Гостиничный бизнес это кратко

Обновлено: 05.07.2024

На первый взгляд, открыть гостиницу относительно несложная бизнес‑идея. Купил помещение, сделал в нём ремонт, нанял сотрудников следить за порядком — и всё, собирай деньги, плати с них налоги и клади остаток в карман.

Вот что стоит знать, прежде чем вы решительно отправитесь регистрировать собственный мини‑отель.

Вам понадобится консультант

В принципе, им можете выступать и вы сами — если у вас есть экономическое образование или вы учились на факультете гостиничного бизнеса. Или имеете опыт работы менеджером в отеле. Такой бэкграунд гарантирует, что вы хотя бы в общих чертах представляете, как устроен этот механизм.

А тут есть уйма нюансов: от выбора организационно‑правовой формы деятельности и системы налогообложения, в которой вы будете строить бизнес, до сугубо хозяйственных мелочей — где закупать расходные материалы, как составить график уборки и работы сотрудников, к кому обращаться при необходимости экстренного ремонта и так далее.

Ещё раз повторим: если вы неофит, вам потребуется профессиональный консультант. Он сэкономит вам много денег. Кроме шуток. Без него можно попробовать разве что сдавать собственную квартиру или две, чтобы лично набить все шишки и приобрести, пусть иногда и путём финансовых потерь, необходимый опыт.

Стоит заранее определиться с видом отеля

Это ключевой момент, от которого зависят последующие шаги. Форматов отелей существует множество, например:

  • хостел;
  • мини‑отель в курортном или туристическом месте;
  • гостиница экономкласса;
  • бизнес‑отель для платёжеспособных и требовательных клиентов;
  • апарт‑отель, в котором сдаются не номера, а отдельные квартиры (апартаменты) со всеми удобствами, включая кухню.

В зависимости от того, какой формат вам ближе, вы будете подбирать месторасположение объекта, его планировку и дизайн, качество используемых материалов, количество мебели и многое другое.

  • Запишите идею. Развейте её — подробно опишите, какие фишки хотели бы реализовать, что могло бы привлечь к вам клиентов.
  • Поищите похожие проекты, которые уже воплощены. Сохраняйте фото, видео, отзывы клиентов. Это поможет вам точнее определиться, какие достоинства вы могли бы позаимствовать и каких недостатков стоит избежать.
  • Составьте подробный план реализации вашей идеи. Разберитесь и запишите, какие потребности есть у клиентов из вашей целевой аудитории. Набросайте предварительную планировку гостиницы. Составьте ориентировочную смету. Эта информация станет основой вашего бизнес‑плана.

Вам понадобятся деньги. Приличные

Сразу скажем: если с финансами у вас сложно, затею с гостиничным бизнесом лучше отложить. Это то дело, которое требует масштабных затрат. Причём не всегда прогнозируемых.

Самая значительная строка расходов — это покупка подходящего помещения, если у вас в собственности его нет. Аренда чужих объектов под отель, как правило, нерациональна: ведь помимо того, что вам придётся вносить ежемесячные платежи, вы потратите немаленькую сумму на капитальный ремонт и дизайн в здании, с которым через время придётся расставаться. Более‑менее приемлема разве что долгосрочная аренда на период от 10 лет с возможностью последующего выкупа.

Подбирая помещение под отель, обязательно обращайте внимание на следующие факторы:

  • Расположение. Оптимально, если гостиница будет в проходном месте: рядом с морем (если речь о курортном регионе), достопримечательностями, в деловой части города.
  • Транспортную доступность. Чем удобнее к вам доехать, тем больше клиентов будет.
  • Развитость инфраструктуры. Супермаркет, аптека, парковка рядом сделают ваш отель более привлекательным.
  • Наличие отдельного входа.

Жильё, удовлетворяющее таким параметрам, редко бывает дешёвым. Чтобы получить банковский кредит, понадобится уже готовый бизнес‑план, который докажет банку, что ваше предприятие с высокой вероятностью будет прибыльным.

Вам потребуется терпение, чтобы оформить все документы

Даже если у вас уже есть помещение (например, квартира или дом), в котором можно открыть мини‑отель, предстоит пройти через процедуру официального оформления гостиницы. Она включает в себя, помимо прочего:

Это далеко не полный список документов и разрешений. Он может быть значительно шире — зависит от конкретного объекта. В любом случае будьте готовы к тому, что на оформление отеля надо потратить достаточное количество времени и сил.

Вам придётся научиться разбираться в людях

То же касается и клиентов.

Стать жёстким и бескомпромиссным

Клиенты бывают разными. Строители, ремонтники, поставщики, сотрудники — тоже. Каждый из них будет тянуть одеяло на себя, выдавливая и выгрызая из вас личную выгоду. Если вы уступите и позволите игре идти не по вашим, а по навязанным другими людьми правилам — вы проиграли.

И одновременно воспитать в себе тонкого психолога

Психологические моменты — одно из самых неожиданных открытий, которые делают для себя отельеры.

Не ожидала, что традицией для меня станут бессонные ночи и гости, которым срочно требуются какие‑то мелочи, и это в четыре‑пять утра. Не ожидала, что придётся быть специалистом во всех областях: знать, например, будет ли лунная дорожка на море в ту ночь, когда приедут клиенты, или хорош ли бензин на заправке за 10 километров от отеля.

Ещё одно открытие: если ты хозяин или администратор, необходимо быть отличным кризис‑менеджером. Между гостями нередко возникают конфликты, и тут важно, чтобы такие люди как можно меньше пересекались друг с другом. Надо обеспечить общение сторон исключительно через персонал — только в этом случае велик шанс, что всё уладится без скандалов.

Клиенты (надеемся, их у вас будет много) разные. Чтобы они оставили положительные отзывы о вашей гостинице, вам придётся находить ключик к каждому из них. Да, порой наступая себе на горло. И продолжая улыбаться, несмотря ни на что.

Автор и редактор статей о здоровье, психологии, сексологии. Работаю в медицинской журналистике более 15 лет. Опираюсь на принципы докмеда, люблю и умею искать и анализировать релевантные исследования в мировых научных журналах. Стараюсь просто и доступно писать о самых сложных заболеваниях. Верю, что понять механизм развития болезни — значит сделать первый шаг к выздоровлению.

С начала 2000-х годов в России, ровно, как и во многих западных странах, количество фирм и людей, занятых в данной сфере, возросло и продолжает увеличиваться. По показаниям официальной статистики, за последние 15 лет число предприятий гостиничной сферы в РФ выросло на 30%. При этом в России в большинстве регионов наблюдается нехватка отелей бизнес и премиум класса, а вариантов эконом-класса с достойной репутацией — и того меньше.

Что значит гостиничный бизнес — простыми словами

Что значит гостиничный бизнес простыми словами?

Гостиницы, отели и хостелы классифицируются по международной системе стандартов, простыми словами, по количеству звезд у заведения. В России указанная классификация также актуальна. В некоторых восточных странах действует иная система классификации по баллам. В РФ звезды присваиваются, исходя из количества баллов, набранных предприятием по утвержденным нормативам.

Категории звездности гостиниц и уровня сервиса:

  • Без звезд. Эта категория предполагает минимальный набор функционала, с самым необходимым для размещения: спальное место, горячая вода, отопление, один туалет на 10 человек и т.д. Площадь одноместного номера – не менее 9 кв. м. Гостиница без звезд должна набрать 11 баллов по нормативам.
  • Одна звезда (или категория D). Недорогой вариант размещения со скромным сервисом: уборка (необязательно ежедневная).
  • Две звезды (категория C). Низкобюджетный тип, предусматривающий один или два варианта номеров. В заведении с двумя звездами неотъемлемое условие — ежедневная уборка комнат.
  • Три звезды (категория B). Гостиница среднего ценового диапазона. Номера отелей такого класса убираются ежедневно, включают санузел, телевизор, личный холодильник. В трехзвездочном отеле в размещение включается набор дополнительных услуг на выбор: прачечная, спортивный зал, столовая или кафе, парковочное место и пр. Типы комнат различные: одно-, двух-, трехместные, семейные и др.
  • Четыре звезды (категория А). Требования для таких отелей подобные трехзвездочным, но в данном случае смена постельного белья происходит каждый день, обычно есть кондиционер, обязательны средства индивидуального ухода за телом и волосами на каждый день. Номера в отеле 4* значительно дороже, однако для удобства гостей предлагается масса услуг за дополнительную плату: от глажки одежды – до индивидуальных экскурсий.
  • Пять звезд (Люкс). Номера класса Luxe в целом подчиняются требованиям гостиниц 4*, но приветствуется дизайнерское оформление, эксклюзивные услуги отеля, вроде отдельно закрепленной за постояльцем прислуги, обширная площадь комнат, мебель и предметы интерьера премиум класса, собственные рестораны и т.д.

Классификация гостиниц в соответствии с гостиничным бизнесом

Актуальность инвестирования в гостиничный бизнес в России

В 2005-2006 годах в стране ожидали настоящего туристического бума. Ориентация государственных органов на внешний и внутренний туризм дарила инвесторам уверенность в привлекательности инвестиций в данную сферу. Однако кризисный 2008 год изменил планы и настроения во всем мире, а в России особенно. Туристская сфера была одной из тех отраслей, что пострадали в числе первых. Многие предприниматели тогда не выдержали конкуренции и отсутствия гостей. В течение следующих лет количество предприятий для размещения туристов, туристических фирм неумолимо сокращалось. Помещения перепрофилировались под офисы, пивные заведения и пр.

Актуальность инвестирования в гостиничный бизнес в России

На сегодняшний момент ситуация на рынке размещения изменилась кардинально. Несмотря на кризисное время, привлекательность внутреннего туризма в России подкрепляется многосторонне.

Рассмотрим основные причины развития гостиничной отрасли в РФ:

  • Политика властей относительно туристического предпринимательства. В Московской области и в ряде регионов страны предусмотрены различные налоговые послабления для предприятий отельного направления.
  • Ряд крупнейших международных мероприятий, проводимых в последние годы в стране. Евровидение, Олимпийские Игры в Сочи, Универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу в 2018 году и др. — подобные события обязывают к благоустройству городов, повышению их туристического рейтинга и инвестициям в туристическую отрасль.
  • Рост благосостояния граждан. Состоятельные граждане переживают настоящий туристский бум в последние годы. При этом существующий в настоящее время кризис образовал интересную тенденцию: многие туристы, путешествующие заграницей, в условиях недостатка денежных средств и нестабильной ситуации в развитых странах, перенаправили свой интерес на города и курорты России.

Риски, сопутствующие гостиничному бизнесу

Как и во всех отраслях экономики, инвестиции в туристское направление сопряжено с рядом сдерживающих факторов. Специалисты туристской индустрии отмечают, что прежде чем принять решение об организации подобного предприятия, непременно необходима консультация профессионала данной отрасли, способного взвесить и указать на привлекательность и недостатки того или иного направления.

Риски, сопутствующие гостиничному бизнесу

Финансовое планирование начинается с оценки бюджета. В зависимости от его величины, принимается решение о типе предприятия, количестве предполагаемых постояльцев и степени наполнения предметами быта и услугами. Когда основное направление определено, необходимо тщательным образом оценить предложения рынка, существующие и функционирующие на сегодняшний момент: степень их загруженности, сезонность, ценовую политику и т.д. В зависимости от полученных результатов, принимается решение о создании гостиницы подобного типа, либо рассмотрении других вариантов.

Финансовое планирование включает в себя оценку предполагаемого развития данной отрасли на период окупаемости заведения. К примеру, если согласно вашим расчетам, окупаемость составляет в среднем 10 лет, нужно изучить финансирование региона на грядущие годы, планируемые крупные мероприятия (фестивали, деловые конференции, спортивные соревнования и т.д.), предполагающие наличие туристического потока.

Не стоит забывать и то том, что для запуска гостиничного бизнеса и занимания им своей уверенной позиции на рынке, как правило, нужно учесть затраты на качественную рекламную компанию, предусмотреть акции и скидки для привлечения гостей.

Какие виды гостиниц наиболее распространены

  • Мотель. Как правило, это заведение для размещения путешествующих. Основная целевая аудитория мотеля останавливается на 1-2 ночи, чтобы отдохнуть от дороги или дождаться транспорта. Большинство мотелей располагаются вдоль автотрасс или около транспортных развязок, аэропортов, вокзалов.
  • Хостел. Тип размещения на недлительный срок, с минимумом предлагаемого сервиса. Обычно это несколько кроватей, в 2 уровня, в одной комнате с совместным санузлом и общей кухней. Особенностью хостелов является тот факт, что постояльцы набираются случайным образом, они не знакомы между собой, что отсылает к воспоминаниям об общежитии.
  • Мини-гостиница. Отель с количеством номеров до 40. Такой тип распространен, например, в Санкт-Петербурге, где огромные, некогда коммунальные квартиры, переоборудованы в мини-гостиницы с единой кухней и ресепшеном.
  • Пансионат или полупансион. Обычно небольшой дом, который изначально не планировался под гостиницу. Как правило, принадлежит одному владельцу, который сам проживает в этом доме. Пансионаты и полупансионы не классифицируются по звездам. Пансионат предполагает длительное проживание. Полупансион — это место для ночевки, в котором обычно предлагаются завтраки.
  • Бизнес-отель. Данный тип гостиниц обычно расположен в деловых центрах крупных городов. Клиенты подобных отелей — это люди, приезжающие в командировки с рабочим визитом. К услугам этой категории принято предлагать конференц-залы и комнаты для совещаний.
  • Специализированные гостиницы. Созданы и функционируют для размещения туристов. Престиж зависит от близости к интересующим туристов местам: достопримечательностям, линии побережья, курортным зонам, площадям и скверам и т.п.
  • Апарт-гостиницы. Тип гостиничных номеров, созданных по образу и подобию обычных квартир. Апартаменты включают в себя все удобства, свойственные домашней обстановке. Принцип работы апарт-гостиниц не отличается от прочих, за исключением того, что готовить постояльцы могут себе самостоятельно.

Наиболее распространенные виды гостиничного бизнеса

Для успешности гостиничного дела не обязательно делать ставку на отели премиум класса 4 и 5 звезд. Комфортабельные гостиницы, отвечающие требованиям четырех и пятизвездочных заведений, предоставляющие ряд эксклюзивных услуг, собственных теннисных кортов, тренажерных залов и изысканную кухню, нередко становятся убыточными. Вне зависимости от бюджета, залогом успеха предприятия является грамотное поэтапное планирование, профессиональное управление и спрос в определенных географических и рыночных условиях.

Гостиничный бизнес входит в число самых доходных направлений предпринимательской активности. Порядка 55-60% отелей выходят на самоокупаемость за 2-3 года работы (с учетом активного маркетингового продвижения). Проект потребует крупных инвестиционных вложений и тщательного планирования. Приведенный ниже готовый бизнес-плане по открытию гостиницы с расчетами окупаемости поможет детальнее разобраться в теме. Мы рассмотрим основные этапы работы, опишем важные для учета моменты дела, а также приведем примерный расчет выхода отеля на точку безубыточности.

Обзор рынка гостиничных услуг

Гостиничный бизнес – привлекательное направление работы в России, даже несмотря на кризисные явления в экономике. Так, с января по сентябрь 2019 г. отели в стране заработали 205 млрд. руб., обслужив более 54 млн. туристов. Объем выручки немаленький, однако он меньше оборота в 2018 году на 6,9%. При всем при этом количество туристов выросло на 11%, и большинство из них оказались внутренними – сами россияне активнее путешествовали по стране, останавливаясь в различных отелях в Москве и регионах.


Гостиничное хозяйство в стране имеет большие перспективы к развитию. Наиболее привлекательны для людей комфортабельные и не слишком дорогие 2-3-звездочные отели. В рынок РФ активно вкладываются международные гостиничные сети. Они действуют напрямую либо используют франчайзинг: в 2018 году открылось 24 новых отелей под международными брендами.

Перспективы гостиничной отрасли

Выделяют несколько тенденций на российском гостиничном рынке.

Крупные городские агломерации РФ – центры ведения деловой активности. Рост этой активности повышает спрос на гостиницы. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию в своей отрасли, в половине больших городов России не хватает гостиниц и отелей. Растет спрос на бизнес-отели, оборудованные коворкинг-центрами, конференц-залами и т.д. В этом плане можно выделить эконом-сегмент: в городах работает недостаточно 2- и 3-звездочных отелей.

Сфера туризма в стране развивается с каждым годом. Количество туристов (россиян и иностранцев) растет; особенно это касается выходцев из стран Азии. Это требует создания инфраструктуры, включая полноценные и мини гостиницы. Государство оказывает поддержку начинающим отельерам. В 2020 году ожидается выделение более 120 млрд руб. на эти цели.

Формат гостиницы

Предприниматель на стадии проекта выбирает подходящий для себя формат гостиницы.

  1. Хостел. Это самый простой вид отеля; рассчитан на 5-7 номеров, в каждом из которых живет по несколько человек. Обычно предполагает общую кухню и зону отдыха.
  2. Гостиница среднего масштаба. Предоставляет 15-20 номеров с гостиничным обслуживанием.
  3. Малый отель. Содержит до 40 номеров.
  4. Большая гостиница. Имеет от 50 номеров. На российском рынке работает несколько сотен такого рода отелей единичного или сетевого масштаба.


Последние два варианта предполагают крупные капиталовложения в проект, а также тщательное согласование с городскими властями и госорганами.

Настоящий бизнес-план предполагает открытие гостиницы среднего масштаба с 15 номерами.

Гостиничный сервис

Необходимо вкратце коснуться, какие услуги будут оказываться в отеле.

Во-первых, это проживание. Двери гостиницы круглосуточно открыты для заселения; посетителей селят в чистые, комфортабельные для проживания и отдыха помещения.

Во-вторых, питание. Чаще всего клиентам предлагается шведский стол с набором стандартных блюд, дополнительные услуги уже идут за отдельную плату.

В стандартном наборе услуг:

  • ежедневная уборка номеров, включая смену белья и полотенец;
  • глажка одежды;
  • телефонная и интернет-связь;
  • оказание медицинской помощи, включая вызов скорой помощи;
  • доставка корреспонденции в номер и т.д.

Из платных услуг клиентам можно предлагать следующее:

  • питание в номере;
  • развлечения: бар, бильярд, бассейн, предоставление экскурсионных туров;
  • услуги няни;
  • сервис по уходу за животными;
  • услуги салона красоты, солярия;
  • аренда залов.

Как открыть отель и что для этого нужно

Самые крупные статьи расходов среди первоначальных инвестиций связаны с помещением отеля, его арендой и подготовкой. Объект должен находиться на выгодном месте; необходимо сделать современный и комфортабельный интерьер.

Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина.

Гостиничный бизнес связан с оказанием услуг в сфере гостеприимства и ориентирован главным образом на удовлетворение потребностей туристов, в том числе отдыхающих, прибывающих с деловыми целями и др.

Гостиничный бизнес очень разнообразен — он включает в себя как большие транснациональные сети, так и небольшие семейные гостиницы; как роскошные пятизвёздочные отели, похожие на сказочные дворцы, так и небольшие хостелы, позволяющие переночевать в чужом городе за минимальные деньги. Согласно статистике, на крупные отели приходится 60% постояльцев, а оставшиеся отдают предпочтение небольшим гостиницам. Важно отметить, что широкоизвестная классификация отелей по числу звёзд имеет свою специфику в каждой стране, так 5 звёзд в Турции и в Европе, обозначают отели, значительно отличающиеся друг от друга по уровню сервиса.

Основной тенденцией последних лет стало открытие множества мини-отелей, которые позволяют решить проблему нехватки гостиничных мест как в крупных, так и в малых городах. Они привлекают постояльцев не только демократичными ценами, но и высоким уровнем сервиса и повышенным вниманием к клиентам.

В настоящее время, принимая решение об открытии мини-гостиницы нужно быть готовым к решению следующих проблем:

  • Перевод помещения в нежилой фонд, если гостиница образована на базе квартир;
  • Получение разрешений от различных контролирующих органов: пожарная охрана, СЭС и т.д.

Как и любое новое дело, гостиничный бизнес нужно начинать с маркетингового исследования клиентов и конкурентов. Тут лучше не полагаться на интуицию, а постараться собрать объективные данные, а также прогнозы на ближайшие несколько лет. Так, если в городе намечается развитие делового туризма, например, открывается новый Экспоцентр, требования гостей, а к отелям будут одни. А если город имеет курортную направленность и сюда приезжают отдыхающие с детьми, то пожелания будут совершенно другими.

Современный отель должен быть не просто местом для ночлега, но предоставлять клиенту весь комплекс необходимых услуг, включая траснферт, питание, конференц-залы, бытовое обслуживание и т.д.

Гостиничное дело имеет большое значение для развития экономики страны, позволяя налаживать связи как между регионами, так и на международном уровне. Разумеется, если речь идёт о развитии туристической инфраструктуры, качество гостиничных услуг приобретает первостепенное значение.

Благодаря большому количеству огромных многомиллиардных компаний, которые открывают свои штаб-квартиры в разных странах по всему миру, ожидается, что число деловых путешественников будет расти. Поскольку компании в гостиничном бизнесе также уделяют особое внимание улучшению обслуживания клиентов, число отдельных поездок также будет расти. Кроме того, спрос на роскошные путешествия также поможет ускорить рост гостиничной индустрии в ближайшие годы. Итак, гостиничная индустрия будет расти быстрыми темпами в ближайшие годы.

Краткая характеристика гостиничного бизнеса

Статистика рынка гостиничной индустрии

Розничная стоимость гостиничного бизнеса в мире уже в 2018 году превысила 500 миллиардов долларов США. Общий доход гостиничной индустрии только в США достиг 201 млрд долларов. Гостиничная индустрия за последние годы продемонстрировала огромный рост. Индустрия туризма и путешествий в настоящее время составляет более 10% мирового ВВП, а гостиничная индустрия составляет половину от этого. Ожидается, что гостиничная индустрия продолжит расти, увеличившись на 6-7% в 2020 году и далее.

Что такое отель

Гостиничная индустрия является основной частью индустрии гостеприимства. Отель — это учреждение, которое предоставляет проживание, питание и другие услуги для путешественников и туристов. Отели бывают разные. В последнее время все большее распространение и популярность приобретают придорожные отели, для примера можно посмотреть современный комфортабельный отель на трассе м4 в г. Аксае Ростовской области. Такое расположение имеет ряд приемуществ: позволяет избежать городской сутолоки, насладиться близким расположением природных объектов, парков и лесополосы, ощутить спокойствие загородной жизни. Часто такие отели имеют в наличии банкет-холл, конференц-зал, что позволяет проводить здесь деловые встречи и конференции в тихой комфортной обстановке. Отели такого типа также часто предоставляют интересные экскурсионные программы.

Особенности гостиничного бизнеса

Хотя эта отрасль очень широко классифицирована, она имеет некоторые определяющие аспекты, которые особенно важны. Обслуживание клиентов по сей день остается основой всей индустрии гостеприимства. Все важные сегменты гостиничной индустрии, такие как доставка еды и уход, в первую очередь обусловлены интересами клиентов.

Хотя удовлетворенность клиентов важна для любого успешного бизнеса, успех индустрии гостеприимства зависит исключительно от того, доволен ли клиент или нет. В наш век Интернета, когда доступны платформы социальных сетей, чтобы предотвратить плохие отзывы, которые приводят к гибели любого бизнеса, гостиничная индустрия должна сделать все, чтобы обеспечить хорошее обслуживание клиентов.

Достижения в области технологий полностью изменили методы работы гостиничного бизнеса. Таким образом, это необходимо учитывать в целостном анализе гостиничного бизнеса. Благодаря социальным платформам люди теперь больше, чем когда-либо, информированы о местах, которые они хотят посетить, а также о том, как они хотят туда попасть и где они хотят остаться. Помимо этого, технология повысила эффективность гостиничной индустрии и значительно улучшила качество обслуживания клиентов.

Другим важным аспектом, который определяет гостиничный бизнес и индустрию гостеприимства, является зависимость от располагаемого дохода и свободного времени других людей. Из-за этого многие предприятия в гостиничном бизнесе, независимо от того, связаны ли они с жильем или транспортом, ориентированы на людей, у которых есть дополнительный доход, на свободных, обеспеченных клиентов, или людей, у которых есть свободное время для путешествий, отдыха и релаксации. Во время экономических простоев, таких как спад курортных сезонов, гостиничная индустрия, как правило, страдает, потому что постоянные клиенты перенаправляют свои доходы на другие вопросы.

Различные типы отелей

Кроме придорожных и городских отелей, в мире существует множество типов отелей. Вы будете поражены разнообразием, которое эта индустрия предоставляет путешественникам.

Читайте также: