Кризис республики и установление диктатуры в древнем риме кратко

Обновлено: 04.07.2024

15. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдикт Каракаллы.
Период Римской империи подразделяется на:
- период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);
- кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);
- период домината (284 - 476 гг. н. э.).
Римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Отсюда и смена республиканской формы правления на монархическую.
Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.
Уже при Юлии Цезаре представление прав римского гражданина в провинциях распространенной политической мерой. Наконец, в 212 г. н.э. император Каракалла представил права римского гражданина всему свободному населению империи. Привилегированное положение Рима было подорвано.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили 2 сословия:
-сословие нобилей, кот. сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в общ-ве, так и в гос-ве. Эконом. основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
-сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
В рез-те постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

Несмотря на то, что могущество Рима в середине I века до н.э. было как никогда велико, конец эры совпал с кризисом Римской республики.

Войны в провинциях, восстания рабов и гражданские войны в итоге привели к её распаду и образованию не менее могущественной империи.

Ситуация усугублялась постоянной политической борьбой консулов за власть в Риме.

Всё чаще высказывалось мнение, что государству необходим один сильный правитель, что только обостряло ситуацию. В начале I в до н.э. борьбу за власть в Римской республике вели Марк Лициний Красс, разбивший войско Спартака, и Гней Помпей, подавивший восстание в Испании.

В итоге последний возглавил флот и войско Рима, завоевав с ними Малую Азию, Сирию и Палестину.

Но пока Помпей прославлял себя в походах, в Риме появился ещё один политический лидер, выходец из знатной семьи – Гай Юлий Цезарь.

Проявив себя умелым политиком и дипломатом, он смог не только не настроить против себя Помпея и Красса, но и помирить их между собой. В итоге после избрания Цезаря консулом под его контролем оказались Галлия и Иллирия, Крассу досталась Сирия, а Помпею – Испания.

Влияние Сената становилась всё слабее: без его разрешения Цезарь отправился в поход на Галлию. Цезарь пользовался всеобщей поддержкой своего войска, которому он щедро даровал земли и рабов. В это время на Востоке в сражении погиб Красс, а Помпею удалось добиться от Сената требования о возвращении Цезаря на родину с докладом.

Цезарь действительно вернулся, но не так, как предполагал его противник. При помощи одного легиона Цезарю удалось подчинить себе Рим, а Помпей вынужден был бежать сначала в Грецию, а затем в Египет, где он и был убит.

Вскоре Цезарь был провозглашён пожизненным диктатором и получил права трибуна, фактически сосредоточив всю власть над республикой в своих руках. Он уже вёл себя как царь: изготавливал монеты со своим изображением, сидел в Сенате на золотом троне, ходил в подобающих царю пурпурных одеждах.

Когда в 45 г. до н.э. Цезарь начал готовиться к завоеванию Парфянского царство в Риме стали говорить о том, что он скоро провозгласит себя царём. В итоге в Сенате созрел заговор против диктатора, и Цезарь был убит (44 г. до н. э.).

После смерти Цезаря борьба за власть в республике вспыхнула с новой силой. Вскоре Рим был захвачен племянником Цезаря Октавианом, который сумел добиться от Сената признания его наследником. В дальнейшем ему удалось устранить своих основных конкурентов Эмилия Лепида и Марка Аврелия и стать первым римским императором.

Октавиану также было присвоено имя Август, которое раньше употреблялось лишь по отношению к богам, и хотя Октавиан не принял титула царя и диктатора, создавая видимость существования республики, исследователи считают 31 г до н.э. датой образования Римской империи.

Причины кризиса и падения Римской республики

С конца II в. до н.э. римская республика вступила в период кризиса, который привёл к установлению монархии, единовластия в 27 г. до н.э.

Причинами кризиса и падения римской республики являлись:

1. Разорение римско — италúйского крестьянства и образование латифýндий, сосредоточение крупной поземельной собственности в немногих руках.

Причинами разорения римско — италийских крестьян были:

а) Постоянные войны, которые часто велись в отдалённых районах и надолго отрывали солдат от дома, мешали надлежащему ведению крестьянского хозяйства.

При отсутствии кредита крестьяне запутывались в долгах и продавали свои земли богачам.

б) Ввоз в Италию дешёвого хлеба из провинций, что делало занятие земледелием в Италии невыгодным для мелкого собственника.

Хлеб, производившийся крестьянством самой Италии, не мог соперничать в дешевизне с привозным.

в) Развитие рабского хозяйства; постепенное обеднение крестьянства сопровождалось образованием латифундий — крупных поместий, в которых широко применялся рабский труд. Хлеб, производившийся рабским трудом в обширных поместьях римских богачей, продавался дешевле, чем мог продать крестьянин. Ввоз рабов из провинций к тому же лишал крестьян заработков в крупных поместьях, нередко притом переходивших от земледелия к скотоводству.

Образование столичного лю’мпен — пролетариата.

Италийские крестьяне вынуждены были продавать свои наделы аристократии и удалялись в Рим. Здесь они не находили прочных заработков и превращались в люмпен — пролетариат, не имеющий никакой собственности, но сохранивший права римских граждан.

Государство оказалось вынужденным раздавать даром хлеб своим неимущим гражданам, приучая пролетариат к праздной жизни.

Не имея собственности, заработка, но, обладая политическими правами, безработный пролетарий — гражданин продавал свой голос в народном собрании при выборах в магистраты.

В народных собраниях всё большую роль стал играть развращённый подкупом, раздачей дарового хлеба, зрелищами, отвыкший от труда столичный пролетариат.

Он завидовал богатым, стремился жить за чужой счёт, без личного труда, требуя как чего — то должного хлеба и зрелищ. Пролетариат не был подготовлен к пользованию политическими правами и становился орудием в руках ловких честолюбцев из нобилей — аристократии.

Они, пользуясь нелюбовью бедных к богатым, стремились при помощи бедных захватить власть в свои руки.

3. Превращение Рима из города — государства в столицу большого территориального государства.

Упадок республиканских учреждений.

К I в. до н.э. Рим превратился из города — государства в столицу большого территориального государства. Результатом Союзнической войны 90 — 88 гг. до н.э. явилось предоставление прав римских граждан всему свободному населению Италии. Число граждан возросло до двух миллионов человек, разбросанных по всей Италии. Участие их всех в собраниях, происходивших в Риме на форуме, сделалось невозможным. В этих собраниях участвовало меньшинство граждан, в основном столичный праздный и продажный пролетариат.

Поэтому произошло падение авторитета комиций, которые уже не выражали истинного мнения всего населения государства. Сенат превратился в собрание одной столичной аристократии и также утратил авторитет.

Непосредственная, прямая демократия пережила себя. Непосредственное участие граждан в государственных делах могло только существовать в государствах с небольшими территориями и с незначительным количеством граждан.

Едва государство достигало больших размеров, как такая форма правления оказывалась для него непригодной и неосуществимой.

Республиканские учреждения, рассчитанные в эпоху своего возникновения на то, чтобы управлять одним городом, не могли выполнять сложные обязанности управления громадной державой.

Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами.

В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан.

Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан.

Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия.

Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.

Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан.

Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства.

Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины.

Это приведёт к такому явлению как “кризис полиса” в Греции или “кризис республики” в Риме.

40-е гг. II в. до н.э. были временем относительного спокойствия в жизни Римской республики, и время, непосредственно предшествовавшее гражданским войнам, нередко называют ее "золотым веком". Действительно, римское могущество не имело реальных соперников, и римляне пользовались всеми благами, какие только мог дать уровень античной цивилизации. Но самый опасный враг оказался внутри самого государства. Всего через 13 лет после того, как в огне пожарища погиб опаснейший соперник Рима - Карфаген, в самом Риме разбушевалось пламя гражданских раздоров.

Файлы: 1 файл

Кризис и падение Римской Республики.doc

1. Кризис республики в Риме и установление военной диктатуры.

40-е гг. II в. до н.э. были временем относительного спокойствия в жизни Римской республики, и время, непосредственно предшествовавшее гражданским войнам, нередко называют ее "золотым веком". Действительно, римское могущество не имело реальных соперников, и римляне пользовались всеми благами, какие только мог дать уровень античной цивилизации. Но самый опасный враг оказался внутри самого государства. Всего через 13 лет после того, как в огне пожарища погиб опаснейший соперник Рима - Карфаген, в самом Риме разбушевалось пламя гражданских раздоров.

Римские историки связывали эти два столь различных по своему характеру события, в одном из которых они усматривали торжество римского духа, а в другом - его упадок. Римский философ Сенека был наиболее близок к истиной причине этого упадка, усматривая ее в том, что римское государство, добившись казалось бы всего, к чему оно стремилось, не выдержало тяжести собственной мощи.

Именно римские завоевания второй половины III - первой половины II в. до н.э. послужили главной причиной кризиса Римской республики, которая оказалась совершенно неприспособленной к новым масштабам государства. Кризис Римской республики был следствием кризиса цивитас, а гражданские войны являлись их выражением и одновременно катализатором. В ряду основных причин кризиса цивитас следует выделить следующее:

- римская гражданская община разрушалась вследствие роста экономического потенциала римской державы - ее узкие рамки уже никак не соответствовали новым масштабам экономики;

- римская община перестала быть замкнутым, самообеспечивающимся организмом, и потенциал включенных в державу провинций неизмеримо превышал экономические, военные и людские ресурсы цивитас;

- отмеченные изменения привели разрушению монолитности гражданского коллектива - появились очень богатые и очень бедные, а средний слой, состоящий из мелких и средних земледельцев - опора цивитас - неуклонно сокращался и падала его социальная роль;

- вследствие резкого увеличения масштабов государства традиционные органы власти Римской республики, создававшиеся для античной гражданской общины, оказались неспособными нормально функционировать в новых условиях и по сути лишались реальной власти, создавая тем самым предпосылки для усиления влияния отдельных лиц, опиравшихся на новые, неподконтрольные цивитас силы - профессиональную армию и провинции;

- изменявшиеся социально- экономические и политические условия разрушали мир духовных ценностей, в центре которого стоял Рим, как цивитас, и это имело следствием глубокий кризис общественного и индивидуального сознания.

Разложение римской цивитас способствовало выявлению противоречий как внутри римского общества, так и в масштабах всей огромной державы. Обострение этих противоречий вылилось в ряд серьезных конфликтов, которые продолжались на протяжении целого столетия и вошли в историю как эпоха гражданских войн. Конечным итогом этой эпохи стало падение Республики и установление Империи.

Одним из последних этапов периода кризиса Республики и гражданских войн стала диктатура Цезаря.

Уже в ходе гражданской войны Цезарь начал осуществлять мероприятия, касавшиеся самых различных сторон жизни римского государства. Еще в 46 г.до н.э. Цезарь был объявлен диктатором на 10 лет, а с 44 г.до н.э. был провозглашен "вечным диктатором". Постепенно в его руках сосредоточивались права различных республиканских магистратов, что делало его власть по существу неограниченной. Цезарь имел права цензора, трибунскую власть, консульские полномочия, занимал пост великого понтифика и имел ряд почетных титулов: император, отец отечества и либератор (освободитель). В литературе иногда Цезаря называют первым римским императором. Надо заметить, что Цезарь не создал новой политической системы, но лишь близко подошел к ней, поэтому правомерно считать его императором в республиканском смысле (он, как отмечалось, действительно носил этот титул, который в республиканское время давался сенатом или солдатами победоносному полководцу и символизировал его связь с армией).

Цезарь увеличил количество членов сената до 900 чел. (еще при Сулле сенаторов стало 600), пополнив его своими сторонниками, но не удалив из него своих противников. Права народного собрания были ограничены, а политическое значение магистратур было ослаблено увеличением их количества и упорядочением срока их отправления. Особое значение имел закон Цезаря о муниципиях. Этим законом регламентировалось городское управление и устройство. Городам предоставлялась автономия в решении местных вопросов, устанавливались правила выборов городских магистратов и цензовые ограничения. Гражданские права и муниципальные городские формы распространялись в провинциях.

В целом правление Цезаря с политической точки зрения было ничем иным, как единоличным правлением военного диктатора, опирающегося на преданные ему легионы. Установление военной диктатуры было неизбежным следствием развития кризиса Римской республики, как кризиса цивитас. Превращение Рима в крупнейшую державу Средиземноморья требовало большей устойчивости государственного аппарата, наличия постоянной армии и единого централизованного управления. Через военную диктатуру Рим объективно шел к установлению монархической формы правления. Однако Цезарь шел к ней слишком быстро.

Среди представителей римского нобилитета оставалось еще немало противников Цезаря, к которым он относился, пожалуй, слишком милосердно, не удаляя людей даже явно ненавидевших его. Многие были недовольны нарушением республиканской конституции, отстранением их от государственных должностей и искали случая отомстить Цезарю за обиды и оскорбления. Представителей республиканских настроений не только среди знати, но и в широких слоях римлян особенно тревожили явные монархические устремления Цезаря и его приближенных. Все это и привело в конечном итоге к заговору, в котором приняло участие в общей сложности 60 сенаторов. В мартовские иды (15 марта) 44 г.до н.э. несмотря на множество дурных предзнаменований, красочно описанных Плутархом и Светонием, Цезарь явился на заседание сената, на котором заговорщики напали на него и стали наносить ему удары кинжалами. Обливаясь кровью диктатор упал к подножию статуи своего главного противника - Помпея. Как выяснилось позже, заговорщики действовали нерешительно и боялись Цезаря: из 23 нанесенных ему ран только одна оказалась смертельной.

И все же вековые республиканские традиции оказались еще живучими. Республика продолжала переживать кризис, и убийство диктатора смогло лишь ненадолго продлить ее существование.

Список использованной литературы:

1. История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 2001.

2. Маяк И.Л. Рим первых царей. М., 1983.

3. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1986.

4 Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

5 Трухина Н.Н. Политика и политики "золотого века" Римской Республики". М., 1986.

Со II в. до н.э. начался кризис Римской республики. Это проявлялось в размывании социалистической основы республики. Успешные завоевательные войны предопределяли обилие дешевых работ, и, соответственно рабский труд становился основным.

В IX в. начинают преобладать латифундии, т.е. круги рабовладельческого хозяйства нобилей.

Граждане-земледельцы не выдерживают конкуренции и разоряются. Аналогичные процессы происходят в ремесле, но это предопределило обобщение значительной части гражданства.

Другой причиной кризиса Римской республики было несоответствие между формой правления и формой государственного устройства. В результате успешных завоевательных войн Рим из большого города-государства превратился в средиземноморскую империю, тогда как республиканские органы управления были рассчитаны на небольшую городскую общину. В истории другого мира такого рода империи предлагали установленные монархические формы правления.

Кризис Римской республики проявлялся в 3 видах войн:

1. Восстание рабов (например, восстание Спартака). Та трудность, с которой были подавлены эти восстания, показала неэффективность республиканской формы правления.

2. Войны союзнические. Значительную часть римской армии составляли латины — союзники и иные италийские племена. В ходе этих войн союзники добились права гражданства, что в несколько раз увеличило состав граждан.

3. Войны гражданские. Внутри самой римской общины.

Условно выделяют два политических течения:

- оптиматы (т.е. представители нобилитета, которые выступали за расширение полномочий Сената);

- популяры (представители нобилитета и всадничества, которые в борьбе за власть с оптиматами использовали лозунги защиту интересов римского народа).

Во 2-й половине II века до н.э. кризис Римской республики попытались приостановить знаменитые братья Гракхи.

В своих реформах Гракхи прежде всего пытались решить вопросы земли, введя размер предельного землевладения (500 югеров).

Излишки раздавались обезземеленным гражданам. Кроме того, Гракхи пытались расширить политическое влияние всадников и были сторонниками предоставления гражданства союзникам. Гракхи были обвинены в стремлении перейти к тирании и убиты.

В целом стремление Гракхов возродить среднее и рядовое гражданство было утопическим, т.к. дешевый труд рабов был более рентабельным.

В конце II в. до н.э. возникли серьезные трудности с набором в армию, т.к. разорившиеся граждане не могли сами себя вооружить и прокормить. В этих условиях консул Г ай Марий провел военную реформу — в легионы стали записывать всех желающих, независимо от имущественного положения. Было введено жалование для воинов, а ветераны (14 лет) получали земельные участки. Если раньше политическая и военная организация совпадали, то после военной реформы Гая Мария армия становилась фактически наемной, подчинение определялось военачальнику и заинтересованным в его политическом влиянии.

Эта реформа создала предпосылки для установления военной диктатуры. Впервые в ходе гражданской войны военную диктатуру установил противник Г. Мария — оптимат Корнелий Сулла.

В 80 гг. до н.э. эта диктатура опиралась не на решения Сената, а на военную силу и в отличие от прежних диктатур не была ограничена сроком.

В результате новой войны была установлена новая военная диктатура Цезаря. В результате заговора Цезарь был убит.

Гибель Цезаря привела к новой вспышке гражданской войны, в ходе которой сформировался 2-й триумвират: Антоний, Лепид, Октавиан.

Сложение чрезвычайных полномочий с Октавиана в 27 г. до н.э. ознаменовало падение Римской республики и установление империи.

Общественный и государственный строй Рима в период империи:

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1. Принципиат (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.).

2. Доминат (284 г н.э. — 476 г. н.э.).

Основателем режима принципата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э.

реально сохранил всю полноту власти. В целом принципат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцеп- сов.

1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принцепс. Сам принцепс являлся носителем большинства высшей магистратуры.

2. Отсутствие формального наследования престола, нового принцепса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В III веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, вследствие чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсуль- ты вытесняются актами императора конституции.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus — господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, укрепившие императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе — Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны — рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающие свободу перехода арендатора с одной местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине — середина IV века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства — Западная Римская империя и Восточная Римская империя. Глубокий экономический и политический кризис привел к осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойнби, Шпенглер) — каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.

Читайте также: