Кризис культуры на рубеже 19 20 веков и его отражение в искусстве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблема кризиса культуры — одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ — начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа.

Кризис культуры - традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца Х1Х-ХХ вв., развитие которой во многом определило становление культурологии как особой сферы гуманитарного знания. Культурологическая проблематика тесно связана с философской традицией и первоначально развивалась в рамках философии истории, философии культуры. Во второй половине XIX в. происходит усиление интереса к вопросам культуры, которое способствовало преодолению абстрактного философствования, субъективистских и панлогистских установок и переходу к изучению проблем культуры как особых явлений. Однако только в XX в. назрела потребность исследования культуры в рамках самостоятельной дисциплины - культурологии. Одним из центральных ее вопросов стал кризис культуры. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которые оно претерпело в конце XIX— начале XX вв. Атмосфера глобального кризиса, охватившего экономическую, политическую, социальную сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, революционных потрясений, ослабление традиционных связей, упадок традиционных ценностей, беззащитность человека перед натиском бессмысленного хода вещей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния породили ряд метаморфозов европейского духа и с неизбежностью потребовали осмысления. Поворот к осмыслению проблемы декаданса западной культуры совершается во второй половине XIX в. Назревает необходимость перехода от традиционных философских ценностей Просвещения и классической немецкой философии к новым концепциям философии культуры. Начиная с Шопенгауэра, акценты философствования переносятся в сферу практически-этическую, и на месте проблемы познания оказывается проблема жизни (воля к жизни, воля к действию, воля к власти).

Рубеж XIX-XX вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904-05 гг. и революции 1905-07 гг., первая мировая война 1914-18 гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию, а затем власть буржуазии. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

В духовной жизни России отразились социальные противоречия эпохи и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство катастрофизма времени, завершенности культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы. Это во многом определяет пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов.

Но в то же время эта эпоха представляется и временем духовного ренессанса, обновления, культурного подъема. Наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет.

В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, в 1892 г. он передал ее в дар Москве. В 1898 г. открылся Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. по инициативе историка Ивана Владимировича Цветаева (1847- 1913) в Москве начал работу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).

Подъем общественных и духовных интересов начался с 90-х гг. и проявился в области литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета. Представители разных идейных и художественных течений признавали наступление новой эпохи. В философии сформировалось два русских течения, не существовавших на западе: русская религиозная философия (В. Соловьев, С. Булгаков, С. Франк, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Розанов) и философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

В 90-е годы XIX в. и в начале 900-х годов XX в. основным направлением в литературе оставался реализм. В творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко пути исторического развития общества обосновывались в категориях общедемократических идеалов. Первостепенным становится вопрос об интеллигенции, ее отношении к революции и народу, об ответственности искусства за происходящее в мире. Новые возможности реализма для выражения духовных запросов эпохи проявляются в творчестве А. Куприна, А. Серафимовича, С. Гусева-Оренбургского, И. Бунина и др.

А.П. Чехов обогатил литературу новыми художественными открытиями: предметом изображения становится внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценке им окружающих и самого себя. Новаторство Чехова обнаруживается в синтезе стилевых традиций разночинно-демократической литературы и русского психологического реализма. Чехов как бы подвел итог реализму XIX века, и открыл новый этап его развития в русской литературе. Новаторство Чехова особенно видно в его драматургии – он стал создателем новой формы реалистической драмы, предельно приближенной к жизни, в которой раскрывается мысль о неправомерности существующего социального и нравственного порядка.

Новое в настроении русского реалистического искусства проявилось в изобразительном искусстве и русской музыке в 90-е годы XIX в.

Итак, наиболее значимыми фигурами русской литературы рубежа веков являются

  • реалисты: Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович и др.;
  • неореалисты 1910-х гг.: С. Сергеев-Ценский, М. Пришвин, А. Толстой и др.:
  • неонатуралисты: М. Арцыбашев, В. Ропшин, В. Винниченко и др.;
  • новокрестьянские поэты 1910-х гг.: Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин и др.

В 1910-е гг. вновь обостряется интерес к философии Ф. Ницше и моралистическим идеям Л. Толстого и Ф. Достоевского.

Русская живопись рубежа столетий также отразила эту борьбу противоречий. В 90-900-е годы социально-бытовой реализм продолжает развиваться в творчестве С. Иванова, С. Коровина, Н. Касаткина, А. Архипова, С. Маковского, которые следуют традициям народничества. Они пишут о народном горе, разорении, жизни русской деревни. Высокой эмоциональной насыщенности достигает пейзаж И. Левитана.

Период рубежа веков в развитии русского изобразительного искусства, как и литературы, характеризуется большими внутренними противоречиями, кризисными явлениями и творческими открытиями.

В архитектуре эклектизм, как и реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон, уходили в прошлое. Им на смену пришел стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощренным шрифтам и орнаментам в графике.

На рубеже XIX–XX вв. дискуссии о путях развития России и русской культуры, расходясь в выведенных чисто теоретически принципах, сходились в том, что не было удовлетворения действительностью национальной культурной специфики, а была жажда ее коренного преобразования. Так определялась ситуация к началу XX в.

Предельно поляризованное поле русской культуры явило собой новый социокультурный феномен, в котором стремление к единству, синтезу стало определяющим. Попытки осуществления синтеза русской культуры предпринимались неоднократно: в средневековье – на почве восточного христианства – православия, в XIX в. – попытка словесного синтеза, то есть этап литературоцентризма русской культуры. Третья попытка связана с расцветом русского культурного ренессанса.

Понятие творчества стало узловым понятием культурно-исторической эпохи. На первый план культуры выдвинулись задачи творческого переосмысления русской демократической общественной мысли, религиозных канонов православия, устоявшихся форм в искусстве. Так возникла почва для нового культурного синтеза. Творческое понимание искусства не только означало расширение его предметной области, но и перенос деятельности художника в сферы, лежащие вне искусства.

Новый культурный синтез, специфический для русского культурного ренессанса, образовался на фоне творческого понимания своих задач тремя компонентами культурной эпохи: искусство, понимаемого как индивидуальное творчество, философия как способ существования творческого духа, общественность, понимаемая предельно широко.

В 1901-03 гг. в Петербурге проходили Религиозно-философские собрания, осуществившие личные контакты между представителями русской интеллигенции и русским духовенством. Процесс крушения традиционных взглядов и начало художественного и религиозного возрождения интеллигенции, который вскоре, в 1909 г. затронул широкие круги интеллигенции и связан с выпуском в свет сборника “Вехи”, начался именно с плодотворных дискуссий на Религиозно-философских собраниях в Петербурге.


Символизм в русской живописи

Три временных отрезка соответствуют периодам истории русского символизма.

Первый охватывает сер. 1880-х – 1900г. – время зарождения и развития символистских тенденций в творчестве участников Абрамцевского кружка и художников Москвы, объединения “Мир искусства”.

Второй период ограничен 1900-14 гг. – временем расцвета символистского движения в литературе, театре и пластических искусствах, когда творят Врубель, Борисов-Мусатов, мастера “Мира искусства” и молодежь “Голубой Розы” и когда принципы символизма своеобразно претворяются в произведениях раннего русского авангарда.

Третий связан с эпохой Первой мировой войны и начавшейся в России революцией (1914 – сер. 1920-х гг.) – цельный по своей проблематике и достижениям.

Символизм не был привнесен в искусство России из Парижа или Мюнхена, как это порой хотелось консервативным критикам рубежа веков. Как и классицизм, реализм, импрессионизм или супрематизм, он – результат развития отечественной культуры в определенный момент ее эволюции. Как и на Западе, его корни – в наследии национального романтизма и академизма, в достижениях современной философии, музыки и литературы, живописи настроения, в национально-романтических исканиях.

В 1880-е гг., в разгар триумфа передвижничества, появились ранние символистские работы М.А. Врубеля. Дуализм пронизывал его творчество; в нем одновременно проявлялось поклонение натурфилософии Гете и идеализму Канта, Шопенгауэра и Ницше. Почти единовременно художник писал святых и Демона, воплощение богоборчества. Автор возвышенных и отвлеченных узоров, он был околдован микрокосмом растений, орнамента и узоров.

1890-е гг. дали широкий диапазон поисков в плане символизма, кристаллизацию, рождение тем и мотивов, образных ходов, которые, эволюционируя, будут постоянны и популярны в следующие два десятилетия развития этого течения.

Художественные объединения, артистические колонии

Начало столетия в декоративно-прикладном искусстве было отмечено ярко-символистским образным решением комплекса построек С.В.Малютина в имении М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском. В усадьбе всегда было множество гостей, среди которых художники А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, скульптор Трубецкой и многие др. Сюда приезжал художник Н.К. Рерих, который выполнил роспись в церкви Святого Духа, неподалеку от имения. Здесь жил художник С. Малютин, который спроектировал и оформил деревянный домик “Теремок”. В сопровождении художников, историков, археологов Тенишева ездила по русским городам и селам, собирая предметы декоративно-прикладного искусства: ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду и т.д. Так было положено начало уникальному Музею русской старины, который открылся в Смоленске в 1898 г.

С усадьбой Арамцево связано немало интересных имен русской культуры: писатель С.А. Аксаков, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. В 1870 г. имение купил С.И. Мамонтов – тонкий ценитель искусства. Именно он стал основателем творческого объединения, которое вошло в историю под названием “Абрамцевский художественный кружок”.

Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.Н. Нестеров, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и других. Каждый из них приезжал в Абрамцево погостить и вносил свой вклад в жизнь “артистической колонии”.

  • с одной стороны, это история творческого направления, сложившегося в петербургской группе художников, возглавленной Бенуа и Сомовым;
  • с другой стороны – это история сложного культурно-эстетического движения, которое вовлекло в свою орбиту ряд крупных русских мастеров, чье творчество развивалось независимо от петербургской группы, оно подчас далеко от нее по своему идейному содержанию и изобразительному языку.

Это движение захватило не только живопись и графику, но и ряд смежных сфер культуры, и оказало влияние на русскую архитектуру, скульптуру, поэзию, балетный и оперный театр, а также на художественную критику и науку об искусстве.

В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников – П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С.Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского.
Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи А. Белый и В. Брюсов.

Голуборозовцы были связаны с московскими поэтами-символистами, с композиторами символистской ориентации Скрябиным и Метнером. Сравнивая их с поэтами-символистами, нельзя вместе с тем не констатировать существенного различия. Поэты создали свою теорию символизма, у всех поэтов, писавших о символизме в 1890-1900-х гг., в их теориях ясно выступает мысль о многозначительности образа, о неадекватности внешнего выражения внутреннему состоянию души, о неизреченности высшей духовности.

Русская архитектура рубежа веков

В 1890-1900 гг. в архитектуре России возникают два новых течения – модерн и неоклассицизм. Модерн проникает в русскую архитектуру с Запада, первые его проявления относятся к посл. десятилетию XIX в., неоклассицизм формируется в 1900-х гг.

Неоклассицизм был сугубо русским явлением, в западной архитектуре он не имел места. Лидерами неоклассицизма были: И. Фомин, В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский. Это направление ставило своей целью возродить традиции русского классицизма втор. пол. XVIII и перв. трети XIX вв., связанные с деятельностью М. Казакова, А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси, В. Стасова и др.

Мастера неоклассицизма создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью композиции, изысканностью превосходно отработанных деталей.


Модерн поставил перед собой задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Он может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.

Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.

Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого.


Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире – московский Метрополь. Инициатором этого проекта стал С.И. Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России. Метрополь называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона.

Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов. Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с Метрополем не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно – “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” – работы художника А. Головина. Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.

Еще один шедевр, выполненный в стиле модерн, – особняк С.П. Рябушинского (1900-03) в Москве. Творец этого замечательного здания – Ф. Шехтель – воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.

Творчество Шехтеля охватывает все виды архитектурного строительства – частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И. Лидваль. Ожерелье зданий начала Каменноостровского проспекта окружает жемчужину модерна – дом И.Б. Лидваль, матери Ф. И. Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Им же построены дома на Лесном пр., на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и др. улицах. Его кредо – фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе – А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев – в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем. Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление.

РУССКАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ВЕКОВ

В русской музыке рубежа веков велико было влияние литературно-художественных направлений, прежде всего символизма. Вырабатывались новые стили, которые связываются с именами крупных мастеров.

Для большинства музыкантов и слушателей сочинения С.В. Рахманинова – композитора и пианиста-виртуоза – художественный символ России. В то же время его музыка – важная часть позднего романтизма Европы. Его композиторская и, особенно, исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Европы 20-40-х гг. ХХ в. В творчестве Рахманинова гармонично соединились традиции русского и европейского искусства.

Кризис культуры –проблема с к. 19 и 20 ввек. Развитие проблемы –формирование культурологии как науки в целом. Культурология связана тесно с философией,.развивалась в рамках философия истории и философия культуры. Во 2 пол. 19 века происходит усиление к вопросу культуры. Изучаются проблемы культуры, как особые явления. В 20 веке назрело в рамках самостоятельного предмета – культурология. Центральный вопрос - вопрос кризиса культуры. Атмосфера глобального кризиса охватила экономику, политическую, социальную. Экономическая нестабильность, рассеянность, ослабление традиционных связей и традиционных ценностей – проявили беззащитность человека.

Фридрих Ницше.- провозгласил переоценка всех ценностей. Культура - противница жизни,несет в себе нечто противоестественное. Религия, мораль, прежняя философия отрицают жизнь = возникает европейский нигилизм, К.подавляет природный инстинкт человека, кот. выступает в форме воли к власти. Противоречия с жизнью .Не существует равенства, существует градация .Целиком культуру сейчас отрицать мы не можем = Новый смысл, = воспитание нового сверхчеловека,-человек более – ценный, более достоин жизни. Культура должна взращивать сверхчеловека. Размышления Ницше сыграли роль для- ряда философский проблем к 19.и всего 20 века.

Рикет - философ, критически к Ницше. Предостерегает биологический принцип, Жизнь – условия всякой культуры, а не ее самоценность. Мораль,искусства,науки. Главная ценность - человеческая личность. НО! Перекликаются с Ницше в одном пункте об опасности массового сознания.,т.к. Культура всегда собирается на индивидуальность.= Отстоять личность .

стереотип массового сознания – подавление индивидуальности - показатель культуры, который становится традиционным для 20 века. Культ. кризис. во многом поддерживается главной темой . Против массового сознания выступают все. ж- главный кризис- растворение индивидуальности в массовости. Отсутствие критического мнения к навязываемым ценностям.

20 век- происходит омассовление . Масса выходит на арену историю. Массовое явление – как одно из ведущих социальных ,политич.,историч. процессов. Нарастание новой прогматической этики - ориентирует человека на ситуацию. (куда ветер дует – туда мы и повернемся). Моделируется определенный образ действий человека, уже запрограммирован.

Важнейшая роль – роль первой мировой войны. Толпа – самая эффективная форма единения людей, если ее дисциплинировать и дать ей правильные идеологические установки. Жизнь личности становится под угрозу, чувство зараждается в духовной культуре конец 19 века.

Уже присутствует в философии Ницше - неравенство людей. Предвосхищал ситуацию 20 века! Не пытался унизить человека. Если в мое учение ворвутся свиньи – могут использовать неправильно. Масса - это не народ.




философия - скептицизм. (когда предощущение конца культуры - либо гедонизм(будем праздновать, завтра умрем), либо скептицизм, уход в мистику).

Швейцер Альберт ,,Распад и возрождение культуры,, Декаданс европейской культуры –глобальная трагедия , имеющая мировой масштаб. Но прогресс культуры им не отрицается. Не случайно упадок = Не имела этического характера.

Этика и эстетика. Этика – с кем пойти в разведку, эстетика – в чем пойти в разведку. Наше отношение друг к другу, а не наше отношение к сущему. = нет духовной связи с миром. Материальная культура развивалась интенсивнее, чем духовная.( развитие науки, практики, машины) Дух культуры остался без внимания. Достижения техники обращаются на уничтожения людей, разрушение мира ( первая мировая война - хим.оружие., ты не видишь врага)

Йохан Хёйзинга. Труды. Разоблачение декаданса, кот идет под знаком разложения моральных и духовных ценностей. Чтобы спасти: 1)равновесие духовных и материальных начал - Нельзя просто развивать технику, если человек сам не развивается 2).Необходимо быть направленным на идеал 3)надприродность идеала - ( как бог).

Одни на новые ценности, другие – к традиционным ,Но общие темы и решение –Этическое обнищание эпохи.Техника может достичь планетарного масштаба – и человек будет уничтожен машиной.(фильмы, особенно в 90 года, восстание машин) Рейгановская (Ро́нальд Уи́лсон Ре́йган — 40-й президент США (1981—1989). концепция –делай деньги. Мощь техники - гибель духа и разума, дегуманизация человека (Бердяев)и

вторая половина 20 века. Вопрос не просто о гибели культуры,а о гибели человечества. Причина – выход из-под власти техники.

Хайдеггер Ма́ртин Ха́йдеггер (1889, - 1976, Германия) — немецкий философ).- Не сама техника опасна. А техника в руках идиота. разделились.техника

. Эпоха просвещения в России.

Вторая половина 18 века. Екатерина 2 . Россия – одна из ведущих стран .Идеи просвещения:

1)Ек . переписывалась с просвещенцами. Дидро

Наше с культом разума, рационализма, классицизма отличалось от зап - европейского. Западн.- Антогонисты монаршей власти., у нас Екатерина, остальные подданные- просвещаемые, интегрировалось сверху, от императрицы

Широкая система образовательных учреждений. Институт благородных девиц. Формировать нового человека на практике. Отдельные просветители- Ломоносова, Новикова, Радищева.

Культ классицизма, строительство городов по плану. Появление феномена дворянской усадьбы – отпускает дворян со службы. Шли огромные – обозы, в свои усадьбы.по примеру императорских дворцов Абрамцево, КускОво.

??Первая треть 19 века

Война 1812 г. , ,,золотой век,, Поколение молодых генералов , 23-24 года. Поколение тех, кто ощущал свою причастность к историческому процессу. Не было разочарования. Толстой ,,Война и мир,,о периоде золотого века.

Первая треть - два мировоззрения : романтизм, классицизм.

Романтизм в литературе , садово-парковом искусстве. Влияние западно-европ. Характерно интерес к собственной истории.( интерес к славянской культуре , к фольклору ,сказкам,Жуковского,Гоголь, Пушкин) Проблема лишнего человека - ,,Евгений Онегин,, Пушкин.

Живопись, интерес к интимному миру.(портреты Тропинина, Федотов)

Классицизм, ампир.Росси , формирование ансамблей в Петербурге. ,пафос победы в войне 1812 года. Строительство. В Москве - улица, в Питере- площадь(Дворцовая,Сенатская,Александр.театра). Деятельность академии художеств. Имена Пушкина Лермонтова Гоголь.

2 пол. 19 века- социальная - проблематика. Властители дум – критики. Вместо философии художественная, Царствование Алекс 2 и 3.-освобождение крестьян, судебные реформы. некоторые изменения в обществе. – зафиксировало - искусство.

Движение реализм. У нас Критический реализм (Достоевский , Тургенев ,Толстой)

Кризис культуры –проблема с к. 19 и 20 ввек. Развитие проблемы –формирование культурологии как науки в целом. Культурология связана тесно с философией,.развивалась в рамках философия истории и философия культуры. Во 2 пол. 19 века происходит усиление к вопросу культуры. Изучаются проблемы культуры, как особые явления. В 20 веке назрело в рамках самостоятельного предмета – культурология. Центральный вопрос - вопрос кризиса культуры. Атмосфера глобального кризиса охватила экономику, политическую, социальную. Экономическая нестабильность, рассеянность, ослабление традиционных связей и традиционных ценностей – проявили беззащитность человека.

Фридрих Ницше.- провозгласил переоценка всех ценностей. Культура - противница жизни,несет в себе нечто противоестественное. Религия, мораль, прежняя философия отрицают жизнь = возникает европейский нигилизм, К.подавляет природный инстинкт человека, кот. выступает в форме воли к власти. Противоречия с жизнью .Не существует равенства, существует градация .Целиком культуру сейчас отрицать мы не можем = Новый смысл, = воспитание нового сверхчеловека,-человек более – ценный, более достоин жизни. Культура должна взращивать сверхчеловека. Размышления Ницше сыграли роль для- ряда философский проблем к 19.и всего 20 века.

Рикет - философ, критически к Ницше. Предостерегает биологический принцип, Жизнь – условия всякой культуры, а не ее самоценность. Мораль,искусства,науки. Главная ценность - человеческая личность. НО! Перекликаются с Ницше в одном пункте об опасности массового сознания.,т.к. Культура всегда собирается на индивидуальность.= Отстоять личность .

стереотип массового сознания – подавление индивидуальности - показатель культуры, который становится традиционным для 20 века. Культ. кризис. во многом поддерживается главной темой . Против массового сознания выступают все. ж- главный кризис- растворение индивидуальности в массовости. Отсутствие критического мнения к навязываемым ценностям.

20 век- происходит омассовление . Масса выходит на арену историю. Массовое явление – как одно из ведущих социальных ,политич.,историч. процессов. Нарастание новой прогматической этики - ориентирует человека на ситуацию. (куда ветер дует – туда мы и повернемся). Моделируется определенный образ действий человека, уже запрограммирован.

Важнейшая роль – роль первой мировой войны. Толпа – самая эффективная форма единения людей, если ее дисциплинировать и дать ей правильные идеологические установки. Жизнь личности становится под угрозу, чувство зараждается в духовной культуре конец 19 века.

Уже присутствует в философии Ницше - неравенство людей. Предвосхищал ситуацию 20 века! Не пытался унизить человека. Если в мое учение ворвутся свиньи – могут использовать неправильно. Масса - это не народ.

философия - скептицизм. (когда предощущение конца культуры - либо гедонизм(будем праздновать, завтра умрем), либо скептицизм, уход в мистику).

Швейцер Альберт ,,Распад и возрождение культуры,, Декаданс европейской культуры –глобальная трагедия , имеющая мировой масштаб. Но прогресс культуры им не отрицается. Не случайно упадок = Не имела этического характера.

Этика и эстетика. Этика – с кем пойти в разведку, эстетика – в чем пойти в разведку. Наше отношение друг к другу, а не наше отношение к сущему. = нет духовной связи с миром. Материальная культура развивалась интенсивнее, чем духовная.( развитие науки, практики, машины) Дух культуры остался без внимания. Достижения техники обращаются на уничтожения людей, разрушение мира ( первая мировая война - хим.оружие., ты не видишь врага)

Йохан Хёйзинга. Труды. Разоблачение декаданса, кот идет под знаком разложения моральных и духовных ценностей. Чтобы спасти: 1)равновесие духовных и материальных начал - Нельзя просто развивать технику, если человек сам не развивается 2).Необходимо быть направленным на идеал 3)надприродность идеала - ( как бог).

Одни на новые ценности, другие – к традиционным ,Но общие темы и решение –Этическое обнищание эпохи.Техника может достичь планетарного масштаба – и человек будет уничтожен машиной.(фильмы, особенно в 90 года, восстание машин) Рейгановская (Ро́нальд Уи́лсон Ре́йган — 40-й президент США (1981—1989). концепция –делай деньги. Мощь техники - гибель духа и разума, дегуманизация человека (Бердяев)и

вторая половина 20 века. Вопрос не просто о гибели культуры,а о гибели человечества. Причина – выход из-под власти техники.

Хайдеггер Ма́ртин Ха́йдеггер (1889, - 1976, Германия) — немецкий философ).- Не сама техника опасна. А техника в руках идиота. разделились.техника

. Эпоха просвещения в России.

Вторая половина 18 века. Екатерина 2 . Россия – одна из ведущих стран .Идеи просвещения:

1)Ек . переписывалась с просвещенцами. Дидро

Наше с культом разума, рационализма, классицизма отличалось от зап - европейского. Западн.- Антогонисты монаршей власти., у нас Екатерина, остальные подданные- просвещаемые, интегрировалось сверху, от императрицы

Широкая система образовательных учреждений. Институт благородных девиц. Формировать нового человека на практике. Отдельные просветители- Ломоносова, Новикова, Радищева.

Культ классицизма, строительство городов по плану. Появление феномена дворянской усадьбы – отпускает дворян со службы. Шли огромные – обозы, в свои усадьбы.по примеру императорских дворцов Абрамцево, КускОво.

??Первая треть 19 века

Война 1812 г. , ,,золотой век,, Поколение молодых генералов , 23-24 года. Поколение тех, кто ощущал свою причастность к историческому процессу. Не было разочарования. Толстой ,,Война и мир,,о периоде золотого века.

Первая треть - два мировоззрения : романтизм, классицизм.

Романтизм в литературе , садово-парковом искусстве. Влияние западно-европ. Характерно интерес к собственной истории.( интерес к славянской культуре , к фольклору ,сказкам,Жуковского,Гоголь, Пушкин) Проблема лишнего человека - ,,Евгений Онегин,, Пушкин.

Живопись, интерес к интимному миру.(портреты Тропинина, Федотов)

Классицизм, ампир.Росси , формирование ансамблей в Петербурге. ,пафос победы в войне 1812 года. Строительство. В Москве - улица, в Питере- площадь(Дворцовая,Сенатская,Александр.театра). Деятельность академии художеств. Имена Пушкина Лермонтова Гоголь.

2 пол. 19 века- социальная - проблематика. Властители дум – критики. Вместо философии художественная, Царствование Алекс 2 и 3.-освобождение крестьян, судебные реформы. некоторые изменения в обществе. – зафиксировало - искусство.

Движение реализм. У нас Критический реализм (Достоевский , Тургенев ,Толстой)

Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.

Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.

исследователи А. С. Попов и Мария Склодовская-Кюри

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.

Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.

В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение - икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.

В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.

И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.

Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри - крупнейшим французским физиком - она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.

В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.

Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых - В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.

И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.

Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.

Состояние просвещения, его классовый характер

В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.

Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.

Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.

В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.

Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.

Империализм и усиление реакции в области идеологии

Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.

Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.

Кризис буржуазной культуры

Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.

Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.

Футуризм, кубизм и другие течения, продолжением которых ныне является новейший абстракционизм, заменяли в искусстве образы и идеи хаосом линий, красок, какофонией звуков и слов, лишенных всякого смысла. Их творчество отрывалось от жизненной правды и от реальной действительности . Абстракционизм, часто именуемый на Западе в наши дни новым течением в искусстве, на самом деле достаточно стар. Он зародился лет семьдесят тому назад, на заре империалистической эпохи, эпохи загнивания капиталистического общества.

Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.

  1. Клод Моне,
  2. Эдуард Манэ,
  3. Огюст Ренуар и
  4. Винцент Ван-Гог.

Множество литературных и художественных течений, типичных для конца XIX - начала XX в., говорило не о расцвете искусства, а о тех колебаниях и исканиях, которые имели место в духовной жизни общества того времени.

Реализм в литературе

Подлинные художники-реалисты все чаще становились выразителями протеста широких народных масс против империализма, рупором усиливающихся демократических настроений среди интеллигенции. Писатели-реалисты направляют свой талант на правдивое и смелое изображение капиталистической действительности и изобличение присущих ей пороков. Вот почему реализм второй половины XIX - начала XX в. получил название критического .

  1. Ги де Мопассан,
  2. Эмиль Золя,
  3. Анатоль Франс,
  4. Ромен Роллан,
  5. Генрих Манн,
  6. Джон Голсуорси,
  7. Бернард Шоу,
  8. Марк Твен,
  9. Теодор Драйзер и другие.
  • подавление человеческой личности,
  • роскошь эксплуататоров и
  • нищету трудящихся масс.
  • милитаризма и войн и
  • были едины в суровом осуждении пороков и ограниченности буржуазного общества.

Анатоль Франс - Бернард Шоу - Ромен Роллан

Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.

В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.

Лу Синь Рабиндранат Тагор

На рубеже XIX-XX вв. в Индии появляется поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861 -1941), получивший всемирное признание. Его творчество обширно и многообразно- романы, повести, пьесы, рассказы, стихи, поэмы. В образах своих героев писатель выражал настроения индий-( кой интеллигенции, протест против произвола колонизаторов, тирании феодалов и феодально-патриархальной морали. Творчество Тагора оставило глубокий след в индийской литературе.

Зачатки пролетарской литературы

Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.

Распространение социалистической идеологии.

Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX - начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.

Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.

В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.

Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира - без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.

Мировое значение русской науки, литературы и искусства.

  • Менделеев,
  • Тимирязев,
  • Сеченов,
  • Павлов.

К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.

Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.

Русская культура конца XIX - начала XX в. дала миру замечательные сокровища.

Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.

  • Тургенев,
  • Достоевский,
  • Чехов и другие русские писатели

также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.

Рождение новой, пролетарской литературы связано с именем Горького - основоположника социалистического реализма. Наряду с изображением бурного политического развития России Горький показал революционное развитие личности, превращение рядового труженика в сознательного борца. Горьким впервые был создан высокохудожественный образ рабочего, борющегося под руководством марксистско-ленинской партии против царизма и капитализма. Появление в литературе революционного пролетария обогащало мировую литературу новыми художественными принципами.

Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.

  • Репина,
  • Сурикова,
  • Перова,
  • Крамского,
  • Васнецова и других.

В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.

  • Чайковский,
  • Римский-Корсаков,
  • Мусоргский и другие.

Ленинизм - высшее достижение мировой культуры

К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.

Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.

  • научного коммунизма,
  • философии,
  • политической экономии.

Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.

Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.

Добавить комментарий


Today 06.03.2022 10:15:14
✔4-03-1945г - Финляндия объявляет войну нацистской Германией ✔5-03-1795г - Договор Базель - Пруссии заканчивается войну с Францией ✔5-03-1824г - Британия официально объявить войну Бирме.

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков

Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на пред­принимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого пе­риода произошли серьезные изменения:

• происходят решающие исторические события (буржу­азная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);

• совершаются невероятные научные открытия (ген ста­новится главным понятием современной биологии, квант ста­новится ключевой категорией физики);

• осуществляются на практике смелые технические за­мыслы (полет человека в космос и др.);

• европейский тип культуры охватывает Америку, Авст­ралию, другие страны и континенты.

Вот наиболее значимые достижения культуры этого пе­риода:

1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;

1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;

1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);

1896 г. — открытие естественной радиоактивности.

Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации по­родили в культуре XX века не только оптимизм. На протяже­нии всего XX века писатели, художники, философы, публи­цисты говорили о загнивании западной культуры, о прибли­жении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были выз­наны такие пророчества?

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: