Отношения со странами запада кратко

Обновлено: 05.07.2024

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала воз­враще­ния четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.

Ухудшил советско-американские отноше­ния факт уничтоже­ния советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс ката­пультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий су­дебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (По­зднее Ф. Пауэрса обменяли на совет­ского разведчика Р. Абеля).




Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализи­ровало кон­тролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заклю­чил договор о поставках советского оружия. Советское прави­тельство выступило с угрозой применить силу и по­требовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и ино­странные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты по­строили Асуанскую плотину на реке Нил.

Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.

Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.

Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;

-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

-выдача паспортов колхозникам;

-начало выплат колхозникам государственных пенсий.

Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

-восстановление дружественных отношений с Югославией.

Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;

-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выбро­шены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;

-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;

принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;

Во внешней политике: -Карибский кризис;

-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.

Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизи­рует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполнен­ное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрица­тельные эпизоды хрущёвского руководства.

СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала воз­враще­ния четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.

Ухудшил советско-американские отноше­ния факт уничтоже­ния советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс ката­пультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий су­дебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (По­зднее Ф. Пауэрса обменяли на совет­ского разведчика Р. Абеля).

Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализи­ровало кон­тролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заклю­чил договор о поставках советского оружия. Советское прави­тельство выступило с угрозой применить силу и по­требовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и ино­странные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты по­строили Асуанскую плотину на реке Нил.

Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.

Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.

Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;

-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

-выдача паспортов колхозникам;

-начало выплат колхозникам государственных пенсий.

Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

-восстановление дружественных отношений с Югославией.

Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;

-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выбро­шены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;

-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;

принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;

Во внешней политике: -Карибский кризис;

-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.

Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизи­рует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполнен­ное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрица­тельные эпизоды хрущёвского руководства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция № 4

Внешняя политика СССР в 1970-1985 гг.

1. Отношения со странами Запада.

1. Отношения со странами Запада.

Основные направления внешней политики СССР включали в себя:


- укрепление социалистического лагеря;
- стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;
- поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире;


С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел СССР был А.А.Громыко.

1. Разрядка международной напряженности.

Конец 1960-х - середина 1970-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования, провозглашённая на XXII съезде КПСС, стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии.

В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со


Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США.

Разрядка – качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия.

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией ( договор 1970 г. ) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе).

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 1970-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны.

В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США на высшем уровне (1972 г. - визит Никсона в СССР; 1973 г. - визит Брежнева в США; 1974 г. – визит Форда в СССР).

Были подписаны договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии".

Произошло снижение ядерного противостояния:

- Договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

- Договор об ограничении систем ПРО (1972 г.);

- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе ( 1975 г. ). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, которую поддерживали, как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, которые обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд. долларов в 1979 г. до 284 млрд. в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений .

Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Используя размещение в Восточной Европе советских ядерных ракет малой и средней дальности (с 1977 г.) и афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны.

В 1980 г. американцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе).

В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия.

В 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии ядерные ракеты среднего радиуса действия.

В 1984 году СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев.

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45-и бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.). СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом.

СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей.

СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

В третьем мире интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере.

Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г. , когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг.

СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и, подчас, прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки.

Несомненными успехами стали:

1) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВ была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

2) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

3) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

4) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

5) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 1970-1980-е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки :

1) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.

3) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

4) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г.

5) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику мирного проникновения, которая дала результаты уже к концу 70-х гг.


В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией .

Конфликт с Китаем вылился в 1969 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР, в свою очередь, критиковал китайский гегемонизм.

Итоги внешней политики:


1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.


2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.


3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).


4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов.

5. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

Внешнюю политику СССР в 1964–1985 гг. определяли: во-первых, А.А. Громыко (Рис. 1) – министр иностранных дел СССР; во-вторых, Л.И. Брежнев (Рис. 2) – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР. Эти люди были не единственными, кто определял внешнюю политику государства, но от них зависело очень многое.
Рис. 1. А.А. Громыко – министр иностранных дел СССР (



)

Рис. 2. Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР ()

Основные направления внешней политики СССР:

1. Отношения со странами Запада (холодная война, которая определяла взаимоотношения СССР с другими странами).

2. Отношения со странами Восточной Европы.

3. Отношения со странами Востока и странами третьего мира.

Цели и задачи внешней политики СССР:

1. Защита государственных границ и суверенитета СССР.

2. Повышение международного авторитета СССР.




Великое время

Отношения со странами Запада

Холодную войну в период правления Л.И. Брежнева можно разделить на три периода.

1. Вторая половина 1960-х гг.

В это время у СССР были достаточно сложные отношения с Америкой. США продолжали неудачную для себя войну во Вьетнаме. Советский Союз в этой войне поддерживал вьетнамцев, которые сражались против американской агрессии. Эта борьба завершилась победой вьетнамского народа, но не без помощи СССР и других социалистических стран.

2. Разрядка международной напряжённости в конце 1960-х – конце 1970-х гг.

Эпоху разрядки символизирует ряд международных договоров. Это договоры по ограничению стратегических вооружений между СССР и США – ОСВ-1 (Рис. 3) (1972 г.) и ОСВ-2 (Рис. 4) (1979 г.). Также это договор СССР и США 1973 г. о необходимости предотвращения ядерной войны. Было осуществлено несколько встреч между Л.И. Брежневым и главами американского государства (Л. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд, Дж. Картер), причём эти встречи проходили как в Советском Союзе, так и за его пределами.


Рис. 3. Подписание ОСВ-1 Л.И. Брежневым и Р. Никсоном (



)


Рис. 4. Подписание ОСВ-2 Л.И. Брежневым и Дж. Картером (



)

Главным документов времени разрядки стал Заключительный акт совещания о безопасности и сотрудничестве в Европе, подписанный в г. Хельсинки в 1975 г. всеми европейскими странами, СССР, США и Канадой (Хельсинские соглашения) (Рис. 5). В этом договоре впервые после окончания Второй мировой войны были заложены международные принципы, по которым жила и сейчас живёт Европа: нерушимость государственных границ, неприменение силы стран в отношении друг друга, решение конфликтов мирным дипломатическим путём, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, суверенность государств, соблюдение и уважение прав своих граждан, а также граждан других государств, уважение и соблюдение прав человека. Значение Хельсинских соглашений было в том, что мировая общественность перестала беспокоиться и переживать по поводу возможной ядерной войны, и в мире установился порядок.




)

Основных причин международной разрядки было несколько. Во-первых, Советскому Союзу удалось догнать США по объёму ядерных вооружений, то есть установить т.н. паритет стратегических ядерных вооружений. Америка понимала, что, если она запустит свои ядерные ракеты в СССР, он может сделать то же самое, и тогда это грозило бы разрушением мира и всей человеческой цивилизации. Поэтому США пошли на урегулирование конфликта и разрядку отношений. Во-вторых, это взаимные экономические интересы и выгоды стран, которые были необходимы после кризиса начала 1970-х гг.

3. Конец 1970-х – начало 1980-х гг. – новый виток международной напряжённости

Считается, что поводом для нового витка международной напряжённости стало решение Советского Союза в 1979 г. ввести войска в Афганистан. Ответом на это стала массовая международная антисоветская кампания. Америка и её союзники бойкотировали Олимпиаду 1980 г. (Рис. 6), проходившую в СССР. В ответ советская олимпийская сборная бойкотировала летнюю Олимпиаду 1984 г., проходившую в Лос-Анджелесе. Также сюда можно отнести катастрофу с южнокорейским пассажирским самолётом над о. Сахалин. Кроме того, американцы стали наращивать вооружения и размещать ракеты средней дальности в Европе. СССР также начал перевооружение в социалистических странах и установил в них ракеты. Все эти действия привели к тому, что в середине 1980-х гг. в отношениях Советского Союза и западных стран наступил кризис. Данный кризис не решался в рамках прежней внешней политики СССР, поэтому требовалось срочное изменение внешнеполитического курса страны, так как мировые отношения капиталистического и социалистического блоков шли к полному охлаждению отношений.


Рис. 6. Открытие Олимпиады 1980 г. в Москве (



)

Предвоенный период[ | ]

  • 1923 — создан Главный концессионный комитет
  • 1924 — дипломатические отношения с Великобританией. Письмо Зиновьева
  • Пекинский договор (1925)
  • Берлинский договор (1926)
  • Коминтерн
  • 1929 — Хабаровский протокол
  • 1932 — Договор о ненападении между Польшей и Советским Союзом, Советско-французский пакт о ненападении
  • 1933 — дипломатические отношения с США.
  • 1934 — вступление в Лигу Наций.
  • 1935 — присоединение к Шпицбергенскому трактату, франко-советский договор о взаимопомощи
  • 1936 — Конвенция Монтрё о статусе проливов; против СССР заключён Антикоминтерновский пакт
  • Хасанские бои (1938)
  • 1939 — Бои на Халхин-Голе, Советско-германские договоры 1939, Польский поход РККА
  • 1939—1940 — Советско-финская война, исключение из Лиги Наций
  • 1940 — Присоединение Прибалтики к СССР, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР
  • 1941 — Договор о дружбе и ненападении между СССР и Королевством Югославия, Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (1941)

Молотов В.М. Нарком иностранных дел СССР

Отношения со странами Восточной Европы

В отношениях СССР и стран Восточной Европы в эпоху правления Л.И. Брежнева было несколько знаковых событий. С одной стороны, дружба, сотрудничество и взаимопомощь стран друг другу через Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи продолжались. Главы государств этих стран и СССР хорошо друг друга понимали, так как были приблизительно одного возраста и с одинаковым мировоззрением. Но с другой стороны, желание стран Восточной Европы ослабить свою зависимость от СССР, а также влияние стран Запада и ошибки советского руководства приводили к некоторым кризисным моментам.


Рис. 7. Пражская весна 1968 г. (



)

Рис. 8. Александр Дубчек – лидер Чешской коммунистической партии ()

Также Пражская весна привела к кризису в Польше в конце 1970-х гг., с которым поляки справились самостоятельно. В середине 1980-х гг. в отношениях СССР и Румынии, Югославии возникают кризисные моменты. Не все страны социалистического лагеря были готовы следовать в русле советской внутренней и внешней политики, что было основной причиной кризисов.

Ранний период[ | ]

С образованием молодого советского государства перед правительством стояла задача по подписанию мирных договоров с Германией и другими странами; получение международного дипломатического признания.

Чичерин Г.В. советский дипломат, Нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—30 гг.)

К моменту создания СССР были заключены Московский договор (1921) и Рапалльский договор (1922) — прорыв дипломатической изоляции, завершены военные действия с добившимися независимости западными соседями: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией. Сохранялся территориальный спор с Румынией из-за Бессарабии.

В феврале 1922 года советское правительство поддерживало официальные отношения с 11 государствами – Германией, Великобританией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей [1].

Отношения со странами Востока и странами третьего мира

Наиболее сложными во времена правления Л.И. Брежнева были отношения у СССР с Китаем. Все попытки двух стран наладить отношения в 1960-х гг. ни к чему не привели. Более того, Китай выставил территориальные претензии к Советскому Союзу по острову Даманский в 1969 г. (Рис. 9). В этом вооружённом конфликте с обеих сторон погибло по несколько десятков, а по некоторым данным сот человек. Таким образом, отношения Советского Союза и Китая были испорчены.

Рис. 9. Конфликт между СССР и Китаем из-за острова Даманский 1969 г. ()

Несмотря на все конфликты и международные столкновения, СССР обладал в мире большим авторитетом, и страны третьего мира (например, страны Африки и Латинской Америки), в которых шла внутренняя вооружённая борьба, обращались за помощью к СССР. У этих развивающихся стран было более уважительное отношение к Советскому Союзу в 1960-х – 1970-х гг., чем к странам Европы, так как они помнили европейские государства как завоевателей и колонизаторов в недавнем историческом прошлом.

Что касается стран, которые пытались следовать социалистическим путём, то это были Вьетнам, Ливия, Конго, Мадагаскар, Лаос, Кампучия. Также это были страны Латинской Америки: Никарагуа, Чили, где С. Альенде (Рис. 10) начал демократические реформы, но потом власть захватил диктатор А. Пиночет (Рис. 11) при прямой поддержке США, и страна ушла из социалистического лагеря в капиталистический.

Рис. 10. С. Альенде – социалистический руководитель Чили (



)

Рис. 11. А. Пиночет – диктатор Чили (



)

Большая часть авторитета СССР в странах третьего мира рухнула в декабре 1979 г., когда СССР ввёл войска в Афганистан. Причиной этого шага советского государства являлось то, что руководство страны опасалось, что на южных границах СССР в условиях холодной войны окажутся американцы. Дипломатически ввод советских войск в Афганистан не был оформлен. Х. Амин (Рис. 11), афганский диктатор, был свергнут и убит в первые же часы советского вторжения, и в столице утвердился у власти советский ставленник Кармаль. Установить контроль над большей частью территории страны не удалось ни ему, ни советским интервентам, но Афганистан всё же остался социалистическим государством. Таким образом, афганский кризис стал симптомом того, что внешняя политика СССР 1980-х гг. претерпевала тяжёлое и кризисное состояние.

Рис. 11. Х. Амин – афганский диктатор (



)

Культура

Плюсы

Минусы

Выводы

В 1964–1985 гг. отношения СССР со странами Запада претерпевали противостояние, затем разрядку, а затем новый виток холодной войны. Со странами Восточной Европы в это время были в общем неплохие отношения, но внутри этих стран зрело недовольство политикой СССР и его влиянием на них. С остальными странами мира у Советского Союза были хорошие отношения, не считая некоторых кризисных явлений и афганского кризиса. Таким образом, несмотря на все успехи во внешней политике СССР, в середине 1980-х гг. в ней наметились серьёзные проблемы.

Домашнее задание

  1. Назовите основные аспекты отношений СССР и стран Запада в период 1964–1985 гг. Чем определялась такая внешняя политика СССР?
  2. Почему во взаимоотношениях Советского Союза и стран Восточной Европы прослеживались кризисные явления во время правления Л.И. Брежнева?
  3. Какими были взаимоотношения СССР и стран Востока, стран третьего мира?
  4. Какова была причина того, что международные отношения СССР со многими странами в 1980-х были испорчены?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Список рекомендованной литературы

Социальная политика

Плюсы

Реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население увеличилось на 12 млн человек.

Бесплатным жильём было обеспечено 162 млн человек, а квартплата не превышала 3% дохода средней семьи.

Всеобщее бесплатное здравоохранение. Введена поголовная диспансеризация всего населения, включая детей.

В 70-х годах в вузах СССР бесплатно обучались 4,6 млн студентов. Для сравнения: в современной России их 4,7 млн, а в США — 17,5 млн.

Отсутствие безработицы и довольно слабое социальное расслоение общества.

Минусы

Уравниловка — зарплатная политика, при которой доходы не зависят от результатов труда. Ни уволить плохого работника, ни достойно поощрить хорошего было невозможно. Молодой специалист независимо от способностей начинал карьеру со 120 руб. в месяц.

Очереди в магазинах за самым необходимым. Дефицит и блат — как норма жизни простого советского потребителя. Даже всезнающий Госплан не мог сказать, что исчезнет с прилавков завтра: туалетная бумага, варёная колбаса по 2,20, растворимый кофе, носки, кафельная плитка, мыло или стиральный порошок.

Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть политику СССР в 60 – 80-е годы ХХ века.
3. Проанализировать борьбу за влияние в странах третьего мира.


Во введении необходимо отметить, что термин "холодная война", который наиболее ярко характеризует внешнюю политику данного периода, был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчиль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной "железным занавесом", и призвал западную цивилизацию объявить войну "коммунизму".
На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели?
Во-первых, Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы.
Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий.
В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной.
В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими.
Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив "холодную войну".

I Политика СССР в 60 – 80-е годы ХХ века

Отношения с социалистическими странами

Отношения со странами Запада

Читайте также: