Крым после распада ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крымский кризис 1990-х годов — это противостояние между властями Крыма и России, с одной стороны, и властями Украины, с другой стороны, по вопросу о статусе Республики Крым и города Севастополь.

Украина получила в 1991 году независимость и вышла из состава Советского Союза. Крым, однако, вошёл в состав Украины лишь в 1954 году, с юридическими нарушениями и без волеизъявления местных жителей. Большинство населения Крыма были русскими, и их симпатии были направлены в сторону России.

Вопрос был в том, останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины, а если останутся — будут ли они иметь автономию. Параллельно между Россией и Украиной развивался спор о судьбе Черноморского флота и другие политические и экономические конфликты.

Содержание

Причины кризиса

Проблема статуса Крыма возникла задолго до развала СССР по следующим причинам:

В ноябре 1990 года четвёртая внеочередная сессия областного совета Крымской области приняла решение о проведении 20 января 1991 года референдума об автономном статусе Крыма (ранее Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, существовавшая в 1921—1946 годах, была упразднена в связи с выселением крымских татар и других меньшинств в ходе войны). Это был один из первых опытов такого рода референдумов за всю историю СССР. Данная идея встретила сопротивление со стороны Украины — например, председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук (будущий президент Украины) отговаривал от проведения референдума, заявляя, что автономию Крыма может восстановить своим решением ВС Украины [1] .

Ход событий

Начальный этап (1991)

В 1991 году, когда распад СССР был лишь вопросом времени, началось противостояние между властями Крыма и Украины:

12 февраля 1991 года прошло голосование в Верховном Совете Украины по обсуждению итогов январского референдума в Крыму, на котором 355 депутатов из 366 присутствовавших проголосовали за воссоздание Крымской АССР [1] . В этот же день Крымская АССР была восстановлена (закон № 712-ХII) как часть УССР — то есть была проигнорирована вторая часть вопроса, вынесенного на референдум (о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора).

26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована (постановление № 20-1) в Республику Крым.

Этап обострения (1992—1993)

В 1992 году руководство Крыма взяло курс на получение большей самостоятельности для региона. 6 мая 1992 года была принята Конституция Республики Крым, установившая вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. За день до этого было решено (поставновление № 73-I) провести референдум по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым — спустя 8 дней Верховная Рада Украины отменила данный документ по причине его противоречия Конституции Украины (постановление № 2333-XII).

В 1992—1993 годах шло активное обсуждение вопроса о незаконности передачи Крыма и Севастополя, что можно считать пиком Крымского кризиса.

21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной (постановление № 2809-1). При этом в том же документе говорилось о необходимости урегулирования вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения [4] .

20 июля 1993 года Собвез ООН, удовлетворив жалобу Украины на постановление от 9 июля 1993 года, подтвердил (записка S/26118) свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого Юлий Воронцов, постоянный представитель РФ в ООН в 1990—1994 годах, написал письмо на имя председателя Совбеза ООН, в котором было заявлено, что постановление от 9 июля 1993 года расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе.

Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть де-факто произошло закрепление украинского статуса Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований [5] .

В результате с середины 1990-х годов пророссийские политические силы в Крыму сосредоточились на этнокультурных вопросах, касающихся русского языка, религии, культуры, исторического самосознания и поддержки связей с исторической Родиной, а собственно политическая деятельность была отодвинута на второй план [8] .

Заключительный этап (1994—1998)

С ослабления пророссийских сил в Крыму можно отсчитывать начало заключительного этапа крымского кризиса. В 1994—1995 годах руководство Украины проводило политику саботажа крымской автономии.

21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована (закон № 171/94-ВР) в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием.

17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил (закон № 92/95-ВР) Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым. Данные действия со стороны Киева являются нарушением права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, прописанных во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25), а также принципа обладания человеком всеми правами и свободами без различия на основе правового статуса территории (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека) [5] . Госдума России охарактеризовала действия Кучмы как унижающие волеизъявление населения Республики Крым, прерывающие договорно-переговорный процесс между Крымом и Украиной и могущие серьёзно дестабилизировать обстановку в регионе (заявление № 13).

Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки [5] .

Итоги

Крымский кризис для России и большинства крымчан закончился поражением.

Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 1990-х не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность [5] .

Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получив при этом твёрдых гарантий долгосрочного партнёрства и взаимной интеграции Украины с Россией.

30 лет назад, 26 декабря 1991 года, прекратил существование Советский Союз. Для Крыма 1991-й был годом узловым. Начавшись в январе референдумом о государственном и правовом статусе республики (первым в истории СССР), он продолжился августовским путчем, часть событий которого происходила на госдаче в Форосе. Затем последовало принятие региональным парламентом декларации "О государственном суверенитете Крыма". И, наконец, завершился тот год распадом Союза. Потом же, по замечанию главы Общественной палаты РК Александра Форманчука, жители полуострова "теряли Крым на протяжении 23 лет его вынужденного пребывания в составе "суверенной" и "незалежной" Украины".

Последний год для Крыма в составе СССР начался с референдума о государственном и правовом статусе полуострова, который многие историки считают предвестником исторического референдума 2014-го. Фото: Архив Александра Форманчука

Последний год для Крыма в составе СССР начался с референдума о государственном и правовом статусе полуострова, который многие историки считают предвестником исторического референдума 2014-го. Фото: Архив Александра Форманчука

В некоторой степени будущему распаду СССР способствовало принятие Верховным Советом Украины Декларации о государственном суверенитете. Нынешний сенатор от Крыма Сергей Цеков, бывший тогда народным депутатом УССР, вспоминает, что 16 июля 1990 года голосовал против этого документа. Как оказалось, он был единственным из более чем двух десятков депутатов от Крыма и одним из трех парламентариев. Несмотря на то, что перед голосованием, как вспоминает Сергей Павлович, коллеги крымчане утверждали, что поддерживать этот документ ни в коем случае нельзя, поскольку среди прочего он способствует распаду СССР.

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

- Те люди, которые должны были защищать, отстаивать наши интересы, делать все для сохранения государства, оказались либо не умными, либо просто предателями, - считает он. - Я негативно отношусь к деятельности депутатов Верховной рады от Крыма и Севастополя, которые поголовно голосовали за независимость Украины и декларацию о государственном суверенитете.

По словам сенатора, в той ситуации крымчане понимали, что полуостров отрывают от России, и начался в Крыму всплеск пророссийских настроений. Осенью 1990 года Крымский областной совет принял решение о проведении общекрымского референдума. На него вынесли вопрос о воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В итоге предложение поддержали 93,26 процента участников референдума. За этим последовали принятие необходимых правовых документов, работа над созданием гимна, герба, флага республики. Слаженный процесс пошатнул грянувший в августе путч, следом за которым Верховная рада приняла Акт провозглашения независимости Украины. Сергей Цеков вспоминает, что 24 августа, когда принимался документ, он попросту вышел из сессионного зала, чтобы не присутствовать при устроенном там "шабаше".

- То, что происходило с Крымом в составе Украины, было оккупацией, - убежден сенатор. - Все разрушалось, нам навязывался украинский язык в делопроизводстве, на телевидении, в кинотеатрах.

Четвертого сентября 1991 года крымский парламент принял Декларацию "О государственном суверенитете Крыма". Позже тогдашний спикер крымского парламента Николай Багров рассказывал, что она должна была стать основой будущей конституции республики. Он подчеркивал, что в декларации "было закреплено положение о том, что "территория республики не может быть изменена без ее согласия", имеющее важное значение с учетом вырисовывавшейся проблемы Севастополя".

Фото: Александр Корольков

- Характерно, что в тот момент Верховный Совет Украины не оспорил этот документ, о чем, наверное, отдельные депутаты Украины не раз потом пожалели, - отмечал Багров. Однако бывший тогда председателем Совета министров Крыма Виталий Курашик считает, что текст декларации готовили "люди, которые не знали экономических возможностей Крыма и не думали о последствиях таких шагов для населения полуострова".

Днем позже, пятого сентября, в Москве был создан Совет Республик Верховного Совета СССР. Несколько месяцев спустя он и распустил союзные органы власти и принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием Содружества независимых государств. Инициатор первого крымского референдума Сергей Ефимов, бывший представителем Крымской АССР в этом Совете, по прибытии в Москву удивился тому, как согласованно действовали депутаты Верховного Совета РСФСР и Украины при рассмотрении вопроса о Крыме.

- Спелись они замечательно, - говорит он, - и их совместное решение было не допустить участия тогда еще Крымской АССР в работе обновленного Совета республик Верховного Совета СССР.

Завершался знаменательный и для Союза, и для Крыма год третьим по счету референдумом: о поддержке Акта о государственной независимости Украины. Примечательно, что в тот же день 1 декабря жители новорожденной "незалежной" участвовали в ее первых президентских выборах.

Верный себе народный депутат Украины Сергей Цеков 29 ноября публично, со страниц газеты "Крымская правда", призывал крымчан голосовать "против" независимости. Возвращаясь в те дни, политик вспоминает, какие порой небылицы в канун этого референдума рассказывали сторонники "самостийности":

Фото: Константин Завражин/РГ

- Например, сообщали, что во Львовской области нашли залежи золота и на Украине, мол, золотодобывающая промышленность вот-вот появится.

Для самого Сергея Павловича разрушение Советского Союза стало трагедией.

- Я тогда себе места не находил: ходил по номеру киевской гостиницы и не понимал, что происходит, - признается он. - Это была какая-то дикость.

Нынешний глава Общественной палаты РК Александр Форманчук, бывший в 1991 году секретарем Крымского республиканского комитета Коммунистической партии Украины по вопросам идеологии, убежден, что до сих пор Крым даже не приблизился к социально-экономическим и научно-культурным показателям уровня 1991 года, не говоря уже о показателях 70-х и 80-х годов прошлого столетия.

- Рискну заметить, что Крым их никогда и не достигнет, - говорит он, - ибо такое стало возможным только благодаря счастливому сочетанию огромных возможностей сверхдержавы под гордым названием "СССР".

Справка "РГ"

87,6 процента крымских избирателей (не считая севастопольцев) на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года высказались "за" сохранение Союза Советских Социалистических республик "как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в котором в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности". Таким образом, сохранение СССР в Крыму поддержали 1 миллион 85,6 тысячи человек из 1 миллиона 239,1 тысячи принявших участие в голосовании.

Международный симпозиум, посвященный памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Открытие в Симферополе памятного знака выдающемуся крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому.

Презентация Дома-музея поэта Ильи Сельвинского в Симферополе.

Первый республиканский фестиваль творчества народов Крыма.

Презентация в крымской столице нового учебного заведения - факультета менеджмента и коммерции Московского коммерческого института.

Создание астрологического клуба "Сказъ".

Появление газет "Крымские известия", "Южная столица" и "Таврические ведомости".

С начала 1990-х годов юридический статус Крыма неоднократно менялся в результате конфликтов между республиканскими и украинскими властями. "Власть" проследила хронологию этих изменений.

В сентябре 1990 года Крымский областной совет народных депутатов поднял вопрос о преобразовании Крымской области в Крымскую Автономную ССР, существовавшую до 1945 года. 12 февраля 1991 года Крымская АССР была восстановлена по результатам референдума (за проголосовали 93,3% крымчан).

26 февраля 1992 года по решению Верховного совета республики Крымская АССР была переименована в Республику Крым . 5 мая того же года Верховный совет принял " Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым" , на следующий день была принята конституция республики, определяющая ее демократическим суверенным государством в составе Украины. Верховный совет Украины в ответ издал постановление, предписывающее отменить акт , так как он противоречил конституции Украины, определявшей Крым как автономию.

14 июня 1993 года Верховный совет Крыма ввел должность президента Республики Крым . 4 февраля 1994 года им был избран представитель блока "Россия" Юрий Мешков, во втором туре получивший 72,9% голосов избирателей. 27 марта того же года в Крыму прошел референдум, в ходе которого большинство жителей выступили за расширение автономии, 83% проголосовали также за введение двойного гражданства , рассчитанного на интеграцию с Россией. Новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны России, более ориентированной в то время на сближение с Западом. ЦИК Украины и президент Украины Леонид Кравчук назвали референдум незаконным . 21 сентября Верховная рада Украины постановила вернуть название Автономная Республика Крым.

17 марта 1995 года Верховная рада Украины в одностороннем порядке отменила конституцию Республики Крым 1992 года и упразднила пост президента . 1 ноября Верховный совет Крыма принял новую конституцию, не предусматривавшую должность президента и суверенитет. В 1998 году на выборах в Верховный совет Крыма пророссийские партии потерпели поражение, и в октябре того же года была принята новая конституция Автономной Республики Крым, приведенная в соответствие с основным законом Украины. Она действовала до 2014 года.

6 марта 2014 года после смены власти на Украине Верховный совет Крыма принял решение войти в состав РФ. Референдум по этому вопросу состоялся 16 марта, 96,8% высказались за. 11 апреля на внеочередном заседании Госсовета РК была утверждена новая конституция республики, в тот же день Крым был включен в перечень субъектов в Конституции РФ . Украина, как и большинство стран--членов ООН, не признает данное решение и считает Крым своей территорией.

Крымский референдум 1991 года, фото из Центрального музея Тавриды

2 марта первому президенту СССР Михаилу Горбачеву исполняется 90 лет. Бывшего советского лидера винят в распаде Советского Союза, безучастность к судьбе Крыма… Некоторые эксперты полагают, что во многом пассивная позиция Горбачева по крымскому референдуму 1991 года позволила крымчанам самим решить вопрос государственного статуса полуострова и тем самым заложить основу будущего референдума 2014 года и вхождения Крыма в состав России.

Однако в 1991 году, когда после августовских событий, Горбачев начал очередной процесс подписания нового союзного договора, в окружении советского лидера переживали о дальнейшем статусе Крыма. И высказывались довольно жестко.

"Кравчук. Показывают по ТВ. Присваивает себе и ядерные ракеты, и Донбасс, и Крым. Идиот. Он что, считает, что и Севастополь ему принадлежит?! Нет уж. тут самый что ни на есть "демократ", если он русский - будет против. И еще как будет. И не отбирать придется Севастополь у Кравчука, а пусть он его попробует "взять"!" - написал в своем дневнике Анатолий Черняев 7 октября 1991 года.

Правда позже, уже при публикации своих дневников, помощник генсека признает свою наивность в отношении российских демократов: "Вот такой наивняк еще был я. Мерил иными стандартами, интеллигентскими".

8 ноября тогда еще председатель Верховного Совета УССР и будущий первый президент независимой Украины Леонид Кравчук заявил, что Центр окончательно себя исчерпал и ни о каком политическом Союзе речи быть не может, и подтвердил курс на референдум о независимости, который объявлен на 1 декабря 1991 года. В тот же день Ельцин ввел ЧП в Чечне и назначил Геннадия Бурбулиса первым вице-премьером.

21 ноября Черняев на страницах своего дневника размышлял о судьбе союзного договора и всего новоогоревского процесса, затеянного Горбачевым: "Я не верю, что Союз в том виде, в каком его хочет вот сейчас М.С. (Михаил Горбачев – ред.), жизнеспособен. И, наверное, завтра не состоится парафирование. Не говоря уже о том, что Кравчук вчера еще во всеуслышание заявил, что никогда не подпишет никакого Союзного договора".

При этом политик рассматривает два варианта – подписание нового договора с азиатскими республиками – "одна ушанка (треух) + 5 тюбетеек = новый Союз", а потом уже к нему присоединятся другие республики по примеру европейского экономического пространства. Второй сценарий по Черняеву более драматичен и тут снова всплывает статус Крыма:

"Однако, возможен и вариант ухода мусульманских республик в мусульманский мир на Юг. Но тогда в Казахстане - война. Казаки уже готовятся. И на Украине - война: Крым. Нельзя его отдать, это позор для национального самосознания России. А оно - единственно "идейная" опора российской политики. Иначе народ не выдержит экономической реформы", - записал в тот день помощник.

26 ноября 1991 года, после провала с парафированием нового союзного договора, Анатолий Черняев записал: "Вчера я долго разговаривал с Яковлевым (один из идеологов перестройки Александр Яковлев – ред.). Он вернулся из США. Пришел, сидели часа два друг против друга. Все перебрали. И главный наш вывод: нравится нам или нет, нет альтернативы самостоятельному прорывному ходу России. Горбачевские усилия спасти Союз - безнадежные судороги. И в общем-то все бы ничего, если б не Украина, не Крым, который невозможно отдать".

Накануне украинского референдума США заявили, что дипломатически признают независимость Украины. А уже в сам день референдума Горбачеву позвонил Джордж Буш. Президент СССР, как вспоминает Черняев, попытался доказать своему американскому коллеге концепцию: "независимость есть отделение", а отделение Украины – это "Югославия" в квадрате, если не в десятой степени! Буш заверял, что "не будет делать ничего, что поставило бы "Майкла" и "Центр" в неловкое положение".

"Было видно (он (Буш - ред.) сказал, что тут же будет звонить и Ельцину), что его особенно беспокоит возможность "насильственных процессов" из-за Крыма, Донбасса. Упоминание М.С.'ом (Горбачевым – ред.) этой проблемы сопровождалось репликой (госсекретаря США Джеймса) Бейкера: Да, да, это очень опасно. Видно: Бейкер, более свободный в суждениях, менее подверженный давлению всяких лоббистов, откровеннее. " – поделился своими мыслями помощник советского лидера, присутствовавший при разговоре.

Анатолий Черняев ( 1921- 2017), советский государственный и партийный деятель, историк, ветеран Великой Отечественной войны. Выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1950–1958 гг. преподавал новую и новейшую историю в МГУ, руководил кафедрой. С 1961 г. – референт, а позднее заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС. В 1986-1991гг. – помощник Генерального секретаря ЦК КПСС, затем президента СССР по международным делам. С 1992 года работал в "Горбачев-Фонде", руководил проектом "Документальная история Перестройки. Внешняя политика перестройки".

Читайте также: