Крупная авария это кратко

Обновлено: 06.07.2024

авария промышленного предприятия, при которой погибло или пострадало не менее определенного количества людей (не менее 10), или материальный ущерб превысил определенную сумму, или имело место некоторое сочетание этих обстоятельств.

Найдено научных статей по теме — 3

Анализ и управление риском крупных аварий на угольных шахтах России

Павлов Архип Федорович, Голоскоков Сергей Иванович, Шатиров Сергей Владимирович, Сурков Александр Васильевич

Приведен анализ управления риском и причины крупных аварий на угольных шахтах. Обобщен опыт совершенствования управления охраной труда и промышленной безопасностью в отечественной практике горного производства

Состояние и основные направления снижения крупных аварий на угольных шахтах

Изложены сведения о причинах крупнейших аварий на угольных шахтах мира. Приводятся основные факторы, участвующие в формировании аварийных ситуаций и пути их нейтрализации.

Анализ крупнейших аварий на радиационных объектах и их влияние на темпы развития атомной энергетики

В статье представлен обзор о последствиях самых масштабных аварий в мире, отнесенных к 6-му и 7-му уровням последствий по классификации INES в атомной энергетике.

2) повреждение или разрушение сооружений и(или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Авария, как правило, связывается с объектами и процессами в техносфере и трактуется как опасное техногенное происшествие.

Крупная авария с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения объектов техносферы или среды жизнедеятельности является катастрофой. Авария предшествует возникновение аварийной обстановки и аварийной ситуации.

Любой вид аварии создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению производственных помещений, сооружений, серьезному повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Авария может быть вызвана отказом технических средств, ошибками операторов и обслуживающего персонала (человеческий фактор), экстремальными внешними условиями и др. В отличие от катастрофы авария допускает возможность восстановления и дальнейшего использования технических средств. Как и для аварийных ситуаций, различают следующие виды аварий, характеризуемых возрастанием ущербов от них:

  • режимная авария, которая может возникнуть при штатном функционировании объекта с ограничением рабочих параметров, последствия от нее предсказуемые, защищенность – достаточная; после аварии требуются (профилактические и ремонтные работы);
  • проектная авария, для которой проектом определены исходные и конечные контролируемые состояния объекта и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами; защищенность от проектных аварий – частичная;
  • запроектная авария, которая вызывается неучитываемыми в проекте исходными событиями (отказом систем контроля, ошибками персонала, внешними воздействиями); степень защищенности от запроектной аварии – недостаточная, с необходимостью в последующем проведения восстановительных работ;
  • гипотетическая авария. вводится в рассмотрение, когда заведомо неполным является анализ ее источников, сценариев и последствий в силу сложности объектов и непредсказуемости условий функционирования в условиях такой аварии; гипотетическая авария характеризуется максимально возможными ущербами и жертвами; защищенность от нее низкая; после гипотетической аварии объекты восстановлению не подлежат.

Общая характеристика аварий приведена в таблице.

Типы аварий, степень защищенности от них и мероприятия по защите и ликвидации их последствий

Типы аварий Защищенность Характеристика мероприятий
Нормальные условия эксплуатации Повышенная Функционирование всех систем защиты и управления
Режимная авария Достаточная Ограничение рабочих параметров, профилактика
Проектная авария Частичная Частичный или полный останов. Ремонтно-восстановительные работы
Запроектная авария Недостаточная Останов объекта. Восстановительные работы
Гипотетическая авария Низкая Останов объекта. Ремонту не подлежит

Классификация

по назначению объекта

В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла авария, выделяют несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая.

Промышленная авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств на производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Транспортная авария является происшествием на транспорте, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др. виды аварий.

Строительная авария происходит на строительных объектах, сопровождается разрушением зданий и сооружений, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям.

Энергетическая авария происходит в системе генерации, транспортирования и использования (электрической и тепловой) энергии в гражданском, промышленном и оборонном комплексах.

по поражающим факторам

По поражающим факторам выделяют аварии биологическую, радиационную; химическую; экологическую.

Биологическая авария – относится к группе опасных происшествий на объектах биотехнологических производств, сопровождающихся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей среды.

Радиационная авария – опасное происшествие на радиационно-опасном объекте, сопровождающаяся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и(или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Химическая авария – рассматривается как опасное происшествие на химически опасном объекте, сопровождающееся проливом или выбросом опасных химических веществ, способное привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельско-хозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.

Анализ

При анализе аварий большое внимание уделяется таким вопросам, как:

  • определение источников аварии;
  • построение сценариев и определение механизмов развития опасных процессов в критических элементах рассматриваемых объектов;
  • изучение повреждающих факторов внутренних и внешних воздействий;
  • прогнозирование последствий аварии и построение систем их парирования.

Результатом такого анализа является построение номенклатуры, последовательности и тяжести аварии для заданного объекта или процесса, создание систем и механизмов противоаварийной защиты, а также разработка программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в условиях аварийной обстановки и аварийной ситуации. Инструктаж, тренинг, аттестация и страхование являются одними из действующих способов повышения готовности и защиты операторов и персонала от аварии.

Предупреждение

К числу организационно-технических предупреждений аварий относятся:

  • разработка норм и правил проектирования, создания, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации потенциально опасных оборудования и материалов;
  • использование специальных конструкторско-технологических решений по противоаварийной защите, по диагностическим и ремонтно-восстановительным работам.

При этом научной базой всего комплекса антиаварийных мероприятий является теория рисков начиная от рисков аварийных происшествий на заданном объекте до системных рисков аварий в отраслях и комплексах.

Источник: Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса. –М., 2002.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Мигалка

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Определение

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Вышка

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Вода

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);

    Последствия гидродинамических аварий:

    1. прекращение функционирования;
    2. травмы и гибель людей;
    3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
      1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
      2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
      3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
      4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

      Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

      Производственные аварии

      Производственные аварии

      Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

      Транспортные аварии

      Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

        ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

      ДТП бывают следующих видов:

      1. наезды на людей и животных,
      2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
      3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
      4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.

      Перевертыш

      1. сход состава в рельс,
      2. столкновения составов,
      3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях, и взрывы в ж/д составе.

      В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

      1. 1 – от 1 до 5 человек,
      2. 2 – от 6 до 11,
      3. 3 – от 12 до 30,
      4. 4 – от 31 до 50,
      5. 5 – свыше 50 человек.

      В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

      Основные причины авиа-аварий:

      1. ошибки пилотов – до 55 %,
      2. отказ техники – до 30 %,
      3. внешнее воздействие – до 10 %,
      4. прочие причины – до 5 %.

      А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:


      Топ-5 самых страшных аварий в России

      5. Роковое столкновение в Вологодской области

      дтп кадуй 2007

      Страшная авария произошла в 155 км от Вологды. Зафиксирована сотрудниками ГИБДД 14 октября 2007 года. Лобовое столкновение легкового автомобиля A4 и внедорожной машины Admiral китайского производства произошло неподалёку от посёлка городского типа Кадуй.

      Водитель Audi двигался с превышением допустимого скоростного режима и потерял управление. В результате выехал на встречную полосу и на всей скорости протаранил китайский SUV марки Zhong Xing.
      До приезда скорой помощи на месте происшествия от полученных травм скончалось 7 человек. Только одного пострадавшего госпитализировали в тяжёлом состоянии.

      4. Обгон со смертельным исходом на втором километре Терпилицкого шоссе в Ленинградской области.

      Видео: ДТП на шоссе под Волосово 06.08.16

      Одно из самых жутких ДТП на российских дорогах, снятых на автомобильный регистратор. Виновник ДТП – 19-летний водитель, получивший права за 3 суток до рокового дня и не рассчитавший безопасность совершаемого манёвра. Место происшествия – Терпилицкое шоссе, которое соединяет населённые пункты Копорье и Волосово в Ленинградской области.

      3. Автокатастрофа неподалёку от военной базы в Южной Осетии

      разбитый автобус авария цхинвал

      Происшествие случилось 19 мая 2016 года. Место действия – извилистая и коварная горная дорога, соединяющая село Канчавети и город Цхинвал, неподалёку от 4-й гвардейской военной базы.Водитель автобуса марки ПАЗ с офицерами, двигался в составе большой колонны и не справился с управлением. Транспортное средство вылетело за пределы дороги и отправилось прямиком в пропасть, перевернувшись несколько раз.

      По данным министерства Обороны Российской Федерации, автомобильная колонна перевозила военнослужащих, в том числе и офицерский состав, на учения. Официальной причиной ДТП стала неисправность тормозной системы.

      В результате падения пассажирского автобуса с большой высоты пострадали 22 офицера – шестеро погибло и шестнадцать госпитализировано с травмами. Выжившие военнослужащие были оперативно доставлены в медицинские учреждения Цхинвала. По распоряжению министра обороны в республику был направлен самолёт с медицинскими работниками для отправки пациентов, находящихся в тяжёлом состоянии, в госпитали имени Вишневского и Бурденко.

      2. Столкновение пассажирского автобуса и грузового автомобиля в Дагестане

      Столкновение пассажирского автобуса и грузового автомобиля в Дагестане

      Водитель транспортного средства, перевозивший в этот момент 33 пассажира, не успел уйти от столкновения. Удар получился очень сильным, однако возгорания на месте происшествия не возникло. Для ликвидации последствий ДТП привлекалось 13 единиц спецтехники и более 40 человек.

      После страшной аварии в Тарумовском районе было возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение шофёру, который находился за рулём грузового автомобиля.

      1. Ужасное ДТП с участием детей в ХМАО

      ДТП в ХМАО

      В автобусе находилась команда по спортивной гимнастике из 29 человек + 2 тренера. В результате страшного по силе удара погибло 10 детей. Из тренерского состава никто не выжил. Двадцать человек было госпитализировано с ожогами, черепно-мозговыми травмами, многочисленными ушибами и переломами.

      Топ-4 крупных ДТП в мире

      4. Обрушение моста через реку Ичан в Китае из-за взрыва грузовика

      обрушение моста в Китае( Ичан)

      Удивительно, но обрушение мостов в Китае происходит довольно часто. Возникает по вине грузовых перевозчиков, отправляющих в рейсы перегруженные фуры, а также горе-строителей, которые из-за сжатых сроков сдачи объектов пренебрегают правилами и нормами и пользуются дешёвыми и низкокачественными стройматериалами.

      В провинции Хайнань 1 февраля 2012 года произошла очередная крупная катастрофа – взорвался грузовой автомобиль с фейерверками и петардами, двигающийся по мосту через реку Ичан. Большая часть строительных конструкций, располагающихся на 20-метровой высоте над уровнем земли, не выдержала ударной волны и обрушилась. С моста упало 10 грузовиков. Для разбора завалов из остатков строительных конструкций, частей асфальтового покрытия, искореженного транспорта понадобилось большое количество спецтехники и спасателей. В автокатастрофе погибло 26 человек, десятки получили ранения.

      авария в Теннесси 2002

      Эта крупнейшая автокатастрофа с участием 176 автомобилей произошла в США в 2002 году. Место действия – одна из магистральных трасс в штате Теннеси. В день ДТП на дороге образовался густой и плотный туман, усугубивший и без того плохие дорожные условия – гололёд. Далекая от идеала видимость и скользкое дорожное покрытие вкупе с банальной невнимательностью шофёров сделали своё дело. Привели к бортовому столкновению двух крупногабаритных грузовых автомобилей. Один из большегрузов в результате сильного удара развернулся и перекрыл практически всю проезжую часть (в одном направлении).

      Из-за оживлённости движения и плохой видимости автомобили стали врезаться друг в друга по цепочке. Несмотря на оперативный выезд полицейских на место происшествия, в аварии успело поучаствовать более 170 машин. Часть транспортных средств буквально перелетала через металлический отбойник, приводя к новым жертвам на встречной полосе. Десятки людей получили травмы. Среди участников ДТП был школьный автобус, но никто из пассажиров не пострадал.
      Чтобы разобрать гигантскую груду искореженного металла и достать пострадавших, североамериканским дорожным службам и спасателям понадобилось 2 суток.

      2. Падение автобуса в оросительный канал в Египте

      дтп в Египте с автобусом 2008

      1. Массовое столкновение транспортных средств в ОАЭ

      авария в абу-даби

      Крупная автомобильная авария, произошедшая в марте 2008 года в Объединённых Арабских Эмиратах, вблизи от Абу-Даби, стала горьким уроком для неосторожных водителей. Сильный туман, спустившийся на дорогу ранним утром, привёл к столкновению более 100 легковых, мало- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, пассажирских автобусов. К увеличению числа жертв (около 270 человек было госпитализировано и трое погибло) привело возгорание нескольких транспортных средств с рабочими, направляющихся на ремонт дороги.

      Для устранений последствий аварии автомобильную трассу Абу-Даби-Дубай полностью перекрыли. В тушении пожара приняло участие несколько пожарных команд, однако несколько транспортных средств сгорело дотла.

      Будьте внимательны!
      От автомобильных аварий и неприятных инцидентов на дорогах никто не застрахован. Чтобы снизить вероятность участия в автокатастрофах, необходимо соблюдать ПДД, правильно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным и собранным.

      Читайте также: