Двусторонняя монополия это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ситуация на рынке, о которой пойдет речь в этом разделе, тоже еще не встречалась читателям. Эта ситуация называется двусторонней монополией и представляет собой сочетание монополии и монопсонии на одном рынке.

Двусторонняя монополия вовсе не является чем-то исключительным для хозяйства и может возникать как на рынках потребительских благ, так и на рынках ресурсов.

Например, государство является единственным покупателем некоторых благ, у которых может быть к тому же единственный производитель. Например, рынок солдатских шинелей - всего одна фабрика шьет обмундирование для армии, которое заказывает исключительно государство. Или "рынок" космических кораблей, которые приобретаются только государством и поэтому, естественно, предполагают двустороннюю монополию.

Двусторонняя монополия может легко возникать в условиях нерегулярных сделок - например, в каком-нибудь небольшом городке пришедший на торговую площадь покупатель, которому нужна, к примеру, козлиная шкура, может обнаружить среди множества продавцов различных благ одного-единственного продавца, у которого будет эта козлиная шкура. Если это единственный покупатель, предъявляющий спрос на козлиные шкуры, то перед нами - двусторонняя монополия.

Двусторонняя монополия может возникать достаточно часто, если всего одна фирма производит какие-то промежуточные блага, нужные тоже только одной фирме.

Каким же образом может устанавливаться равновесие при двусторонней монополии? Нужно отметить, что перед нами стоит весьма нелегкая задача.

Неопределенность равновесия

На рынке со множеством продавцов и покупателей равновесие устанавливается в результате независимых действий продавцов и покупателей. Любой агент ориентируется на рыночную цену и принимает решение только об объеме покупок или продаж. При этом в результате общих действий агентов цена устанавливается таким образом, что объем спроса оказывается равен объему предложения.

Когда на рынке только одна из сторон представлена единственным покупателем или продавцом, также существует единственное равновесие рынка. Монополист может устанавливать цену на продукт и (сразу или после нескольких попыток) устанавливает ее на таком уровне, что покупатели предъявляют спрос на такое количество продукта, какое ему наиболее выгодно. Аналогичной возможностью обладает монопсонист и тоже устанавливает такую цену, что производители предлагают ему ровно столько продукта, сколько нужно ему для получения максимальной прибыли.

Но когда на рынке встречается монополист с монопсонистом, все происходит иначе.

Обе стороны обладают возможностью назначать цену на продукт, зная, что никто не появится на этом рынке в качестве продавца или покупателя и не предложит другую. Более того, назначая цену, каждый из них ориентируется на определенный объем, при котором эта цена принесет ему возможно большую выгоду. Другими словами, каждый из них одновременно стремится выбрать и определенную цену, и определенное количество. Естественно, нет никакой гарантии, что их предпочтения совпадут. Скорее всего, будет наблюдаться обратная ситуация.

Давайте рассмотрим условия производства некоторого промежуточного блага монополистом и условия использования его монопсонистом. Монополист имеет некоторые кривые предельных и средних затрат на производство этого блага (кривые МС и АС на рис. 4), а монопсонист имеет некоторые кривые предельной и средней выручки от использования этого блага в качестве ресурса (кривые MRP и ARP ). При этом

где x - количество ресурса.

Какие цены и количества они могут предлагать друг другу? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Они могут действовать по совершенно различным принципам, которые и определят итоговое равновесие.

Мы можем определить множество возможных точек равновесия, которые в принципе могут реализоваться, исходя из предположения, что фирмы соглашаются на сделку только в том случае, если их прибыль неотрицательная. Это множество точек отображается фигурой, которая ограничивается кривыми средних затрат и кривыми средней выручки от продажи продукта предельного ресурса (заштрихованная площадь на рис. 4). Любая из этих точек теоретически может стать результатом переговоров монополиста и монопсониста.


Рис. 4. Кривые затрат и выручки при двусторонней монополии.

Далее мы можем сказать, какая точка из этого множества будет наиболее выгодна для каждой стороны в отдельности.

Предположим, что у монополиста есть возможность выбрать точку из этого множества (при условии, что его партнер согласится на любой предложенный вариант). Кривая ARP для каждого возможного объема представляет максимально высокие цены, на которые в принципе может согласиться монопсонист. Поэтому рациональный монополист выберет одну из точек на кривой ARP. Поскольку кривая ARP является в данном случае аналогом кривой спроса, монополисту нужно построить кривую предельной выручки (это кривая MRP ) и найти ее пересечение с кривой предельных затрат MC. Таким образом, из всего множества возможных точек равновесия наиболее выгодной для монополиста является точка ES. Монопсонист при этом получает прибыль, изображаемую площадью фигуры pS pB EB ES, а монопсонист не получает никакой прибыли вообще.




Если бы возможность выбора была у монопсониста (при условии, что монополист соглашается на любой вариант с неотрицательной прибылью), то он рассуждал бы аналогичным образом. Кривая AC показывает для каждого объема предложения минимальные цены, на которые согласится монополист. Она является аналогом кривой предложения, и монопсонисту нужно просто построить кривую предельных расходов (которая совпадет с кривой MC) и найти ее точку пересечения с кривой MRP Таким образом, из всего множества точек возможного равновесия монопсонист выбрал бы точку EB, в которой его прибыль была бы равна площади фигуры pS pB EB ES, а прибыль монополиста была бы равна нулю.

Но так как они определяют цену и количество совместным договором (за столом переговоров), точка равновесия не определена, если не сделать дополнительных предположений о принципах и условиях поведения обеих сторон. То есть определить характеристики этого рынка: 1) информированность участников сделки о затратах и выгодах друг друга; 2) порядок ведения переговоров; 3) "характеры" участников переговоров; 4) информированность и ожидания относительно будущего и т. д.

Сложность заключается в том, что выигрыш одного партнера обеспечивается за счет уменьшения прибыли другого.

Могут ли партнеры разрешить эту по сути конфликтную ситуацию, попытавшись найти какой-то компромисс, устраивающий обе стороны?

Один из вариантов компромисса заключается в том, что фирмы могут сговориться и максимизировать общую прибыль (возникнет квазикартель). Обратите внимание, что максимум этой прибыли достигается при том же самом значении , которое соответствует точкам EB и EB (величина прибыли будет измеряться площадью прямоугольника pS pB EB ES). А делит ее между участниками сделки цена этого промежуточного блага, которая может занимать любое положение между pS и pB. Возникает вопрос: каким образом договорятся обе стороны о цене ресурса (как они будут делить максимизированную прибыль)? Договориться они должны непременно - другого выбора у них нет.

Возможно, на переговорах фирмы решат прибегнуть к какому-нибудь критерию справедливости. Например, разделить прибыль пополам (найти середину отрезка ES EB). Или пропорционально затратам капитала.

В реальном хозяйстве при заключении сделки значительную роль будут играть характеры конкретных людей, пришедших на переговоры (например, склонность к риску, порядочность, жадность и т. д.), и принципы ведения бизнеса, которыми они руководствуются (например, "не обманешь, не продашь", "выгода должна быть взаимной" и т. д.).

Также чрезвычайно важна информированность партнеров о состоянии затрат друг друга. Если существует асимметрия информации, то один партнер легко может обмануть другого (обладающего меньшим количеством информации), завысив свои затраты и получив более высокую прибыль.

Читатель сам может попытаться представить себе различные ситуации, которые в действительности могут иметь место за таким столом переговоров, и проанализировать, к каким результатам они могут привести.

Двусторонняя монополия вариант рынка, на котором единственному продавцу (монополии) противостоит единственный покупатель (монопсония). Рынок труда принимает форму Д.м. во многих отраслях (сталелитейная, автомобильная, мясоперерабатывающая), код происходит объединение монопсонической модели с моделью открыты профсоюзов. Профсоюз является монополистическим "продавцом" труда в том смысле, что он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы: он противостоит монопсоническому нанимателю труда), который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости. Девальвация – проводимое государством законодательное уменьшение металлического содержания денежной единицы или снижение курса валюты какой–либо страны по отношению к курсу валюты другой страны путем изменения золотого паритета.

Словарь по экономической теории. — Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал . В. П. Теплов . 2007 .

Смотреть что такое "Двусторонняя монополия" в других словарях:

Двусторонняя монополия — рынок, на котором одному монопольному продавцу противостоит один монопольный покупатель. По английски: Bilateral monopoly Синонимы: Билатеральная монополия См. также: Монополия Монопсония Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ — (bilateral monopoly) Ситуация, когда монопольный продавец (monopoly seller) заключает сделку с монопольным покупателем – См.: монопсония (monopsony). Классическим примером двусторонней монополии могут служить переговоры о заработной плате между… … Словарь бизнес-терминов

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ — (bilateral monopoly) Рыночная ситуация, когда единственному покупателю, монопсонисту, противостоит единственный продавец, монополист. На практике подобная ситуация может возникнуть, когда фирма – единственный поставщик данной продукции имеет дело … Экономический словарь

Двусторонняя монополия — BILATERAL MONOPOLY Рынок, состоящий из одного продавца и одного покупателя. См. Monopoly, Monopsony … Словарь-справочник по экономике

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ — – рыночная ситуация, представленная одним продавцом и одним покупателем … Краткий словарь экономиста

МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… … Экономический словарь

Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… … Словарь бизнес-терминов

Монополия Билатеральная — англ. bilateral monopoly двусторонняя монополия ситуация на рынке, при которой продавцу, контролирующему все предложения, противостоит покупатель, контролирующий весь спрос. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Монополия Двусторонняя — См. Монополия билатерная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

МОНОПОЛИЯ, ДВУСТОРОННЯЯ — рынок, на котором единственному продавцу (монополии) противостоит единственный покупатель (монопсония) … Большой экономический словарь

Двусторонняя монополия - это рыночная структура, при которой единственный покупатель и единственный продавец осуществляют куплю и продажу производственных факторов (для продавца представляют собой готовую продукция). И покупатель, и продавец располагают возможностями, которых достаточно для контроля над стоимостью услуг производственных факторов.

Монопсония двусторонняя ведет дела с монополией, которая продает один из производственных факторов. Когда монопсония двусторонняя встречается с монополией, в результате возможно наблюдать картину, которая напоминает битву титанов. Возможно только догадываться о вероятных последствиях для всех участников.

Для максимального дохода монопольный продавец обязан оценить спрос на все услуги рассматриваемых ресурсов. Затем он станет стараться установить такую стоимость, которая заставит нанимателя ресурсов приобрести такое количество услуг ресурсов, которое соответствует точке, где предельная прибыль от реализации услуг предлагаемого производственного фактора равна максимальным издержкам на него. С учетом того, что кривая графика предложения услуг ресурсов отражает максимальные издержки на него, стоимость, которая максимизирует прибыль, станет соответствовать точке E2, в которой MR = МС.

В данной точке двусторонняя монополия пожелает реализовать LU единиц каких-либо услуг ресурсов. Для того, чтобы вынудить нанимателя ограничить приобретение услуг ресурсов данным количеством, монопольный продавец пожелает установить стоимость, которая равняется wU.

Чистый рынок двусторонней монополии

Чистый рынок двусторонней монополии встречается нечасто. Время от времени такой рынок имеет место, когда монопольная государственная компания (для примера, по табаку, алкоголю) приобретает продукцию у единственного из продавцов, которому разрешено продавать ее на территории страны. Данную модель также возможно применить к переговорам профсоюзов с предпринимательскими ассоциациями. Предпринимательская ассоциация представляет собой организацию нанимателей услуг ресурсов, которые сплачиваются в группу для проведения переговоров, чтобы установить зарплату, которую станут выплачивать все участники ассоциации. Для примера, ассоциация собственников угля битуминозного - это национальная предпринимательская ассоциация, которая сотрудничает преимущественно с двумя ключевыми профсоюзами, включая сюда профессиональный союз Объединенных шахтеров. Еще один пример - Корпорация грузоперевозок, которая представляет собой американскую национальную ассоциацию собственников автотранспортных грузовых средств, которая проводит переговоры с профессиональным союзом водителей Соединенных Штатов.

Ассоциация нанимателей

Ассоциация нанимателей нужная для того, чтобы максимизировать собственные прибыли, может постараться установить заработную плату на уровне wM. В том случае, если профсоюз не согласится на данную заработную плату, компания способна уменьшить операции и уволить сотрудников. Профсоюз, хоть и не добивается в каком-то конкретном смысле максимизации собственных прибылей, станет требовать установления зарплаты на уровне wU, что гораздо выше wM, то есть заработной платы, которая предложена ассоциацией нанимателей. Профессиональный союз способен угрожать забастовкой до полного удовлетворения всех его требований. В том случае, если разница между заработной платой, которую требует профсоюз, и той, которую предлагает ассоциация нанимателей, окажется велика, то может наступить длительная забастовка либо увольнение сотрудников. Издержки забастовки либо увольнений, как для работников, так и для нанимателей, вероятно, окажут влияние на достижение компромисса.

alt=

Монополия двусторонняя и профессиональный спорт

Монополия двусторонняя подобного типа еще часто образуется в профессиональном спорте, где компания собственников команд проводит переговоры с объединением игроков с целью обговорить уровень оплаты и трудовых условий на период действия соглашения между ними. Для примера, в Соединенных Штатах ассоциация игроков Футбольной национальной лиги (NFLPA) проводит переговоры с Советом управляющих Футбольной национальной лиги, который представляет собой собственников команд. В случае, когда две данные группы не способны договориться об оплате и трудовых условиях, часто в результате наступает забастовка.

Для примера, осенью 1987 г. игроки NFLPA покинули работу, когда обе ассоциации не сумели договориться по поводу оплаты труда и в остальных пунктах - особенно тех, которые касаются права "свободных агентов" проводить переговоры о повышении заработной платы. NFLPA, члены которой зарабатывали в среднем 230 тысяч долларов за сезон, старалась установить минимальный уровень оплаты для игроков в районе 90 тысяч долларов, предусматривая оплату игроков с игровым опытом в 13 лет и больше вплоть до 320 тысяч долларов. Эта заработная плата соответствует wU. Совет управляющих Футбольной национальной лиги стремится установить минимальный уровень оплаты на уровне 60 тысяч долларов, допуская заработную плату вплоть до 180 тысяч долларов для игроков с тринадцатилетним стажем и до 200 тысяч долларов для игроков с пятнадцатилетним стажем. Такая заработная плата соответствует wM. К тому же, по оплате труда были и иные спорные пункты. Учитывая то, что в результате не было достигнуто никакого компромиссного договора, осенью 1987 г. игроки начали забастовку.

Читайте также: