Отличие дизайна от декоративно прикладного искусства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Роспись Микеланжело в 1508–1512 гг. плафона Сикстинской капеллы была задана как произведение искусства (ставка делалась на украшение потолка). Но созданные Микеланжелоскульптуры на плоскости формально нельзя отнести ни к станковой живописи, ни к декоративной росписи.

Признаки произведений декоративно прикладного искусства:

· Имеют эстетические свойства;

· Рассчитаны на художественный эффект;

· Используются для оформления быта и интерьера.

Декоративно прикладное искусство украины нашло отражение в огромном количестве важных предметов: одежда, мебель, художественное стекло, ткани, ковры, ювелирные изделия.

Основные виды декоративно прикладного искусства, которые могут пригодиться при создании интерьера

Батик

Техника рисования на ткани. Благодаря ей вы сможете побаловать интерьер красивой ручной работой.

Вышивание

Создание небольших изображений или огромных панно, узоров на полотенцах и подушках. Идеальный вариант для желающих оформить свой интерьер в стиле прованс или кантри.

Макраме

Древняя техника узелкового плетения, которая позволяет получать интересные фигуры животных, создавать подставки для цветочных горшков и многое другое.

Кроме этого, разновидностями ДПИ являются квиллинг, мозаика, скрапбукинг, лаковая миниатюра, керамика.

Создавая оригинальные вещи для интерьера, вы вкладываете в них свою душу, заряжаете свой шедевр положительной энергией. Творите свою реальность и наслаждайтесь созданными для своего интерьера шедеврами!

Стиль Арт-деко

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Появилось в первой половине 20 века

после проведения во Франции выставки– artdeco. Появился стиль в результате смешения модерна и неоклассицизма. Он стал актуален в послевоенный период.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся Интернационал Артдеко.

На этой выставке были роскоши французского производства, доказавшие, что

Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 году — это было заметное течение в европейском искусстве в 1920-ых годах.

Париж оставался центром стиля ар-деко.

Цвет: мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели, алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры преобладают.

Бежевые, серые или коричневые тона. Сочетание серебристого, белого или черного цвета. Металлические оттенки на предметах дома, белых или черных цветов.

В орнаментах- оранжевый, зеленый, красный .

мраморная плитка, дерево с инкрустацией, стекло и алюминий, лакированные поверхность, нержавеющий металл, глянцевая керамическая плитка.

современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Вместо плавных форм – резкость. На Элементы хай-тека, чистые и ровные линии, некоторая угловатость – все это стиль ар деко в интерьере.

Наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом он стал источником для сталинской архитектуры. Ряд станций метро и многие дома

построены под влиянием арт-деко. В интерьерах этого стиля много освещения, это связано с появлением первых электрических лампочек.

Трапецивидность. Спинки мебели, окна, двери, декор и стулья выполнены в форме трапеции. Иногда такие формы соединяются соступенчатостью.

Геометричность. Все линии ровные, и если задумано закругление в элементе интерьера, то оно довольно резкое.

Контуры и рамки. Часто поверхности интерьера украшены линией контрастной по цвету. Она обходит по контуру поверхность. Этот

архитектурный прием позволяет подчеркнуть геометрический стилеобразующий характер. Кристаллы, чёрно-белая гамма, вставки с орнаментами, геометрическими и узорными, зигзаг орнамент на полу, стенах и потолке, полосатость вещей, обводка контуров.

Стены:Стены помещения оклеиваются обоями с геометрическим орнаментом или однотонного цвета, обои в широкую полоску.

Потолки:многоструктурные формы, между стенами и потолком бордюры, подчеркнут геометричность стиля.

Пол: паркетная доска.

Спинка у каждого мебельного элемента – трапециевидная, тумбы лакированные.

Декоративно-прикладное искусство и интерьер.

Отличия дизайна и декоративно прикладного искусства

Характеристика для сравнения Дизайн Декоративно прикладное искусство
С чем связан? С промышленным производством и конвейерными технологиями С традиционно ручным трудом и ремеслами
Морфологически-функциональное предназначение Технико-эстетическая деятельность Художественно-образное мышление автора
Суть, главное предназначение Создание рациональной и экономичной формы изделия, которая бы максимально отвечала утилитарной функции Создание предмета искусства в отрыве от ставки на исключительно утилитарную функцию.

Роспись Микеланжело в 1508–1512 гг. плафона Сикстинской капеллы была задана как произведение искусства (ставка делалась на украшение потолка). Но созданные Микеланжелоскульптуры на плоскости формально нельзя отнести ни к станковой живописи, ни к декоративной росписи.

Признаки произведений декоративно прикладного искусства:

· Имеют эстетические свойства;

· Рассчитаны на художественный эффект;

· Используются для оформления быта и интерьера.

Декоративно прикладное искусство украины нашло отражение в огромном количестве важных предметов: одежда, мебель, художественное стекло, ткани, ковры, ювелирные изделия.

Основные виды декоративно прикладного искусства, которые могут пригодиться при создании интерьера

Батик

Техника рисования на ткани. Благодаря ей вы сможете побаловать интерьер красивой ручной работой.

Вышивание

Создание небольших изображений или огромных панно, узоров на полотенцах и подушках. Идеальный вариант для желающих оформить свой интерьер в стиле прованс или кантри.

Макраме

Древняя техника узелкового плетения, которая позволяет получать интересные фигуры животных, создавать подставки для цветочных горшков и многое другое.

Кроме этого, разновидностями ДПИ являются квиллинг, мозаика, скрапбукинг, лаковая миниатюра, керамика.

Создавая оригинальные вещи для интерьера, вы вкладываете в них свою душу, заряжаете свой шедевр положительной энергией. Творите свою реальность и наслаждайтесь созданными для своего интерьера шедеврами!

Стиль Арт-деко

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Появилось в первой половине 20 века

после проведения во Франции выставки– artdeco. Появился стиль в результате смешения модерна и неоклассицизма. Он стал актуален в послевоенный период.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся Интернационал Артдеко.

На этой выставке были роскоши французского производства, доказавшие, что

Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 году — это было заметное течение в европейском искусстве в 1920-ых годах.

Париж оставался центром стиля ар-деко.

Цвет: мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели, алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры преобладают.

Бежевые, серые или коричневые тона. Сочетание серебристого, белого или черного цвета. Металлические оттенки на предметах дома, белых или черных цветов.

В орнаментах- оранжевый, зеленый, красный .

мраморная плитка, дерево с инкрустацией, стекло и алюминий, лакированные поверхность, нержавеющий металл, глянцевая керамическая плитка.

современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Вместо плавных форм – резкость. На Элементы хай-тека, чистые и ровные линии, некоторая угловатость – все это стиль ар деко в интерьере.

Наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом он стал источником для сталинской архитектуры. Ряд станций метро и многие дома

построены под влиянием арт-деко. В интерьерах этого стиля много освещения, это связано с появлением первых электрических лампочек.

Трапецивидность. Спинки мебели, окна, двери, декор и стулья выполнены в форме трапеции. Иногда такие формы соединяются соступенчатостью.

Геометричность. Все линии ровные, и если задумано закругление в элементе интерьера, то оно довольно резкое.

Контуры и рамки. Часто поверхности интерьера украшены линией контрастной по цвету. Она обходит по контуру поверхность. Этот

архитектурный прием позволяет подчеркнуть геометрический стилеобразующий характер. Кристаллы, чёрно-белая гамма, вставки с орнаментами, геометрическими и узорными, зигзаг орнамент на полу, стенах и потолке, полосатость вещей, обводка контуров.

Стены:Стены помещения оклеиваются обоями с геометрическим орнаментом или однотонного цвета, обои в широкую полоску.

Потолки:многоструктурные формы, между стенами и потолком бордюры, подчеркнут геометричность стиля.

Пол: паркетная доска.

Спинка у каждого мебельного элемента – трапециевидная, тумбы лакированные.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Если рассматривать ДПИ как художественное ремесло - то оно призвано сделать предмет эстетически соответствующим стилю и вкусу какой-либо эпохи, или просто красивым. ДПИ не занимается ФОРМОЙ в чистом виде, оно берет уже готовые формы и наносит на них эстетику.
Дизайн же в первую очередь озабочен именно формой, чтобы предмет был удобным прежде всего, то есть соответствовал назначению, использованию. Эстетика предмета в данном случае проистекает из красоты и удобства формы, соответствия ей материала и цвета. "Форма следует за функцией" - Луис Салливен.
Это о различиях.
Сходство заключается в том, что и ДПИ, и дизайн занимаются предметным творчеством, делают быт человека удобнее и красивее.

Ну вот, почитайте, помоему все очень понятно:

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.) .

При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др. ) в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ) используются различные технологи и приёмы — литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства являются существенной частью окружающей человека предметной среды и несут не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Как правило, произведения ДПИ непосредственно связаны с архитектурно-пространственным окружением и нередко создаются как часть единого ансамбля (в ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере) . Возникнув в глубокой древности, ДПИ всегда было одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров (Палех, Хохлома, Жостово) , а с начала XX века и с художественным конструированием (Абрамцевские мастерские, Баухауз) .

Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн, как дисциплина, стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Предложено Томасом Мальдонадо. Утверждено VI Конгрессом ИКСИД

ОБЩЕЕ: Дизайн-проекты и декоративно-прикладное искусство всегда раскрывают ТЕМАТИКУ (замысел художника) с помощью СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ!! ! Используются одни и те же ПРИЁМЫ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ, ПРИЁМЫ КОМПОЗИЦИИ и приёмы ФАНТАЗИРОВАНИЯ (формообразования) . Эти произведения используются в быту, производстве и др.
ОТЛИЧИЯ: дизайн тяготеет к ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА, ДПИ - к украшению. Дизайн чаще оперирует чертежами, а ДПИ - импровизацией.
Удачи!! !
С уважением, Роман Флореску.


Декоративно прикладное искусство и дизайн

Что такое декоративно прикладное искусство? Сегодня его путают с дизайном, декором, искусством в классическом понимании этого слова…

Признаки произведений декоративно прикладного искусства:

  • Имеют эстетические свойства;
  • Рассчитаны на художественный эффект;
  • Используются для оформления быта и интерьера.

Декоративно прикладное искусство нашло отражение в огромном количестве важных предметов: одежда, мебель, художественное стекло, ткани, ковры, ювелирные изделия.

Основные виды декоративно прикладного искусства, которые могут пригодиться при создании интерьера

Батик

Техника рисования на ткани. Благодаря ей вы сможете побаловать интерьер красивой ручной работой.

Вышивание

Создание небольших изображений или огромных панно, узоров на полотенцах и подушках. Идеальный вариант для желающих оформить свой интерьер в стиле прованс или кантри.

Макраме

Древняя техника узелкового плетения, которая позволяет получать интересные фигуры животных, создавать подставки для цветочных горшков и многое другое.

Кроме этого, разновидностями ДПИ являются квиллинг, мозаика, скрапбукинг, лаковая миниатюра, керамика.

3 отличия дизайна и декоративно прикладного искусства

Характеристика для сравнения
Дизайн
Декоративно прикладное искусство

С промышленным производством и конвейерными технологиями

С традиционно ручным трудом и ремеслами

Суть, главное предназначение

Создание рациональной и экономичной формы изделия, которая бы максимально

отвечала утилитарной функции

Создание предмета искусства в отрыве от ставки на исключительно утилитарную функцию.

Роспись Микеланжело в 1508–1512 гг. плафона Сикстинской капеллы была задана как произведение искусства (ставка делалась на украшение потолка). Но созданные Микеланжело скульптуры на плоскости формально нельзя отнести ни к станковой живописи, ни к декоративной росписи.

Создавая оригинальные вещи для интерьера, вы вкладываете в них свою душу, заряжаете свой шедевр положительной энергией. Творите свою реальность и наслаждайтесь созданными для своего интерьера шедеврами!


Декоративно-прикладное искусство: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Декоративно-прикладное искусство: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология отключены

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Видовая специфика ДПИ

  • Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
    • Цветоделие — изготовление женских украшений из ткани в виде цветов
    • Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
      • Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
      • Выжигание по дереву
      • Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
      • По другим материалам
      • Горячее тиснение — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
      • Обработка древесины кислотами
      • Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.
      • Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
      • Резьба по дереву
      • Бамбук — плетение из бамбука.
      • Берёста — плетение из верхней коры березы.
      • Бисер, бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
      • Корзина
      • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.
      • Макраме — техника узелкового плетения.
      • Лоза — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
      • Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.
      • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
      • Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
      • Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
      • Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.
      • Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
      • Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
      • Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.
      • Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
        • Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
        • Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.

        Для себя (про шпалеру):

        Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.

        Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.

        Картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками.

        Материалы, техника

        До XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть — самый доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы, — прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

        шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 см. Чем выше плотность, тем больше возможностей у ткача выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В средневековой европейской шпалере насчитывается около 5 нитей основы на 1 см. Изделия брюссельских мануфактур XVI века имели такую же небольшую плотность (5—6 нитей), однако местным ткачам удавалась передача сложных нюансов изображения. Со временем шпалера всё более приближается к живописи, её плотность увеличивается. На мануфактуре Гобеленов плотность шпалер составляла 6—7 нитей на 1 см в XVII веке, а в XVIII веке — уже 7—8. В XIX веке плотность изделий мануфактуры Бове достигла 10—16 нитей. Такая шпалера по сути стала всего лишь подражанием станковой живописи. Одним из средств возвращения шпалере декоративности Жан Люрса считал уменьшение её плотности. В XX веке французские мануфактуры вернулись к плотности шпалер в 5 нитей. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1—2 нити на см, плотность свыше 3 нитей считается высокой.

        Шпалеры ткутся вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом основа полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли.

        Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами, либо простым навиванием нити на раму. Однако последний способ не очень удобен, так как в процессе ткачества нити основы могут смещаться.

        Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.

        Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.

        В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.

        После того, как шпалера снята со станка, отличить, в какой из двух техник она была выполнена, невозможно. Для этого надо видеть картон — шпалера баслис повторяет его в зеркальном отражении, готлис — в прямом.

        Особенности художественного языка ДПИ

        Предмет деятельности художника декоративно-прикладного искусства определяет особенности творческого метода. Чаще всего для обозначения этих особенностей используют три основных термина: абстрагирование, геометризация, стилизация.

        Стилизацию мотива можно рассматривать в качестве частного случая декоративной стилизации, поскольку усилия художника направлены на включение отдельного произведения, его фрагмента или стилизуемого мотива в более широкое композиционное целое (что соответствует общему смыслу понятия декоративности). Используя метод целостной стилизации, художник мысленно переносится в иную эпоху, декоративной — стремится органично мыслить в уже сложившейся вокруг него 27 предметно-пространственной среде. Первый метод мы назвали методом временнóй стилизации, а второй можно именовать пространственным.

        В творчестве многих художников органично совмещаются методы абстрагирования, геометризации и стилизации.

        Классическими примерами уподобления формы формату являются композиции в круге, в частности композиции донцев древнегреческих киликов — круглых широких чаш на ножке с двумя горизонтальными ручками по бокам. Из таких чаш пили вино, разбавленное водой. В античных домах, в перерывах между симпосиями (пирами) килики обычно подвешивали за одну из ручек к стене. Поэтому росписи располагали с наружной стороны чаши, по окружности, чтобы они были хорошо видны.

        Основная проблематика ДПИ

        Все произведения древности органично соединяли материальную и духовную, утилитарную, эстетическую и художественную ценность. Интересно, что в ранней античности не было отдельного понимания качеств сосуда как емкости, его символического значения, эстетической ценности, содержимого и декора.

        Позднее изобразительное пространство вещи стали разделять на внутреннюю емкость и внешнюю поверхность, форму и орнамент, предмет и окружающее пространство. В результате такого дифференционного процесса и возникла проблема органичной связи функций и формы изделия, его гармонии с окружающей средой.

        Терминология в ДПИ

        Литры

        Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М .: Искусство, 1982.

        Кузнецова Т. В. Народное художественное творчество: Исторические традиции и современные эстетические проблемы. М.: Знание, 1985.

        Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимо- действия материальной и художественной культуры XX века. М.: Сов. художник, 1987

        Читайте также: