Кризис трех лет по выготскому кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вопросы детской психологии
// Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 984 – 989.
Кризис трех лет
Мы имеем три точки зрения, с помощью которых следует анализировать кризис трех лет.

Во-первых, мы должны предположить, что все перемены, все события, со­вершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо ново­образования переходного типа. Следовательно, когда мы будем анализировать симптомы кризиса, мы должны хотя бы предположительно ответить на вопро­сы, что нового возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое исчезает после него. Затем мы должны рассмотреть, какая смена цент­ральных и побочных линий развития здесь происходит. И, наконец, оценить кри­тический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту.

При рассмотрении кризиса трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. У нас нет другого пути, как пути анализа фактических материалов, с тем чтобы в процессе анализа осознать основные теории, которые были выдвинуты для объяснения этого материала. (Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, вкоторой протекает кризис. Рассмотрение надо начи­нать с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на пер­вый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизведием кризиса трех лет. Все они описаны как общежитейские понятия и нуж­даются в анализе для того, чтобы приобрести точное научное значение.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, – воз­никновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь идет речь. Ког­да говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослуша­ния. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают С. 984 / ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это непри­ятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрос­лых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом по­просили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существен­ными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отно­шение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определен­ном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент – новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аф­фекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм – такая реакция, такая тенденция, где мо­тив находится вне данной ситуации.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от С. 985 / настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он на­стойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрям­ство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первона­чальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момент отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент — общий с негативизмом – имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Напри­мер, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день нахо­диться на дворе.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрос­лые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Вполне понятно, почему в семейном авторитарном буржуазном воспитании строптивость выступает как главный симптом кризиса трех лет. До того ребенок был заласканным, послушным, его водили за ручку, и вдруг он становится строптивым существом, которое всем недовольно. Это противоположно шелко­вому, гладкому, мягкому ребенку, это нечто такое, что все время сопротив­ляется тому, что с ним делают.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigcnsinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельно­сти. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как С. 986 / будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным де­лом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживаю­щийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встре­чается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспо­тическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыс­кивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сей­час старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фак­тически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревниво­го отношения к другим детям. Вот основные симптомы, которыми пестрят опи­сания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, кото­рые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям.

Нетрудно увидеть, что во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми. Все это установлено главным образом на материале семейного воспитания, так как воспитание в раннем детстве в буржуазных странах существует почти исключи­тельно как форма индивидуального семейного воспитания. Правда, мы имеем сейчас разные дошкольные учреждения, а в отдельных странах и учреждения общественного призрения с уродливыми формами благотворительного воспи­тания, но по сути дела массовый опыт буржуазного воспитания в раннем возра­сте, в отличие от школьного, – это воспитание индивидуальное, семейное. Все симптомы говорят об одном и том же: в отношениях ребенка с ближайшим семейным окружением, с которым его связывают аффективные привязаннос­ти, вне которого его существование до того было бы немыслимым, что-то резко изменяется.

В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно. Это отмечается некоторыми исследователями как характерная черта кризиса. Я много раз обращал внимание на мысль Ч. Дарвина: ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Дарвин считает это выражением биологи­ческой несамостоятельности ребенка (у сумчатых животных существует мор­фологическое приспособление – сумка, в которой помещаются детеныши после рождения), его биологической неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно сказать, что ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психо­логически он еще не отделен от окружающих его людей. Берингер дает повод сказать, что ребенок до 3 лет социально не отделен от окружающих и в кризисе трех лет мы имеем дело с новой стадией эмансипации.

Теперь я должен хотя бы вкратце сказать о так называемом втором поясе симптомов, т.е. о последствиях основных симптомов, о их дальнейшем развитии. Второй пояс симптомов, в свою очередь, делится на две группы. Одна – это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, ere аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затраги­вает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротичес­кими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропати­ческих детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим появления невроти­ческих реакций, например энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, при­выкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвраща­ется в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заика­ние, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напомина­ют припадки, но по сути дела не являются болезненными припадками в соб­ственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма упрям­ства, обесценения, протеста, о которых мы уже говорили.

Позвольте привести пример из собственных наблюдений над совершенно нор­мальным ребенком с очень трудным протеканием кризиса трех лет. Ребенок на 4-м году жизни, сын трамвайного кондуктора. Деспотия проявлялась у ребенка чрезвычайно резко. Все, что он требовал, должно было полностью исполняться. Например, когда он по улице шел с матерью, он потребовал, чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя бумажка была ему совсем не нужна. Ребенок был доставлен к нам с жалобой на приступы. Когда отказываются исполнить его желание, он бросается на пол, начинает дико кричать, бить руками и ногами. Но это не патологические судороги, а форма поведения, которую некоторые авторы оценивают как возврат к реакции младенческого возраста, когда ребенок кричит и перебирает ручками и ножками. У наблюдаемого нами ребенка это припадки бессильной злобы, когда он не в состоянии иначе протестовать и устраивает скан­дал. Я привожу это, как пример, осложнений кризиса трех лет, которые составляют второй пояс симптомов: они не принадлежат к числу основных признаков кризи­са, а представляют одну цепь – от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы. С. 988 /

Сделаем некоторые теоретические выводы, т.е. попытаемся определить, ка­кие же события происходят в развитии ребенка, какой смысл, какое значение имеют описанные симптомы. Попытка теоретически представить кризис трех лет является самой начальной, грубой попыткой, основанной на некотором знании фактического материала, на некоторых собственных наблюдениях (по­тому что кризис связан с трудным детством, которое мне приходилось изучать) и на некоторых попытках критически переработать кое-что из предложенного в теории этих возрастов. Наша попытка – нечто в высшей степени предваритель­ное и в некоторой степени субъективное, не претендующее на то, чтобы стать теорией критических возрастов.


  1. Негативная реакция появляется с той минуты, когда ребенку безразлична ваша просьба или даже ему хочется сделать то, о чем его просят, а он все-таки отказывается. Мотив отказа, мотив поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношениях к вам.

  2. Негативная реакция проявляется не в отказе ребенка от поступка, который вы просите сделать, а в том, что вы его просите. Поэтому истинная сущность негативной установки ребенка заключается в том, чтобы сделать наоборот, т.е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согласиться с исследователями, которые утверждают, что кризис, в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.

Это полноценное разрушение устоявшейся системы отношений между взрослым и ребенком, кризис обозначения ребенком границ собственной индивидуальности.

Критическим данный возраст считается потому, что в течение всего нескольких месяцев поведение маленького человечка претерпевает значительные изменения, в частности, в аспекте коммуникации со взрослыми.

Как на кризис 3 лет смотрел один из величайших ученых в области современной психологии – Л.С. Выготский – рассмотрим в подробностях.

Кто такой Л.С. Выготский?

foto15993-2

Лев Выготский считается выдающимся русским психологом, создателем культурно-исторической теории.

Ученый совершил настоящий переворот в сфере дефектологии, а также один из первых обратил внимание на людей с ограниченными возможностями.

Как описывает проявления психолог?

Кризис 3-х лет в концепции Л.С. Выготского проработан в мельчайших деталях. Психолог выделяет 3 общих свойства таких периодов:

  1. Границы, характеризующие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы — сложно установить дату наступления и завершения кризисного периода. Но в большинстве случаев ближе к середине возрастного этапа начинается внезапное обострение кризиса, можно заметить яркие отличия по отношению к устойчивым этапам жизни.
  2. Большая часть ребят, которые переживают кризис трехлетки, трудно поддаются воспитанию. Дети будто выпадают из системы влияния взрослых (родителей и воспитателей), которая ранее казалась нормальной в процессе развития. В критические годы эволюция детской психики сопровождается обострением отношений с окружающими людьми, а также болезненными внутренними конфликтами внутри маленькой личности.
  3. Развитие в период кризиса трехлетнего возраста, в отличие от стабильных периодов роста, несет более разрушительный характер. Прогрессивное формирование личности затухает, а первое место занимают процессы отмирания того, что сформировалось на предыдущем этапе развития.

Семизвездие симптомов или Первый пояс

  1. Первый симптом — негативизм. Каждое действие ребенка проходит вопреки требованиям старших. Отрицательная реакция отличается от обыкновенного непослушания двумя факторами: во-первых, выходит на первый план социальное отношение, т.е. направленность негативизма на человека. Во-вторых, развивается способность действовать вопреки собственному аффекту – малыш поступает наперекор своей тенденции.
  2. Упрямство (важно не путать с настойчивостью). Это детская реакция требования чего-либо не потому, что есть сильное желание, а потому что есть требование. Мотив упрямства – нежелание ребенка отходить от первоначального решение. Упрямство отличается от настойчивости возможностью требовать того, чего на самом деле не так уж и хочется, а также новым отношением к себе.
  3. Строптивость – один из ключевых симптомов, который ориентирован против воспитательных принципов, образа жизни, а не человека или указания.
  4. Четвертый симптом – своеволие, выражаемое в стремлении к самостоятельности. С этих пор кроха проявляет искреннее желание все выполнять и решать своими силами, даже если это стремление не соответствует способностям и, как следствие, провоцирует конфликтные ситуации с родителями.

foto15993-3

Второстепенные признаки семизвездья

Среди симптоматики имеющей второстепенное значение Выготский выделяет:

    Пятый симптом — протест-бунт, который выражается через постоянный конфликт со взрослыми. Дети входят в фазу неповиновения, состояния своеобразной войны людьми, которые находятся рядом. Частые детские ссоры в этот период – дело привычное, это неотъемлемая часть симптоматики.

Шестой – обесценивание. Малыш обесценивает все то, что некоторое время назад было значимо и любопытно. Это могут быть поведенческие правила, прежние привычки и т.п. У дошкольников младшего возраста меняется отношение к другим людям в целом и к самому себе в частности.

Явления второго пояса

foto15993-4

Ребенок вступает в совокупность внешних и внутренних конфликтов, поэтому можно наблюдать невротические реакции, имеющие весьма болезненный характер. Это может быть энурез, т.е. ночное недержание мочи.

Второй пояс кризиса – это:

  • ночные страхи,
  • проблемы со сном,
  • речевые трудности, например, заикание.

Как долго может длиться этот период у детей трех лет?

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. Крайний срок окончания кризиса – 4 года. Таким образом, продолжительность кризиса может варьироваться от нескольких месяцев до 2 лет.

Позитивные моменты

Какие позитивные моменты в кризисе 3 лет выделяет Выготский?

Для родителей

Кроме того, он наверняка не смог бы разобраться, чего он хочет на самом деле и что может сделать уже сейчас, а чему только предстоит научиться в будущем.

Для ребенка

foto15993-5

Выготский считает, что в результате кризиса трехлетнего возраста у ребенка формируются необходимые сферы жизни, такие как:

  1. Ведущая деятельность, включающая личностные новообразования. Появляется сюжетно-ролевая игра, в которой кроха начинает познавать мир отношений между людьми.
  2. Социальная ситуация развития, при которой первоочередным становится общение со сверстниками, а взрослый становится примером для подражания в игровом процессе.
  3. Новые грани личности – самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность, рассудительность, осознанность.

Негативные и сложные ситуации

Взрослые на протяжении кризисного периода в жизни ребенка испытывают значительные трудности, особенно в плане нахождения контакта, ведь ребенок, демонстрирующий протест часто ведет себя неожиданно и немотивированно.

Особенно остро это наблюдается при неблагополучных условиях воспитания. При этом негативизм и упрямство являются избирательными, т.е. проявляются сугубо по отношению к старшему поколению из ближнего круга и почти не встречаются в кругу ровесников-единомышленников.

В этот непростой период малыш, вне зависимости от половой принадлежности, становится трудновоспитуемым по сравнению с самим собой ранее, а также ощутимо снижает темп развития.

Советы

Как общаться с ребенком в период кризиса:

Как правильно реагировать в острой стадии непонимания?

foto15993-6

Когда непонимание переходит в острую стадию, родители должны:

Когда острая фаза подойдет к своему завершению, желательно сообща обсудить все, что произошло, поинтересоваться у отпрыска, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как правильно выразить свои эмоции и чувства в следующий раз.

Главные родительские ошибки

Некоторые родители бывают чрезмерно возмущены тем, что ребенок вдруг начинает демонстрировать характер и на любую негативную реакцию отвечают позитивно.

Родителям нужно помнить, что ребенок имеет право на собственный выбор – без принуждения и давления. Только так душа и тело могут получить жизненный опыт правильно. Поэтому основной родительской задачей является деликатная помощь ребенку в получении этого опыта, а не напор и постоянный пресс своим взрослым авторитетом.

Ошибка №3 – это не отделение чада от себя. Родителям важно не забывать, что дети – не их частная собственность. Мама и папа должны быть исключительно проводниками, гидами в жизни, которые поддерживают и помогают оставаться собой.

Наконец, четвертая ошибка наблюдается, если мама откровенно демонстрирует ребенку плохое самочувствие и страдания, когда ребенок сердит. Такой подход чреват детским неврозом – в будущем ребенок станет до истерики бояться конфликтов с другими людьми.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что кризиса трехлетнего возраста, о котором уже так много сказано, не стоит панически бояться. По мнению известного гуру в области психологии Выготского, вовсе не обязательно у каждого ребенка будут проявляться все без исключения особенности данного периода.

Л. С. Выготский определял развитие как возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Все способности человека, его личность не только проявляются, но и формируются в деятельности, причем деятельность – это не только то, что человек делает руками и ногами, но и желания, переживания, представления и замыслы человека. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.

Под новообразованиями Л. С. Выготский понимал качественно новый тип строения личности и её деятельности, взаимодействие человека с действительностью и те психические и социальные изменения, отсутствующие как целое на предыдущих этапах его развития и впервые возникающие на данной возрастной ступени. Л. С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т. е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой и сопровождается существенными изменениями в психологии и поведении ребёнка, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и привычками.

При этом предполагается, что изменение в переживании ребёнком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы развития – именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутренние содержание и объяснить изменения в поведении детей в кризисные периоды

И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период к которому ребенок переходит через кризис 3 лет. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста.

Первый симптом, на который обращает внимание Л. С. Выготский,- негативизм. Эта поведенческая реакция состоит в том, что ребёнок не хочет что-то сделать только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребёнка действовать вопреки своему аффективному желанию. Детский негативизм надо отличать от обычного непослушания - ребенок не делает только потому, что его об этом попросили.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Второй симптом – упрямство. Упрямство, в отличии от настойчивости, состоит в том, что ребёнок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребёнок сам заявил некоторое требование. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Третий симптом – строптивость. Строптивость безлична, она направлена скорее на всю ситуацию воспитания, чем на кого-то конкретно, именно эта направленность против норм воспитания отличает строптивость от негативизма.

Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Следующие три симптома, по словам Л. С. Выготского, носит второстепенный характер. Это протест–бунт – поведение начинает носить протестующий характер; обесценивание – например, отрицательно отношение к родителям; деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям

Появление самооценки (желания быть хорошим) к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.

Ребенок раннего возраста, овладевая предметным действием, проходит этап полной ситуационной зависимости собственного действия. Выполняя одно и то же действие с разными взрослыми и в разных ситуациях, ребенок поначалу точно воспроизводит не само действие, а целостную ситуацию, при этом одно и то же действие по своему рисунку различается в зависимости от того, в какую ситуацию оно включено и с каким взрослым оно осуществляется. В наблюдениях Д. Б. Эльконина этот аспект также присутствует, но не акцентируется. Можно далее предположить, что речь, слово становится тем средством, которое позволяет выявить и выделить действие как единое, сквозное для всех ситуаций действования.

Наиболее развернутое исследование кризиса трех лет проведено Т. В. Гуськовой. В нем на основании анализа отечественных и иностранных исследований поставлен основной вопрос о выделении новообразования кризиса трех лет как конструктивной составляющей возрастного кризиса в противоположность описанию негативных проявлений этого возрастного перехода.

Т. В. Гуськова останавливает свое внимание на кризисе развития и различает объективный кризис (появление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективный кризис (общая картина симптомов, сопровождающихся объективный кризис). Кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно собрать в себе, соединить три линии – отношения к предметной действительности, к другим людям и к себе.

1. Введено положение об изменении ребенка критического возраста. При всей очевидности этого требования относительно исследования поведенческой картины кризисов именно Т. В. Гуськова впервые вводит принцип сравнения поведения одного и того же ребенка в одинаковых ситуациях до кризиса (в стабильный период) и в момент кризиса. Это делает ее исследование воплощающим идею Л. С. Выготского об относительной трудновоспитуемости: в критический период нельзя говорить о некоторой общей внешней картине поведения, поведение ребенка может быть понято лишь при сравнении разных форм поведения у одного ребенка.

2. Анализ привычных ситуаций действования. Основанием клинического наблюдения становится ситуационный анализ – метод, при котором психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется.

1. Выготский Л. С. Психология/ Л. С. Выготский. – М. : Апрель Пресс. Эксмо – Пресс, 2002.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997.

3. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса 3-х лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2004.- №4

4. Общение детей в детском саду и семье/ Ред. Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М. : “Педагогика”, 1990.

5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов/ К. Н. Поливанова. – М. : ACADEMA, 2000.

6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К. Н. Поливанова. М. : Академия, 2000.

7. Смирнова Е. О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями общении/ Е. О. Смирнова, И. В. Хохлачёва// Вопросы психологии. – 2008.- №4.

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Консультация для родителей. Кризис 3-х лет КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ Знаменитый кризис трех лет завершает эпоху сладостного слияния матери и ребенка и впервые подводит.

Кризис 3-х лет К трем года заканчивается этап "слияние" ребенка с матерью. У него резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого.

Кризис 3 лет у ребенка Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы! ВАЖНО: Кризис 3 лет проходит у детей по-разному: чьи-то мамы даже не заметят его, а.

Кризис трех лет К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполагания как компонента самостоятельности.

На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий.

Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.

В 3года возможно негативное поведение ребёнка, характерное для кризиса.

§ Взрослый не перестроил своё отношение к ребёнку.

§ Отсутствует организация делового сотрудничества.

Симптомы кризиса (по Л.С.Выготскому)

1. Негативизм – такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

2. Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

3. Строптивость – реакция ребёнка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни (например, отказывается ложиться спать).

4. Своеволие (своенравие) – тенденция ребёнка к самостоятельности, когда он хочет всё сделать сам.

5. Протест – бунт, когда всё поведение ребёнка начинает носить протестующий характер.

6. Симптом обесценивания взрослого – ребёнок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюётся, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды.

7. Стремление к деспотизму – желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим, особенно к матери. Чаще проявляется в семье с единственным ребёнком.

8. Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть другие дети. Ребёнок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребёнок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать господином положения, центром внимания.

9. Реакция невротического или психопатического характера – это могут быть страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения речи и т.д.

Интенсивность симптоматики проявляется в различной степени и зависит:

§ от семейного микроклимата;

§ от модели воспитания;

§ от биологически обусловленных свойств организма.




Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполагания как компонента самостоятельности.

На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий.

Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.

В 3года возможно негативное поведение ребёнка, характерное для кризиса.

§ Взрослый не перестроил своё отношение к ребёнку.

§ Отсутствует организация делового сотрудничества.

Симптомы кризиса (по Л.С.Выготскому)

1. Негативизм – такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

2. Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

3. Строптивость – реакция ребёнка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни (например, отказывается ложиться спать).

4. Своеволие (своенравие) – тенденция ребёнка к самостоятельности, когда он хочет всё сделать сам.

5. Протест – бунт, когда всё поведение ребёнка начинает носить протестующий характер.

6. Симптом обесценивания взрослого – ребёнок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюётся, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды.

7. Стремление к деспотизму – желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим, особенно к матери. Чаще проявляется в семье с единственным ребёнком.

8. Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть другие дети. Ребёнок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребёнок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать господином положения, центром внимания.

9. Реакция невротического или психопатического характера – это могут быть страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения речи и т.д.

Интенсивность симптоматики проявляется в различной степени и зависит:

§ от семейного микроклимата;

§ от модели воспитания;

§ от биологически обусловленных свойств организма.

Читайте также: