Кризис веймарской республики и установление фашистской диктатуры в германии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Германии в период с 1919 по 1933 гг. была установлена Веймарская республика, которая была попыткой перейти от имперского прошлого к демократической форме правления. Недолгое существование этого государства проходило под лозунгом борьбы с последствиями Первой мировой войны, в попытках восстановить экономику и политическое развитие, стабилизировать социальные отношения, снизить риск недовольства властью. Но правительства, которые по очереди меняли друг друга, часто не могли договориться по ключевым вопросам, что только усугубляло кризис, и сводило на нет большинство предпринятых реформ. Определённый период стабильности наблюдался в течение 1924-1929 гг., когда Германия стала постепенно восстанавливаться, но мировой кризис не дал преодолеть существующие внутренние и внешние проблемы.

Послевоенное положение страны

Поражение в Первой мировой войне стало национальной трагедией, немцы сложно перенесли проигрыш, потерю статуса великой державы и нации, что сказалось на моральном и состоянии общества. Спокойствия, как ожидало население, не наступило. Страны, которые одержали победу, требовали от Германии извинений, репараций, погашения долгов, возврат захваченных территорий. В результате чего, в обществе стали постепенно зарождаться и формироваться реваншистские настроения. Причинами утверждения Веймарской республики были:

  • Сложное внутриполитическое положение в стране, которое возникли после ликвидации Германской империи;
  • Разрушения в экономическом секторе;
  • Потеря колоний и 10% европейских территорий;
  • Сокращение армии до минимальных размеров;
  • Неустойчивое положение населения;
  • Усталость от войны.

В таких условиях в феврале 1919 года в Веймаре было открыто заседание Национального собрания. В это время по всей стране происходили забастовки, активизировались выступления левых независимых сил и коммунистической партии. В апреле того же года коммунисты сумели захватить власть в Мюнхене – столицы Баварии. Там они сразу же провозгласили создание Баварской советской республики. Их действия поддерживал Коминтерн, но попытка оказалась неудачной. Немцы не поддерживали коммунистов. После того, как туда вошли правительственные войска, Коммунистическая партия Германия была устранена от власти.

Республиканская форма правления

  • Новое государственное деление Германии на пятнадцать земель и три независимых города;
  • Установлен восьмичасовой рабочий день;
  • Немцы получили право выбора, в том числе и представителей в государственные органы власти;
  • Упрощен намного рабочий режим;
  • Каждый немец в возрасте от 35 лет мог стать президентом республики, количество раз выборов на эту должность не ограничивалось. Президент возглавлял армию, назначал выборы в рейхстаг, принимал или отклонял законы, которые утверждал парламент;
  • Страной руководило правительство, которое возглавлял рейхсканцлер. В обязанности этого органа власти входила разработка законов и законодательных актов;
  • Рейхстаг выбирали на четыре года на всеобщих выборах. Этот орган принимал законы и утверждал госбюджет, рейхстаг принимал каждый год отчет правительства;
  • Существовал и рейхсрат. Его формировали из представителей германских земель;
  • Установлен принцип разделения и равновесия властей, равноправия госорганов;
  • Федеральная земля не имела самостоятельно выходить из состава федерации;
  • Создана система социального страхования, которая предусматривала выплату пенсий, пособий при потере работы и безработицы;
  • Введено обязательное восьмилетнее школьное образование, которое предусматривало обучение на бесплатной основе;

В целом, новая Конституция узаконила основные результаты итоги Ноябрьского восстания, была ориентирована на то, чтобы Германия стала демократическим государством. Но все вышло наоборот. Заложенные в закон принципы компромисса и консенсусной политики стали бомбой замедленного действия. В связи с этим, в стране постоянно менялись кабинеты и правительства, что мешало проводить до конца реформы, радикальные изменения в различных сферах страны, вести продуманную внешнюю и внутреннюю политику. Поэтому неудивительно, что в обществе стали возникать радикальные группировки, радикализовались настроения людей, которые требовали изменения формы власти и восстановления Германии как великой державы, все чаще звучали требования к правительству провести ревизию условий Версальского мирного договора.

Экономическое и социальное развитие

В течение длительного времени Германия не могла выйти из кризисного положения, в которое попала из-за огромных репарационных выплат. Основными чертами экономического развития в республике были:

  • Резкое сокращение объемов производства;
  • Гиперинфляция;
  • Продовольственная и продуктовая проблема;
  • Падение курса марки;
  • Постоянно увеличивалось количество безработных, происходило обнищание народа, цены менялись по несколько раз в течение одного дня;
  • Распространения получили спекуляции на валюте, что позволяло промышленникам скупать все объекты промышленности и инфраструктуры за бесценок.

С 1924 года стали предприниматься попытки стабилизировать экономику страны. Толчком к этому стало утверждение в Лондоне документа, который был направлен на проведение финансовой и экономической санации Германии. Теперь репарационные платежи Германия должна была осуществлять, учитывая собственную платежеспособность. Инвестиции позволили провести модернизацию и рационализацию промышленности, начать проводить экономические реформы. В частности, было значительно ограниченно вмешательство страны в экономику. Регулирование происходило через налоги, установление торговых тарифов, выплату кредитов, формирование бюджета.

Правительство провело политику уменьшения государственных расходов и повышения доходов, вследствие чего был значительно сокращен государственный аппарат чиновников, увеличены налоги с физлиц, поощрялся процесс инвестирования. Была введена рентная марка, что позволило снизить инфляцию.

Радикальные изменения коснулись внутреннего рынка, который стал привлекательным для отечественного производителя. Правительство стало защищать собственного производителя, установило льготы на экспорт, что позволило внешней торговле выйти на уровень мировой торговли с положительным сальдо.

Серьезным прорывом в экономической жизни Германии в конце 1920-х гг. стало обновление технической и производственной базы предприятий. На заводах, фабриках стали применяться новые технологии. Быстро стало развиваться производство чугуна и стали, добыча угля, химическая, газовая, машиностроение, электротехническая отрасль. Благодаря этому, возникли крупные промышленные корпорации.

Политическое развитие Веймарской республики

Уже первые массовые беспорядки начались в стране весной 1920 года, когда в армии появилась идея избавиться от условий Версальского соглашения, сбросить республиканский строй. Антигосударственный строй возглавил генерал В. фон Лютвиц, который выступил против власти 10 марта 1920 года. Путчисты вошли в Берлин, восстания и беспорядки начались в других регионах страны – Восточной Пруссии, центральных и северных областях.

Руководство Германии – президент и правительство бежали из Берлина, начав собирать силы для защиты республиканского строя. Ключевая роль в отстаивании принципов Конституции и законной власти сыграли рабочие и немецкие профсоюзы. В ответ на действия путчистов в Германии стали происходить массовые забастовки, которые вскоре перешли в тяжелые бои. Путч был подавлен 17 марта, через несколько месяцев в стране состоялись выборы в первый рейхстаг (6 июня 1920 г.).

До 1924 года коалиции в парламенте возникали постоянно, продолжительность их политической деятельности зависела от вопроса по выплате репараций. В течение 1923-1928 гг. кризис в государстве то обострялся, то приходил в состоянии стагнации. Можно отметить следующие ключевые моменты политической жизни государства в указанный период:

Кризис Веймарской республики в 1929-1933 гг.

Несмотря на то, что стабилизировать к 1929 году экономику, социальную сферу удалось в Германии, но мировой финансовый кризис положил всем успехам правительства конец.

Экономический кризис был в республике более тяжелым, чем в соседних странах Западной Европы. Пика кризис достиг в 1932 году, когда промышленное производство в Германии упало на 40%. Количество безработных достигло 7 миллионов человек, сократилась в два с половиной раза зарплата, снизился жизненный уровень немцев. В экономической сфере прекратился приток инвестиций из-за рубежа, пришло время возвращать иностранные кредиты, снова острой и актуальной стала проблема репараций, что парализовало финансовую систему.

Попытки правительства, в состав которого входили социал-демократы, в отношении кризиса оказались неэффективными, противоречивыми. На первый план было постановлено решение социальных вопросов, а не экономических проблем.

Невозможность коалиции и оппозиции договориться, спровоцировало правительственный кризис в 1930 г. В результате чего, пришел конец принципу политического компромисса, распалась большая коалиция, начался кризис государственной системы Веймарской республики.

Большинство населения поддерживало отказ от парламентской демократия, требуя установления сильной авторитарной власти с президентской формой правления. Несколько выборов и формирование президентских кабинетов вызвало только ухудшение ситуации, обострило кризис в экономике и обществе. На фоне этого и произошел крах республики.

Причины падения

На этих факторах удачно играл Гитлер и его партия, идеология которой рассматривалась населением, как альтернативный инструмент в восстановлении порядка. В республике к 1933 году НСДАП позиционировала себя как левая партия, которая выражала социальный протест против власти, ее неспособности бороться эффективно с проблемами. Партию поддерживали торговцы, предприниматели, ремесленники, которые выступали против влиятельных торгово-финансовых групп населения. Важным было и то, что Гитлер призывал провести национальное обновление общества, что поддержали консерваторы и представители среднего класса.

Веймарская республика распалась, у власти оказался в 1933 году Адольф Гитлер, партия которого победила на очередных выборах в июле 1932 г. Фактический конец республики, как считают историки, наступил 30 января 1933 года, когда Гитлер был назначен на пост рейхсканцлера.

В 1934 г. умер президент Гинденбург, выборы нового главы государства не проводились (сама должность имперского президента была упразднена) страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейхсканцлер Гитлер, он же стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. Судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан В 1933 г. были созданы особые суды для расправы с антифашистами. С 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены.

66. Образование фрг. Конституция 1949 г

Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель.

Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд)

Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом.

Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.

65. КРИЗИС ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ, ЕЕ МЕХАНИЗМ В 1933–1945 гг.

В 1934 г. умер президент Гинденбург, выборы нового главы государства не проводились (сама должность имперского президента была упразднена) страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейхсканцлер Гитлер, он же стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. Судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан В 1933 г. были созданы особые суды для расправы с антифашистами. С 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены.

Приход к власти национал-социалистов — это процесс перехода власти в Германии к НСДАП и последовавшая за этим замена республиканского строя на диктатуру.

Кабинеты фон Папена и фон Шлейхера

Став рейхсканцлером 1 июня 1932 года, Франц фон Папен подал президенту Гинденбургу прошение о роспуске рейхстага. Чтобы заполучить поддержку национал-социалистов, он аннулировал запрет в отношении СА. В рейхстаге, избранном в июле 1932 года, НСДАП получили 230 мест из 608, а Коммунистическая партия — 89 мест. Две радикальные партии таким образом достигли отрицательного большинства, которое могло полностью заблокировать работу парламента. Получив от парламента вотум недоверия, Папен распустил его на основании специального декрета Гинденбурга. 20 июля в отставку было отправлено правительство Пруссии. Поводом для отставки стало бездействие прусской полиции в Альтоне в ходе уличных боёв между коммунистами и СА 17 июля 1932 года.

В новом рейхстаге вновь не было большинства, способного сформировать правительство. Не сумев заручиться поддержкой рейхсвера, Папен подал в отставку. Рейхстагу также из-за процедурной ошибки удалось вынести Папену вотум недоверия, не имевший юридических последствий, но повлекший общественный резонанс.

Вместо Папена рейхсканцлером был назначен Курт фон Шлейхер, причастный к отставке Папена. Его план решения кризисной ситуации также провалился. Он сформировал широкий фронт сил разной идеологической направленности — от левого крыла НСДАП до профсоюзов. Шлейхер свои надежды возлагал на баланс общественных сил. 28 января 1933 года Шлейхер также был вынужден подать в отставку, получив от Гинденбурга отказ на прошение об объявлении чрезвычайного положения. Шлейхер порекомендовал Гинденбургу назначить главой кабинета Гитлера.

Приход НСДАП к власти

Шлейхер на этот раз сам стал жертвой политической интриги. 4 января 1933 года Франц фон Папен провёл тайные переговоры с Гитлером. За беседой последовали ещё несколько, с участием входивших в ближний круг президента государственного секретаря рейхспрезидента Отто Мейснера и сына рейхспрезидента Оскара фон Гинденбурга. В результате переговоров была достигнута договорённость о формировании коалиционного правительства националистов и НСДАП. От последней в правительство помимо Гитлера войдут лишь два представителя: Вильгельм Фрик в качестве министра внутренних дел и Герман Геринг министром без портфеля. Папен получил пост вице-канцлера и рейхскомиссара Пруссии.

Готовые работы на аналогичную тему

Вплоть до смерти Гинденбурга формально сохранялась конституционная система взаимоотношений ветвей власти.

Пауль фон Гинденбург передал Францу фон Папену полномочия на осуществление в отношении Гитлера президентского права вето, но тот им не воспользовался.

Причины поражения Веймарской республики

Крах Веймарской республики нельзя объяснить одним обстоятельством: институциональными недостатками конституции, экономическим кризисом конца 1920-х — начала 1930-х годов, массовой безработицей и нищетой, способствовавших росту электоральной базы НСДАП, отсутствием демократических преобразований в органах управления, юстиции и в армии. Вину за поражение демократии не стоит возлагать на отдельных политиков, не обладавших нужными личностными качествами. Главной причиной не может также быть и привлекательность образа фюрера: к началу 1933 года Гитлер уже прошел пик любви избирателей. Поражение Веймарской республики — следствие совпадения комплекса причин.

До последнего переход к диктатуре не был неизбежным. Большинству действующих лиц последней фазы Веймарской республики, историки дают нелестные характеристики. Некоторые из них были ослеплены честолюбием и самонадеянностью, другие проложили Гитлеру дорогу в силу политической близорукости. Однако приверженцы республики также не представляли альтернативы.

После назначения на пост рейхсканцлера Гитлера демократические партии не сумели выработать общей программы действий, а партии центра даже задумывались о коалиции с НСДАП. Курт фон Шлейхер не представил рейхспрезиденту альтернативы отложенным в нарушение конституции выборам. Таким образом, его правительство получило возможность продолжать работу, несмотря на вотум недоверия. Вотум недоверия было можно проигнорировать, указывая на неспособность вынесшего его парламента, создать правительственную коалицию, обусловив этим возможность смены кабинета конструктивным вотумом недоверия, хотя конституция его не предусматривала. Концепцию конструктивного вотума недоверия разработали ещё в 1927 году, и аргументация для Гинденбурга была подготовлена советниками Шлейхера.

Читайте также: