Образ сталина в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Maxim1212
22.03.2019

Образ Сталина в русской поэзии 1920-1950-х годов

Образ Сталина в русской поэзии 1920-1950-х годов

Я не верю тебе,
Ты не глух и не слеп,
Тем подлей и продажней втройне ты!
Проститутка, себя продавая за хлеб.
Благородней тебя, поэта.
Ты ж слащаво-восторженно оды строча,
Божеством величая урода,
Верноподданно лижешь сапог палача,
Растоптавшего совесть народа.
И под твой исступленно кликушеский вой,
Под кровавой пятою кумира.
Стала Родина наша огромной тюрьмой,
Небывалой в истории мира

Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

Дело в том, что образ вождя и интерес к вождям в советской литературе не является моментом сколько-нибудь факультативным, преходящим. Ретроспективный взгляд на историко-литературный процесс позволяет понять, что канонизация и мифологизация вождей, их героизация входят в генетический код советской литературы. Без образа вождя (вождей) наша литература на протяжении семи десятилетий вообще не существовала, и это обстоятельство не является, конечно, случайным. Не прежде чем мы обратимся к анализу литературного явления, необходимо понять саму порождаю «д; о этот феномен систему.

Образ вождя – и это очень важно осознать – никогда не являлся в советской литературе одним из традиционных образов, как и тема вождя никогда не была одной из тем. Это то свято место, что никогда не бывает пусто. Менялись знаки в оценках (подчас неоднократно), но при всех колебаниях оставался в качестве конститутивного признака советской литературы и массового сознания в целом культовый синдром 1 .

Могучие владыки пантеона…

«Семен. И заявляю – Петров изменник!

Студент (Семену). Но у Петрова за плечами двенадцать лет работы в партии, Он был членом Петербургского совета в 1905 году, его лично знает Ленин… И вдруг трус… изменник… дезертир!

Семен. Сорвал военное задание… ушел… бросил все… (Студенту.) Ты бы мог арестовать Петрова?

Говоря о том, что Сталин изображается полубогом, рожденным от Луны и Солнца, Раскольников вовсе не преувеличивал. Именно так все и было.

Нет, разумеется, никакой уверенности в том, что все эти приписанные народу сказы, были, гимны, песни и т. д. не являются обычной фальсификацией. Как бы то ни было, в канонизацию Сталина, в превращение его в некий мистический образ человеко-бога внесли огромный вклад именно профессиональные поэты.

Они дорогу преградят

Войне на всей Земле.

Ведет их лучший друг ребят,

А он живет в Кремле[861].

Это был маститый Самуил Маршак, основатель и мэтр советской детской литературы.

Впоследствии образ Сталина следует за ребенком везде. Его портреты висят на стене в детском саду и в школе, и когда ребенка принимают в пионерскую организацию, он дает торжественную клятву перед портретом Сталина. В клятве он обещает всегда остаться верным делу Сталина:

Клянемся ленинским путем —

Прямее нет пути! —

За нашим другом и вождем —

За Сталиным идти![863]

Обзоры истории советской детской литературы не обошлись без отдельной главы о ленинской теме. После 1956 года активно забывали о существовании детской сталинианы, литературы, по своему масштабу и воспитательному значению вряд ли уступавшей лениниане.

После 1945 года число произведений на эту тему неуклонно растет и достигает своего пика в начале 50-х годов. Важными событиями явились 70-летие Сталина в 1949 году, выставка его подарков в Пушкинском музее и советская кампания за мир. С этого периода трудно найти хоть один номер детского журнала или альманаха без портрета Сталина и стихотворений в его честь. Список писателей, тем или иным способом участвовавших в создании и укреплении культа Сталина, длинен.

Когда мы говорим о детской сталиниане, нужно помнить, что граница между детской литературой и литературой для взрослых была весьма расплывчатой. О специфике детской литературы мало заботились. Без каких-либо изменений могли напечатать, например, песни Джамбула Джабаева и для взрослых и для детей. Существовало и творчество самих детей на сталинскую тематику, причем любопытно отметить, что никакой разницы, по существу, не было между стихотворением, написанным девятилетним ребенком, или, скажем, маститым Алексеем Сурковым. Мысли, фразы, рифмы те же.

Джамбул Джабаев является хорошим примером и в другом отношении: участие писателей национальных литератур СССР в культе Сталина было значительным. Сталина активно прославляли в детской литературе украинцы Микола Бажан, Платон Воронько, Наталья Забила, Максим Рыльский и Павло Тычина, белорусы Якуб Колас и Янка Купала, еврей Лев Квитко, казах Джамбул Джабаев, лезгин Сулейман Стальский, азербайджанец Расул Рза, узбек Гафур Гулям, армянин Гурген Борян и так далее. Если вспомнить, какое видное место эти писатели занимали в своих литературах в сталинские годы, а часто также и после них, то мы поймем, какую роковую роль культ Сталина играл в советской литературе в целом и особенно в детской литературе. Тут мы имеем в виду также и развитие литературного вкуса читателя.

Сталин узурпировал место настоящих героев. Подвиги совершались в его честь, они, на самом деле, были его заслугами. Читатель должен любоваться его личностью и поведением. Доминирующим образом Сталина в 40-е годы был не активный, действующий человек, а неподвижный, статичный объект любования. Из этого следует, что лирика наиболее подходила для этой темы.

В упомянутом учебнике рассказ Расковой является единственным примером биографического произведения о Сталине на русском языке. Их, конечно, существовало больше. Но все-таки можно с уверенностью сказать, что их явно меньше, чем подобных рассказов о Ленине. По мере того как старые большевики и революционеры оказывались врагами народа, стало, конечно, сложнее писать биографию Сталина.

— Не беспокойтесь, Владимир Ильич, — все будет в порядке.

— Безусловно, — уверенно сказал Ленин. — Такой пламенный рулевой, как Сталин, поведет прямо к цели[873].

Ленин превращается в пассивного второстепенного персонажа, а на главную роль в событиях 1917 года претендует Сталин.

Мы клятву Ленину дали,

Путь наш лежит вперед.

Великий и мудрый Сталин

Нас в коммунизм ведет[879].

Нам светло и радостно идти

По дороге ленинской вперед,

По тому великому пути

Неуклонно Сталин нас ведет[880].

Автор первой строфы — молодой Сергей Баруздин, а второй — Маргарита Алигер, представительница предыдущего поколения советских писателей.


18 декабря (по другой версии – 21 декабря) – день рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Масштаб этой личности в мировой истории и, тем более, в истории России таков, что никого рядом с ним – по величию, по мощи, по значению и по вызываемым эмоциям из числа фигур, по крайней мере, ХХ века - представить просто невозможно.

Сегодня личность Сталина оценивается очень неоднозначно. Однозначного мнения тогда и сейчас придерживались и придерживаются лишь писатели и поэты, ведь именно в годы правления Сталина судьбы выдающихся, великих гениев той эпохи переживали самые острые сюжеты, вытекающие в психологические драмы и трагедии… И образ вождя был для каждого из них отнюдь не героическим. Приведем примеры.



Их сотрудничество началось с широких жестов со стороны власти — в честь Горького почти в каждом городе переименовывали улицы, а в Москве — главную магистраль. Нижний Новгород стал называться Горьким. А самый широкий жест Сталина немного шокировал не только деятелей культуры и искусств, но и самого Горького — знаменитый МХАТ им. Чехова переименовывается в МХАТ им. Горького.


Понимал ли писатель, что так называемая дружба так быстро перерастет в зависимость, и что за такой внезапно пропагандируемый культ Горького в советской России нужно будет отрабатывать…И вскоре протрезвевший писатель понял, что он на крючке.


Разрывом в их дружеских отношениях был негласный отказ Горького написать биографию Сталина, тогда как опыт мемуариста у писателя был. Были и другие версии и связаны они были с внезапной смертью абсолютно здорового сына Горького — Максима. Официальная версия смерти — воспаление легких. Неофициальных версий было много, одна из них — ликвидация сына с целью давления на Горького.



27 мая 1936 г., после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел, а 18 июня скончался у себя на даче в Горках. Вскрытие проводилось сразу же после кончины прямо на обеденном столе дачи, мозг был увезен в Институт мозга, а останки тут же кремировали для захоронения у Кремлевской стены. Хоронили его с почестями народного писателя. Был ли Горький ликвидирован — об этом мы уже никогда не узнаем…



В ноябре 1933 г. поэт, яростно ненавидевший Сталина, написал пасквильный памфлет в стихах о вожде, оскорбительный для его чести и достоинства:









Любопытно, что уже после смерти вождя Пастернак был единственным, кто находился в списке самых потенциально возможных кандидатов на премию Нобеля, и когда он ее получил, ему порекомендовали от нее отказаться, ссылаясь на политический подтекст этой награды.




Прямым следствием этой семейной сцены будто бы и явился внезапный поворот в судьбе Ахматовой: выход в свет после долгого молчания ее новой книги и даже попытка выдвинуть эту книгу на Сталинскую премию. Так оно было на самом деле или не так, теперь уже не узнать. Но некоторые бесспорные факты подтверждают, что легенда эта (если даже это легенда) возникла не на пустом месте.



Биографы Ахматовой объясняют это тем, что осенью 1939 г. на приеме в Кремле в честь награждения орденами большой группы писателей Сталин спросил про Ахматову и поинтересовался, почему она не печатается. Разумеется, одной такой реплики вождя было вполне достаточно, чтобы обстоятельства Ахматовой вдруг так резко переменились.


О том, что Ахматова была в поле зрения Сталина свидетельствует еще один факт: 28 сентября 1941 г., по специальному распоряжению правительства, из блокированного Ленинграда вывезли на военных самолетах некоторых ученых, деятелей культуры, писателей. Список писателей составлял А. Фадеев. Ахматова была включена в него по личному указанию Сталина. Легенда о том, что именно Сталин спас ее от смерти в блокадном Ленинграде, нравилась Ахматовой.


Но совсем скоро переменчивое отношение Сталина к поэтессе снова отразится на ее судьбе. В то время английские и американские издания, а также литературные организации стали уделять творчеству Ахматовой и ей лично чрезвычайно много внимания. По слухам, сам Уинстон Черчилль обожал стихи Ахматовой. На стол Сталина раз за разом, снова и снова ложились доносы о том, что Ахматова — враг народа, что ее деятельность антисоветская, и что англичане уговаривают ее эмигрировать в Англию, где к ней, якобы будут относиться с должным уважением… Мнительному Сталину эту не понравилось.






Совершенно мистически Ахматова переживет вождя на 13 лет и умрет в этот же день, как и Сталин — 5 марта. Только в 1966 г.


Не менее трагичны судьбы других писателей и поэтов: доведенные до самоубийства Марина Цветаева и Владимир Маяковский, убийство Сергея Есенина, затравленный советской властью Михаил Булгаков, лишенный средств к существованию Михаил Зощенко, униженный Илья Эренбург и много-много других прекрасных писателей и поэтов.


И всех, кто возражал, бунтовал, противился, не прогибался, всех их ждала незавидная участь. Судьба каждого из них в борьбе за свободу слова и отстаивания своего личного мнения была в руках жесткого и беспринципного тирана. И жизнь советских писателей и поэтов была полна отчаяния, страха и опасности, преисполненная драмой и трагедией.

Читайте также: