Кружок лоренцо медичи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Зухвальство, то есть нахальство есть писать что-либо о поэтах, с чьим творчеством ты знакома в объеме кот наплакал. Но, когда я читала ЖЗЛ-ку про Лоренцо Великолепного, меня особо заинтересовала одна тема, связанная с его литературными занятиями: поэзия Лоренцо как связующее звено между двумя поэтами, с каждым из которых он дружил, между Луиджи Пульчи – шутником и Полициано – умницей. Как водится, захотела узнать немножко больше, стала собирать материал, а, так как в нем обнаружились противоречия, соблазнилась идеей сделать общую сводку. К тому же, все это заметно перекликалось с темой, которую я мучила в ноябре, а в таких случаях появляется приятное чувство: все, что ты делаешь, не случайно (а у вас тоже такое бывает. Я знаю).
Собранные сведения и предлагаю вашему вниманию, не претендуя ни на что большее, как поделиться тем, что узнала. Отрывки из произведений в русском переводе тоже выкладываю.
Лоренцо ди Пьеро Медичи, прозванный Великолепным (1449-1492).

Юность, юность, ты чудесна,
Хоть проходишь быстро путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

Вакх с прекрасной Ариадной
Сходят радостно вдвоем.
Так как время мчится жадно,
Мы лишь этот миг поем.
Нимфам с фавнами отрадно
Совершать за Вакхом путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

Сонмы вольных козлоногих
Мчат веселых сатиресс
К мураве холмов отлогих,
В глубь пещер и в темный лес.
Что им до укоров строгих,
Горы, дебри – всюду путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

Этим нимфам так же сладко,
Что так пылко ищут их,
Что любовь их ждет украдкой
Под листвой дубов густых.
Уловляй миг жизни краткой –
Всем на праздник верный путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

За ослом и за Силеном
Пьяный вот бредет старик,
В долгой жизни к вечным сменам
Лет бессчетных он привык,
Но с усердьем неизменным
К страсти проторяет путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

Вот с лицом своим сердитым
И старуха вслед бредет,
Озирая с гневом скрытым
Весь беспечный хоровод.
Человек не будет сытым,
Хоть прошел он длинный путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

День сегодняшний дороже
Всех других грядущих дней.
Юность – нынче, старость – тоже!
Девы, юноши, смелей
Жгите жизнь на каждом ложе!
Путь к унынью – ложный путь.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.

Все мы здесь в желаньи ласки
Славим Вакха и Любовь,
Славим песни, славим пляски!
Пусть бежит по жилам кровь,
Пусть живем мы в вечной сказке,
В этом нашей жизни суть.
Счастья хочешь – счастлив будь
Нынче, завтра – неизвестно.
Юность, юность, ты чудесна,
Хоть проходишь быстро путь!

Ближайшим другом, секретарем и воспитателем детей Лоренцо был Анджело Амброджини, родом из городка Монтепульчано близ Сиены. От латинского названия родного города – Mons Politianus – он взял себе псевдоним Полициано (по-английски это пишется Politian).
Полициано (Анджело Амброджини) (1454-1494).

Идеи неоплатонизма как фундамент флорентийского искусства

Важную роль в культурной и духовной жизни Флоренции той эпохи играла Платоновская Академия. Как и Козимо Медичи, Лоренцо стал ее активным членом. Что же представляло из себя это заведение?

По сути своей оно меньше всего напоминало академию в современном смысле этого слова, и скорее являлось клубом, объединяющим гуманистов, живших в тот момент во Флоренции. Собираясь на прекрасной загородной вилле Медичи, они неспешно прогуливалась в садах, изучали античных авторов, искали точки слияния греческой философии и христианской религии, потягивая вино.

За этими беседами, в которых зачастую выкристаллизовывалось идеологическое основание, искусства того времени, встречались Николай Кузанский, Сандро Боттичелли , Пико делла Мирандола, Микеланджело Буонарроти , Марсилио Фичино. Последний был главным идеологом Академии. Врач, поэт, философ и мистик, Фичино воспевал любовь и дружбу, а главное, Античность, которая трактовалась как кладезь духовной культуры человечества.

Во-вторых, исходя из этого, образование – важнейшее из благ и организованно оно должно быть так, чтобы развить человека максимально всесторонне.

Ну и наконец, познание не может существовать без Любви, которая в интерпретации членов Академии оказывается важнейшей движущей силой во Вселенной.

Торжество художественных мастерских

Все эти идеи, так или иначе отражались в активно развивающимся в тот период времени искусстве. В последний четверти XV века во Флоренции насчитывалось множество мастерских, объединяющих граверов, ювелиров, резчиков по дереву и, конечно же, художников. Одной из самых престижных во времена правления Лоренцо была мастерская Поллайоло , в центре внимания художников которой находился рисунок. Если быть более точной, рисунок человеческого тела.

В последствии флорентийская школа вообще будет славиться в первую очередь своей феноменальной проработкой пластики и композиции. А в череде славных ее мастеров особе место, конечно, займет Микеланджело, в судьбе которого Лоренцо Медичи сыграл немалую роль.

Однажды, прогуливаясь в саду созданной им художественной школы, Медичи встретил юношу, работающего над головой Фавна. Лоренцо, оценил его талант, но указал на маленькую неточность, отметив, что у старого фавна не может быть всех зубов. Юного скульптора замечание задело, но последовав совету, он тут же лишил бедное божество одного из зубов, продемонстрировав затем результат Медичи. Руки у мальчика были, как говорится, золотые, что Лоренцо и заметил, введя его в 1490 году в свой дом. Так, Микеланджело Буанорроти получил все необходимые условия, чтобы с головой погрузиться в творчество.

Бюст Микеланджело Буонарроти, Даниэле да Вольтерра, отлив XIX века с портретного бюста, установленного на надгробии Микеланджело во Флоренции, Пушкинский музей в Москве

Бюст Микеланджело Буонарроти, Даниэле да Вольтерра, отлив XIX века с портретного бюста, установленного на надгробии Микеланджело во Флоренции, Пушкинский музей в Москве

Это лишь один пример личного покровительства Лоренцо талантам того времени, в действительности же их были десятки. Работая на престиж Флоренции, Лоренцо работал также и на престиж своей фамилии. Однако, любовь к прекрасному обходилось дорого, и в последние годы его правления финансовые дела Флоренции шли печально. Но это уже совсем другая история…

При­над­ле­жал к се­мье круп­ней­ших фло­рен­тий­ских бан­ки­ров, внук Ко­зи­мо Ме­ди­чи Стар­о­го (Стар­шего); по­лу­чил гу­ма­ни­стическое вос­пи­та­ние. В декабре 1469 года, по­сле смер­ти сво­его от­ца Пье­ро Ме­ди­чи, встал во гла­ве фло­рен­тий­ско­го государства (не по­лу­чив при этом, как и его дед и отец, ни­ка­ких офиц. ти­ту­лов).

В пер­вые го­ды сво­его прав­ле­ния Медичи столк­нул­ся с ря­дом внут­ри- и внеш­не­по­ли­тич. ос­лож­не­ний: вол­не­ниями в Пра­то (1470 год) и Воль­тер­ре (1471 год); на­прав­лен­ным на свер­же­ние ди­на­стии Ме­ди­чи за­го­вором Пац­ци (1478 год) и на­чав­шей­ся по­сле его по­дав­ле­ния вой­ной с Ри­мом и Не­апо­лем (до 1480 года). Медичи внёс ре­шаю­щий вклад в пре­кра­ще­ние т. н. со­ля­ной вой­ны (Бань­оль­ский мир, 1484 год) и в при­мире­ние ко­ро­ля Не­апо­ля с па­пой Ин­но­кен­ти­ем VIII (1486 год); в по­след­ние го­ды жиз­ни фак­ти­че­ски иг­рал роль все­италь­ян­ско­го по­ли­тического ар­бит­ра.

Ре­жим еди­но­лич­ной вла­сти за го­ды прав­ле­ния Медиичи зна­чи­тель­но ук­ре­пил­ся, но осу­ще­ст­в­лял­ся он че­рез рес­пуб­ли­кан­ские ин­сти­ту­ты - Со­вет ста и сме­нив­ший его (в 1480 году) Со­вет се­ми­де­ся­ти. Литературное ок­ру­же­ние Медичи ме­ня­лось вслед за из­ме­не­ни­ем его куль­тур­ных ус­та­но­вок: в 1460-е годы са­мый близ­кий для не­го че­ло­век (и в жиз­ни, и в твор­че­ст­ве) - Л. Пуль­чи; в 1470-е годы его сме­ня­ет А. По­ли­циа­но; в от­но­ше­ни­ях с Медичи Фи­чи­но че­ре­до­ва­лись пе­рио­ды сбли­же­ний и ох­ла­ж­де­ний; Дж. Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла и Дж. Са­во­на­ро­ла бы­ли лич­но при­гла­ше­ны им во Фло­рен­цию. В круг об­ще­ния Медичи вхо­ди­ли так­же гу­ма­ни­сты К. Лан­ди­но, И. Ар­ги­ро­пул, П. Бем­бо, И. Рейх­лин, Э. Бар­ба­ро и мн. др.

Медичи - один из круп­ней­ших ме­це­на­тов эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния; раз­ви­тый вкус, ши­ро­кий кру­го­зор, ин­туи­ция и даль­но­вид­ность по­зво­ли­ли ему про­во­дить це­ло­ст­ную ху­дожественную по­ли­ти­ку, ко­то­рая во мно­гом оп­ре­де­ли­ла пу­ти раз­ви­тия фло­рен­тий­ской шко­лы в по­след­ней тре­ти кват­ро­чен­то. Он по­кро­ви­тель­ст­во­вал Пла­то­нов­ской Ака­де­мии в Ка­ред­жи и лич­но при­ни­мал уча­стие в её за­се­да­ни­ях.

Медичи об­ла­дал об­шир­ной кол­лек­ци­ей ан­ти­ков (гем­мы, ка­меи, ва­зы, мо­не­ты); его со­б­ра­ние ан­тич­ной пла­сти­ки (хра­ни­тель - скульп­тор Бер­толь­до ди Джо­ван­ни), раз­ме­щён­ное в т. н. са­дах Сан-Мар­ко, при­мы­кав­ших к фло­рен­тий­ско­му Па­лац­цо Ме­ди­чи, ста­ло на­стоя­щей шко­лой для мо­ло­дых ху­дож­ни­ков, жив­ших во двор­це Ме­ди­чи (Ми­ке­ланд­же­ло, поль­зо­вав­ший­ся осо­бым по­кро­ви­тель­ст­вом Медичи, П. Тор­рид­жа­но, Бач­чо да Мон­те­лу­по, Дж. Ф. Рус­ти­чи, Ф. Гра­нач­чи и др.). Ве­ду­щие ху­дож­ни­ки второй половины XV века Д. Гир­лан­дайо, С. Бот­ти­чел­ли, П. Пе­руд­жи­но, Фи­лип­пи­но Лип­пи ра­бо­та­ли над укра­ше­ни­ем вил­лы в Спе­да­лет­то, близ Воль­тер­ры (1487 год, не сохранилась). А. дель Вер­рок­кьо по за­ка­зу Медичи ис­пол­нил ста­туи для Вил­лы Ме­ди­чи в Ка­ред­жи и над­гро­бия Ко­зи­мо Ста­ро­го (Стар­ше­го) (1469 год), Пье­ро и Джо­ван­ни Ме­ди­чи (1470-1472 годы) в церкви Сан-Ло­рен­цо во Фло­рен­ции. Медичи про­дол­жил на­ча­тое ещё Ко­зи­мо Ста­рым (Стар­шим) со­би­ра­ние ру­ко­пис­ных книг, ко­то­рые в XVI веке лег­ли в ос­но­ву фло­рен­тий­ской библиотеки Лау­рен­циа­на (на­зва­на по име­ни Медичи).

Во Фло­рен­ции и за­ви­си­мых от неё го­ро­дах, не­смот­ря на тра­диционную кон­курс­ную сис­те­му при вы­пол­не­нии об­щественных за­ка­зов, вы­бор ху­дож­ни­ков ча­ще все­го осу­ще­ст­в­лял­ся с одоб­ре­ния Медичи (так, по­беди­те­лем кон­кур­са 1476 года на соз­да­ние ке­но­та­фа Н. Фор­те­гу­эр­ри для со­бо­ра Сан-Дзе­но в Пис­тое был А. дель Пол­лай­о­ло, од­на­ко по ини­циа­ти­ве Медичи за­каз пе­ре­дан А. дель Вер­рок­кьо).

Ча­стью ди­пло­ма­тической по­ли­ти­ки Медичи являлись его ху­дожественные ре­ко­мен­да­ции и по­дар­ки: гер­цо­гу Ка­лаб­рий­ско­му (1484 год) он ре­ко­мен­до­вал Дж. да Май­а­но для строи­тель­ст­ва вил­лы в Под­жо-Реа­ле (1487-1489 годы, не сохранилась), кар­ди­на­лу О. Ка­ра­фа (1488 год) - Фи­лип­пи­но Лип­пи, рас­пи­сав­ше­го ка­пел­лу Ка­ра­фа в церкви Сан­та-Ма­рия-со­пра-Ми­нер­ва в Ри­ме, А. Сан­со­ви­но в ка­че­ст­ве эмис­са­ра Медичи ра­бо­тал при дво­ре пор­тугальского ко­ро­ля Жуа­на II, ко­ро­лю Не­апо­ля был от­прав­лен про­ект двор­ца, ис­пол­нен­ный Дж. да Сан­гал­ло, венгерскому ко­ро­лю Мать­я­шу Хунь­я­ди - 2 мра­мор­ных рель­е­фа ра­бо­ты Вер­рок­кьо, Ле­о­нар­до да Вин­чи при­был в Ми­лан в 1482 году ко дво­ру гер­цо­га Сфор­ца с ре­ко­мен­да­тель­ным пись­мом Л. Ме­ди­чи.

Сочинения:

Но­вел­ла о Джа­ко­по // Ев­ро­пей­ская но­вел­ла Воз­ро­ж­де­ния. М., 1974;

Tutte le opere. Roma, 1992. Vol. 1–2;

Нен­ча из Бар­бе­ри­но. Вак­хи­че­ская пес­ня // Италь­ян­ская по­эзия в пе­ре­во­дах Е. Со­ло­но­ви­ча. М., 2000.

Дополнительная литература:

Roscoe W. The life of L. de’Medici. 10th ed. L., 1891;

Rochon A. La jeunesse de L. de Médicis. P., 1963;

Ady C. L. dei Medici and Renaissance Italy. L., 1964

Barfucci E. L. de’Medici e la società artistica del suo tempo. Firenze, 1964;

Orvieto P. L. de’Medici. Firenze, 1976;

Altomonte A. Il Magnifico: Vita di L. de’Medici. 2 ed. Mil., 1982;

Gombrich E.H. Norm and form: studies in the art of the Renais­sance. 4th ed. Oxf., 1985;

Garfagnini G.C. L. de’Me­dici. Firenze, 1992;

L. de’Medici: new perspectives. N. Y., 1993;

Bullard M.M. Lo­renzo il Magnifico. Firenze, 1994;

Lorenzo il Magnifico e il suo mondo. Firenze, 1994;

Tos­cana al tempo di Lorenzo il Magnifico. Pisa, 1996;

Inventari medicei, 1417–1465 / A cura di M. Spallanzani. Firenze, 1996;

Tan­zini L. L. de’Medici: l’in­carnazione ideale del princi­pio rinascimentale. Roma, 2008.

Лоренцо родился 1 января 1449 года в семье Пьетро Медичи. Дед его, владетель Флоренции Козимо Медичи, с ранних лет готовил мальчика к роли правителя. Лоренцо не исполнилось и шести лет, когда он стал участником дипломатического приема, на котором приветствовал официального гостя Флорентийской республики, принца Жана д`Анжу.

Одаренный мальчик получил разностороннее образование. Он играл на нескольких инструментах и прекрасно пел. Воспитание Лоренцо включало в себя также празднества, балы и дипломатические визиты. Десятилетний Лоренцо и его младший брат участвовали в торжествах по случаю пребывания во Флоренции миланского герцога Сфорца и Римского Папы.


Но и для Пьетро союз с Людовиком был очень выгоден: он укрепил его репутацию в глазах всей Европы. Однако для нового главы клана Медичи еще важнее было заручиться поддержкой внутри Италии, с этой целью Пьетро отправил шестнадцатилетнего Лоренцо с визитом вежливости к основным союзникам и клиентам дома Медичи. Самый главный из них - миланский герцог Сфорца. Миссия Лоренцо в Милане была успешной, столь же плодотворным оказался его визит в Рим, ко двору папы.

В то время Папа Римский обладал монополией на добычу в районе Толфи квасцов, необходимых для окраски тканей, а дом Медичи имел исключительное право на продажу квасцов от имени папы. Но папа ограничивал общий объем производства квасцов, хотя спрос на них был очень высок. Лоренцо же удалось договориться с папской курией о том, что Медичи сами будут определять объем добычи и продажи этого ценного минерального сырья. Их роль как банкиров папского двора еще более возросла. "Сделка века", заключенная Медичи, вызвала ревность конкурентов.

В этот момент в Рим пришла весть о смерти миланского герцога Франческо Сфорца, с которым совсем недавно встречался Лоренцо, и Пьетро направил находившемуся в Риме сыну новое поручение, на сей раз политическое, - добиться от папы признания прав на Милан сына покойного, Галеаццо Мария. Удача и в этом сопутствует Лоренцо. Ему удалось, оказав услугу Сфорца, еще прочнее связать союзническими узами Милан и Флоренцию. При этом банкиров Медичи отнюдь не смущало, что молодой Сфорца имеет садистские наклонности.

Но на этом миссия юноши не закончилась: Лоренцо отправился в Неаполь, где он еще раз скрепил союз Милана, Флоренции и Неаполя. Искусная дипломатия Медичи вновь дала свои плоды - позиции Флоренции на Аппенинском полуострове оказались сильны как никогда, хотя сам город-государство не имело ни сильной армии, ни талантливых военачальников. Оружием Флоренции был политический маневр, дипломатическая интрига, умелый выбор союзников.


Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

Именно в средневековой Италии образующие ее государства впервые в европейской истории начинали осваивать тонкое искусство поддержания равновесия сил, создания коалиций, дружественных союзов. Ни одно из них не могло в одиночку противостоять врагам, будь то внешние или внутренние, все нуждались в партнерах, которых требовалось чем-либо - обещанием ли политической поддержки, денег или военной помощи - привлечь на свою сторону.

Искусство политического равновесия первыми освоили итальянские государи, и у них будет учиться позднее вся Европа, правители которой также поймут, что самый сильный из них не может достичь своих целей в одиночку, без надежных союзников.

Следуя обычаям того времени, родители Лоренцо стремились выгодно женить его. Восемнадцатилетний наследник прекрасно понимал политическую важность этого шага. Родители выбрали ему в жены Клариссу Орсини, из знатного римского рода, имевшего тесные связи с папским престолом. Кларисса родила трех сыновей и четырех дочерей. Но она не отличалась крепким здоровьем - в 37 лет ее унес в могилу туберкулез.

После смерти отца в 1469 году Лоренцо стал главой клана Медичи. Делегация флорентийцев коленопреклоненно просила Лоренцо принять на себя заботу о благе государства.

"Я согласился без энтузиазма, - писал он в своих мемуарах. - Эти обязанности казались мне не соответствующими моему возрасту и слишком опасными. Я согласился только затем, чтобы сохранить друзей и наше богатство, потому что в нашей Флоренции, если вы богаты, вам сложно жить, если вас не защищает государство".

Лоренцо отдавал себе отчет, что впереди его ждут интриги, козни, ссоры. И потому, следуя традициям семьи, он начал свою деятельность с укрепления традиционного альянса с Миланом и Неаполем. И ему это удается. Юный Сфорца, поддержанный в свое время семьей Медичи, возвращает политический долг и приветствует Лоренцо как законного правителя Флоренции. Столь же успешно и обращение к неаполитанскому двору.

Но власть Лоренцо неожиданно начинают оспаривать сами жители Тосканы. Граждане небольшого городка Прато, подстрекаемые противниками Медичи, организовали заговор. Лоренцо жестоко покарал бунтовщиков. Главный заговорщик и восемнадцать его сообщников были повешены за ноги. Теперь у флорентийцев не оставалось сомнений в том, кто их истинный правитель. Юный поэт и любитель искусств оказался и твердым политиком, беспощадным к врагам.

Лоренцо начали беспокоить финансовые проблемы. Некогда процветавший дом Медичи терпел огромные убытки. Крупнейшими его заемщиками являлись европейские монархи, вечно нуждавшиеся в деньгах. Должники не отличались надежностью, но Медичи искали их покровительства.


Rappresentazione dei santi Giovanni e Paolo

С восхождением нового папы Сикста IV начали портиться столь ценные для Медичи отношения с Римом. Сикст IV решил создать небольшое светское владение в центре Италии для своего племянника (или даже незаконного сына). Неожиданно он встретил сопротивление Лоренцо, справедливо опасавшегося, что это нарушит итальянское равновесие в пользу Рима.

Сикст IV попытался заменить неугодного ему правителя. Приближенные папы подстрекали его навсегда разделаться с Медичи. Сикст IV передал привилегию распоряжаться папской казной богатому флорентийскому роду Пацци, еще более древнему, чем Медичи. Опасаясь чрезмерного возвышения конкурентов, Лоренцо принял закон, по которому Пацци лишались наследства дальнего родственника. После этого папе не составило труда спровоцировать Пацци на мятеж против Медичи.

Для того чтобы контролировать ситуацию во Флоренции, папа, несмотря на протесты Лоренцо, назначил своего племянника кардиналом города Имола, расположенного недалеко от Флоренции. Затем понтифик сделал Франческо Сальвиати архиепископом Флоренции. Более того, он отозвал монопольное право Медичи на торговлю квасцами. Таким образом, была объявлена война дому Медичи. В поисках союзников папа сблизился с королем Неаполя.

Оставалось только поставить у власти во Флоренции представителей клана Пацци. Однако законными методами это сделать не удавалось. Тогда в 1477 году на Лоренцо и его младшего брата Джулиано было организовано покушение. Джулиано Медичи погиб, а его брату Лоренцо несмотря на ранение удалось спастись. Непосредственный вдохновитель преступления архиепископ Сальвиати и его сообщники были схвачены сторонниками Медичи. Возмущенные флорентийцы на месте расправились с заговорщиками.

Лоренцо безжалостно казнил без суда и следствия двести шестьдесят два человека из окружения Пацци. Авторитет Медичи поднялся на небывалую высоту.

История жизни Лоренцо Медичи

Лоренцо приступил к политической реформе. Сохранив республиканские формы, он в 1480 году создал Совет 70, от которого целиком зависели все высшие должности. Затем выдвинулись две новых коллегии - одна, из 8 членов, ведала политическими и военными делами, другая, коллегия 12, распоряжалась государственным кредитом и юрисдикцией. Старые органы синьории были сохранены, но по существу стали фикцией.

Лоренцо сам руководил внешней политикой, принимал послов, в качестве личных секретарей часто привлекал нефлорентийцев простого происхождения. Опирался он на личную гвардию и, если того требовали обстоятельства, жестоко подавлял восстания (в Вольтерре в 1472 году и др.).

Триумф Медичи и поражение Пацци были восприняты Папой Римским как личное оскорбление. Особенно возмущало Сикста IV казнь архиепископа и то, что другой вдохновитель заговора - его племянник, по-прежнему находился в руках Лоренцо, который отказывался даровать ему свободу. Не сумев разделаться с Медичи с помощью наемных убийц, папа отлучил от церкви Лоренцо и всю правящую элиту Флоренции. Более того, папа стал угрожать интердиктом всему тосканскому государству, если в течение месяца Медичи и их сторонники не будут выданы папскому суду.


Несмотря на страшную угрозу, Синьория взяла сторону Лоренцо, разрешив ему даже создать личную охрану. Тем не менее все понимали необходимость примирения с папой. Племянник папы получил свободу. Но только этим умилостивить понтифика было невозможно. Флоренция начинает готовиться к войне и обращается за помощью к союзникам. Те готовы оказать прежде всего политическую помощь. Германский император, король Франции, миланский герцог, другие европейские правители известили папу о своем недовольстве занятой им позицией. Но Рим, заручившись поддержкой Неаполя, все-таки начал боевые действия.

Война папы и Флоренции длилась полтора года с переменным успехом, но в конце концов искусному дипломату Лоренцо удалось разрушить альянс папы с королем Неаполя и привлечь последнего на свою сторону. Ради этого Медичи отправляется в Неаполь на встречу с королем, справедливо почитаемым одним из наиболее жестоких и коварных владык Европы. Лоренцо демонстрирует незаурядное личное мужество и гениальное политическое чутье. Ему удалось убедить неаполитанца в том, что Флоренция под властью Медичи - более надежный союзник, чем Рим, где власть меняется с каждым новым папой.

Лоренцо переживал настоящий триумф. Однако он не стремился занять официальные должности. Медичи ни разу не избирался членом Синьории, то есть правительства, и если между ветвями флорентийской власти возникал конфликт, то вел себя как независимый арбитр. Но на самом деле во всех республиканских институтах у него имелись свои ставленники.

Современников поражала интеллектуальная сила Лоренцо. В одиночку, без армии, без официального ранга он умудрялся поддерживать политическое равновесие в Италии только за счет своих гениальных дипломатических способностей и широкой шпионской сети.

Медичи вмешивался в личную жизнь граждан. Он стремился контролировать процессы сращивания флорентийских родов и запретил всем состоятельным гражданам жениться без его разрешения. Он боялся, что объединение сильных семейств приведет к рождению новых конкурентов Медичи.

Во Флоренции практически нее было нищих или бездомных. О всех немощных заботилось государство. Даже крестьяне, в отличие от других регионов Италии, процветали. Люди низкого звания, но талантливые, пользовались поддержкой Лоренцо, который ставил их на высшие государственные должности.

Флоренция переживала свой золотой век. Враг Лоренцо, папа Сикст IV, умер, новый папа, напротив, благоволил к Медичи. Лоренцо использовал расположение папы в дипломатических целях. В 1488 году побочный сын папы, сорокалетний Франческо Чибо, женился на шестнадцатилетней дочери Лоренцо Магдалине. Союз для Медичи по понятиям того времени был исключительно лестный. Папа даже выполняет настойчивую просьбу Великолепного и дарует его тринадцатилетнему(!) сыну шапку кардинала. Это будущий папа Лев Х.

Отныне стержень внешней политики Лоренцо - союз Флоренции с Римом. Конечно, у Лоренцо нет иллюзий относительно папства. Своему юному сыну-кардиналу, отправляющемуся в Рим, он дает напутствие: "Ты вступаешь на очень опасную стезю. Я знаю, что, отправляясь в Рим, это средоточие всякого зла, ты столкнешься с тем, что тебе окажется сложно следовать моим советам. Но я помню, что и среди кардиналов я встречал несколько людей, которые вели достойную жизнь. Следуй их примеру, хотя в настоящее время в Святом колледже ты встретишь очень мало добродетели".

Лоренцо покровительствовал выдающимся мастерам своего времени - Боттичелли, Гирландайо, Вероккьо, молодым Микеланджело и Леонардо да Винчи и многим другим. Он был щедр к философам и поэтам. Город-государство Флоренция справедливо почитался самым блестящим в Европе.

Лоренцо построил изысканнейшую виллу, напоминавшую дворцы римских патрициев. Огромный охотничий парк и роскошный сад дополняли владения Лоренцо. Здесь он писал стихи, предавался любовным утехам.

Укрепление престижа Флоренции и собственного владычества над ней Лоренцо стремился обратить на благо всей Италии. Он объединил Италию перед лицом чужеземных нашествий. Конечно, единство Италии представлялось ему как триумф Флоренции, как триумф Медичи.


С каждым годом Лоренцо тратил все больше личных денег на поддержание своего престижа. Он опустошил общественную кассу, предназначенную на выдачу приданого бедным флорентийкам. Медичи заставил городские власти проводить оплату военных расходов через тот банк, где ему принадлежала доля, и в итоге присвоил 8 процентов военного бюджета! В последние годы его правления налоговый гнет значительно увеличился - прямые налоги со 100 тысяч флоринов возросли до 360 тысяч. Иногда прямые налоги взимались по 10-12 раз в год. Торгово-банкирские дома были недовольны опекой Медичи, население возмущено налогами.

Но эти проблемы Лоренцо оставил решать потомкам. 7 апреля 1492 года он умер. Ему было всего сорок четыре года.

Лоренцо покинул политическую сцену в канун эпохи серьезных потрясений. Итальянские правители, освободившись от интеллектуального господства Лоренцо Великолепного, начали интриговать друг против друга. Их некому было остановить. Если бы Лоренцо был жив, его мудрая дипломатия не допустила бы кардинального изменения сил на Апеннинском полуострове. К сожалению, тот образец политического компромисса и маневрирования, который демонстрировал Лоренцо, был быстро забыт. Не случайно Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

1 января 1449 года в знаменитом флорентийском семействе Медичи появился на свет некрасивый ребёнок, которому суждена была великая судьба. Сейчас его назвали бы политиком, продюсером и олигархом. Но современники назвали его просто — Великолепный.

Козимо Медичи

Семья Лоренцо

Пьеро Медичи

Взросление Лоренцо

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников. Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании). Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди. Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи. Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано. Некоронованный король формальной республики.

Портрет Лукреции Торнабуони, предположительно, атрибутированный кисти Гирландайо. Национальная галерея, Вашингтон

Портрет Лукреции Торнабуони, предположительно, атрибутированный кисти Гирландайо. Национальная галерея, Вашингтон. Фото: Public Domain

Любовь Лоренцо


Уймитесь, не упорствуйте жестоко,

Мечты и вздохи вечные о ней,

Чтоб тихий сон не миновал очей,

Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи (даны в переводе Е. Солонович) — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной, но быть с ней не мог. Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,

Растаял мимолётный сон, и следом

Награда улетучилась моя.

(Перевод Р. Дубровкина)

Андреа Вероккьо, т. н. Флора предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480

Жестокость Лоренцо

Санта-Мария-дель-Фьоре

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо. Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский, участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении. Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо. С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Палаццо Веккьо

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано. Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду. Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы. Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским. Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы. Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир.

Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Лоренцо Медичи

Искусство Лоренцо

Леонардо да Винчи.

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина. С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих. Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти

 Портрет Джулиано Медичи . Сандро Ботичелли

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят. Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её. Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

Читайте также: