Общественный строй история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основным аспектом, определяющим правовую способность людей в Древней Руси, было положение их личной свободы. Исходя из этого, население условно делилось на рабов (холопов) и свободных. Кроме того, существовали и промежуточные классы закрепощенных людей. Они считались юридически свободными, но на самом деле были в экономической зависимости (долговой или поземельной). Вследствие этого они все равно ущемлялись в правах.

Общественный строй

Это понятие включает организацию социума, которая обусловлена определенной степенью развития производства, а также обмена и распределения продуктов. Кроме того, особенности общественного строя зависят от сознания людей и традиций, закрепленных в законах и охраняемых государством. Его структура состоит из нескольких элементов, включающих политические, экономические, социальные и культурно-духовные отношения.

Древняя Русь

В сохранившихся летописях записано, что общественный строй славян, которые расселились на землях в районе Восточно-Европейской равнины, представлял собой родовую общину. Это значило, что вся власть и имущество были в руках старшины. Древние славяне исповедовали родовой культ, почитая своих предков.

С VI века в связи с появлением орудий труда, сделанных из металла, а также с переходом от подсечного земледелия к пашенному прежние отношения стали распадаться. Теперь требовалось объединять усилия всех без исключения членов рода для того, чтобы успешно вести хозяйство. Таким образом, на первый план вышла отдельная семья.

Общественный строй восточных славян постоянно менялся. Со временем родовые общины становились соседскими или территориальными. В них сохранялась общая собственность на пахотную землю, пастбища, водоемы и лесные угодья. Теперь отдельным семьям стали давать наделы. Такие участки пахотной земли они должны были обработать своими силами и собственными орудиями труда, оставляя у себя почти весь собранный урожай. Затем передел закончился, и наделы перешли в постоянную собственность, которой обладали отдельные семьи.

Общественный строй славян

Дальнейшее усовершенствование орудий труда повлекло за собой появление излишков продукции, а затем – развитие натурального обмена между семьями. В связи с этим постепенно стал появляться новый общественный строй славян, который привел к дифференциации общины, имущественному неравенству и значительному накоплению состояния старейшинами и иной знатью. В это время главным органом управления было вече, на котором совместно решались все важные вопросы. Но постепенно оно стало терять свою значимость.

Как известно, восточные славяне постоянно воевали с соседями. Кроме того, они также отражали многочисленные набеги кочевых племен. В результате стала возрастать значимость военачальников, которыми являлись князья. Они же были главными лицами, управлявшими племенами. Избыток продукции позволял содержать общинам князя с его преданной дружиной – отрядами воинов. Постепенно в их руках сосредоточилась вся власть и основная часть богатства. Они присвоили себе земли и обложили соплеменников налогами. Таким образом, в VIII-IX веках общественный строй Древней Руси опять стал меняться. Резкое имущественное расслоение начало давать предпосылки для образования государства.

Основные группы

Общественный строй Киевской Руси состоял из четырех основных групп населения, называвшихся феодалами, крестьянами, холопами и городскими (или посадскими) жителями. Все они имели разные права.

Деление людей на классы, как считает большинство историков, свидетельствовало о быстром развитии феодальных отношений. При этом бывшие свободные общинники со временем превращались в зависимое население. Надо сказать, что на данном этапе развития феодализма еще не было крепостного рабства, которое предполагало прикрепление крестьян к земле и лично к хозяину.

Свободное население

Государственный и общественный строй Киевской Руси являлся раннефеодальной монархией. Главой государства был великий князь, а ему, в свою очередь, подчинялись другие, более мелкие. Чтобы решить спорные вопросы, возникающие между ними, например о разделении или перераспределении земли, а также дела, касающиеся заключения мира или ведения войны, проводились специальные съезды.

Властвовали князья посредством своей дружины – отрядов профессиональных воинов. Солдаты собирали дань, и за счет нее же получали содержание. Старшие дружинники во главе с князем принимали участие в создании законов и входили вместе с ним в совет, называемый думой.

общественный строй

Военной элите были переданы административные функции, за счет которых появилась так называемая десятичная схема управления. Со временем ее заменит дворцово-вотчинная система, опиравшаяся на феодальную собственность на землю.

Дружинники постепенно становились землевладельцами и получали некий иммунитет, который давал им право распоряжаться своими территориями без какого-либо вмешательства в их дела со стороны княжеской администрации.

Класс феодалов

Существовавший в те времена общественный строй представлял собой некую лестницу, на верхушке которой восседал киевский князь со своей элитой – феодалами. Самой привилегированной была знать. Она, в свою очередь, делилась на несколько подгрупп. Среди них – бояре. Так назывались отставные старшие дружинники, служившие когда-то великому князю киевскому. С XI века они становятся крупными феодалами-землевладельцами. Также они участвовали в государственном управлении (чаще всего в роли наместников.)

Княжьи мужи – самое близкое окружение главы государства. Они были его политическими советниками, а также состояли в так называемом Совете при князе. Эти люди не имели земельной собственности и жили на иждивении. Они являлись потомками великих и светлых князей, а также старейшин племен.

Огнищанами называли крупных чиновников, занимающихся управлением различными областями государственного хозяйства.

Люди, руководившие личными делами и имуществом князя, именовались княжьими тиунами, т.е. слугами. Что касается их правового статуса, то они находились на уровне обычных рабов.

Были еще и отроки – младшие чины из состава дружинников великого князя. Они считались феодалами-землевладельцами и принимали участие в управлении государством.

общественный строй древней руси

Главной привилегией, которой пользовались старшие дружинники, а именно бояре, было землевладение с особым правом иммунитета, разрешавшее им следующее:

● не подчиняться не только общинным властям, но и феодальным на местах;

● пользоваться поддержкой юрисдикции князя;

● взимать различные подати и проводить суды в отношении зависимого люда.

Позже в грамотах были зафиксированы еще несколько прав по защите жизни, здоровья и чести. Также им становился доступным особенный порядок наследования, по которому имущество могло передаваться не только по мужской, но и по женской линии. Кроме того, была существенно повышена ответственность за убийство, где отмечалось, что жизнь феодала стоила тогда 80 гривен.

Зависимое население

Как уже известно, общественный строй восточных славян постепенно менялся, что привело к его расслоению и делению на классы. Появилось зависимое население, к которому относились смерды, закупы и рядовичи. Оно составляло большую часть жителей Древней Руси.

Смердами называли личносвободных крестьян-общинников. Они обладали собственностью с правом передачи его по наследству, а также могли вступать в договорные отношения. Совершившие преступление должны были выплатить штраф полностью. Они имели право участвовать в судебных процессах как в качестве истца, так и в роли свидетеля или ответчика.

К закупам относились смерды, каким-то образом попавшие в зависимость за имеющиеся у них долги перед кредиторами. Они обязаны были отрабатывать их до тех пор, пока не смогут возвратить задолженность. Закупы сохраняли свое имущество, переходящее по наследству родственникам, но при этом их долги не передавались. Они могли заключать договоры и привлекаться к уголовной ответственности, а также участвовать в судебных разбирательствах в роли как ответчика, так и истца. Однако закупы не имели права покинуть хозяйство кредитора или отказаться работать на него. Неповиновение наказывалось рабством. Закуп также не мог выступать в качестве свидетеля на судебных заседаниях, так как являлся зависимым от своего кредитора.

общественный строй восточных славян

Общественный строй на основе правовых аспектов определял факторы, по которым закуп мог быть освобожден. Первый из них – возврат долга. Второй – освобождение на основании решения суда, если кредитор передает обязательства должника третьему лицу. И, наконец, последний, когда закуп подвергся избиению со стороны кредитора.

Рядовичами называли должников, которые под залог своей свободы брали не деньги, а какие-либо вещи.

Несвободное население

Общественный строй Древней Руси был устроен таким образом, что в нем имелся класс людей, полностью подневольных и бесправных. Их называли холопами. У них не было никакого личного правового статуса и имущества. Они считались недееспособными и не имели права участвовать в судебных тяжбах и привлекаться к уголовной ответственности.

Существовало несколько причин, по которым люди могли стать холопами (рабами):

● По праву рождения. Это значит, что если хоть один из родителей был рабом, то и ребенок тоже становился им.

● Женитьба на рабыне.

● Самопродажа. Для этого составлялся документ, который подписывался при свидетелях.

● Захват в плен во время военных действий.

● Побег закупа. В этом случае в рабов превращали всю его семью.

● Уголовное преступление, которое каралось путем конфискации имущества. Кроме того, семья в полном составе становилась холопами. Такое наказание назначали за убийство, грабеж, поджог, конокрадство и банкротство.

Надо отметить, что общественный строй Киевской Руси с его законами не позволял холопам стать свободными. Больше того, отпустить их на волю считалось страшным оскорблением для свободных людей. Единственным исключением могло стать то обстоятельство, что у рабыни рождался ребенок от ее господина. А когда хозяин умирал, она становилась свободным человеком.

Посадские жители

Общественный строй, который сформировался на русских землях в те времена, предполагал отсутствие холопства в городах. Посадские жители имели полное правовое равенство. Только в XII веке в городском обществе стали проявляться признаки расслоения (дифференциации) населения по имущественному признаку.

Общественный строй Киевской Руси

Возникновение городов

В период зарождения и дальнейшего развития феодального строя часть ремесленников, которые входили в состав общины, начали попадать в зависимость от богатых землевладельцев. Другие же стали покидать свои деревни и уходить на новое место жительства. Они селились под стенами княжеских крепостей и замков. Так, общественный строй Руси пополнился еще одной группой населения – посадскими, или городскими людьми.

Образ жизни в этих поселениях существенно отличался от традиционного уклада, господствовавшего в сельских общинах. На смену миру, состоящему из бесконечных степных пространств, болот и непроходимых лесов, пришло более надежное укрепленное место, которое вначале представляло собой некое господство порядка и права.

Особенности общественного строя

Примерно в середине X века, когда началось усиление Древнерусского государства, городские поселения обрели способность выполнять не только административные и военные задачи. С принятием христианства стали появляться и культурные центры.

Тогдашний политический и общественный строй Руси в первую очередь повлиял на возникновение и развитие таких городов, как Киев и Новгород. Археологические исследования и раскопки подтверждают, что эти поселения имели уже сформировавшуюся структуру, где присутствовали концентрация власти, церковное управление, а также все необходимые усадебные застройки.

Управление государством

Общественно-политический строй Киевской Руси можно назвать раннефеодальной монархией, так как во главе страны находился один правитель – великий князь. В его руках была сосредоточена законодательная власть, он устанавливал налоги и решал все главнейшие финансовые вопросы. Именно великий князь являлся главой системы управления государством и верховным судьей, а также отдавал приказы своим вооруженным силам.

Общественный строй Руси

Кроме того, в руководстве были задействованы и другие механизмы:

● Совет при князе. Он считался неформальным органом власти и состоял из военных чинов – старших дружинников, представителей высшего духовенства, городских старейшин и др.

● Вече. Это высший официальный орган власти в стране, состоящий из свободных граждан. Вече могло созываться как на общегосударственном, так и на более низком уровне. В его компетенцию входили вопросы внутренней и внешней политики. Сила влияния вече всегда зависела от могущества или слабости власти князя.

● Феодальные съезды. Они решали различные вопросы, касающиеся взаимоотношений между князьями. Впервые такой съезд состоялся где-то в конце XI века. Собрания могли носить общегосударственный характер или созываться на отдельных землях.

Лишним подтверждением того, что политический и общественный строй государства Киевской Руси был именно раннефеодальной монархией, является весьма ограниченная власть князя. Он сам и его решения в какой-то степени зависели от ближайшего окружения, а также от вече и других собраний. Такое положение обусловлено тем, что центральное и территориальное управления были связаны между собой очень слабо. Этот механизм руководства государством являлся лишь начальной стадией развития монархии.

2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отношения (И. Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, еще значительно отличавшегося от зрелого феодализма.

2.2. Основные черты зрелого феодального строя:

– монопольная собственность феодалов на землю;

– наличие самостоятельного крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

– за пользование землей крестьянин нес повинности – оброк, барщину или денежную ренту;

– личная зависимость крестьянина от феодала;

– господство натурального хозяйства.

Историки пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

2.3. Особенности общественного строя Древней Руси.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины помимо дани продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще множеством свободных общин, появились не ранее XII в. Поэтому если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности – как о тенденции (направлении развития), постепенно пробивающей себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

– увеличение численности княжеско-дружинной верхушки;

– развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли;

– появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев;

– изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой – главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.

Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой многочисленной группы зависимого населения – рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных, а затем и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким – от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

Различные формы и степени зависимости, существовавшие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствуют о его сложном переходном характере.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Общественный строй

Общественный строй О социальном устройстве праславянского общества к началу V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХУННОВ На высшей ступени варварства старейшины резко отличаются от военных вождей[233]. Так было у ирокезов, где оба института уживались, не мешая друг другу; у германцев, где военные вожди, герцоги, за время Великого переселения народов совершенно

§ 27. Общественный строй Новгорода

§ 27. Общественный строй Новгорода Население Новгорода и его земель делилось по своему имущественному положению на две группы: людей лучших, или вящших, и людей молодших, или меньших. К первой группе принадлежали новгородские бояре, житьи (или житые) люди и добрые купцы.

Общественный строй

Общественный строй Для скифо-саков характерно продолжающееся разложение родового строя при наличии родовых старейшин и военачальников. Это представление об общественном строе скифо-сакскнх народов вполне подтверждается исследованием курганов, найденных в долине

Ассирийский общественный строй

Ассирийский общественный строй Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст так называемых Среднеассирийских законов (вторая половина II тысячелетия до н. э.), регулировавших жизнь ашшурской городской общины. Законы

Общественный строй Вавилонии в VII–VI вв. до н. э

Общественный строй

Общественный строй О социальном устройстве праславянского общества к началу V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования

2. Общественный строй

2. Общественный строй 2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СКИФОВ В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и

3.3. Общественный строй

3.3. Общественный строй Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.Свободные. К свободным относились господствующие социальные группы — князья, боярство и духовенство, часть крестьянства,

4.2. Общественный строй

4.2. Общественный строй Господствующие слои населения. Высшую социальную группу населения в Литовско-Русском государстве составляли потомки украинских удельных князей, сохранившие крупные земельные владения. Вместе с литовскими князьями они образовали социальную

5.2. Общественный строй

5.2. Общественный строй Установление бесконтрольного господства польских магнатов и шляхты на украинских земляк после Люблинской унии 1569 г. привело к существенным изменениям в общественном строе.Господствующая социальная группа. К ней прежде всего принадлежали

7.2. Общественный строй

7.2. Общественный строй Те изменения, которые наметились в общественном строе в годы Освободительной войны, были завершены во второй половине XVII — середине XVІІI в.Господствующая социальная группа. Массовое оказачивание украинской шляхты во время войны, социальное

8.2. Общественный строй

8.2. Общественный строй После уничтожения остатков автономии Украины в составе Российской империи общественный строй приводится в соответствие с общественным строем России. Официально все население Российской империи состояло из четырех сословий — дворянства,

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.


3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.


В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.


9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.


Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.


13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.


Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.


17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

общественный строй социальное устройство Словарь русских синонимов. .

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

▲ строение (чего) ↑ общественный социальный строй - система общественно - государственного строя.общественно - экономическая формация.общественный ст. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общественный строй система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права ох. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходн. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

(устройство) -в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определен. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1) в широком смысле система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную) общества; 2) в узком смысле система отношений, характеризующая функционирование институтов гражданского общества. В этом значении О.с. есть само гражданское общество, его организационно-структурная характеристика. (И.К.). смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) -в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

- в теории конституционного права - исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ - система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ , система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

- система общественных отношений, свойственных данномуобществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства иправа охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

первобытнообщинный, феодализм, капитализм, социализм. Иногда говорят - общественно-экономическая формация.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

fabric of society, social fabric, social order

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

общественный строй социальное устройство

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

• společenské zřízení• zřízení

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

sistema sociale, ordinamento sociale

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order, society

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙШЕГО РИМА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сравнивая уровни развития и характер цивилизации в долине Инда с той рабовладельческой культурой, которая одновременно существовала в Египте и в долине Тигра и Евфрата, и находя их во многом сходными, исследователи обычно предполагают, что и общественный строй их должен был быть сходным, В пользу такой точки зрения можно привести веские соображения. Высокий уровень развития производительных сил, существование крупных городов — ремесленных и торговых центров, наличие письменности показывают, что общество далеко ушло от примитивности первобытнообщинного строя. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном имущественном расслоении. Производство массы кирпича, строительство больших зданий и крепостных укреплений, сооружение канализационной системы и обслуживание ее, работы в огромных зернохранилищах и на пристанях и т.д. требовали большого количества рабочей силы, часть которой наверняка была подневольной. Однако по одним лишь памятникам материальной культуры не представляется возможным установить, какая это была часть и каковы конкретно были формы подневольной зависимости. Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить только сильная администрация, существование мощных цитаделей, господствующих над городом, говорят в пользу существования вполне сформировавшегося государства с развитым аппаратом управления. Наиболее вероятно существование городов-государств. Однако распространенность на столь большой территории однотипной материальной культуры дает основание думать, что поселения долины Инда были между собой связаны, а, возможно, в некоторые периоды их истории составляли и единое политическое целое. Однако все это лишь предположения (хотя и вероятные). Необходимо ждать новых открытий, особенно расшифровки письменности, чтобы высказанные предположения стали докаванными. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МАКЕДОНСКОГО ЦАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПАРФЯНСКОГО ЦАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРИОДА ЛЕ ГО

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (УСТРОЙСТВО)

- в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Общественный строй Древней Руси

Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Читайте также: