Кризис идеалов казачества кратко

Обновлено: 08.07.2024


Доблесть и достоинство казаков проявлялась издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью захвата трофеев. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Россия.(54,59)

Роль казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы.(21) После октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.(см.приложение Б).


Неписанный казачий кодекс чести, служащий моральной основой их жизни, оказал огромное влияние на нравственные ценности людей, живущих бок о бок с ними. Не случайно из ста воинов - зауральцев, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, 78 являются уроженцами нашего края.(43).


Героями-воинами были и остаются казаки Томин Н. Д., Кремлев Е.К, Войлошников Г.В. и мн.др.(56,60-62); в памяти потомков останется подвиг сибирского казака Д. М. Карбышева, погибшего от жестоких пыток в фашистком лагере Маутхаузен во время войны 1941-1945 гг. Влияние особого казачьего духа, доблести, благородства на окружающих проявилось в том, что славу Южному Зауралью принесли воспитанники шумихинской и Звериноголовской школ, первые мастера воздушных боев и первые в стране дважды Герои Советского Союза - Грицевец С.И., Кравченко Г.П., Евстигнеев К.А.(43,45), которые получили образование и воспитывались вместе с казачьими детьми. В историю гражданской и Великой Отечественной Войн вошло имя Героя Советского Союза, видного военачальника М.С.Шумилова – уроженца села Верхняя Теча Катайского района.


Казаки подавили кочевников, опираясь на развитую культуру земледелия. Казаки обезоруживали кочевников весьма оригинальным способом. Они обосновывались на реках, представлявших собой естественное препятствие для кочевых племен. Реки были серьезной преградой для кочевников-скотоводов, не имевших навыков использовать их как транспортные артерии, тогда как русский крестьянин и дровосек, издавна знакомый с традицией речного плавания, был мастером речной навигации. Следовательно, казаки, когда они выходили из русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право на естественное обладание степью, имели все возможности с успехом применять свое древнее наследственное искусство. Научившись у кочевников верховой езде, они не позабыли и своих исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не коня проложили путь в Евразию.


Все поселения имели военный характер и строились с целью прикрыть территории, освоенные русским населением от набегов из степи. Они представляли собой городки, располагавшиеся в пойменных непроходимых лесах (крепе) на труднодоступных островах. В этот период казаки жили в землянках или шалашах. Занятия скотоводством и земледелием привело к возникновению зимовников, которые с уменьшением военной угрозы превратились в хутора и станицы.(59)


Уже к началу XVII столетия на Яике (Урале) существовало до десятка укрепленных городков(37), принадлежавших независимым друг от друга казачьим общинам, численность которых составляла от нескольких десятков до 600-700 человек. Управлялась каждая такая община выборным атаманом, дьяком-писарем и двумя есаулами. Низшими организационными ячейками являлись десятки и сотни. В дальнейшем общины были преобразованы в войска. Активная колонизация и освоение русскими территории Курганской области началась после 1660-ег, когда на реке Исети было основано еще несколько слобод.


Полиэтничность казаков, а также жизнь, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, приучая к выносливости и терпению, способствовали выработке особого ощущения внутренней неритуализированной, нерегламентируемой связи с Богом, Богом в себе. В этом проявилось благородство души и чистая совесть.(38)

Особая религиозность могла существовать только при условии устойчивой, традиционной веротерпимости, потому что предвзятость могла вызвать распад казачьей общины.


Димитрий Ростовский жил и проповедовал в Петровскую эпоху, которая предопределила будущее государства Российского, превратившегося из царства в империю. В своё время он прославился как литератор. Значимость его праведных трудов подтверждена тем, что митрополит был канонизирован Русской православной церковью.


Для Зауралья радетелями за веру были Дмитрий Мокринский, основатель Далматовского монастыря, Яков Лепихин. А станицы Утятская, Крутиха, Гагарье были раскольничьими центрами(6).Мировоззрение и повседневную жизнь казачества во многом сформировала христианская мораль, в которой патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину.

Например, казак не приступал к делу, не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. Казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храмов, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение.


Духовенство жило одной жизнью, одними заботами с казачеством и, защищая веру, воспитывало казаков на высоких образцах патриотизма, нравственности, жертвенности, подобающего поведения(47).


Потомки казаков и люди с казачьими корнями есть в Кургане и в настоящее время. Они присущи всем слоям общества от школьников до студентов и крупных рабочих, руководителей, от рядовых до генералов. Например: призер России, самый молодой обладатель пояса по тэквандо Дм. Емельянов, декан исторического факультета КГУ Павлуцких Г.Г., заместитель губернатора Курганской области Болтнев Н.И. и мн.др.(5, 63, 65). Подвиги казаков вдохновляли не только писателей, композиторов, скульпторов, художников, поэтов и режиссеров (см.приложение В,Г); в недрах простого народа рождались формы народного творчества для увековечивания заслуг казаков перед Отечеством.


Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю.


Долгие годы казаки не имели возможности знать правду о перевороте 1917 года. Нынешние казаки- это внуки тех истинных казаков, переживших геноцид и чудом оставшихся в живых после декрета Ленина о поголовном уничтожении казачества. Даже 80-90-летние деды-казаки превносят только крупицы правды, почерпнутые ими из рассказов своих родителей, окрашенные страхом репрессий за одно лишь упоминание о казачестве. Однако, семейные предания и рассказы в каждой семье, а также определенные архивные данные подтвердили ужасную трагедию казачества в начале ХХ века.

В России в тот период было одиннадцать казачьих войск, которые современники называли жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Каждое из войск имело свои традиции и своих героев. И у каждого войска была своя история, написанная доблестью и отвагой казаков. А после 1917 года появилась одна общая для всех войск, окропленная кровью, послереволюционная история уничтожения казачества.

Как же случилось, что некогда сильное, сплоченное, стоящее в охране царя и Родины казачество вдруг (или не вдруг?) позволило себя унизить и уничтожить?

Революционный семнадцатый год стал переломным в истории России. Февральские события привели к расколу общества, гражданской войне, кровавому террору. С него начался раскол и уничтожение казачества. Почему так произошло? Что этому способствовало? Почему проросла идея раскола, живая и в настоящее время? До сих пор на эти вопросы нет однозначного ответа.

Следует отметить, что Кубань перед Первой мировой войной была передовым аграрным регионом.В трехмиллионной Кубани само казачество составляло 46% населения. Три четверти земельной собственности было в руках Кубанского казачьего войска. Здесь жили также не имевшие земли крестьяне, иногородние, черкесы и адыги.

В апреле 1917 года на I съезде представителей населенных пунктов Кубани был избран Кубанский областной Совет как высший орган гражданской власти, а его участники-казаки объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой. Было избрано Временное войсковое правительство и атаман - полковник Александр Филимонов. В октябре состоялись выборы в Кубанскую законодательную Раду. В них не участвовали иногородние, проживавшие на Кубани менее трех лет, а также рабочие, а это почти половина населения, возмущенного беспределом.

Казаки низких чинов входили в противоречие со старшинами из-за передела общинной земли, возникли разногласия между казаками-фронтовиками и стариками. У простых казаков наделы становились все меньше, что делало их беднее, а недовольство усиливалось.

В ноябре 1917 года открылась первая сессия Кубанской законодательной Рады, на которой председателем был избран Н.С. Рябовол.

Когда в Петрограде грянула новая революция (переворот), то многие казаки думали, что власть большевиков продержится недолго и всё вернётся на круги своя. Это был период, когда казаки ещё надеялись на лучшее и не хотели воевать. Но это был и период, когда казаки еще легко могли объединиться против государственного переворота. Однако, многие, в т.ч. казаки поверили в то, что обещали большевики: всему народу - мир и хлеб, рабочим - фабрики и заводы, крестьянам - землю, многочисленным нациям - право на самоопределение. Эти изначально фальшивые, но привлекательные ленинские обещания грели душу и уводили от основных мыслей не имевших земли иногородних, но вызывали неприятие у казаков.

Кстати сказать, белые в основу своей политики не ставили террор. Да, на войне не может быть без крови и жертв, и это страшно. Но белые не занимались истреблением целых групп населения, в частности, казачества. Они боролись против большевизма, но не против народа. Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в это страшное время. И цифры эти разные. И за каждой их них- убиенный казак. А как измерить трагедии их семей, оставшихся без куска хлеба, земли, имущества? Горе вошло почти во все кубанские семьи. А разве возможно измерить страх, ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков и стали передаваться из поколения в поколение чуть ли не на генетическом уровне?

Казачество уничтожалось физически. Стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность, переименовывались станицы, уничтожались фотографии. Людей выселяли и уничтожали только за то, что они- казаки. В те годы за хранение черкески, фотографии можно было лишиться жизни. А те, кто выжил, но видел расстрел своих родителей, братьев, сестер, долгие годы хранили молчание…

Кровавая волна расказачивания накрыла Юг России. Чтобы подавить сопротивление казаков и заставить их вступать в колхозы, большевиками был искусственно организован голод, унесший более 7 млн. жизней. В 1933 году появился еще один способ уничтожения казачества путем раскулачивания. Чекисты под страхом смерти забирали у казаков последние зерно и продукты, скот и овощи. А казаков выселяли в концлагеря.

Здоровое казачье население уничтожалось под видом кулаков, подкулачников, вредителей. Кулаками назвали тех, кто от зари до зари трудился всей семьей в своем хозяйстве…

Направленная из центральной России беднота поселилась в казачьих домах. Чтобы как-то обогреть себя, они стали вырубать сады. И за одну зиму были практически уничтожены все сады Кубани.

Последовавшая после поражения Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на твердость казачьего духа.

Голгофой русского казачества стал греческий остров Лемнос, куда поздней осенью 1920 года высадились кубанские, донские и терские казаки вместе с белой армией адмирала Врангеля. 130 тысяч человек покинули русский берег. Где они? Царствие им небесное… Только в 2009 году на Лемносе был открыт Мемориал, а кубанские казаки по обычаю повязали вокруг Памятного креста рушник и рассыпали на могилы привезенную с Кубани землю…

Когда с устоями казачьей жизни было покончено, лицемерная власть вернула казакам право призываться в армию. Был издан приказ наркома о создании 12 казачьих дивизий с казачьей формой одежды.

В Великую Отечественную большинство казаков, забыв былые обиды на власть, выступило на защиту Родины. Уже в июле 1941 г. на юге страны стали создаваться казачьи кавалерийские дивизии. Казаки воевали не только в казачьих соединениях, но и служили в пехоте, в артиллерии, танковых войсках, авиации. Был замучен в лагере смерти сибирский казак генерал-лейтенант Д.М. Карбышев. Много казаков добыли себе славу в воздушных боях. Самоотверженно сражался кубанский казак станицы Бесстрашной Д. Ф. Лавриненко уничтоживший 52 танка противника и удостоенный звания Героя Советского Союза. Звания Героя Советского Союза удостоен донской казак, уроженец станицы Преображенской генерал-полковник В. С. Попов. Достойный вклад в Великую победу над фашисткой Германией внесли терские казаки.

Героями Советского Союза в годы войны стали 262 казака, в том числе 12- из Новокубанского района Краснодарского края. Звезды Героя получили пять казаков из станицы Прочноокопской, среди них-отец автора статьи, полковник А.И. Беспятов. В июле 1941 года он был призван в только что сформированную кавалерийскую дивизию, а в 1943 г. стал командиром полка - самым молодым командиром полка всего фронта. За смелость и отвагу он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. 23 июня 1944 года полк форсировал реку Западная Двина и захватил плацдарм, тем самым обеспечив переправу 306-й стрелковой дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР подполковнику А. И. Беспятову было присвоено звание Героя Советского Союза. Военную династию продолжил его сын – Е.А. Беспятов, прошедший путь от курсанта до подполковника Вооруженных Сил СССР. После увольнения в запас вернулся в родную станицу Прочноокопскую, активно включившись в возрождение казачества на Кубани. Много лет казаки выбирают его атаманом Лабинского казачьего отдела Всекубанского казачьего Войска. Стал военным и внук героя, майор И.Е. Беспятов. Добросовестно отслужил срочную службу на флоте и правнук Алексей Беспятов. Окончив Морской Университет имени Ф. Ушакова в г. Новороссийске он служит на Черноморском флоте. В станице Прочноокопской создана Аллея героев- участников Великой Отечественной войны. Открывает ее А.И.Беспятов… А сын его - атаман Е.А.Беспятов часто приходит сюда с молодыми казаками, чтобы поклониться отцу и рассказать молодежи о великом подвиге их дедов. Таков казачий долг – Верой и Правдой служить Отечеству!

Однако, по окончании Второй мировой казачество ждали новые испытания. Сталин не оставил мысль об истреблении казачества и заключил договор с союзниками о выдаче после войны казаков, находящихся в Европе. Трагедия Лиенца: более 60 тысяч избитых, униженных, расстрелянных и доведенных до самоубийства казаков. Вот память Раскола, в которой еще далеко не все сказано, а, тем более, осознано в наши дни!


Возвращаясь к дням сегодняшним, невольно возникает мысль о том, что деление казаков на реестровых и нереестровых также противопоставляет казаков друг против друга. Кто дал право разрешать носить традиционную казачью одежду одним, и запретил делать это другим? Кстати сказать, проект создания реестрового казачества был выдвинут польским королем Сигизмундом I, а реализован лишь королём Сигизмундом II Августом, когда на службу были наняты 300 запорожских казаков. Численность реестровых казаков на территории, контролируемой Польшей, менялась от 1000 до 60000. После подписания Переяславского договора в 1654 году, когда большая часть Украины вошла в состав Московского государства, русским царем были подтверждены и даже расширены привилегии реестровому казачеству. Однако, в 1783 году Екатериной II реестр был отменен, а вместо него стали формироваться регулярные казачьи части, включающие пехоту (пластунов) и артиллерию.

Трудно прогнозировать, к чему приведет деление казаков на реестровых и нереестровых. Но можно с уверенностью сказать, что это не будет способствовать объединению и возрождению казачества. Неужели опять потребуются годы, чтобы понять, что у всех казаков общее Отечество, родимая земля, единые идеалы? Нельзя забывать, что на смену казаков, возглавивших в 90-х годах возрождение казачества, пришли их внуки, у которых, к сожалению, уже меньший объем генетической казачьей памяти.

Сегодня, как никогда, казакам нужно преодолеть центробежную силу разделения, преодолеть второстепенные разногласия и возродить нравственные идеалы казачества: свободолюбие, непоколебимую стойкость, честь, отвагу, беззаветную преданность Родной Земле, своему Народу и Православию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Происхождение казачества

Происхождение казачества Казачество составляло слой русского общества, некогда распространенный по всей Руси. Еще в XVI в. казаками звали наемных рабочих, батрачивших по крестьянским дворам людей, без определенных занятий и постоянного местожительства. Таково было

Нравственный рост Петра

Нравственный рост Петра Изложенные черты детства и юности Петра дают возможность восстановить ранние моменты его духовного роста. До десяти лет он проходит совершенно древнерусскую выучку мастерству церковной грамоты. Но эта выучка шла среди толков и явлений совсем не

Глава 2 Черты интеллектуальные. Нравственный облик

Глава 2 Черты интеллектуальные. Нравственный облик IМозг Петра обладал строением по истине феноменальным. Характер и сила его блеска невольно вызывают теперь сравнение с Наполеоном I. Та же неутомимость в работе без видимых признаков усталости. Та же мощь, эластичная и

Глава V. Нравственный (моральный) элемент

Глава V. Нравственный (моральный) элемент Есть один элемент величайшей важности, значение и влияние которого кавалерийский офицер должен глубоко понимать и никогда не упускать из виду, это — элемент морали. Наполеон вполне понимал все его важное значение и выразился так:

I. Нравственный облик Павла I

I. Нравственный облик Павла I IРазоблачив миф о мудрости Екатерины II, как Правительницы, царствование которой будто бы составило "золотой век" в русской истории, и переходя к изложению событий, происшедших в царствование ее сына Павла, вступаем в область новой системы

IV. Нравственный урок цареубийцам

IV. Нравственный урок цареубийцам Как известно, после восшествия на престол, Павел Первый распорядился, чтобы прах убитого заговорщиками отца его, Петра III, был похоронен рядом с прахом Екатерины II. Этот поступок всегда выдавался историками за яркое доказательство

2. Социально-нравственный идеал во французской общественной мысли

2. Социально-нравственный идеал во французской общественной мысли После анализа социальной структуры в представлениях французской общественной мысли XIV–XV вв. обратимся к вопросу о том, как мыслилась жизнедеятельность общества, социальные отношения и цели, к которым

Нравственный облик мусульманина

Нравственный облик мусульманина Место морали в исламе. Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он — часть этого мира и находится внутри его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия

В этом году исполняется 50 лет со дня кончины Николая Николаевича Алексеева — известного русского философа, правоведа, историка, одного из идеологов евразийства, глубокого аналитика общественно-государственных представлений русского казачества.

Сложно не согласиться с воззрениями Николая Алексеева. Действительно, общественно-политический идеал казачества — идеал народного государства. Основополагающая сила такого государства — свободный народ. Оно зиждется на проявляемой в свободном служении народной мощи, творится путем вольного народного служения. В русском былинном эпосе о казаках-богатырях властные отношения возникают свободно и вольно. Вольный казак, обладающий богатырской силой, свободно претворяет свою силу и права в служение Отчизне. Он умеет употребить свою свободу в возвышенном смысле служения. Именно в таком значении казачество есть русская вольница, как есть русская вольница и Российское народное государство, созданное вольным историческим служением и подвижничеством всего русского народа.

Верно и то, что казачество было и остается хранителем русской национально-культурной самобытности, уникального ценностного мира русской нации. Общественно-политические идеалы казачества имеют общерусское и общероссийское значение. Выраженные казачеством нравственные и государственные представления русского народа лежат в основании русского общественно-политического идеала государства правды.

Государство правды — это государство, возведенное на глубоких народных основаниях, соответствующее народной воле, строящееся на приоритетах народного правосознания. Речь идет о нравственно-правовом государстве, в котором правовое регулирование подчинено народным этическим идеалам, формальное правотворчество органически вытекает из нравственных принципов, правовая регламентация человеческих отношений обнаруживает свою зависимость от нравственного формирования общественной жизни. Нравственное право выступает основанием позитивного, последнее подчинено народным представлениям о служении правде и справедливости.

Государство правды — правовое государство, где права соразмерны обязанностям, глубинно связаны с ними, могут быть увидены как правообязанности. Государство правды — нравственно-правовое, социально ориентированное, народное суверенное государство.

Учение мыслителя об общерусских социально-политических идеалах казачества представляется чрезвычайно значимым сегодня, когда очевидны бездоказательные стремления противопоставить казачество русскому народу. Важно указать и на другое. В современном мире русский народ во многом именно посредством казачества успешно отстаивает свое нравственное право на культурное своеобразие и духовную самобытность. Несомненна существенная роль казачества и в утверждении суверенитета русского народа — народа как целостности исторических поколений в единстве культурной жизни.

Читайте также: