Кризис духовных ценностей кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время в обществе происходит коренной перелом, переход от коллективистического типа мышления и индивидуалистического к их совместной форме. Также происходят быстрые изменения в сфере отношений как между людьми, так и человека к самому себе и миру в целом. Указания на духовный кризис и пути его прохождения содержатся в современном кинематографе и литературе. Прежде, чем перейти к рассмотрению духовного кризиса как такового, необходимо сказать пару слов о том, что понимается под духовностью в данной работе.

У такого понятия, как "духовность", в современной науке нет чёткого определения, однако в большом психологическом словаре под духовностью понимается "поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения" [1, с. 182]. Также там отмечается, что "духовность — духовно практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека" [1, с. 182]. При этом В.И. Слободчиков и Е И. Исаев отмечают, что духовность — это "способность переводить унивёрсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе-тождественность человека, его свобода от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями" [7, с. 11]. То, о чём пишут исследователи: "себе-тождественность", "свобода от… зависимости перед меняющимися ситуациями" — достигается за счёт "взращивания" своего внутреннего стержня личности, её развитие через деятельность, развитии своего мышления и своего понимания происходящего. Как отмечает юнгианский аналитик Л. Корбетт, духовность — это "наш персональный миф, наша способность понимать природу вещей" [5, с. 31]. Он пишет также, что духовность находит своё отражение в наших ценностях, убеждениях, мыслях, поисках смысла, нашей вере и способности "позволить чему-то невидимому, неуловимому вести нас" [5, с. 31]. Отмечается также и то, что "наша духовность выражается в нашем отношении к этому уровню бытия, в чувстве тайны, в эстетическом чувстве и отношении к смерти" [5, с. 31]. Важно указать на тот факт, что духовность приобретает особую важность в период страданий [5], помогает смириться с неизбежным, принять смерть [6], пережить болезнь и наполнить смыслом каждое мгновение нашей жизни.

И важность духовного кризиса заключается в переосмыслении человеком своих ценностей и взглядов на смысл жизни и жизнь в целом, отношения к смерти и болезням. Изменения, происходящие в период духовного кризиса, затрагивают человека полностью, его поступки и действия, изменяют деятельность личности и взгляды на жизнь. В период духового кризиса у человека проявляется воля к жизни, происходит проверка ценностей на прочность [3].

В. Козлов выделяет три причины духовного кризиса:

  • деформация структуры Эго (болезнь, рождение ребёнка, деформация социальных связей, потеря смысла жизни, попадание в тоталитарные секты);
  • невозможность реализовать основные тенденции личности (нищета или быстрое накопление излишних материальных благ, резкое изменение социального положения, быстрое накопление знаний);
  • кризис витальности (упадок сил или буйство энергии, гиперактивность, неадекватная к жизненным обстоятельствам) [3].

Автор также выделяет специфические психоэмоциональные паттерны, характерные для духовного кризиса, к которым он относит переживания: страха, одиночества, отчуждённости, состояния "безумия", символической смерти [3]. Кроме перечисленных выше симптомов, у лиц, находящихся в процессе переживания духовного кризиса наблюдаются также симптомы, характерные для II–IV стадий переживания кризисных ситуаций (по Л.А. Китаеву-Смык): предболезненное состояние, повышение или понижение кровяного давления и температуры тела, снижение активности, появление заболеваний сердца (гипертония, ишемия) и раковых опухолей, снижение социальной и познавательной активности, повышение агрессивности; возможны попытки суицида [2].

Итак, духовный кризис, как и любой другой, имеет свою динамику, и В. Козлов выделяет следующие его этапы [3]:

  1. Обыденное существование. Это привычная форма жизни человека. На этой стадии кризиса как такового, ещё нет. В жизни человека ничего особенного не происходит и подходит под описание "нормы жизни". Это период стабильности и безопасности, комфорта. Существование в зоне комфорта поддерживается такими переменными, как: бесконфликтность между основными структурами личности; жёсткое следование нормам общества и подавление теневых сторон своей личности; снижение порога чувствительности и повышением ригидности Эго. Данный этап завершается, как только человек выходит за рамки привычного.
  2. Зов. Эта стадия связана с изменениями, ломкой устоявшего уклада жизни: изменение социальных отношений; отношений к телу и возникновение болезни; потеря работы; изменение привычных представлений и убеждений. Автор также указывает на то, что "зов кризиса" лучше слышен при большей интенсивности опыта и ставит человека перед выбором: осваивать новые способы "бытия-в-мире" (Л. Бинсвангер) или игнорировать его.
  3. Смерть и возрождение. На данной стадии происходит расширение границ личности за счёт разрушения старой структуры Эго, отношений. Этот этап символизирует смерть (разрушение) прежних устоев. Как правило, это разрушение происходит неожиданно для человека и связана с шоком, в качестве выхода из которого автор видит четыре пути: 1) позитивная дезинтеграция с переходом на качественно новый уровень целостности сознания и личности; 2) сумасшествие; 3) негативная дезинтеграция с последующим возвращением в зону комфорта; 4) смерть.
  4. Урок. После прохождение шоковой стадии кризиса у человека появляются новые способы разрешения конфликтных ситуаций; ценности; способы адаптации. Также на данном этапе появляется состояние равного отношения ко всему (ощущение взаимосвязи всего-со-всем), происходит признание самоценности личности и её прав.
  5. Интеграция. Это этап завершения кризиса, основной характеристикой которого является проявление опыта, полученного в результате кризиса, в обыденных отношениях и служении другим [3].

В процессе прохождения и проживания духовного кризиса происходит пробуждение духовности, основным признаком которого (по В.Н. Колесникову) является больший приоритет "субъективного" над "объективным":

  • субъективное пространство становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении наполненности душевного мира и чувстве родства со всем живым окружением;
  • субъективное время становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении полноты жизни;
  • субъективная чистота становится приоритетнее объективной, что проявляется в обострении у человека чувства чистоты на физическом, физиологическом и психологическом планах [4].

Резюмирует автор свои выводы такими признаками свободного человека, как самостоятельность, оптимизм и душевная чистота [4], которые являются следствием прохождения духовного кризиса и пробуждения духовности.

Таким образом, мы видим, что духовный кризис, пробуждая духовность, с одной стороны, может в случае неадекватного течения послужить причиной психологических и соматических заболеваний — с другой.

Полное библиографическое описание статьи: Земцов Ю.Н. Духовный кризис: причины, динамика, последствия // Современные аспекты гуманитарного знания: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. О.В. Григоренко. — Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2017. — С. 32–36.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность — совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!

Автор: Шауркина Ирина Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области.

Общее понятие

  • связан с понятием внутреннего развития человека;
  • является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, критическим и переходным этапом психологического состояния личности, который приводит к внутренним метаморфозам и духовному развитию;
  • часто сопряжен со страхом, одиночеством, депрессией, унынием и отчаянием, появляющимися вследствие пережитого стресса.

Общепринятого и окончательного определения этого явления нет. Но оно давно изучается, и каждый исследователь внес свой вклад в понимание сути этого состояния и поиски способов борьбы с ним.

Определение термина в различных направлениях психологии

фото 174

Известные психологи, попытавшиеся сформулировать определение духовного кризиса, или кризиса человеческой духовности, и изучавшие его, — Кристина и Станислав Гроф. Они одними из первых употребили это словосочетание, описывая специфичное состояние сознания, носящее сверхъестественный характер. В трансперсональной психологии нравственный кризис обозначают как трансперсональный духовный кризис. Это относительно новое направление психологии уже сыграло важную роль в изучении индивидуальных состояний человеческого сознания.

Владимир Козлов — сторонник деления целого на несколько частей — помимо духовного выделил другие виды личностного кризиса:

Он считал, что духовные переломы проявляются во влечении человека к глобальным переменам, его набожности, осознании высшего замысла существования. Козлов не был согласен с теорией Грофов и называл духовный кризис психодуховным.

Депрессивные настроения: сильный стресс, панические атаки и страх, незащищенность (и свобода), ощущение покинутости, разобщенности, чувство вины — в экзистенциальной психологии это не сопровождающие состояния с нравственными проблемами, а этапы жизни и ее самая суть. От того, насколько они управляемы индивидом, зависит вероятность возникновения духовного перелома.

Близко к определению кризиса, данному Грофами, определение из трансперсональной психологии, принадлежащее А. Дж. Дейкману. Он придумал свое название — мистический психоз, имея в виду все психотические настроения мистического характера.

Карл Юнг придерживался мнения, что перечисленные измененные состояния — необязательно следствие болезни (телесной или психической). Необычные эмоции, телесные ощущения, вызывающие дискомфорт, незаурядный ум и прочее ведут к изменению сознания, нравственному развитию.

Формы и различные состояния нравственного кризиса

Станислав Гроф акцентировал внимание на отдельных состояниях, считающихся наиболее трудно переживаемыми и давящими:

Речь идет о беспричинном, неосознанном чувстве беспокойства, способном негативно влиять и на физическое состояние человека. Самый понятный нам страх, испытываемый в этом состоянии, — страх умереть или увидеть смерть. Человек становится одержим мыслью о приближающейся смерти, у него появляются депрессивные настроения и пустота во взгляде, зябкость, дрожь и другие симптомы.

фото 175

Его изводит чувство одиночества и брошенности. Ощущение ненужности знакомо многим, но во время духовного кризиса человек, даже регулярно находящийся среди других людей, не чувствует… себя у себя! Он теряет связь с Высшим разумом, с божественным началом, ему кажется, что никто и никогда не признает его своим. В таком состоянии люди нередко становятся самоубийцами.

Помешательство, одержимость, безрассудство — злую шутку с людьми играет богатое воображение. Бегство от реального мира позволяет создать им свой собственный идеальный мир. У них начинаются видения, появляется боязнь лишиться разума. Они догадываются, что чувствуют и видят по-особенному, в то время, как в целом здоровы.

Обособленное поведение является следствием одиночества Например, человек отождествляет себя с индиго, намеренно (или нет) отгораживаясь от социума. Если однажды он оказался непринятым или непонятым группой, это может наложить отпечаток на всю его жизнь и ему будет трудно уживаться в коллективе.

Причины возникновения проблем и их последствия

Есть мнение, что переживание кризиса духовности — неизбежная часть человеческой жизни. Любые, даже самые тяжелые, моменты в нашей жизни способны перевернуть все с ног на голову и изменить привычный уклад. Смысл душевных терзаний заключается еще и в том, чтобы стать счастливее, очистить голову от ненужного хлама, перестать суетиться и беспокоиться по любому поводу, стать выше тяжелых обстоятельств. Какие конкретно причины приводят человека к духовным проблемам?

К ним относятся:

По Владимиру Козлову, эти причины относятся к категориям: искаженное эго, нереализация личности, ощущение неполноты существования.

Для примера приведем несколько ситуаций, когда велика вероятность возникновения кризиса.

Кого называют духовно развитой и просветленной личностью? Человека, который из всех вышеупомянутых ситуаций вынес для себя что-то важное и научился этим пользоваться. Он станет делиться своими знаниями и опытом с другими. Тогда все не напрасно!


Духовный кризис – это один из важных, сложных моментов каждого этапа развития личности. Он находится на стыке психологии, физиологии, мистики и социальных достижений – когда все эти аспекты достигают определенной пиковой точки, появляется внутренний конфликт, который бывает очень сложно разрешить собственными силами.

Это многогранная тема, у нее нет строгих терминов с единой, общепринятой трактовкой. Само существование духовной эволюции – это довольно зыбкая теория, которая ставит под сомнение многие постулаты науки, но и отрицать ее невозможно.

И вот тут-то задача психолога – помочь разобраться во внутренних переживаниях и наметить пути движения дальше, в условиях реально существующей окружающей действительности.

К счастью, сегодня мы можем свободно говорить о том, что нас беспокоит – в том числе, о проблемах духовного кризиса.

Когда наступает духовный кризис?

Человек осознает себя как личность, которая СМЕРТНА, и его интересуют все доступные возможности развития, которые можно получить при жизни. Аспекты религии мы здесь не рассматриваем, это совсем другой образ мышления.

Но в более широком смысле, который используется и в научной психологии, кризис ознаменовывает начало нового этапа развития личности, от первого и последнего дня жизни человека. Таким образом личность, развивающаяся в нормальном режиме, проходит до 12 кризисов за всю жизнь.

Духовный кризис тесно связан со следующими вехами:

Явление духовного кризиса как таковое до сих пор не сформировано. Существует множество трактовок и определений.

Духовный кризис имеет вполне определенные симптомы. Их легко заметить, и, если Вы чувствуете, что это – про Вас, задумайтесь о консультации психолога. Это самое простое и правильное решение, которое поможет обрести душевное равновесие и наметить пути развития.

Проявления духовного кризиса

  • Панические атаки (могут проявляться как недостаток воздуха, тошнота, оцепенение);
  • Ощущение одиночества;
  • Постоянное чувство вины;
  • Страх и чувство незащищенности.

Чтобы этого не произошло — слушайте себя, будьте внимательны к своим желаниям, и сразу же обращайтесь к личному психологу.

Чем раньше удастся обнаружить проблему, тем быстрее она решится с помощью профессионала.

Читайте также: