Кул гали биография кратко

Обновлено: 26.06.2024

Содержание (например, рассуждения одного из главных персонажей – мудрого старца Йагкуба), стиль и тон поэмы дают основание предполагать, что Кул Гали был высокообразованным для своего времени человеком, хорошо знал арабо-персидскую литературу.

Незавершенность отдельных строф наводит на мысль, что тревожное время монгольских завоеваний, а возможно, и гибель поэта (предположительно, во время монгольского нашествия) не позволили ему окончательно отредактировать текст.

Влияние

Творчество Кул Гали оказало сильнейшее влияние на формирование татарской письменной литературы, особенно поэзии.

В 2005 году в парке Тысячелетия Казани воздвигнут памятник Кул Гали и др.

Сочинения

Кол Гали (XII йөзнең азагы, XIII йөзнең башы) // Татар поэзиясе антологиясе. Казан, 1956.

Кыссаи Йосыф. Казан, 1983.

Йосыф кыйссасы. Казан, 2000.

Юсуф и Зулейха (отрывки) // Антология татарской поэзии. Казань, 1957.

Сказание о Йусуфе. Казань, 1985.

Литература

Поэт-гуманист Кул Гали. Казань., 1987.

Ахунов А.М. Арабский источник средневековой тюрко-татарской литературы: на материале трудов ат-Табари. Казань, 2001.

Хисамов Н.Ш. Сюжет Йусуфа и Зулейхи в тюрко-татарской поэзии XII–XV вв.: проблема версий. Казань, 2001.

Хисамов Н.Ш. Бөек язмышлы әсәр. Казан, 1984.

Таһирҗанов Г. Фирдәүси һәм Колгали // Казан утлары. 1968. № 12.

Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. Т. 1. Казан, 1984.

Биография

Биографические сведения о Кул Гали немногочисленны и противоречивы.

Кул Гали — родился в Волжской Булгарии, в небольшом селении в устьи реки Зай.

Учился в медресе, потом — в Хорезме. Долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока (Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка), подолгу жил в Биляре и Болгаре (столицы Волжской Булгарии), в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Кул Гали имел также духовный сан муллы.

Предполагается, что Кул Гали погиб в 1236 году в Биляре во время монгольского штурма Болгара. Хотя есть также мнение, что поэт спасся и умер уже своей смертью в 1241 году.

Произведения

Впервые поэма была подготовлена к печати поэтом и учёным Габдрахим Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз.

Согласно подсчетам Джавада Алмаза, до 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все вышли из рук переписчиков-татар.

В начале 1990-х Миркасым Усманов пишет о двух сотнях старинных рукописей, выявленных или переписанных в районах компактного проживания татарской нации. В то же время версий дастана Кул Гали, бытовавших в узбекской или азербайджанской среде, не выявлено.

Память

По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.

Памятник Кул Гали установлен в Казани (парк Тысячелетия). В Ульяновске Памятник Кул Гали открыт в 2008 году у здания Центра Татарской Культуры.

Содержание

Биография

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Биографические сведения о Кул Гали немногочисленны.

Кул Гали — родился в Волжской Булгарии [3] . Учился в медресе, потом — в Хорезме. Он долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока (Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка), подолгу жил в Биляре и Болгаре (столицы Волжской Булгарии), в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Кул Гали имел также духовный сан муллы.

Данная биографическая версия подверглась критике еще в 19 веке татарским ученым Марджани за неправдоподобность. [4] Необоснованной представляется отождествление упомянутого в шеджере Кулгали, жившего во второй половине 14 века, с поэтом, творившим в начале 13 века.

Предполагается, что Кул Гали погиб в 1236 году в Биляре во время монгольского штурма Болгара. [5] Хотя есть также мнение, что поэт спасся, и умер уже своей смертью в 1241 году.

Есть также версия, что Кул Гали происходит из племени Айле, входящем в состав башкирского народа [1] [6] :

Наследие



Его поэмы почитаются народами потомками волжских булгар — татарами, чувашами, башкирами.

В 1839 году в типографии Казанского университета поэма впервые была издана типографским способом. Основой издания послужил список, составленный татарским ученым и поэтом Габдрахим Утыз Имяни. До 1917 года поэма в этой редакции переиздавалась более 80 раз.

Согласно подсчетам Джавада Алмаза, до 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все вышли из рук переписчиков-татар. [7] В начале 1990-х Миркасым Усманов пишет о двух сотнях старинных рукописей, выявленных или переписанных в районах компактного проживания татарской нации. В то же самое время, версий дастана Кул Гали, бытовавших в узбекской или азербайджанской среде, не выявлено. [8]

По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.

Памятники Кул Гали есть в Казани (парк Тысячелетия), и Ульяновске (открыт в 2008 году у здания Центра Татарской культуры).


Биография

Биографические сведения о Кул Гали немногочисленны и противоречивы.

Кул Гали — родился в Волжской Булгарии. Учился в медресе, потом — в Хорезме. Он долгие годы странствовал по культурным центрам мусульманского Востока (Герат, Сирия, Иерусалим, Мекка), подолгу жил в Биляре и Болгаре (столицы Волжской Булгарии), в Алабуге, Нур-Суваре и Кашане. Кул Гали имел также духовный сан муллы.

В книге "Таварих-и Болгария" ("История Булгарии)" татарского историка Таджеддина Ялчыгул-углы (1763—1837) приводится родословная Кул Гали и биографические сведения о нём, основанные частью на семейных преданиях (Таджеддин Ялчыгул-углы, по его словам, один из прямых потомков Кул Гали по отцовской линии), частью на не дошедших до нас письменных источниках.

Дед Кул Гали, сообщает Ялчыгул-углы, был родом из Булгара. После изгнания из этого города он обосновался в булгарском городе XII-XV веков Кашане, где родился отец Гали — Мирхаджи. Мирхаджи прожил в этом городе до 30 лет, затем переехал в небольшое селение на берегу реки Зай в месте впадения её в Каму. Здесь-то и родился будущий автор бессмертного "Сказания". Предание донесло до нас и дату рождения Кул Гали — 1183 год.

65. От него родился Мир-хаджи. Он также 30 лет жил в этом Кышане. Затем, оставив город Кышан, переехал в Иске-Казан'". По прошествии полных ста лет, не найдя пригодным это место, заложили город в устье реки Казань. В Иске-Казане есть могила святого, говорят, что в ней похоронен Тадж ад-дин Ходжа. Кто из вас пройдет мимо Иске-Казана, не будьте беспечными и, прибегая к благословению его, посвятите ему фатиху. Итак, мы подошли к нашей основной цели. Мир-хаджи вместе с ними переселился из мест, называемых Кышан, и пришел в устье реки Зай. Там у Барадж-хана был имамом, умер в устье реки Зая.

67. От Кул Али родился Мир Али. Он также пришел в Хорезм, чтобы получить здесь знания. В Ургенче он 30 лет был мударрисом и там же умер.

81. От Джианчуры родился Янтимер. Он также обитал в долине реки Ай по течению реки Арша. Продолжительность его жизни не известна.

82. От Янтимера родился Маметкул. Он также жил между реками Арша и Ай. Продолжительность его жизни не известна.

83. От Ма-меткула родился Ялсыгул-мулла. Он жил в междуречье Ая и Арши в деревне Курмаш-йылга.

Данная биографическая версия еще в XIX в. подверглась критике татарским ученым Марджани. Необоснованным представляется отождествление упомянутого в шеджере Кулгали, жившего во второй половине 14 века, с поэтом, творившим в начале 13 века..

Предполагается, что Кул Гали погиб в 1236 году в Биляре во время монгольского штурма Болгара. Хотя есть также мнение, что поэт спасся, и умер уже своей смертью в 1241 году.

Существует версия, что Кул Гали происходит из племени Айле, входящем в состав башкирского народа.

Наследие

Его поэмы почитаются народами потомками волжских булгар — татарами, чувашами, башкирами.

Впервые поэма была подготовлена к печати поэтом и учёным Габдрахим Утыз Имяни и издана в 1839 году в типографии Казанского университета. До 1917 года поэма переиздавалась более 80 раз.

Согласно подсчетам Джавада Алмаза, до 1960 года учеными было обнаружено 33 старинных списка книги, все вышли из рук переписчиков-татар.

В начале 1990-х Миркасым Усманов пишет о двух сотнях старинных рукописей, выявленных или переписанных в районах компактного проживания татарской нации. В то же самое время, версий дастана Кул Гали, бытовавших в узбекской или азербайджанской среде, не выявлено.

По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.

Памятники Кул Гали есть в Казани (парк Тысячелетия), и Ульяновске (открыт в 2008 году у здания Центра Татарской Культуры).

Читайте также: