподвижниками. В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети - Википедия

Исторические свидетельства о Кул Шарифе

Первым, кто изучал наследие и биографию Кул Шарифа был Шигабутдин Марджани . Он изучил и опубликовал все имевшиеся исторические источники о личности Кул Шарифа .

По свидетельству Марджани Кул Шариф перед падением Казани являлся верховным главой мусульманского духовенства Казанского ханства.

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) — российский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. Согласно Мурату Рамзи, является крупнейшим татарским историком своего времени.

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) — российский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. Согласно Мурату Рамзи, является крупнейшим татарским историком своего времени.

Подтверждает это и сокомандующий полка правой руки, бравшего Казань в 1552 году Андрей Михайлович Курбский .

Он называет Кул Шарифа великим бискупом. Сами татары, по словам Курбского величали его "Накыиб Аль- Ашраф" - руководитель великих

О высших предводителях мусульманского духовенства в Казанском ханстве писал и Герберштейн .

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein, 23 августа 1486 — 28 марта 1566) — дипломат Священной Римской империи, уроженец Виппаха (Австрия, сейчас в Словении) владел местными славянскими диалектами, что помогло ему в России, писатель и историк.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein, 23 августа 1486 — 28 марта 1566) — дипломат Священной Римской империи, уроженец Виппаха (Австрия, сейчас в Словении) владел местными славянскими диалектами, что помогло ему в России, писатель и историк.

Значение Кул Шарифа в казанском обществе

Предположительно, Кул Шариф происходил из Крымского ханства, жил некоторое время в Астраханском ханстве, откуда вместе со своим отцом Мансуром перебрался в Казань.

Советский историк Худяков считал, что Кул Шариф был первым лицом в Казанском ханстве и без него не обходилось решение ни одной важной государственной проблемы.

Михаи́л Гео́ргиевич Худяко́в (3 сентября 1894, Малмыж, Вятская губерния — 19 декабря 1936, Ленинград) — советский археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья. Основные работы посвящены истории татар, Волжской Болгарии, археологии Казани.

Михаи́л Гео́ргиевич Худяко́в (3 сентября 1894, Малмыж, Вятская губерния — 19 декабря 1936, Ленинград) — советский археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья. Основные работы посвящены истории татар, Волжской Болгарии, археологии Казани.

Участь Кул Шарифа

Кул Шариф возглавил духовную жизнь казанского общества в самый трагичный для неё период - падения Казанского ханства как государства.

". Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путём соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание"

Скорее всего, Кул Шариф участвовал в делегации к русским, когда:

". к Шигалею и воеводам бити челом, чтобы государь. дал бы им на государство Шигалея, а Утемешь-Гирея царь государь к собе взял и с матерью Сююнбика - царицею. "

  • Кул Шариф погиб в 1552 году во время взятия Казани. Философ и историк Марджани писал, что Кул Шариф и его последователи объединились в некое военное подразделение и погибли в бою. Сам Кул Шариф поднялся на крышу мечети, где его и убили, а тело сбросили вниз - Википедия

Сам Кул Шариф пишет в своей "Зафернаме":

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее, Не уходи с этой земли, Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?

Марджани писал, что во время штурма Казани полностью сгорела восьмибашенная мечеть Казани, которой управлял Кул Шариф .

На её месте, по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева была построена новая мечеть " Кул-Шариф ".

Из стихотворения самого Кул Шарифа :

Подписывайтесь на канал : здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк , то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.

130601104835 (600x600, 93Kb)

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре­ли­ги­оз­ный де­я­тель XVI века, поэт, один из на­ци­о­наль­ных ге­ро­ев Та­тар­ста­на, воз­гла­вив­ший обо­ро­ну од­ной из ча­стей го­ро­да Ка­зань в ок­тяб­ре 1552 года про­тив рус­ских (по­ход Ива­на IV Гроз­но­го). По­гиб при штур­ме вме­сте со сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми. В его честь на­зва­на мечеть Кул Шариф, по­стро­ен­ная недав­но на ме­сте раз­ру­шен­ной ста­рой ме­че­ти, у стен ко­то­рой и пал в сра­же­нии сеид Кул Ша­риф.

Как из­вест­но, се­ида­ми в му­суль­ман­ском мире на­зы­ва­ли по­том­ков про­ро­ка Му­хам­ма­да из вет­ви, вос­хо­дя­щей к его вну­ку Ху­сей­ну. Оче­вид­но, и Кул Ша­риф, бу­дучи се­идом по про­ис­хож­де­нию, воз­во­дил свой род к Му­хам­ма­ду. Недав­но об­на­ру­жен­ная и опуб­ли­ко­ван­ная ли­те­ра­ту­ро­ве­дом М. И. Ах­мет­зя­но­вым ге­не­а­ло­гия се­идов Ша­ку­ло­вых из Ка­си­мов­ско­го хан­ства по­ка­зы­ва­ет, что она дей­стви­тель­но че­рез мно­гие по­ко­ле­ния вос­хо­дит к Ху­сей­ну и Му­хам­ма­ду. Сле­до­ва­тель­но, при­част­ность Кул Ша­ри­фа по рож­де­нию к се­идам была не вы­мыш­лен­ной, а ре­аль­ной.

qazan08 (700x508, 100Kb)

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

qazan03 (650x580, 102Kb)

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

qazan04 (500x611, 61Kb)

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

ybkbbWh6Pnk (700x444, 115Kb)

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

О, Ша­ри­фи, если ты еще на­де­ешь­ся на луч­шее, Не ухо­ди с этой зем­ли,
Ибо если ты уй­дешь, кто же бу­дет са­хи­бом го­ро­да Ка­за­ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

49784548751 (604x453, 82Kb)

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

jULKjFfrdcE (700x436, 78Kb)

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

800px-Колш?риф_м?чете (525x700, 84Kb)

Мечеть Кул Шариф

muzey_islama (700x465, 39Kb)

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Портрет-изображение Кула Шарифа

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

Знаменитый татарский деятель Кул Шариф

Страшное время Кул Шарифа

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?
Из прозы "Зафернаме-и вилайет-и Казан"

Убийство Кул Шарифа

Картины о Кул Шариф

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Читайте также: