Крымов художник биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Крымова называют классиком советского искусства, продолжателем жанра реалистичного пейзажа и преемником выдающихся русских живописцев В. Поленова, И. Левитана, К. Коровина, В. Серова. Валентин Серов и Константин Коровин, к тому же, были одними из его педагогов. Художник Коровин называл имя Крымова среди лучших учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где Константина Алексеевича преподавал с 1901 года.
Однако, первые уроки рисования Николаю дал его собственный отец — художник Крымов Петр Алексеевич. Петр Алексеевич и его жены Мария Егоровна были родителями 12 детей. Большая творческая и дружная семья проживала в тесном доме вблизи знаменитых московских Патриарших прудов. По пути отца пошли два сына — Василий и Николай тоже стали художниками.

Николай сначала закончил реальное училище. Затем начал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращенно МУЖВЗ), которое окончил отец. Петр Алексеевич основательно занимался подготовкой сына и Николай буквально прорвался в училище в 1904 году, выдержав огромный конкурс. В царской России это учебное заведение было одним из ведущих в художественной сфере страны. С 1904 по 1907 год Николай получал архитектурное образование, а затем перешел в класс пейзажной живописи. Закончил учебу в 1911 году.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

художник крымов зимний вечер

Первые успехи и этапы развития



Николай Крымов. Крыши под снегом, 1906

Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:


Личная жизнь

Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.

Выставки Николая Крымова

Премьера индивидуальных выставок Крымова произошла не где-нибудь, а в Третьяковской галерее в 1922 году. Многие картины для экспозиции предоставили из своих собраний несколько десятков коллекционеров. Работы признанного мастера активно расходились по собирателям живописи ещё при его жизни. В 1954 году состоялась его следующая успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.

Система тона


Разносторонняя деятельность Николая Крымова

Деятельность Николая Крымова не ограничивалась пейзажной живописью. Он создавал театральные костюмы и декорировал спектакли. Ему даже довелось работать при Московском городском совете в Комиссии по охране памятников искусства и старины. Николай Петрович обладал талантом ещё и педагога: около 10 лет, с 1919 года, был преподавателем в Пречистенском институте, Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Московском областном художественном училище памяти восстания 1905 года.

В колледже им. восстания 1905 года


Н. П. Крымов (в центре) среди студентовМосковского государственного техникума изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. 1930-е годы.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

крымов художник пейзажист



Николай Крымов. Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток. Учебный пейзаж-таблица, 1934


LiveInternetLiveInternet

Понедельник, 09 Января 2020 г. 18:37 + в цитатник В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)


Крымов Николай Петрович (1884-1958) В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов. Классическая музыка Шопен

Крыши по снегом. 1906


Крыши по снегом. 1906 Картон, масло. 24 x 19 см Государственная Третьяковская галерея, Москва



Песчаные откосы. 1907 Холст, масло. 35 x 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сосны. 1907Холст, масло. 80 x 80 смЧастное собрание


Сосны. 1907 Холст, масло. 80 x 80 см Частное собрание

Солнечный день. 1906Холст, масло. 27 x 49 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва


Солнечный день. 1906 Холст, масло. 27 x 49 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

К весне. 1907Холст, масло. 52 x 71 см


К весне. 1907 Холст, масло. 52 x 71 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лунная ночь. 1910-еБумага, тушь, гуашь. 13 x 20 смЧастное собрание


Лунная ночь. 1910-е Бумага, тушь, гуашь. 13 x 20 см Частное собрание

Пейзаж с грозой. 1908Холст, масло. 67 x 99 см


Пейзаж с грозой. 1908 Холст, масло. 67 x 99 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Деревня летом. 1921Картон, масло. 36 x 49 см


Деревня летом. 1921 Картон, масло. 36 x 49 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вечер. Около 1920Холст, масло. 30 x 42 см


Вечер. Около 1920 Холст, масло. 30 x 42 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пейзаж с рекой. 1923Холст, масло. 39 x 50 см


Пейзаж с рекой. 1923 Холст, масло. 39 x 50 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.

На краю деревни. 1924Холст, масло. 53 x 70 см


На краю деревни. 1924 Холст, масло. 53 x 70 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.

К вечеру. 1926Холст, масло. 37 x 46 смЧастное собрание


К вечеру. 1926 Холст, масло. 37 x 46 см Частное собрание

Сарай. 1926Картон, масло. 22 x 29 см


Сарай. 1926 Картон, масло. 22 x 29 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вечер в деревне. 1927Холст, маслоТаганрогский художественный музей


Вечер в деревне. 1927 Холст, масло Таганрогский художественный музей

Домик в Тарусе. 1930Холст, масло. 36 x 54 см


Домик в Тарусе. 1930 Холст, масло. 36 x 54 см Государственная Третьяковская галерея Москва

Мельница в ТарусеХолст, масло. 70 x 103 см


Мельница в Тарусе Холст, масло. 70 x 103 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Под Звенигородом. 1948Холст, масло. 55 x 102 см


Под Звенигородом. 1948 Холст, масло. 55 x 102 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пейзаж. 1950-еХолст, масло. 50 x 70 см


Пейзаж. 1950-е Холст, масло. 50 x 70 см Брянский областной художественный музей

Таруса. Сарай. 1954Холст, масло. 29 x 49 смЧастное собрание


Таруса. Сарай. 1954 Холст, масло. 29 x 49 см Частное собрание

Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток.


Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток Учебный пейзаж-таблица. 1934 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.


Семья — всему начало

Учителя

В 1904 году Николай поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907-м перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л. О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, Н. Касаткин, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.

Первый успех


Голубая роза


Дальнейший творческий поиск


Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.


Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали за город или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.


Система тона


Сквозь все перипетии эпохи


Вклад Николая Крымова в теорию живописи неоценим. Сегодня работы мастера можно увидеть в музеях страны. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях. Полотна художника по-прежнему вызывают восхищение, а его емкие и меткие высказывания в среде деятелей искусства давно стали крылатыми выражениями.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

У мельницы

Н. П. Крымов (в центре) среди студентов Московского областного художественного училища памяти 1905 года. 30-е годы XX века

Н. П. Крымов

Николай Петрович умер в Москве 6 мая 1958 и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Родился в Москве 20 апреля 1884 года в большой и дружной семье: родители Пётр Алексеевич и Мария Егоровна имели 12 детей. Жили в небольшом доме с садом близ Патриарших прудов. Часто устраивали музыкальные вечера, театральные постановки и живые картины. Отец в своё время учился в Московском училище живописи, где получил хорошее академическое образование, был дружен с Иваном Ивановичем Шишкиным. Пётр Алексеевич преподавал рисование в гимназиях. Любовь к природе, образное видение окружающего мира прививал он и своим детям, к художественному воспитанию которых относился очень внимательно. Именно отец стал первым учителем Николая.

Семья — всему начало

Учёба и педагоги

В 1904 году после окончания реального училища Николай с лёгкостью поступил в то же учебное заведение, которое закончил отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай сначала стал студентом архитектурного отделения. В 1907 году перевёлся на живописное в мастерскую А.М. Васнецова. Его наставниками стали строгий и требовательный Николай Касаткин, мягкий и дружелюбный Леонид Пастернак, прогрессивный реформист Валентин Серов.

Сам Николай Крымов главным учителем считал Исаака Левитана. Они не были знакомы. Пейзажи Левитана стали образцами творческих стремлений молодого художника, который восхищался ими и отмечал их удивительную материальность, правдивость и вместе с тем воздушность.

В первые годы учёбы бедность заставляла молодого художника на всём экономить, в том числе на красках, для приготовления которых он использовал счищенные с палитр остатки. Кроме того, сложилась его привычка работать на небольших холстах, листах бумаги, картона.

Биография

Первые успехи и формирование стиля

Уже с 1905 года начал участвовать в выставках в России и за рубежом. Ранние работы выполнены в стиле символизма: размытые образы природы таинственны и поэтичны. Картины стали пользоваться вниманием и продаваться.

Но художник ищет себя, пробует сделать кисть более чёткой, краски и формы становятся более материальными. В 1911 году Николай Крымов закончил училище живописи и в целом определился со своим предназначением как художника: он пейзажист, продолжающий традиции классической школы.

Любовь к родным пейзажам

С первых работ молодого художника было ясно его особое видение природы и тишины в самых непримечательных картинках, даже среди крыш и домов, сараев и заборов. Снег, избушки, деревья, вода, светотени на них – пейзажные композиции непременно находят отклик в сердцах зрителей, в том числе ценителей искусства и взыскательных коллекционеров.

Крымов не любит путешествовать, никогда не был за границей, даже посещение Крыма не впечатлило его. Любимыми и бесконечно дорогими сердцу были для живописца уголки родной природы: окрестности Звенигорода, рязанские места, Таруса. Здесь он получал самые сильные импульсы, побуждающие браться за кисть и переносить на холсты чудесные виды. После 1910 года художник прекратил работу с натуры, стал писать по памяти или придуманные пейзажи, всё то, что некогда очаровало и впечатлило, что хотелось запечатлеть.

Талантливый сценограф

В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому — с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.

Тон важнее цвета

В процессе совершенствования кисти и оттачивания своего мастерства Крымов пришёл к выводу, что именно тон, наполняя цвет краски светом, определяет эстетическое впечатление от картины. Будучи профессионально наблюдательным, художник замечал различия в восприятии, казалось бы, одинаковых по цвету предметов: деревьев и кустов, травы и листвы. Об этом художником была разработана целая теория, касающаяся способности человеческого глаза считывать тон при условии его верного выбора.

В 1934 году художник продемонстрировал влияние тонов в специально созданной картине. Учебный пейзаж из 9 вариантов одного вида наглядно показывает изменение тона окрашивания предметов в зависимости от заданного художником на картине времени суток. Крымов был убеждён в необходимости овладения художниками теорией тона. Только произведения с правильно заданной тональностью могут восприниматься человеком как приятные, гармоничные и совершенные.

Частная жизнь

В 1916 году женился на дочери художника Досекина. Жили они с Еленой Николаевной скромно и даже несколько патриархально. В небольшой квартире близ Пречистенки не было даже мастерской, художник любил писать стоя у окна. Всю жизнь пользовался мольбертом, некогда принадлежавшим Серову, его педагогу по живописи. Долгие годы бережно хранил дощечку для живописи, также подарок Серова, и только на склоне лет кисть Крымова запечатлела на ней любимый и дорогой тарусский пейзаж, отраду сердца художника.

Художник, педагог и сценографист

Революция мало изменила образ жизни живописца. Он был человеком исключительно искусства, далёким от политики. С властями не ссорился, но и не заигрывал, сторонился всего чуждого. К русскому авангарду начала ХХ века относился критически, характеризовал его едкими словами. Имел чёткое и устоявшееся представление о роли художника и его творчества в жизни и искусстве, был олицетворением классических художественных традиций, впитанных им с творчеством и школой Репина, Коровина, Серова, Левитана.

Сценография – ещё одно поприще, где Николай Петрович получил признание. В 1922 году очень удачно и ярко оформил театральную постановку по А.П. Чехову для гастрольной поездки в Америку Станиславского К.С. с театром. Затем работал над декорациями пьес Островского А.Н. во МХАТе.

Все годы Крымов много и вдохновенно пишет, выставляется. В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, для которой более 50 коллекционеров предоставили ранее приобретённые ими работы художника. В 1928 году Крымов стал членом Общества московских художников. С этого года каждое лето живописец проводит в любимой им Тарусе.

Крымов Николай Петрович1884–1958

20 апреля 1884 (Москва) — 6 мая 1958 (Москва)

Живописец, график, сценограф

Родился в семье художник П. А. Крымова. Первоначальное художественное образование получил под началом отца. В 1904 поступил в МУЖВЗ на архитектурное отделение, в 1907 перевелся на живописное. Занимался у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина.

Летние месяцы 1913–1915 жил в поселке Красково под Москвой, лето с 1916 по 1918 проводил в имении В. С. Мамонтова Горки в Рязанской губернии.

С середины 1920-х разрабатывал метод преподавания пейзажной живописи на основе определения тональных отношений, опубликовал ряд статей по этой теме. В 1934–1939 преподавал в Московском изотехникуме памяти 1905 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ретроспективные выставки Крымова состоялись в 1967 в Академии художеств СССР, в 1984–1985 — в Центральном доме художника в Москве.

Выделить какой-то определенный этап в его биографии достаточно сложно. Искусство Крымова хоть и претерпевало определенную эволюцию с течением времени, но при этом всегда сохраняло внутреннюю цельность и не было подвержено конъюнктуре времени. При работе над картиной художник выполнял значительное число набросков, часто на обрывках бумаги, тетрадных листах и так далее.

Творческое наследие художника поистине огромно. Крымов работал очень много до самых последних дней жизни. Его произведения находятся во многих музеях России и ближнего зарубежья, а также в частных коллекциях. Среди музейных собраний — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, музей МХАТ, областные музеи изобразительных искусств в Ростове-на-Дону, Ульяновске, Туле, Брянске, Нижнем Тагиле, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Национальный художественный музей республики Беларусь в Минске, Киевский музей русского искусства, Одесский художественный музей и другие.

Показать цены на работы художника

Картины

Сегодня, в динамичный век скоростей, картины Николая Петровича Крымова особенно притягивают и завораживают тишиной и физическим ощущением близости природы. Эта особенность стала проявляться с самых первых работ мастера, таких как:

и других. Поэтическое созерцание природы свойственно и для более поздних картин:

и многие-многие прочие, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях.

Система тона

Награды государственные и народные

Не менее государственных, а может быть, и более значимы награды, полученные от народа, ценителей искусства и коллекционеров. Это признание художника, его таланта и неизменно возникающее у зрителя единение с окружающим миром при созерцании его картин, стремление любоваться ими, находя в них что-то дорогое для себя: чуткая человеческая душа живёт в унисон с природой.



Солнечный день 1906 г.



Мартовский моро. 1900 г.



Крыши под снегом 1906 г.



Уборка сена



Утро 1914 г.

Николай Петрович Крымов
В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В.А. Серова и К.А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития.

Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.

Кры́мов Никола́й Петро́вич (1884 — 1958) — русский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).

Биография



Н. П. Крымов (в центре) среди студентов Московского областного художественного училища памяти 1905 года.
30-е годы XX века

Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 2 мая
  • Родившиеся в 1884 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 6 мая
  • Умершие в 1958 году
  • Умершие в Москве
  • Заслуженные деятели искусств РСФСР
  • Художники по алфавиту
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Художники России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Крымов, Николай Петрович" в других словарях:

Крымов Николай Петрович — Николай Петрович Крымов Дата рождения: 20 апреля (2 мая) 1884 Место рождения: Москва Дата смерти: 6 мая 1958 Место смерти: Москва Крымов Николай Петрович (20 апреля (2 мая) 188 … Википедия

Крымов Николай Петрович — (1884 1958), советский живописец. Пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР (1956), член корреспондент АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1904 11). Преподавал во Вхутемасе (1920 22) и Художественном училище памяти 1905 года… … Художественная энциклопедия

Крымов Николай Петрович — [20.4(2.5).1884, Москва, ≈ 6.5.1958, там же], советский живописец пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР (1956), член корреспондент АХ СССР (1949). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904≈11). Участник… … Большая советская энциклопедия

КРЫМОВ Николай Петрович — (1884 1958) российский живописец, народный художник России (1956), член корреспондент АХ СССР (1949). Мастер синтетического, гармонично построенного пейзажа картины ( Утро , 1916; Речка , 1926) КРЫМОВ (Беклемишев) Юрий Соломонович (1908 41)… … Большой Энциклопедический словарь

Крымов, Николай Петрович — Н.П. Крымов. У мельницы . 1927. Масло. КРЫМОВ Николай Петрович (1884 1958), российский живописец. Мастер синтетического, гармонично построенного пейзажа картины, основанного на разработанной им системе тона (цвет выявляет не материальность, а… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крымов Николай Петрович — (1884, Москва — 1958, там же), живописец, пейзажист, народный художник РСФСР (1956), член корреспондент (1949). Сын художника П.А. Крымова. Учился в (1904—11) у . Преподавал в Пречистенском практическом институте, во (1920—22) и… … Москва (энциклопедия)

Крымов, Николай Петрович — Род. 1884, ум. 1958. Живописец пейзажист. Чл. корр. Академии художеств СССР (1949), народный художник России (1956) … Большая биографическая энциклопедия

Крымов, Николай Петрович — (род. в 1884 г.) выставлял свои картины, главным образом, на выставках Голубой Розы , а также Союза и Мира Искусства . /Т. 20/ … Исторический справочник русского марксиста

Николай Петрович Крымов — Дата рождения: 20 апреля (2 мая) 1884 Место рождения: Москва Дата смерти: 6 мая 1958 Место смерти: Москва Крымов Николай Петрович (20 апреля (2 мая) 188 … Википедия

Читайте также: